Рабочая программа по русскому языку в 7 классе по учебнику М.Т.Баранова и др.
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Штрыкова Людмила Васильевна

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику "Русский язык 7 класс" М.Т.Баранова и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_7_klass_20-21.docx69.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЫКОПАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                           Директор школы

                                                                                         _________ Н.Ю. Зайцева

                                                                                                     Приказ   № 205 от  31.08.2020 г.

Рабочая программа по русскому языку

 7  класс

Статус программы: базовый.

Количество часов за учебный год: 153 часа

Разработчик: Штрыкова Л.В., учитель русского языка и литературы,

стаж работы – 32 года, высшая квалификационная категория

Срок освоения программы

  2020 - 2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

7  КЛАСС

        Настоящая рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  •  Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013) с изменениями на 24.11.2015 г;
  • Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 07.06.2017);
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации №08-2355 от 14.12.2015года «О внесении изменений в примерные основные образовательные программы»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010                № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 2);
  •  Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам:  образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с учетом изменений и дополнений);
  • Письмом Министерства образования Московской области от 19.09.2018 № 14204/16-090 «Примерный учебный план основного общего образования (рекомендации для общеобразовательных организаций (ОО) Московской области, реализующих ФГОС основного общего образования);
  • Приказом Министерства образования Московской области от 28.07.2009 №1705 «О поэтапном введении федеральных государственных образовательных стандартов»;
  • Приказом министра образования Московской области от 22.05.2015 № 2704 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в плановом режиме в общеобразовательных организациях в Московской области»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 №40937);
  • Письмом Министерства образования Московской области от20.06.2018 №8913/16 «Алгоритм перехода на пятидневный режим обучения и учебный план для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС общего образования (методические рекомендации);
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3.02. 2011 19682);
  • Письмом Минобрнауки РФ «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 19 апреля 2011 года № 03-255;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089;
  • Приказом Министерства Просвещения Российской  Федерации от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345;
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018г. № 08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности»;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3.09.2019г. № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»;
  • Уставом МБОУ «Выкопанская СОШ», утвержденным постановлением  администрации городского округа Луховицы Московской области от 10.06.2020 № 995;
  • ООП ООО МБОУ «Выкопанская СОШ», утвержденной приказом по школе №  184    от 31.08.2020.
  • Положение «О разработке и утверждении рабочих образовательных программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ внеурочной деятельности», утверждённое Приказом по Управлению системой образования администрации Луховицкого муниципального района от 25.05.2016 г. № 198;
  • Учебный план МБОУ «Выкопанская средняя общеобразовательная школа»;
  • Годовой учебный календарный график на 2020-2021 учебный год;
  • Положение об учебной рабочей программе педагога в МБОУ «Выкопанская средняя общеобразовательная школа», утверждённое Приказом от 14.06.2016 г. №208;
  • предметной линией учебников М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, 7 класс, М.: Просвещение, 2017 г.
  • авторской программой основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина. - М.: Просвещение, 2014г.

  1. Общее положение к курсу

         Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

1.2 Цели и задачи изучения предмета

Целью изучения учебного предмета «Русский язык» в основной школе является формирование общеучебных умений, навыков и обобщенных   способов деятельности, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности:            

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения),

интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

 организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Задачи:

- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками;

 -  развитие готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности в речевом самосовершенствованиичерез поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение   опыта самостоятельного выбора;

- овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умение формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

 - освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования,

- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты,

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма  используемых в речи грамматических средств,

-  совершенствование орфографической и пунктуационной грамотностис учетом индивидуальных особенностей обучающихся: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

- развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

- формирование  интеллектуально и духовно развитой личности, готовой  к самоопределению, самообразованию, социальной адаптации, продуктивному взаимодействию с людьми.

1.3 Место учебного  предмета

В обязательной части учебного плана  на изучение русского языка в 7 классе отводится 3,5 часа в неделю.  Из части плана, формируемой участниками образовательных отношений, добавлен 1 час   на изучение учебного предмета «Русский язык» с целью увеличения часов на преподавание этого предмета, предусмотренных обязательной частью учебного плана, для формирования у обучающихся ценностного отношения к языку, как хранителю русской культуры;.

Итого 153 часа за учебный год (4,5 часа в неделю).

 

Промежуточная аттестация

По итогам учебного года в апреле-мае проводится промежуточная аттестация обучающихся   в форме итоговой контрольной работы.

1.4 Учебно-методическое обеспечение

  1. Русский язык. 7 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений.   (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2017г.
  2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ сост.Н. В. Егорова. – М.: Вако, 2014г.
  3. Е. В. СелезневаТесты по русскому языку.  7 класс – М.:  Издательство «Экзамен», 2016г.
  4. Е.М.Сергеева Тесты по русскому языку. 7 класс- М.: Издательство «Экзамен», 2018
  5. Русский язык. Методические рекомендации. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Баранов М. Т. и др. – М.: Просвещение, 2013г.
  6. Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.  – М.: Просвещение, 2012г.  

Образовательные электронные ресурсы:

  1. Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
  2. Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
  3. Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
  4. Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
  5. Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  1. http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Толковый словарь В.И. Даля  http://www.slova.ru/

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/

Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/

Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные

1)  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1)владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3)  коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) освоение базовых понятий лингвистики;

5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;

6) опознавание и анализ основных единиц языка;

7) проведение различных видов анализа слова

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;осознание эстетической функции родного языка.

 

Обучающиеся научатся:

  • понимать роль русского языка как национального языка русского народа, государственного   языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • называть признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования,    описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
  • грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи;  отличительные особенности  причастий и прилагательных;
  • об особенностях склонения причастий;
  • определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;
  • действительные и страдательные причастия;
  • краткие страдательные причастия;
  • способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;
  • порядок морфологического разбора причастий;
  • грамматические признаки деепричастия как части речи;
  • определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;
  • способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;
  • порядок морфологического разбора деепричастий;
  • грамматические признаки наречия как части речи;
  • смысловые группы наречий;
  • о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
  • признаки  классификации  самостоятельных и служебных частей речи;
  • правила употребления предлогов с разными падежами;
  • о  производных и непроизводных, простых и составных предлогах;
  • о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;
  • о сочинительных и подчинительных союзах;
  • порядок морфологического разбора предлогов и союзов;
  • отличие частиц от самостоятельных частей речи;
  • формообразующие и смысловые частицы;
  • отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;
  • о назначении в речи междометий.

  По орфографии.

  • Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

  Орфограммы, изученные в 7 классе:

  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
  • Гласные перед одной и двумя буквами Н  в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
  • Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
  • Одна и две буквы Н в суффиксах  кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких  прилагательных;
  • Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;
  • Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;
  • Правописание НЕ с деепричастиями;
  • Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на  О-Е;
  • Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;
  • Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;
  • Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;
  • Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;
  • Дефис между частями слова в наречиях;
  • Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;
  • Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
  • Слитное и раздельное написание производных предлогов;
  • Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;
  • Раздельное и дефисное написание частиц;
  • Правописание частицы НЕ с различными частями речи;
  •  Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.
  • правильно писать изученные  в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации.

  Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого      существительного, деепричастные обороты.

  По связной речи.

  • адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
  • грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;
  • собирать и систематизировать материал к сочинению  с учётом темы и основной мысли;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную  информацию);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Получат возможность научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ  (13 часов)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Причастие (35 часов)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

П. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесен. принесена. принесено, принесены}, правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

Ш. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (10 часов)

1. Повторение пройденного о глаголе в V и УI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль.деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

 Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

 Рассказ по картине.

Наречие (26 часов)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

11. Умение правильно ставить ударение в наречиях.

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Учебно- научная речь (3ч.р.р)

1.Отзыв

2.Учебный доклад

Категория состояния (6 часов)

1. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль СЛОВ категории состояния.

11. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 час)

Предлог (9 часов)

1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и         др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

11. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

111. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (16 часов)

1. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - сочинительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частями и союза также от наречия так с частицей же.

II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

111. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его язы вые особенности.

Частица (16 часов)

1. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II.        Умение выразительно читать предложения с

модальными частицами.

III.        Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (6 часов)

I. Междометие    как часть.речи.    Синтаксическая роль междометий и предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

П. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Повторение и систематизация пройденного

в 7 классе (15 часов)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Разделы курса

Количество

часов

Уроков развития

речи

Контрольных уроков

 

 

 

1

Повторение изученного в 5-6 классах

13

-

1

2

Морфология. Орфография. Культура речи

Причастие

35

7

2

3

Деепричастие

10

-

1

4

Наречие

26

2

2

 

 

 

5

Категория состояния

6

1

1

6

Служебные части речи

1

7

Предлог

9

-

1

8

Союз

16

1

1

9

Частица

16

1

1

10

Междометие

6

-

1

11

Повторение и систематизация изученного в 7 классе

15

-

1

Итого

153

12

12

Виды контрольно-измерительных материалов

№ урока

Дата

Вид работы

Тема

9

14.09

   Контрольный диктант с грамматическим заданием

«Повторение изученного в5-6 классах»  

32

21.10

 Контрольный диктант с грамматическим заданием

«Причастие. Причастный оборот»  

46

19.11

 Контрольный диктант с грамматическим заданием

«Причастие. Правописание причастий»

58

10.12

Контрольный диктант с грамматическим заданием  

«Деепричастие»

67

24.12

Контрольный диктант  с грамматическим заданием        

«Правописание наречий»

83

03.02

Контрольный диктант  с грамматическим заданием    

«Наречие»

99

25.02

Контрольный диктант   с грамматическим заданием    

«Предлог»

111

18.03

  Контрольный диктант   с грамматическим заданием    

«Союз»

130

23.04

 Контрольный диктант   с грамматическим заданием    

«Частица»

140

12.05

 Контрольная работа

Итоговая

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела, темы урока

Дата по плану

Дата по факту

ВВЕДЕНИЕ 1 час

02.09

1

Русский язык как развивающееся явление.

02.09

ПОВТОРЕНИЕИЗУЧЕННОГО В 5-6 классах   13 часов

 

2

Синтаксис. Словосочетание и предложение.

03.09

3

Синтаксический разбор.  Пунктуационный разбор

03.09

4

Лексика и фразеология

04.09

5

Фонетика и орфография.  

09.09

6

Фонетический разбор слова

10.09

7

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

10.09

8

 Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

11.09

9

 Контрольный  диктант  по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»  

14.09

10

Анализ   контрольного диктанта. Работа над ошибками  

16.09

11

  Р.р. Текст

17.09

12

 Диалог как текст. Виды диалога

17.09

13

 Р.р. Стили литературного языка

18.09

14

Р.р.  Публицистический стиль

23.09

МОРФОЛОГИЯ.  ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

ПРИЧАСТИЕ.    33 часа

  

15

Причастие как часть речи.

24.09

16

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

24.09

17

Причастный оборот.  Выделение причастного оборота запятыми

25.09

18

 Р.р. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности

28.09

19

 Действительные и страдательные причастия

30.09

20

Краткие и полные страдательные причастия

01.10

21

Действительные  причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах  действительных причастий настоящего времени

01.10

22

Действительные причастия прошедшего времени.

02.10

23

Действительные причастия прошедшего времени.

07.10

24

Р.р.  Выборочное изложение (по упр.116)

08.10

25

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий  настоящего времени

08.10

26

Страдательные причастия прошедшего времени

09.10

27

Страдательные причастия прошедшего времени

12.10

28

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастий

14.10

29

Одна и две Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.   Одна Н в отглагольных прилагательных 

15.10

30

Одна и две Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна Н в отглагольных прилагательных

15.10

31

 Р.р. Выборочное изложение (упр.151)

16.10

32

   Контрольный диктант   по итогам 1 четверти

21.10

33

Одна  и две Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.  

22.10

34

Одна  и две Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.  

22.10

35

 Анализ контрольного диктанта

 23.10

 

36

 Р.р.Употребление страдательных причастий прошедшего времени в речи.

2 четв.

05.11

37

Морфологический разбор причастия

05.11

38

 Р.р.Употребление страдательных причастий прошедшего времени в речи.

06.11

39

Морфологический разбор причастия

11.11

40

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

12.11

41

Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

12.11

42

 Р.р.   Сочинение. Портретное описание  (упр 166, 167)

 13.11

43

 Р.р.   Сочинение. Портретное описание  (упр 166, 167)

16.11

44

 Повторение темы «Причастие»

18.11

45

 Повторение темы «Причастие»

19.11

46

 Контрольный диктант   с грамматическим заданием по теме «Причастие. Правописание причастий»

19.11

47

 Анализ контрольного диктанта

 

20.11

 

ДЕЕПРИЧАСТИЕ    12 часов

 

48

Деепричастие как часть речи

25.11

49

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

26.11

50

Практикум по теме «Выделение деепричастных оборотов на письме»

26.11

51

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

27.11

52

Деепричастия несовершенного вида

30.11

53

Деепричастия совершенного вида 

02.12

54

Морфологический разбор деепричастия 

03.12

55

Р.р. Описание действий людей. Обучающее сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь»

03.12

56

Р.р. Описание действий людей. Обучающее сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь»

04.12

57

 Повторение по теме «Деепричастие»

09.12

58

 Повторение по теме «Деепричастие»

10.12

59

 Контрольный диктант  с грамматическим заданием  по теме «Деепричастие»

10.12

 

НАРЕЧИЕ    25 часов

 

 

60

Анализ контрольного диктанта Наречие как часть речи

11.12

 61

Разряды наречий

14.12

62

Степени сравнения наречий

16.12

63

Морфологический разбор наречия

17.12

64

Р.р. Изложение текста с описанием действий

17.12

65

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е

18.12

66

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е

23.12

67

Контрольный диктант   с грамматическим заданием по теме «Правописание наречий»   

24.12

68

 Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий

24.12

69

 Анализ контрольного диктанта

25.12

70

 Одна и две буквы Н в наречиях на О и Е

3 четв.

11.01

71

Р.р. Описание действий по наблюдениям

 13.01

72

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

 14.01

73

Буквы О и А на конце наречий  

 14.01

74

Дефис между частями слова в наречиях

 

15.01

75

Дефис между частями слова в наречиях

20.01

76

Практикум по теме « Дефис в разных частях речи»

21.01

77

Слитное и  раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

 21.01

78

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

25.01

79

Р.р.  Учебно-научная речь. Отзыв

27.01

80

 Р.р.  Учебно-научная речь. Учебный доклад

28.01

81

Повторение и обобщение изученного о наречии

28.01

82

Повторение и обобщение изученного о наречии

29.01

83

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Наречие»

03.02

84

Анализ контрольного диктанта

04.02

 

 

КАТЕГОРИЯ  СОСТОЯНИЯ    5 часов  

 85

Категория состояния как часть речи

04.02

 86

Категория состояния  и другие части речи

05.02

 87

 Р.р. Обучение написанию сжатого изложения

08.02

88

 Р.р. Сжатое изложение (упр.322)

10.02

89

         

Повторение и обобщение по теме «Категория состояния». Тест

 

11.02

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ    1час

 

90

Самостоятельные и служебные части речи

11.02

ПРЕДЛОГ    9 часов

 

91

 Предлог как часть речи

12.02

92

Употребление предлогов

17.02

93

Непроизводные и производные предлоги

18.02

94

Непроизводные и производные предлоги

18.02

95

Простые и составные предлоги

19.02

96

Морфологический разбор предлога

22.02

 

97

Слитное и раздельное написание производных предлогов

24.02

98

 Слитное и раздельное написание производных предлогов

25.02

99

Контрольная работа по теме «Предлог»

25.02

СОЮЗ     16 часов

 

100

Союз как часть речи

26.02

101

 Простые и составные союзы

03.03

102

Союзы сочинительные и подчинительные

04.03

103

 Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

04.03

104

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

05.03

105

Сочинительные союзы

10.03

106

Сочинительные союзы

11.03

107

Подчинительные союзы

11.03

108

  Подчинительные союзы

12.03

109

  Морфологический разбор союза

17.03

110

 Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ

18.03

111

 Контрольный диктант  с грамматическим заданием по темам   «Союз»

18.03

112

  Анализ контрольного диктанта  

19.03

113

   Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ

4 четв.

29.03

114

 Обобщающий урок по теме «Союз»

31.03

115

 Обобщающий урок по теме «Союз»

01.04

ЧАСТИЦА     16 часов

 

116

Частица как часть речи

01.04

117

Разряды частиц. Формообразующие частицы

 02.04

118

Смыслоразличительные частицы

07.04

119

Смыслоразличительные частицы

08.04

120

 

Раздельное и дефисное написание частиц

 

08.04

 

121

Морфологический разбор частиц

09.04

122

 Отрицательные частицы НЕ и НИ

12.04

123

Отрицательные частицы НЕ и НИ

14.04

124

Различение частицы  НЕ и приставки НЕ

15.04

125

Практикум по теме «Различение частицы  НЕ и приставки НЕ»

15.04

126

Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету.(упр.446)

16.04

127

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ

21.04

128

Обобщение по теме «Частица»

22.04

129

Обобщение по теме «Частица»

22.04

130

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Частица»

23.04

131

Анализ контрольного диктанта

26.04

 

МЕЖДОМЕТИЕ    6 часов

132

Междометие как часть речи

28.04

133

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

29.04

134

Производные междометия. Звукоподражательные слова

29.04

135

Междометия и другие части речи. Междометия в художественной речи

30.04

136

Обобщение по теме «Междометие»

05.05

137

 Обобщение по теме «Междометие»

06.05

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО

 В 5-7 КЛАССЕ     16 часов

 

138

Разделы науки о  русском языке.  

06.05

139

  Текст и стили речи.  

07.05

140

Итоговая контрольная работа    

12.05

141

 Фонетика. Графика

13.05

142

Лексика и фразеология

13.05

143

 Анализ контрольной работы

14.05

144

Лексика и фразеология

19.05

145

 Морфемика. Словообразование

20.05

146

 Морфемика. Словообразование

20.05

147

 Морфология

21.05

148

 Морфология

24.05

149

 Орфография

26.05

150

  Синтаксис

27.05

151

 Пунктуация

27.05

152

Пунутуация

28.05

153

Резерв

Лист

корректировки рабочей программы по русскому языку

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

РАССМОТРЕНО                                                  СОГЛАСОВАНО          

на заседании ШМО                                           заместитель директора по УВР

учителей гуманитарного цикла                           _____________Н.С. Осипова

Протокол № 1                                                «28» августа 2020г.

от «28» августа 2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...