Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательный синтаксис» 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Устюжанина Ольга Николаевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательный синтаксис» предназначена для обучающихся 8 класса и рассчитана на 35 часов (2020-2021 уч.г.). Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых и учебно-методических документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 №1897

УМК: Л.А. Ахмеренкова «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором» Русский язык.8 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2018.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_zanimatelnyy_sintaksis_8_kl.docx36.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол №___от ____________

Согласовано

Зам. директора по ВР

____

______________ 2020 года

Утверждено

Приказом директора

Салемальской школы-интерната

от _____________ г.№___________

_______И.А. Огородникова

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Занимательный синтаксис»

Направление общеинтеллектуальное

8  класс

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов

Количество часов в год

40 минут

1 раз

1 час

35 часов

Педагог: Устюжанина О. Н., учитель русского языка и литературы

Салемал, 2020 г

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательный синтаксис» предназначена для обучающихся 8 класса и рассчитана на 35 часов (2020-2021 уч.г.). Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых и учебно-методических документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 №1897

УМК: Л.А. Ахмеренкова «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором» Русский язык.8 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2018.

Актуальность выбранного направления и тематики внеурочной деятельности:

В системе школьного образования русский язык представляет приоритетную область знаний, являясь одновременно средством обучения и объектом изучения. Как один из важнейших предметов изучения русский язык реализует коммуникативные, образовательные, развивающие и воспитывающие цели обучения.

Характерной особенностью процесса обучения русскому языку является его речевая направленность. Для формирования учебно-речевых навыков применяется курс внеурочной деятельности «Занимательный синтаксис».

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательный синтаксис» построена на углубленном изучении членов предложения. Предлагаемый курс составлен в соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования и направлен на углубленное изучение предмета. Содержание данного курса и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности школьников, повышению их информационной и коммуникативной компетентности, формированию учебно-речевых навыков. Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса, умение письменно и устно излагать свои мысли, формулировать свою точку зрения и аргументировать ее являются неотъемлемыми компонентами для достижения вершин в любой профессии.

Курс внеурочной деятельности «Занимательный синтаксис» позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников, выход учащихся на проектную деятельность.

Данная программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку.

Цель программы: углубленное изучение синтаксиса и на его основе рост речевой культуры школьника.

Задачи:

обобщить, систематизировать знания о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

- развивать интонационно выразительную речь;

- активизировать все виды деятельности, связанные с совершенствованием устной и письменной речи;

- проводить стилистические эксперименты;

- самостоятельно употреблять разные синтаксические структуры не только в отдельном высказывании, но и в создании  текстов лингвистического характера;

- развивать логическое и абстрактное мышление.

Реализация программы внеурочной деятельности «Занимательный синтаксис» предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учениками.

Формы организации внеурочной деятельности

Основные организационные формы:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Программа включает в себя:

  • теоретический материал;
  • вопросы и задания практического характера;
  • вопросы и задания занимательного характера.

Вся практическая часть представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

-при изучении главных членов предложения – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов;

-при изучении второстепенных членов предложения – усвоить синтаксические отношения между словами; развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, редактировать, сопоставлять;

-при изучении односоставных предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;

-при изучении однородных членов предложения – усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;

при изучении вводных конструкций – употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным;

при изучении обращений – использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;

-при изучении обособленных членов предложения – выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимические конструкции;

Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности обучающихся.

Место проведения: школа

Время проведения:  вторая половина учебного дня,  каникулы.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Занимательный синтаксис»

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
  2. коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • освоение базовых основ лингвистики;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  • проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Познавательные УУД

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Личностные УУД

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка.

Регулятивные УУД

  • волевая саморегуляция;
  • оценка;
  • коррекция.

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов

С целью контроля реализации программы, ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы внеурочной деятельности «Занимательный синтаксис», который проводится в конце учебного года (май).

Формы и средства контроля:

Диагностика знаний учащихся (стартовая, текущая, тематическая и итоговая) проводится в форме комплексных работ и самостоятельных работ с дифференцированным оцениванием.

Индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио.

Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Уставом школы, ООП ООО. Результаты промежуточной (итоговой) аттестации выявляют уровень освоения программы (высокий, средний, низкий). За промежуточную аттестацию выставляется зачет/незачет.

Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов.

Учебно-тематический план

 Раздел, тема

Количество

часов

Из них

Виды деятельности обучающегося

теор.

прак.

Год обучения 2020-2021

1

Раздел I. О словах и их сочетаниях. Введение.  

4

1

Лекция с элементами исследовательской деятельности

2

Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.

1

Практическая работа. Составление предложений. Работа со словарем. Нахождение алгоритма «Восстановление предложения».

3

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

1

1

Беседа с обобщением знаний по теме.Практическая работа. Составление словосочетаний в соответствии с типом главного слова.

4

Раздел II. Основные виды подчинения

5

2

Лекция с элементами исследовательской деятельности

5

Согласование

1

Практическая работа. Конструирование  словосочетаний и предложений. Решение задач на лингвистическую тему.

6

Управление

1

Практическая работа. Конструирование  словосочетаний и предложений. Решение задач на лингвистическую тему.

7

Примыкание

1

Практическая работа. Конструирование  словосочетаний и предложений. Решение задач на лингвистическую тему.

8

Раздел III. Простое предложение

17

9

Типы предложений.

1

1

Сообщение.

Комплексный анализ текста.

10

Главные члены предложения.

1

2

Аналитическая беседа.

Практическая работа «Работа с текстами художественной литературы».Редактирование и составление связных текстов.

11

Второстепенные члены предложения.

1

2

Семинар. Работа в группах по заданной программе.Восстановление авторских текстов,редактирование,

сопоставление.

12

Обособленные второстепенные члены предложения.

1

2

Работа в группах. Наблюдение поэтического текста. Составление памятки «Частные условия обособления». Конструирование предложенийСопоставление синонимических конструкций

13

Односоставные предложения.

1

1

Лекция с элементами исследовательской деятельностиПрактикум. Сообщения учащихся с использованием специально подобранного материала. Игра «Свое предложение».

14

Неполные предложения.

1

Практическая работа с текстом художественной литературы.

15

Однородные члены предложения.

2

 Аналитическая беседа.

Наблюдение поэтического текста. Работа в группах. 

 Творческий проект «Сказка или рассказ «Животные нашего края», «Друзья и враги леса».

16

Слова,

 не являющиеся членами

предложениями.

1

Беседа.Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами. Написание статьи на заданную тему.

17

Раздел IV. Пунктуация  

7

1

1

Беседа.

Семинар. Работа с текстами разных стилей.

18

Трудные вопросы пунктуации

1

1

Лекция с элементами исследовательской деятельности. Игра «Умники и умницы»

19

Группы знаков препинания по их функции.  

1

2

Исследовательский проект по теме «Пунктуация».

20

Раздел V. Обобщение  

2

2

Лингвистическая конференция. Защита творческих работ и проектов.

ИТОГО

35

Содержание программы курса внеурочной деятельности «Занимательный синтаксис»

Раздел I. О словах и их сочетаниях (4 ч)

Введение.  

Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.

Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.

Ключевые слова и выражения: варианты ответов в зависимости от логического ударения. От интонации меняется смысл предложения.

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

Различие слова и словосочетания. Условия превращения словосочетаний в слова. Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетаний. Объединение слов в словосочетание.

Ключевые слова и выражения: стилистический прием – олицетворение.

Раздел II. Основные виды подчинения (5 ч)

Согласование.

Прямой порядок слов при согласовании. Определительные отношения.

Управление.

Объектные, субъектные и обстоятельственные отношения. Средства связи при управлении. Определительные отношения при управлении.

Примыкание.

Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления.

Ключевые слова и выражения: грамматическое значение. Богатые возможности главных слов. Разнообразие главных и зависимых слов в примыкании. Составная часть словосочетания.

Раздел III. Простое предложение (17 ч)

Типы предложений.

Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, назывные предложения. Разновидности назывных предложений. Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

Ключевые слова и выражения: структура предложения. Разграничение простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

Главные члены предложения.

Предмет речи в предложении. Роль подлежащего и сказуемого. Предикативные отношения.

Ключевые слова и выражения: предмет речи. Формы выражения мыслей. Трехсловные сказуемые. Тесное содружество.

Второстепенные члены предложения.

Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения).Обособленные второстепенные члены предложения.

Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.

Ключевые слова и выражения: смысловое подчеркивание второстепенных членов. Строгие закономерности обособления. Частные условия обособления обстоятельств.

Односоставные предложения.

Группы односоставных предложений. Синонимия односоставных предложений.

Неполные предложения.

Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений. Отличие полных предложений от неполных. Использование неполных предложений в речи.

Однородные члены предложения.

Понятие об однородных членах. Понятие градация, умение располагать однородные члены в порядке градации.

Слова, не являющиеся членами предложениями.

Вводные конструкции (вводные слова, предложения).

Обращение. Функции обращений.

Ключевые слова и выражения: своеобразные синтаксические отношения в предложениях. Социальная значимость обращений. Звательная форма.

Раздел IV. Пунктуация (7 ч)

Трудные вопросы пунктуации. Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.

Ключевые слова и выражения: многофункциональность, особые речевые ситуации.

Раздел V. Обобщение (2 ч)

Обобщение знаний по курсу «Занимательный синтаксис».

Программно-методическое обеспечение.

Список литературы для учителя:

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 кл.: Книга для учителя. – 3-е изд. / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2000.

2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005.

3. Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2012.

4. Костяева Т.А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 класс / Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004.

Список литературы для учащихся:

1.Л.А. Ахмеренкова «К пятерке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором.» Русский язык.8 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2018.

2. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Русский язык, 2005.

3.Божко Н.М. Русский язык. Всемогущий и занимательный синтаксис и др. 10-11 классы: сборник элективных курсов. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах: практический курс. – М.: Вербум, 2001.

5. Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: учебное пособие. – Самара: ООО «Офорт», 2006.

6  И.П. Цыбулько. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов. Выполнение задания части С. Основной государственный экзамен по русскому языку: учебно-методическое пособие для подготовки учащихся к основному государственному экзамену по русскому языку.  

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2006.

8. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ОГЭ – 2018: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина. – Ростов н / Д: Легион, 2017.

9. Сенина Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 8 класс. – Ростов-на-Дону, 2012.

10. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ГИА. – М.: Интеллект-Центр, 2007.

Материально-техническое обеспечение.

1. Мультимедийные пособия

1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов

2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов

3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

2. Интернет-ресурсы

1. Электронные пособия по русскому языку для школьников

1. http://learning-russian.gramota.ru

2. http://rusolimp.kopeisk.ru/

3. http://www.svetozar.ru/

4. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html

5. http://www.uchportal.ru/load/35-1-0-10865

6. http://otherreferats.allbest.ru/languages/00091615_0.html

III. Технические средства обучения

1. Компьютер.

2. Проектор.

4. Ноутбуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный английский" для 5-6 класса

    Программа ориентирована на развитие личности учащегося: расширяет лингвистический кругозор детей, ученик получает сведения в игровой форме о другой стране и её жителях. Учится наб...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная физика 5-6 класс"

Программа по физике для 5—6 классов разработана для использования в качестве самостоятельного иди интегрированного учебного курса в части, формируемой участниками образовательного процесса. Может быть...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для 5 класса "Занимательная математика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для 5  класса (Кружок «Занимательная математика»)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Занимательный английский" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный английский" 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» (общеинтеллектуальное направление) для 5 класса

Программа направлена на закрепление базы знаний,полученных в начальной школе и для дальнейшего изучения немецкого языка в средней школе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 классы "Занимательный английский"

Рабочая программа для 1-4 классов по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный синтаксис" 9 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательный синтаксис» предназначена для обучающихся 9класса и рассчитана на 34 часа (20...