подготовка к ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
дидактический матриал для работы со слабоуспевающими учащимися. Упражнения на сжатие текста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Языковые приемы сжатия текста.
Исключение второстепенной информации
повторов,
одного или нескольких синонимов,
вводных слов,
однородных членов предложения,
однотипных примеров,
риторических вопросов и восклицаний,
цитат,
фрагмента предложения, содержащего второстепенную информацию,
пояснений, уточнений,
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
Например:
Исходный текст | Сжатый текст |
Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании — короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди. (По В.И. Курбатову ) | Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди. |
Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е.Киселёвой) | Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. |
Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело — мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания — воспитание души. (Ю.М.Лотман) | Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания — воспитание души. |
Обобщение единичных явлений и фактов
парцеллированных предложений,
замена однородных членов обобщающим наименованием,
замена фрагмента предложения синонимичным выражением,
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
Например:
Исходный текст | Сжатый текст |
Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову) | Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере. |
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян) | Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. |
Упрощение синтаксических структур
замена придаточного определительного синонимичным определением,
замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом,
сокращение количества структурных частей сложного предложения,
слияние нескольких предложений в одно,
замена предложения или его части указательным местоимением,
замена сложноподчиненного предложения простым,
замена фрагмента предложения синонимичным выражением,
замена прямой речи косвенной.
Например:
Исходный текст | Сжатый текст |
Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой происходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки. (Из периодической печати) | Автомодели с электродвигателями принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки. |
Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. (С. Соловьёв ) | Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. |
Принято думать, что нравственные потрясения, которые открывают новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, однако это далеко не так. (Из периодической печати) | Не стоит думать, что нравственные потрясения, открывающие новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои. |
В результате сжатия должен получиться связный, логичный текст, а не его план или подробный пересказ.
Необходимо сохранить в новом тексте все микротемы и не упустить идею исходного текста.
Нельзя удалять:
авторский тезис,
аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли,
вывод автора.
Упражнения.
Упражнение 1
Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию.
А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Упражнение 2
Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.
1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.
2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)
Упражнение 3
А) Трансформация словосочетаний.
Замените словосочетание наиболее «экономичным» языковым средством.
Дать подтверждение; привести доказательство; проводить исследование; совершать вращение; проявлять интерес; выдвинуть предположения; процесс реакции; свойство упругости; месяц март.
Б) Трансформация предложений.
Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.
Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить; для того чтобы изменить; для того чтобы соединить; для того чтобы распределить; для того чтобы рассмотреть.
В) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели).
Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды.
Упражнение 4
Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.
Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10000 раз.
Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы.
Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.
Ответы.
Упражнение 1
А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве. так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Таков может быть окончательный вариант сокращения:
Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.
Упражнение 2
Примеры выполнения работы учащимися:
1.1. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова)
2.1. Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта - это нечто другое. (23 слова)
3.1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точна, достижима. 3. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (28 слов)
Упражнение 3
В) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели.
Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды.
Упражнение 4
Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз.
С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы.
Принимая витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.
Сжатое изложение.
Когда человек осуществляет сознательный или интуитивный выбор жизненной цели, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.
А в чём самая большая цель жизни? По-моему, в том, чтобы увеличивать добро в окружающем нас мире. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Если человеком поставлена задача приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой человечности... Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется ровным счётом ничего. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему ты служил, чему ты отдавал силы.
Интересно, замечали ли вы, что всё дурное и мелкое в жизни быстро забывается?.. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти. А люди, служившие другим, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других, кто способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе...
(213 слов) (По Д. Лихачёву.)
1. Озаглавьте текст.
2. С какой целью академик Лихачёв написал этот текст?
3. Какие микротемы раскрывают основную мысль текста?
4. Напишите сжатое изложение.
Ответы.
1. Возможные варианты: Выбор жизненной цели. Цели в жизни. Жизненные цели и счастье.
2. Убедить в том, что счастливым может стать только тот, кто ставит перед собой высокую цель служения другим людям.
3. 1) Выбор жизненной цели определяет средства её достижения: к высокой цели нельзя стремиться низкими средствами.
2) Приобретение материального благополучия как цель в жизни приводит человека к самооценке на уровне материальных благ, потому что от прожитого у такого человека ничего не остаётся. Живущий для других оценивает себя на уровне человечности, и люди сберегут то, ради чего он жил.
3) Людей, живущих собственными заботами, быстро забывают. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других.
4.
Осуществляя сознательный или интуитивный выбор жизненной цели, человек даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить о его самооценке. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. (30)
Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем мире. Добро слагается из многого, и жизнь постоянно ставит перед человеком задачу, которую нужно решать. Приобретение материального благополучия как цель в жизни приводит человека к самооценке на уровне материальных благ, потому что от прожитого у такого человека ничего не остаётся. Живущий для других оценивает себя на уровне человечности, и люди сберегут то, ради чего он жил. (64)
Люди, ни о ком не заботящиеся, забываются. А люди, служившие другим, имевшие в жизни добрую цель, запоминаются надолго. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других. (26)
Предварительный просмотр:
Упражнения.
Упражнение 1
Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию.
А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Упражнение 2
Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.
1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.
2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)
Упражнение 3
А) Трансформация словосочетаний.
Замените словосочетание наиболее «экономичным» языковым средством.
Дать подтверждение; привести доказательство; проводить исследование; совершать вращение; проявлять интерес; выдвинуть предположения; процесс реакции; свойство упругости; месяц март.
Б) Трансформация предложений.
Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.
Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить; для того чтобы изменить; для того чтобы соединить; для того чтобы распределить; для того чтобы рассмотреть.
В) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели).
Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды.
Упражнение 4
Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.
Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10000 раз.
Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы.
Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.
Сжать текст
Когда человек осуществляет сознательный или интуитивный выбор жизненной цели, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.
А в чём самая большая цель жизни? По-моему, в том, чтобы увеличивать добро в окружающем нас мире. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Если человеком поставлена задача приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой человечности... Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется ровным счётом ничего. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему ты служил, чему ты отдавал силы.
Интересно, замечали ли вы, что всё дурное и мелкое в жизни быстро забывается?.. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти. А люди, служившие другим, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других, кто способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...