Конспект урока "Главные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока "Главные члены предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glavnye_chleny_predlozheniya.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Главные члены предложения.
Цели урока: 1) актуализация знаний учащихся о предложении, формирование представлений о подлежащем и сказуемом, способах их выражения; 2) развивать умение работать в группе; 3) развивать умение графически оформлять текстовый материал.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Стадия вызова.
- Сегодня мы говорим о синтаксисе. У вас на столах лежат карточки с лингвистическими терминами. Я прошу внимательно их перечитать и подчеркнуть только те, которые относятся к синтаксису.
Приставка, согласный, корень, имя существительное, синонимы, предложение, антонимы, шипящий, орфограмма, формообразующие, главные члены, гласный, окончание, глагол, фонетический разбор.
- Что у вас получилось?
- Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока? Запишите её в тетрадь.
3. Стадия осмысления.
- Что вам уже известно о главных членах предложения? Можете ли вы определить их в предложении?
Перед вами тексты стихотворных отрывков.(Приложение 1)Подчеркните подлежащее и сказуемое в 1,2,3 отрывках.
Проверка.
- А кто знает, как по–другому называются главные члены предложения?
На доске написано определение, взятое из словаря С.И.Ожегова:
Основа – внутренняя опорная часть предметов, остов; источник; главное, на чём строится что-нибудь.
- Почему главные члены предложения называют его грамматической основой?
Давайте посмотрим, может быть, сегодня мы узнаем что-то новое об этом понятии.
- Откройте стр. 132 в учебнике.(Приложение 2) Представьте содержание параграфа в виде схемы.
Проверка.
- Закрепим знания, выполнив задание. (Приложение 3) У вас 5 предложений. Из каждого я прошу выписать только грамматическую основу и указать, какими частями речи выражены главные члены.
Проверка.
- Что общего во всех выписанных вами основах? (Построены по схеме сущ.(мест.)+гл.)
Выпишите из текста предложения, где грамматическая основа построена по схеме:
1) сущ. (мест) + прил.
2) сущ. (мест) + сущ.
Во сне Алёша увидел росистый луг. Трава на лугу густая и сочная. Роса сияет на ней дрожащими огнями.
Мчится по лугу тонконогий жеребёнок. Он сильный и смелый. Он словно летит над землёй. Этот чудесный сон – самое светлое воспоминание Алеши о раннем детстве.
- Почему в последнем предложении стоит тире? Попробуйте сформулировать правило.
- Посмотрим, правы ли вы. Прочитаем правило на стр. 136 учебника.
Задание: составьте предложения по схеме сущ. – сущ. о цветах, розе, бабочке. Постарайтесь, чтобы ваши высказывания позволили взглянуть на эти предметы по-другому. Например: Месяц – это серебряный шар со свечою внутри. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Проверка.
3. Рефлексия.
Укажите верные и неверные высказывания.
1. Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме винительного падежа.
2. Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи.
3. Сказуемое – это всегда глагол, который отвечает на вопрос что делает предмет?
4. В предложении Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! есть только подлежащее.
5. В предложенииНаш класс посетил директорподлежащее подчёркнуто правильно.
6. В предложении Листья падали дни и ночи сказуемое выражено глаголом в прошедшем времени.
7. В предложении Радостна, шумна и пахуча весна в лесу сказуемое подчёркнуто правильно.
8. В предложении Заморозки затянули ледком лужицы нужно поставить тире.
9. В предложении Скромная берёзка – символ родины грамматическая основа подчёркнута правильно.
10. В предложении Мой брат – футболист знаки препинания расставлены правильно.
4. Домашнее задание: с.133-136, упр. 365
Приложение 1.
Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и выделите соответствующие морфемы.
1) По Росси_ морозы
Ра_пустили деревья
И рисуют на стёклах
Лебединые перья. (А.Чепуров)
2) Выр_сли
На стёклах
Снежные цветы. (Л.Мартынов)
3) Снег опускает_ся с берёз
В дремотной тишине.
К_ртинылетние мороз
Рисует на окне. (Е.Русаков)
Приложение 2. Главные члены предложения.
1. Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме именительного падежа.
2. Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? (Солнцевсходит.); каков предмет? (Денёк сегодня хорош.); что такое предмет? кто он такой?(Солнце – это яркая звезда.Волк – это хищный зверь.)
Сказуемое может быть выражено глаголом, именем прилагательным и существительным.
Приложение 3.
1) Белой ноч_юмес_ц красный выплывает в с_неве. 2) В минуты музыки п_чальной я предст_вляю жёлтый плёс. 3) Об_гнула зелёный холм г_лубаяпо_кова озера. 4) Ябл_ками мочёными пахн_т тающий март. 5) Л_тят перелётные птицы в осенней д_лиг_лубой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
Конспект урока по теме "Осложнённое предложение. Пунктуация при обособленных определениях, обстоятельствах, при вводных словах, уточняющих членах предложения"
Урок русского языка в 11 классе в рамках подготовки к ЕГЭ...
"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"
Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...
Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...
презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».
Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1. Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1. Сформировать умения:·...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...