Конспект урока "Главные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Шарова Елена Геннадьевна

Конспект урока "Главные члены предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnye_chleny_predlozheniya.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Главные члены предложения.

Цели урока: 1) актуализация знаний учащихся о предложении, формирование представлений о подлежащем и сказуемом, способах их выражения; 2) развивать умение работать в группе; 3) развивать умение графически оформлять текстовый материал.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Стадия вызова.

- Сегодня мы говорим о синтаксисе. У вас на столах лежат карточки с лингвистическими терминами. Я прошу внимательно их перечитать и подчеркнуть только те, которые относятся к синтаксису.

Приставка, согласный, корень, имя существительное, синонимы, предложение, антонимы, шипящий, орфограмма, формообразующие, главные члены, гласный, окончание, глагол, фонетический разбор.

- Что у вас получилось?

- Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока? Запишите её в тетрадь.

3. Стадия осмысления.

- Что вам уже известно о главных членах предложения? Можете ли вы определить их в предложении?

Перед вами тексты стихотворных отрывков.(Приложение 1)Подчеркните подлежащее и сказуемое в 1,2,3 отрывках.

Проверка.

- А кто знает, как по–другому называются главные члены предложения?

На доске написано определение, взятое из словаря С.И.Ожегова:

Основа – внутренняя опорная часть предметов, остов; источник; главное, на чём строится что-нибудь.

- Почему главные члены предложения называют его грамматической основой?

Давайте посмотрим, может быть, сегодня мы узнаем что-то новое об этом понятии.

- Откройте стр. 132 в учебнике.(Приложение 2) Представьте содержание параграфа в виде схемы.

Проверка.

- Закрепим знания, выполнив задание. (Приложение 3) У вас 5 предложений. Из каждого я прошу выписать только грамматическую основу и указать, какими частями речи выражены главные члены.

Проверка.

- Что общего во всех выписанных вами основах? (Построены по схеме сущ.(мест.)+гл.)
Выпишите из текста предложения, где грамматическая основа построена по схеме:

1) сущ. (мест) + прил.

2) сущ. (мест) + сущ.

Во сне Алёша увидел росистый луг. Трава на лугу густая и сочная. Роса сияет на ней дрожащими огнями.

Мчится по лугу тонконогий жеребёнок. Он сильный и смелый. Он словно летит над землёй. Этот чудесный сон – самое светлое воспоминание Алеши о раннем детстве.

- Почему в последнем предложении стоит тире? Попробуйте сформулировать правило.

- Посмотрим, правы ли вы. Прочитаем правило на стр. 136 учебника.

Задание: составьте предложения по схеме сущ. – сущ. о цветах, розе, бабочке. Постарайтесь, чтобы ваши высказывания позволили взглянуть на эти предметы по-другому. Например: Месяц – это серебряный шар со свечою внутри.  Подчеркните подлежащее и сказуемое.

Проверка.

3. Рефлексия.

Укажите верные и неверные высказывания.

1. Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме винительного падежа.

2. Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи.

3. Сказуемое – это всегда глагол, который отвечает на вопрос что делает предмет?

4. В предложении Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! есть только подлежащее.

5. В предложенииНаш класс посетил директорподлежащее подчёркнуто правильно.

6. В предложении Листья падали дни и ночи сказуемое выражено глаголом в прошедшем времени.

7. В предложении Радостна, шумна и пахуча весна в лесу сказуемое подчёркнуто правильно.

8. В предложении Заморозки затянули ледком лужицы нужно поставить тире.

9. В предложении Скромная берёзка – символ родины грамматическая основа подчёркнута правильно.

10. В предложении Мой брат – футболист знаки препинания расставлены правильно.

4. Домашнее задание: с.133-136, упр. 365

Приложение 1.

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и выделите соответствующие морфемы.

1) По Росси_ морозы

Ра_пустили деревья

И рисуют на стёклах

Лебединые перья.    (А.Чепуров)

2) Выр_сли

На стёклах

Снежные цветы.   (Л.Мартынов)

3) Снег опускает_ся с берёз

В дремотной тишине.

К_ртинылетние мороз

Рисует на окне.  (Е.Русаков)

Приложение 2.  Главные члены предложения.

1. Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме именительного падежа.

2. Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.

Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? (Солнцевсходит.); каков предмет?  (Денёк сегодня хорош.); что такое предмет? кто он такой?(Солнце – это яркая звезда.Волк – это хищный зверь.)

Сказуемое может быть выражено глаголом, именем прилагательным и существительным.

Приложение 3.

1) Белой ноч_юмес_ц красный выплывает в с_неве. 2) В минуты музыки п_чальной я предст_вляю жёлтый плёс. 3) Об_гнула зелёный холм г_лубаяпо_кова озера. 4) Ябл_ками мочёными пахн_т тающий март. 5) Л_тят перелётные птицы в осенней д_лиг_лубой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».

Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1.     Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1.     Сформировать умения:·...