Урок-путешествие «Притяжательные прилагательные»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цели:
. познакомить учащихся с притяжательными прилагательными, их образованием и правописанием;
. развивать навыки правильного написания имен прилагательных;
. уметь применять прилагательные в речи;
. воспитывать внимание, любовь к родному языку, родной природе, слову, положительные качества.
Оборудование: маршрутные листы (Приложение 1), опорная таблица «Имя прилагательное», карта путешествия по городу «Прилагатинску» (Приложение 2), экран, ИТК, проектор, раздаточный материал, сигнальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. У нас будет необычный урок. Сегодня мы пригласили к себе гостей, но не волнуйтесь, соберитесь, вспомните все, что знаете, и мы начнем.
2. Слово учителя. Сообщение целей урока.
Мы находимся в большом городе Прилагатинске, по которому совершим сегодня на электропоезде путешествие, в котором познакомимся с притяжательными прилагательными, узнаем, как они образуются, и обратим внимание на их правописание. Во время путешествия мы сделаем несколько остановок. Для того чтобы отправиться в путь, нам нужен посадочный билет. Начальник станции любезно согласился на наше путешествие по железной дороге без каких-либо материальных затрат, от нас требуются только знания.
Итак, первое задание: что такое имя прилагательное?
Молодцы! Посадочный билет у нас на руках, у каждого из вас есть маршрутная карта. Мы отправляемся в путешествие. (Приложение 2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_prityazhatelnye.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие
«Притяжательные прилагательные»
Цели:
. познакомить учащихся с притяжательными прилагательными, их образованием и правописанием;
. развивать навыки правильного написания имен прилагательных;
. уметь применять прилагательные в речи;
. воспитывать внимание, любовь к родному языку, родной природе, слову, положительные качества.
Оборудование: маршрутные листы (Приложение 1), опорная таблица «Имя прилагательное», карта путешествия по городу «Прилагатинску» (Приложение 2), экран, ИТК, проектор, раздаточный материал, сигнальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. У нас будет необычный урок. Сегодня мы пригласили к себе гостей, но не волнуйтесь, соберитесь, вспомните все, что знаете, и мы начнем.
2. Слово учителя. Сообщение целей урока.
Мы находимся в большом городе Прилагатинске, по которому совершим сегодня на электропоезде путешествие, в котором познакомимся с притяжательными прилагательными, узнаем, как они образуются, и обратим внимание на их правописание. Во время путешествия мы сделаем несколько остановок. Для того чтобы отправиться в путь, нам нужен посадочный билет. Начальник станции любезно согласился на наше путешествие по железной дороге без каких-либо материальных затрат, от нас требуются только знания.
Итак, первое задание: что такое имя прилагательное?
Молодцы! Посадочный билет у нас на руках, у каждого из вас есть маршрутная карта. Мы отправляемся в путешествие. (Приложение 2).
3. Урок-путешествие.
Внимание! Станция «ПОЭТИЧЕСКАЯ».
На этой станции нам предлагают выполнить следующие задания, для этого вспомним уроки литературы: давайте обратимся к маршрутным листам.
(Приложение 1).
Вопросы:
Прочитайте выразительно получившееся стихотворение.
Правильно ли вставлены пропущенные прилагательные?
Назовите автора.
Чем объединены эти стихотворения? (Описание зимней природы.)
Какую роль играют прилагательные в тексте? (все разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Именно они способны сделать нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, звуки-становится серым, однообразным)
Осторожно! Двери закрываются, следующая станция «ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ».
Давайте вспомним, что мы знаем о правописании прилагательных. Обратимся к маршрутным листам. (Приложение 1)
Читаем задание № 2, вспоминаем правило: в окончаниях прилагательных после шипящих под ударением — о, без ударения -е. (Проверка по цепочке.)
Молодцы! Мы отправляемся на станцию «Разрядная».
Внимание! Станция «Разрядная».
Вот мы и в гостях у Трех Разрядов. По значению и форме прилагательные делятся на три разряда. С двумя разрядами вы уже знакомы. Расскажите о качественных и относительных прилагательных.
Задание № 3. Кодовый диктант. (Диктуются словосочетания, учащиеся определяют разряд).
Перед вами сигнальные карточки с буквами «К» и «О». Я вам буду диктовать словосочетания, а вы определите разряд прилагательного, и свой ответ подтвердите соответствующей сигнальной карточкой.
Добрый человек
интересный рассказ
декабрьское утро
индийский чай
увлекательная работа
морская вода
красивые цветы
глубокое озеро
смешной мальчишка
А теперь мы познакомимся с третьим разрядом.
Лингвистическая сказка «Образование притяжательных прилагательных» (инсценировка)
Однажды к Синтаксису пришли словосочетания "пиджак отца", "платок бабушки", "хвост лисы". Вперед выступило слово "пиджак":
– Уважаемый король! По вашему приказу мы стали объединяться в словосочетания. Но имена существительные, которые получили роль зависимых, не хотят подчиняться. Помогите нам, замените нас прилагательными.
Задумался Синтаксис. Отменять свой приказ ему не хотелось, а не уступи он подчиненным, может начаться бунт. Позвал он Морфологию.
– Я не возражаю против новой группы имен прилагательных, – сказала она. – Но есть ли у короля Словообразование нужные нам суффиксы?
Пригласили короля Словообразование. А тот, толком не разобравшись, взял с собой только два суффикса –-ов и -ин– да несколько окончаний. Присоединили -ов к основе слова "отца" – получилось прилагательное "отцов". Присоединили суффикс -ин к основе слова "бабушки" – получилось "бабушкин". А как же быть с существительным "лисы"? И рискнул тогда король Словообразование вместо суффикса подставить окончание -ий – "лисий". А чтобы притяжательные прилагательные, образованные таким способом, не догадались о его незадачливости, повелел король считать -ий суффиксом. Так возникла новая группа имён прилагательных.
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному. Отвечают на вопросы чей? чьё? чья? чьи?
Обращаемся к маршрутным листам. (Приложение 1)
Выполняем задание № 4.
Проверка.
Задание № 5.
Просклонять словосочетания:
1-й ряд — волчья пасть
2-й ряд- лисий хвост
3-й ряд- птичье перо
Вывод: во всех формах притяжательных прилагательных с суффиксом -ий (-й) перед окончанием пишется ь, кроме м.р. ед. ч. И. И В. п.
Внимание! Станция «ЛЕКСИЧЕСКАЯ».
Задание № 6: попробуйте дать определение самому себе.
Какими качествами должен обладать настоящий человек?
Добрый
отзывчивый
честный
искренний
верный
заботливый
внимательный
Я хочу, чтобы такими качествами обладали вы все.
Внимание! Станция «НОВОГОДНЯЯ»
Приближается Новый год. Все отделения связи переполнены поздравительными открытками, письмами, телеграммами. Пришли поздравления и нашим прилагательным. Да вот незадача: давно Дед Мороз учился в школе, подзабыл разряды прилагательных и попросил нас помочь ему. Поможем? Кто быстрее определит разряд?
Задание № 7. (тест)
Итог урока.
Рефлексия.
Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться. Что нового узнали вы? Какие задания, на ваш взгляд, были интересными? Вы так активно работали, и я Вам хочу вручить сувениры — буклеты, чтобы этот урок запомнился Вам надолго.
Домашнее задание: параграф 52, задание на выбор: написать сочинение — миниатюру «Зимний лес» (использовать прилагательные всех разрядов).
P. S. Мы с Вами еще на станции «НОВОГОДНЯЯ». (стук)
Входит Дед Мороз.
Приложение 1
Маршрутный лист
Станция «ПОЭТИЧЕСКАЯ»
1. Вставьте пропущенные прилагательные, укажите авторов и названия стихотворений.
1 вариант 2 вариант
………….….. береза Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
Под моим окном, На ………………. небе мгла носилась;
Принакрылась снегом, Луна, как ………………… пятно,
Точно серебром. Сквозь тучи ……………… желтела,
На …………….. ветках И ты …………………. сидела-
……………… каймой А нынче погляди в окно:
Распустились кисти Под …………………. небесами
………………. бахрамой. …………………… коврами,
И стоит береза Блестя на солнце, снег лежит;
В …………... тишине, …………….. лес чернеет,
И горят снежинки И ель сквозь иней зеленеет,
В …………….. огне. И речка подо льдом блестит.
Станция «ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ»
2. Вставьте пропущенные буквы. Какое правило нужно использовать, чтобы правильно написать слова?
На свеж...м воздухе, к старш...му брату, в больш...м дремуч...м лесу, по горяч...му следу, у могуч...го дуба, в чуж...м доме.
Станция «РАЗРЯДНАЯ»
3. Работа с сигнальными карточками. х
4. Образуйте от данных словосочетаний «сущ.+сущ.» другие словосочетания по схеме
х
«притяж.прил.+сущ.». Выделите суффикс, с помощью которого образовали притяжательные прилагательные.
х
Платье мамы -
х
след зайца-
х
шапка деда-
5. Просклоняйте данные словосочетания.
1 ряд- волчья пасть
2 ряд- лисий хвост
3 ряд- птичье перо
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п
Станция «ЛЕКСИЧЕСКАЯ»
6. Попробуйте дать определение самому себе.
Я какой? (какая?)………………………………………………………………………………………
Станция «НОВОГОДНЯЯ»
7. Тест
Обведите номера правильных ответов
1. Качественные имена прилагательные:
1) обозначают признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени;
2) образуют степени сравнения;
3) не имеют краткой формы.
2. Относительные имена прилагательные:
1) обозначают признак предмета, который может быть в предмете в большей или меньшей степени;
2) обозначают материал, из которого сделан предмет;
3) обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному.
3. Притяжательные имена прилагательные:
1) обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному;
2) имеют краткую форму;
3) имеют суффиксы -ов (ев), -ин (ын),- ий.
4. Качественным является имя прилагательное:
1) меховой
2) вечерний
3) соленый.
5. Относительным является имя прилагательное:
1) серебряный (колокольчик);
2) куриное (мясо);
3) сестрин (платок).
6. Притяжательным является имя прилагательное:
1) январская (стужа);
2) девичий (смех);
3) материнская (любовь).
7. Можно выделить суффикс -ий в имени прилагательном:
1) синий;
2) лисий;
3) охотничий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Притяжательные прилагательные"
Материал данного урока можно использовать на уроке русского языка в 5 классе....
презентация "Притяжательные прилагательные"
презентация к уроку "Притяжательные прилагательные" 6 класс...
Притяжательные прилагательные.
Класс6 Тема и номер урока в темеПритяжательные прилагательные.5 урок по теме «Имя прилагательное» Базовый учебникУМК В.В. Бабайцевой...
конспект фронтального логопедического занятия:"Образование и употребление притяжательных прилагательных"
Представляю развернутый конспект фронтального логопедического занятия по теме: "Образование и употребление притяжательных прилагательных". Мониторинг устной и письменной речи учащихся II эт...
Презентация "Урок-путешествие в страну Прилагательных"
Презентация "Урок-путешествие в страну Прилагательных"...