Урок - путешествие Тема: «Имя прилагательное как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Урок - путешествие
Тема: «Имя прилагательное как часть речи»
Цели: : обобщить изученный ранее материал об имени прилагательном, закрепить умение определять род, число и падеж, правильно писать падежные окончания имен прилагательных;
формирование умений общаться и работать в команде, развивать чувство товарищества и дружбы, любовь к родной природе.
Оборудование: компьютер (презентация), музыкальное сопровождение, медали, цветочки (для поощрения), «яблоня нартов», перфокарты.
Ход урока.
- Орг. момент (поздороваться с гостями, улыбнулись друг другу, сели).
СЛАЙД №1
- Вступительное слово учителя:
- Сегодня, ребята, у нас необычный урок, урок- путешествие. Работа у нас по группам. У нас 3 команды: «Дружба», «Улыбка» и «Знатоки»
Мы отправимся в страну, где вечное лето, зелень, цветы… Название её мы узнаем позже… Там всегда тепло, и у нас уже весна на дворе…
3. Учитель эмоционально рассказывает о весне (на фоне слайдов)
СЛАЙДЫ №2 - №15 (с музыкой)
- Каждое время года желанно и любимо народом. Но есть особая пора, когда пробуждается природа и вместе с ней расцветает человеческая душа, - это весна. Весне посвящали стихи поэты, весну восхваляли композиторы, весной восхищались художники.
- Ребята, о красоте весны сложено очень много песен. Но мне хочется рассказать вам одну притчу. Вы внимательно послушайте, а потом вместе обсудим.
Слайд № 16 «Притча о весне»
(на фоне музыки учитель рассказывает притчу)
На улице сидел слепой человек. У его ног лежала шляпа для милостыни, а рядом была табличка с надписью: «Я слепой человек, помогите, пожалуйста».
Мимо него проходило много людей, но мало кто останавливался, чтобы бросить ему хоть пару монет.
И вот к нему подошел один мужчина. Он положил в шляпу деньги, потом взял табличку и что-то на ней дописал.
После этого каждый, кто проходил мимо слепого человека, не мог остаться равнодушным. Кто-то бросал монеты, кто-то просто останавливался, чтобы сказать пару добрых слов. Слепой был очень удивлён таким переменам.
И вот настал вечер. Мимо него снова проходил тот самый мужчина, который был утром. Слепой узнал его по шагам.
- Что ты написал мне на табличке? – крикнул ему слепой.
- Правду! – ответил мужчина. – Просто другими словами.
Он улыбнулся и ушёл.
Надпись на табличке была такой: «Сейчас на улице весна, а я не могу её видеть».
(Комментарии к притче (2-3 вопроса задать детям)
Вопросы:
- Ребята, вам понравилась притча?
- Почему прохожие изменили свое отношение к слепому старику?
Вывод учителя: - Да, ребята, не видеть удивительную красоту весны – это, действительно, несчастье, горе!
- А чему нас учит эта притча? (Быть милосердными, чуткими к чужой боли. Учит нас ценить красоту окружающей нас природы).
Учитель: - Итак, ребята, мы отправляемся в наше путешествие.
Чтобы попасть в сказочную страну, на каждой станции вас ждут препятствия, которые вы легко преодолеете благодаря своим знаниям. За работу каждая команда получит весенние цветочки. Оранжевый цветок - отлично, зеленый – хорошо, белый – удовлетворительно.
- Ребята, для определения темы нашего урока, вы должны отгадать загадку.
Слайд №17 Загадка «Имя прилагательное»
Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий,
вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!
- Что это? (Дети: - Имя прилагательное!)
(Отгадавшей команде – цветочек)
Слайд № 18 Тема: «Имя прилагательное»
(Записать число, тему урока)
- Итак, сегодня перед нами задача: повторить знания по прилагательному, закрепить тему «Имя прилагательное как часть речи», повторить некоторые орфограммы.
И первая наша станция …
СЛАЙД №19 Станция «Вспоминай - ка»
Учитель: - Пока команды будут отвечать на мои вопросы, у доски от каждой команды будет работать 1 ученик. Пожалуйста, к доске:
Просклонять:
ДРУЖБА: весенний
УЛЫБКА: ель
ЗНАТОКИ: теплый день
(Пока 3 учеников работают у доски, команды отвечают устно на вопросы)
Проверить склонение на доске и первому дать красный цветок, остальным - другие.).
Вопросы команде «ДРУЖБА»:
1. Что такое имя прилагательное? (1- 2 примера).
2. Каким членом предложения бывают прилагательные? (Определение, реже – сказуемое).
Вопросы команде «УЛЫБКА»:
1. Назовите морфологические признаки имени прилагательного? (род, (в ед. числе), число, падеж).
2. С какой частью речи согласуется имя прилагательное и в чем? (с сущ. в роде, числе и падеже).
Вопросы команде «ЗНАТОКИ»:
1. Какие формы прилагательного вы знаете? (полные, краткие. примеры.) Как пишутся краткие прилагательные с шипящим на конце? (без Ь знака. Примеры: дремуч, могуч, горяч, хорош).
2. Как изменяются краткие имена прилагательные? (по родам и числам)
(Дать за ответы цветочки).
Учитель: - Вот и наша вторая станция!
Слайд №20 Станция «Словосочетание»
Учитель: - Сейчас, ребята, вы на скорость должны выполнить следующее задание: составить словосочетания (прилагательное+существительное)
(Стрелками соединить по смыслу словосочетания (прилаг.+сущ).
Слайд №21 «Словосочетание» (задание)
добросовестный подснежник
долгожданная рассказ
интересный весна
белый соловей
красивый ветер
легкий ученик
Слайд №22 «Словосочетание» (выполненное)
добросовестный ученик
долгожданная весна
интересный рассказ
белый подснежник
красивый соловей
легкий ветер
(Спросить от каждой команды по 2 словосочетания, дать цветочки соответственно.)
Учитель: - Вот мы и прибыли к станции…
СЛАЙД № 23 Станция «Исправляй- ка»
( Всем раздать карточки с заданием, они исправляют в карточках ошибки в окончаниях.)
СЛАЙД № 24 (задание)
ДРУЖБА
со старшем братом, на свежом воздухе.
УЛЫБКА
в дремучим лесу, играть с товарищом.
ЗНАТОКИ
о хорошим друге, думать о встречи.
СЛАЙД № 25 (выполненное задание)
(По очереди озвучивают правописание окончаний. Оранжевый цветок дать правильно выполнившей команде, соответственно – другим другие цветы).
Учитель: - Наша следующая станция, ребята, …
СЛАЙД №26 Станция «Угадай-ка»
Слайды 27 - 32 (ЗАГАДКИ – ОТГАДКИ)
ДРУЖБА
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
-= Весна =-
УЛЫБКА
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
-= Март =-
знатоки
Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок!
-= Подснежник =-
(Дать командам цветочки).
Учитель: - Итак, ребята, мы сейчас на станции …
СЛАЙД № 33 Станция «Орфографическая»
СЛАЙД №34 (Текст)
Ранняя весна.
ДРУЖБА
Наступила ранняя весна. Яркое солнце рушит последние снежные крепости. Звонкая капель стучит по земле. В лесу пахнет душ…стыми поч…ками.
(6 прилагательных: ранняя, яркое, последние, снежные, звонкая, душистыми)
УЛЫБКА
З…лён…ые ёлочки важно вытянули свои колючие ветки. С б…рё…ки течёт сладкий сок. Лучи солнца осветили всю окрестность. Ожил лес.
(3 прилагательных: зеленые, колючие, сладкий)
ЗНАТОКИ
Над головой п…слышалас… звонкая трель. За стволами д…рев…ев мелькнула стайка птиц. Весной много хлопот и забот у пернатого царства.
( 2 прилагательных: звонкая, пернатого)
(Вставить пропущенные буквы, выписать в тетрадь прилагательные. . Дети объясняют орфограммы.)
СЛАЙД №35 (орфограммы)
Учитель: - Каждая команда дает объяснение орфограммам в указанных на слайде словах:
ДРУЖБА
почками, душистыми
УЛЫБКА
зеленые, березки
ЗНАТОКИ
послышалась, деревьев
NВ! Задание дополнительное: (в 1-ых предлож. своего отрывка найти граммат. основу).
(учитель комментирует ответы, дает цветочки)
СЛАЙД №36 Станция «Отдохни-ка»
(Учитель называет прилагательные - приседают девочки, называет существительное – приседают мальчики, другая часть речи – все хлопают в ладоши 1 раз).
Слова: весна, солнечный, дождливая, трава, жарко, поют, подснежник, теплый, гуляем, лес, любишь, дерево, зеленая, красивые, тает.
Учитель: - Отдохнули, а теперь продолжим наше путешествие.
Итак, следующая наша станция «ПЕРФОКАРТЫ»
СЛАЙД №37 Станция «ПЕРФОКАРТЫ»
(Учитель объясняет задание по перфокартам. Все выполняют на карточках. Команды работают на скорость, все члены команды должны закончить работу. Первая команда получает оранжевый цветок, а другие – соответственно другие).
СЛАЙД №38 – 40 (задания по перфокартам)
ДРУЖБА
Слова | имя прилагательное ( + ) | другая часть речи ( - ) |
красиво | - | |
весенний | + | |
добрый | + | |
природа | - | |
теплый | + | |
цветут | - |
УЛЫБКА
Слова | имя прилагательное ( + ) | другая часть речи ( - ) |
зеленый | + | |
весна | - | |
красиво | - | |
птицы | - | |
солнечная | + | |
наступила | - |
ЗНАТОКИ
Слова | имя прилагательное ( + ) | другая часть речи ( - ) |
солнце | - | |
теплые | + | |
грачи | - | |
тает | - | |
веселое | + | |
хорошо | - |
СЛАЙД №41 Станция «Собери пословицу»
(Каждая команда собирает пословицу и объясняет ее значение).
СЛАЙД №42 (3 пословицы)
- Потрудись весной – сытым будешь зимой.
- Весенний день год кормит.
- Весною день упустишь, годом не вернешь.
СЛАЙД №43 Станция «Подари предмету признак»
СЛАЙД №44 «ВЕСНА»
(Вызвать по 1 ученику из каждой команды. Они стоят спиной к доске. Учитель на доске показывает слово ВЕСНА.
Еще слайд № 44. Команды по очереди называют эпитеты к этому слову. Учащиеся должны отгадать по прилагательным-эпитетам, что это? Отгадавшему дать оранжевый цветок).
Учитель: - Ребята, наше путешествие подходит к концу. Нас ждет еще одна, последняя станция, и мы окажемся в сказочной стране.
Но прежде подведем некоторые итоги.
1. Итак, ребята, какая сегодня стояла перед нами задача?
(Повторить знания о прилагательном, закрепить тему: «Имя прилагательное как часть речи»,повторить некоторые орфограммы).
2. Что нового вы узнали на уроке? (Притча, эпитет)
3. Какая станция в нашем путешествии вам больше всего понравилась? В чем были трудности?
(Ответы детей)
СЛАЙД № 45 ДОМ. ЗАДАНИЕ.
(Сделать проектную работу «Весна в моем селе». Вы можете это сделать в виде презентации или нарисовать на альбомном листе. К своим работам составить текст или мини-сочинение.)
Учитель: - А теперь каждая команда считает свои цветочки…
(дети подсчитывают цветочки)
( Учитель открывает последнюю станцию на доске «Яблоню нартов»).
Вопрос: - Что вы видите на доске? (яблоню)
Что вам напоминает эта яблоня? (яблоню нартов)
Учитель: - Да, ребята, эта волшебная яблоня нартов. Это и есть наша последняя станция. Как мы ее назовем? (ответы детей: яблоня нартов, страна нартов, земля нартов.)
Вопрос: - Какими были нарты? Какими эпитетами можете их охарактеризовать? (Мудрые, сильные, храбрые, смелые, отважные, выносливые, остроумные, ловкие, сообразительные…)
СЛАЙД №46 Станция «Земля нартов»
СЛАЙДЫ 47 – 49 «Сказочная страна»
Учитель: - Вот мы и добрались до нашей последней станции под названием «Земля нартов». На этой волшебной яблоне растут золотые яблоки. Сейчас сюда выйдут 3 ученика: по 1 –му из каждой команды. Это должны быть самые активные, самые умные на сегодняшнем уроке.
Команда «ДРУЖБА», пожалуйста, кого вы предлагаете? Почему?
(Точно также выдвигают свои кандидатуры другие команды. Вышли три ученика и учитель награждает их медалями «Самый умный»).
Учитель: - Право сорвать первым яблоко предоставляется команде с наибольшим количеством цветов. (Уточнить количество в каждой команде. Первое яблоко срывает ученик из этой команды, затем другие. 1 ученик читает, что написано на яблоке.)
СЛАЙД №50 СМАЙЛИК-1
Учитель: - Артур, ты согласен с этим мнением? Ребята, кто еще считает точно также, пожалуйста, выходите и повесьте на нашу волшебную яблоню свои смайлики с хорошим настроением!
(дети быстро повесили смайлики).
Учитель: - А теперь послушаем…. Что написано на этом яблоке?
СЛАЙД №51 СМАЙЛИК-2
(Ученик читает вслух. Кто согласен с этим мнением тоже повесили свои смайлики, и так 3 ученик.)
СЛАЙД №52 СМАЙЛИК-3
Учитель: - Я рада, что на нашей яблоне больше смайликов с хорошим настроением. А у кого не все получилось? …
Учитель: - А теперь и я хочу сорвать яблоко. Интересно, что же там написано…
СЛАЙД №53 (Собрание нартов)
Пожелания Нартов своим потомкам, т.е. вам, ребята:
«Желаем вам богатырского здоровья, отличной учебы, благополучия. Будьте достойны своих славных предков!»
- Я тоже присоединяюсь ко всем этим пожеланиям.
СЛАЙД №54 (СПАСИБО)
- Спасибо за работу на уроке. Все молодцы. Я хочу всем вручить медали «За активную работу». Спасибо нашим гостям тоже. Урок окончен. Вы свободны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе
Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи: повторение изученного в 5 классе" для 6 класса УМК М.Т.Баранова. Т.А.Ладыженской......
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/20/picture-225122-1363807373.jpg)
Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи"
Урок рассчитан на 2 учебных часа. Урок - игра в страну мультипликации, на котором будет предложено много творческих заданий. Урок с применением мультимедийной презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-744899-1454002544.jpg)
Сценарий урока по теме "Имя прилагательное как часть речи" (5 класс)
Сценарий урока по русскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-993145-1516044671.jpg)
Конспект урока на тему "Имя прилагательное, как часть речи"
Цель урока:Образовательная: находить имена прилагательные в тексте, определять род имен прилагательных, выделять родовые окончания прилагательных, вырабатывать умение употреблять при...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/23/picture-643359-1437646977.jpg)
Конспект урока на тему "Имя прилагательное как часть речи", 5класс
Конспект урока на тему "Имя прилагательное как часть речи", 5класс...
Дистанционный урок по теме "Имя прилагательное как часть речи", 5 класс
Урок по теме "Имя прилагательное как часть речи" для 5 класса по УМК Т.Ладыжеснкая, Тростенцова...