Рабочая программа по русскому языку в 7 классе по учебнику М.Т.Баранова и др.
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику "Русский язык 7 класс" М.Т.Баранова и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_yazyk_7_klass_20-21.docx | 69.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЫКОПАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_________ Н.Ю. Зайцева
Приказ № 205 от 31.08.2020 г.
Рабочая программа по русскому языку
7 класс
Статус программы: базовый.
Количество часов за учебный год: 153 часа
Разработчик: Штрыкова Л.В., учитель русского языка и литературы,
стаж работы – 32 года, высшая квалификационная категория
Срок освоения программы
2020 - 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
7 КЛАСС
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013) с изменениями на 24.11.2015 г;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 07.06.2017);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации №08-2355 от 14.12.2015года «О внесении изменений в примерные основные образовательные программы»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 2);
- Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам: образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с учетом изменений и дополнений);
- Письмом Министерства образования Московской области от 19.09.2018 № 14204/16-090 «Примерный учебный план основного общего образования (рекомендации для общеобразовательных организаций (ОО) Московской области, реализующих ФГОС основного общего образования);
- Приказом Министерства образования Московской области от 28.07.2009 №1705 «О поэтапном введении федеральных государственных образовательных стандартов»;
- Приказом министра образования Московской области от 22.05.2015 № 2704 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в плановом режиме в общеобразовательных организациях в Московской области»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 №40937);
- Письмом Министерства образования Московской области от20.06.2018 №8913/16 «Алгоритм перехода на пятидневный режим обучения и учебный план для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС общего образования (методические рекомендации);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3.02. 2011 19682);
- Письмом Минобрнауки РФ «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 19 апреля 2011 года № 03-255;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089;
- Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018г. № 08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3.09.2019г. № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»;
- Уставом МБОУ «Выкопанская СОШ», утвержденным постановлением администрации городского округа Луховицы Московской области от 10.06.2020 № 995;
- ООП ООО МБОУ «Выкопанская СОШ», утвержденной приказом по школе № 184 от 31.08.2020.
- Положение «О разработке и утверждении рабочих образовательных программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ внеурочной деятельности», утверждённое Приказом по Управлению системой образования администрации Луховицкого муниципального района от 25.05.2016 г. № 198;
- Учебный план МБОУ «Выкопанская средняя общеобразовательная школа»;
- Годовой учебный календарный график на 2020-2021 учебный год;
- Положение об учебной рабочей программе педагога в МБОУ «Выкопанская средняя общеобразовательная школа», утверждённое Приказом от 14.06.2016 г. №208;
- предметной линией учебников М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, 7 класс, М.: Просвещение, 2017 г.
- авторской программой основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина. - М.: Просвещение, 2014г.
- Общее положение к курсу
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
1.2 Цели и задачи изучения предмета
Целью изучения учебного предмета «Русский язык» в основной школе является формирование общеучебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Задачи:
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности в речевом самосовершенствованиичерез поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора;
- овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умение формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования,
- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты,
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств,
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотностис учетом индивидуальных особенностей обучающихся: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
- формирование интеллектуально и духовно развитой личности, готовой к самоопределению, самообразованию, социальной адаптации, продуктивному взаимодействию с людьми.
1.3 Место учебного предмета
В обязательной части учебного плана на изучение русского языка в 7 классе отводится 3,5 часа в неделю. Из части плана, формируемой участниками образовательных отношений, добавлен 1 час на изучение учебного предмета «Русский язык» с целью увеличения часов на преподавание этого предмета, предусмотренных обязательной частью учебного плана, для формирования у обучающихся ценностного отношения к языку, как хранителю русской культуры;.
Итого 153 часа за учебный год (4,5 часа в неделю).
Промежуточная аттестация
По итогам учебного года в апреле-мае проводится промежуточная аттестация обучающихся в форме итоговой контрольной работы.
1.4 Учебно-методическое обеспечение
- Русский язык. 7 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2017г.
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ сост.Н. В. Егорова. – М.: Вако, 2014г.
- Е. В. СелезневаТесты по русскому языку. 7 класс – М.: Издательство «Экзамен», 2016г.
- Е.М.Сергеева Тесты по русскому языку. 7 класс- М.: Издательство «Экзамен», 2018
- Русский язык. Методические рекомендации. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Баранов М. Т. и др. – М.: Просвещение, 2013г.
- Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012г.
Образовательные электронные ресурсы:
- Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
- Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
- Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
- Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
- Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
1)владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;осознание эстетической функции родного языка.
Обучающиеся научатся:
- понимать роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- называть признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
- грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;
- об особенностях склонения причастий;
- определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;
- действительные и страдательные причастия;
- краткие страдательные причастия;
- способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;
- порядок морфологического разбора причастий;
- грамматические признаки деепричастия как части речи;
- определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;
- способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;
- порядок морфологического разбора деепричастий;
- грамматические признаки наречия как части речи;
- смысловые группы наречий;
- о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
- признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;
- правила употребления предлогов с разными падежами;
- о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;
- о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;
- о сочинительных и подчинительных союзах;
- порядок морфологического разбора предлогов и союзов;
- отличие частиц от самостоятельных частей речи;
- формообразующие и смысловые частицы;
- отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;
- о назначении в речи междометий.
По орфографии.
- Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Орфограммы, изученные в 7 классе:
- Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
- Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
- Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
- Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
- Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных;
- Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;
- Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;
- Правописание НЕ с деепричастиями;
- Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;
- Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;
- Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;
- Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;
- Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;
- Дефис между частями слова в наречиях;
- Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;
- Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
- Слитное и раздельное написание производных предлогов;
- Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;
- Раздельное и дефисное написание частиц;
- Правописание частицы НЕ с различными частями речи;
- Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.
- правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации.
Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.
По связной речи.
- адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
- писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
- грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;
- собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
Говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Получат возможность научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (13 часов)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие (35 часов)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
П. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесен. принесена. принесено, принесены}, правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
Ш. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (10 часов)
1. Повторение пройденного о глаголе в V и УI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль.деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
Рассказ по картине.
Наречие (26 часов)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.
Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
11. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Учебно- научная речь (3ч.р.р)
1.Отзыв
2.Учебный доклад
Категория состояния (6 часов)
1. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль СЛОВ категории состояния.
11. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 час)
Предлог (9 часов)
1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
11. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
111. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (16 часов)
1. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - сочинительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частями и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
111. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его язы вые особенности.
Частица (16 часов)
1. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с
модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (6 часов)
I. Междометие как часть.речи. Синтаксическая роль междометий и предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
П. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация пройденного
в 7 классе (15 часов)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы курса | Количество часов | Уроков развития речи | Контрольных уроков |
|
|
| ||
1 | Повторение изученного в 5-6 классах | 13 | - | 1 |
2 | Морфология. Орфография. Культура речи Причастие | 35 | 7 | 2 |
3 | Деепричастие | 10 | - | 1 |
4 | Наречие | 26 | 2 | 2 |
|
|
| ||
5 | Категория состояния | 6 | 1 | 1 |
6 | Служебные части речи | 1 | ||
7 | Предлог | 9 | - | 1 |
8 | Союз | 16 | 1 | 1 |
9 | Частица | 16 | 1 | 1 |
10 | Междометие | 6 | - | 1 |
11 | Повторение и систематизация изученного в 7 классе | 15 | - | 1 |
Итого | 153 | 12 | 12 |
Виды контрольно-измерительных материалов
№ урока | Дата | Вид работы | Тема |
9 | 14.09 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | «Повторение изученного в5-6 классах» |
32 | 21.10 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | «Причастие. Причастный оборот» |
46 | 19.11 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | «Причастие. Правописание причастий» |
58 | 10.12 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | «Деепричастие» |
67 | 24.12 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | «Правописание наречий» |
83 | 03.02 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | «Наречие» |
99 | 25.02 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | «Предлог» |
111 | 18.03 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | «Союз» |
130 | 23.04 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | «Частица» |
140 | 12.05 | Контрольная работа | Итоговая |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела, темы урока | Дата по плану | Дата по факту | ||
ВВЕДЕНИЕ 1 час | 02.09 | ||||
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 02.09 | |||
ПОВТОРЕНИЕИЗУЧЕННОГО В 5-6 классах 13 часов
| |||||
2 | Синтаксис. Словосочетание и предложение. | 03.09 | |||
3 | Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор | 03.09 | |||
4 | Лексика и фразеология | 04.09 | |||
5 | Фонетика и орфография. | 09.09 | |||
6 | Фонетический разбор слова | 10.09 | |||
7 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | 10.09 | |||
8 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | 11.09 | |||
9 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | 14.09 | |||
10 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 16.09 | |||
11 | Р.р. Текст | 17.09 | |||
12 | Диалог как текст. Виды диалога | 17.09 | |||
13 | Р.р. Стили литературного языка | 18.09 | |||
14 | Р.р. Публицистический стиль | 23.09 | |||
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПРИЧАСТИЕ. 33 часа |
| ||||
15 | Причастие как часть речи. | 24.09 | |||
16 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 24.09 | |||
17 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | 25.09 | |||
18 | Р.р. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности | 28.09 | |||
19 | Действительные и страдательные причастия | 30.09 | |||
20 | Краткие и полные страдательные причастия | 01.10 | |||
21 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 01.10 | |||
22 | Действительные причастия прошедшего времени. | 02.10 | |||
23 | Действительные причастия прошедшего времени. | 07.10 | |||
24 | Р.р. Выборочное изложение (по упр.116) | 08.10 | |||
25 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 08.10 | |||
26 | Страдательные причастия прошедшего времени | 09.10 | |||
27 | Страдательные причастия прошедшего времени | 12.10 | |||
28 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастий | 14.10 | |||
29 | Одна и две Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна Н в отглагольных прилагательных | 15.10 | |||
30 | Одна и две Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна Н в отглагольных прилагательных | 15.10 | |||
31 | Р.р. Выборочное изложение (упр.151) | 16.10 | |||
32 | Контрольный диктант по итогам 1 четверти | 21.10 | |||
33 | Одна и две Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 22.10 | |||
34 | Одна и две Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 22.10 | |||
35 | Анализ контрольного диктанта | 23.10
| |||
36 | Р.р.Употребление страдательных причастий прошедшего времени в речи. | 2 четв. 05.11 | |||
37 | Морфологический разбор причастия | 05.11 | |||
38 | Р.р.Употребление страдательных причастий прошедшего времени в речи. | 06.11 | |||
39 | Морфологический разбор причастия | 11.11 | |||
40 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 12.11 | |||
41 | Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 12.11 | |||
42 | Р.р. Сочинение. Портретное описание (упр 166, 167) | 13.11 | |||
43 | Р.р. Сочинение. Портретное описание (упр 166, 167) | 16.11 | |||
44 | Повторение темы «Причастие» | 18.11 | |||
45 | Повторение темы «Причастие» | 19.11 | |||
46 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие. Правописание причастий» | 19.11 | |||
47 | Анализ контрольного диктанта
| 20.11
| |||
ДЕЕПРИЧАСТИЕ 12 часов |
| ||||
48 | Деепричастие как часть речи | 25.11 | |||
49 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 26.11 | |||
50 | Практикум по теме «Выделение деепричастных оборотов на письме» | 26.11 | |||
51 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | 27.11 | |||
52 | Деепричастия несовершенного вида | 30.11 | |||
53 | Деепричастия совершенного вида | 02.12 | |||
54 | Морфологический разбор деепричастия | 03.12 | |||
55 | Р.р. Описание действий людей. Обучающее сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» | 03.12 | |||
56 | Р.р. Описание действий людей. Обучающее сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» | 04.12 | |||
57 | Повторение по теме «Деепричастие» | 09.12 | |||
58 | Повторение по теме «Деепричастие» | 10.12 | |||
59 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие» | 10.12 | |||
НАРЕЧИЕ 25 часов |
| ||||
60 | Анализ контрольного диктанта Наречие как часть речи | 11.12 | |||
61 | Разряды наречий | 14.12 | |||
62 | Степени сравнения наречий | 16.12 | |||
63 | Морфологический разбор наречия | 17.12 | |||
64 | Р.р. Изложение текста с описанием действий | 17.12 | |||
65 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е | 18.12 | |||
66 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е | 23.12 | |||
67 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание наречий» | 24.12 | |||
68 | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий | 24.12 | |||
69 | Анализ контрольного диктанта | 25.12 | |||
70 | Одна и две буквы Н в наречиях на О и Е | 3 четв. 11.01 | |||
71 | Р.р. Описание действий по наблюдениям | 13.01 | |||
72 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | 14.01 | |||
73 | Буквы О и А на конце наречий | 14.01 | |||
74 | Дефис между частями слова в наречиях |
15.01 | |||
75 | Дефис между частями слова в наречиях | 20.01 | |||
76 | Практикум по теме « Дефис в разных частях речи» | 21.01 | |||
77 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 21.01 | |||
78 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 25.01 | |||
79 | Р.р. Учебно-научная речь. Отзыв | 27.01 | |||
80 | Р.р. Учебно-научная речь. Учебный доклад | 28.01 | |||
81 | Повторение и обобщение изученного о наречии | 28.01 | |||
82 | Повторение и обобщение изученного о наречии | 29.01 | |||
83 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие» | 03.02 | |||
84 | Анализ контрольного диктанта | 04.02 | |||
| |||||
| |||||
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ 5 часов | |||||
85 | Категория состояния как часть речи | 04.02 | |||
86 | Категория состояния и другие части речи | 05.02 | |||
87 | Р.р. Обучение написанию сжатого изложения | 08.02 | |||
88 | Р.р. Сжатое изложение (упр.322) | 10.02 | |||
89
| Повторение и обобщение по теме «Категория состояния». Тест
| 11.02 | |||
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ 1час |
| ||||
90 | Самостоятельные и служебные части речи | 11.02 | |||
ПРЕДЛОГ 9 часов |
| ||||
91 | Предлог как часть речи | 12.02 | |||
92 | Употребление предлогов | 17.02 | |||
93 | Непроизводные и производные предлоги | 18.02 | |||
94 | Непроизводные и производные предлоги | 18.02 | |||
95 | Простые и составные предлоги | 19.02 | |||
96 | Морфологический разбор предлога | 22.02
| |||
97 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 24.02 | |||
98 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 25.02 | |||
99 | Контрольная работа по теме «Предлог» | 25.02 | |||
СОЮЗ 16 часов |
| ||||
100 | Союз как часть речи | 26.02 | |||
101 | Простые и составные союзы | 03.03 | |||
102 | Союзы сочинительные и подчинительные | 04.03 | |||
103 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | 04.03 | |||
104 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | 05.03 | |||
105 | Сочинительные союзы | 10.03 | |||
106 | Сочинительные союзы | 11.03 | |||
107 | Подчинительные союзы | 11.03 | |||
108 | Подчинительные союзы | 12.03 | |||
109 | Морфологический разбор союза | 17.03 | |||
110 | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ | 18.03 | |||
111 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по темам «Союз» | 18.03 | |||
112 | Анализ контрольного диктанта | 19.03 | |||
113 | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ | 4 четв. 29.03 | |||
114 | Обобщающий урок по теме «Союз» | 31.03 | |||
115 | Обобщающий урок по теме «Союз» | 01.04 | |||
ЧАСТИЦА 16 часов |
| ||||
116 | Частица как часть речи | 01.04 | |||
117 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 02.04 | |||
118 | Смыслоразличительные частицы | 07.04 | |||
119 | Смыслоразличительные частицы | 08.04 | |||
120
| Раздельное и дефисное написание частиц
| 08.04
| |||
121 | Морфологический разбор частиц | 09.04 | |||
122 | Отрицательные частицы НЕ и НИ | 12.04 | |||
123 | Отрицательные частицы НЕ и НИ | 14.04 | |||
124 | Различение частицы НЕ и приставки НЕ | 15.04 | |||
125 | Практикум по теме «Различение частицы НЕ и приставки НЕ» | 15.04 | |||
126 | Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету.(упр.446) | 16.04 | |||
127 | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ | 21.04 | |||
128 | Обобщение по теме «Частица» | 22.04 | |||
129 | Обобщение по теме «Частица» | 22.04 | |||
130 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Частица» | 23.04 | |||
131 | Анализ контрольного диктанта | 26.04 | |||
| |||||
МЕЖДОМЕТИЕ 6 часов | |||||
132 | Междометие как часть речи | 28.04 | |||
133 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | 29.04 | |||
134 | Производные междометия. Звукоподражательные слова | 29.04 | |||
135 | Междометия и другие части речи. Междометия в художественной речи | 30.04 | |||
136 | Обобщение по теме «Междометие» | 05.05 | |||
137 | Обобщение по теме «Междометие» | 06.05 | |||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССЕ 16 часов |
| ||||
138 | Разделы науки о русском языке. | 06.05 | |||
139 | Текст и стили речи. | 07.05 | |||
140 | Итоговая контрольная работа | 12.05 | |||
141 | Фонетика. Графика | 13.05 | |||
142 | Лексика и фразеология | 13.05 | |||
143 | Анализ контрольной работы | 14.05 | |||
144 | Лексика и фразеология | 19.05 | |||
145 | Морфемика. Словообразование | 20.05 | |||
146 | Морфемика. Словообразование | 20.05 | |||
147 | Морфология | 21.05 | |||
148 | Морфология | 24.05 | |||
149 | Орфография | 26.05 | |||
150 | Синтаксис | 27.05 | |||
151 | Пунктуация | 27.05 | |||
152 | Пунутуация | 28.05 | |||
153 | Резерв |
Лист
корректировки рабочей программы по русскому языку
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО заместитель директора по УВР
учителей гуманитарного цикла _____________Н.С. Осипова
Протокол № 1 «28» августа 2020г.
от «28» августа 2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...