Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный синтаксис" 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Устюжанина Ольга Николаевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательный синтаксис» предназначена для обучающихся 9класса и рассчитана на 34 часа (2020-2021 уч.г.). Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых и учебно-методических документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 №1897

УМК: Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором» Русский язык.9 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2018.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_zanimatelnyy_sintaksis_9_kl._2020-2021_uch.god_.docx38.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

Рассмотрено

на заседании  ШМО

Протокол №1 от

«    »____________2020 года

Согласовано

Зам. директора по ВР

____  

«    »____________2020 года

Утверждено

Приказом директора

Салемальской школы-интерната

от «    »_________2020 года г.

№ ______

_______И.А. Огородникова

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Занимательный синтаксис»

Направление общеинтеллектуальное

9класс

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов

Количество часов в год

40 минут

1 раз

1 час

34 часа

Педагог: Устюжанина О. Н., учитель русского языка и литературы

Салемал, 2020 г

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательный синтаксис» предназначена для обучающихся 9класса и рассчитана на 34 часа (2020-2021 уч.г.). Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых и учебно-методических документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 №1897

УМК: Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором» Русский язык.9 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2018.

Актуальность выбранного направления и тематики внеурочной деятельности:

В системе школьного образования русский язык представляет приоритетную область знаний, являясь одновременно средством обучения и объектом изучения. Как один из важнейших предметов изучения русский язык реализует коммуникативные, образовательные, развивающие и воспитывающие цели обучения.

Характерной особенностью процесса обучения русскому языку является его речевая направленность. Для формирования учебно-речевых навыков применяется курс внеурочной деятельности «Занимательный синтаксис».

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательный синтаксис» построена на углубленном изучении членов предложения. Предлагаемый курс составлен в соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования и направлен на углубленное изучение предмета. Содержание данного курса и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности школьников, повышению их информационной и коммуникативной компетентности, формированию учебно-речевых навыков. Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса, умение письменно и устно излагать свои мысли, формулировать свою точку зрения и аргументировать ее являются неотъемлемыми компонентами для достижения вершин в любой профессии.

Курс внеурочной деятельности «Занимательный синтаксис» позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников, выход учащихся на проектную деятельность.

Данная программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку.

Цель программы: углубленное изучение синтаксиса и на его основе рост речевой культуры школьника.

Задачи:

обобщить, систематизировать знания о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

- развивать интонационно выразительную речь;

- активизировать все виды деятельности, связанные с совершенствованием устной и письменной речи;

- проводить стилистические эксперименты;

- самостоятельно употреблять разные синтаксические структуры не только в отдельном высказывании, но и в создании  текстов лингвистического характера;

- развивать логическое и абстрактное мышление.

Реализация программы внеурочной деятельности «Занимательный синтаксис» предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учениками.

Формы организации внеурочной деятельности

Основные организационные формы:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, работа с текстами разных типов;

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Программа включает в себя:

  • теоретический материал;
  • вопросы и задания практического характера;
  • вопросы и задания занимательного характера.

Вся практическая часть представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

-при повторении главных членов предложения – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов;

-при повторении второстепенных членов предложения – усвоить синтаксические отношения между словами; развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, редактировать, сопоставлять;

-при повторении односоставных предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;

-при повторении однородных членов предложения – усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;

при повторении вводных конструкций – употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным;

при повторении обращений – использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;

-при повторении обособленных членов предложения – выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимические конструкции;

Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности обучающихся.

-при изучении сложных предложений – акцентировать внимание обучающихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.

Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности обучающихся.

Место проведения: школа

Время проведения:  вторая половина учебного дня,  каникулы.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Занимательный синтаксис»

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
  2. коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • освоение базовых основ лингвистики;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  • проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Познавательные УУД

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Личностные УУД

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка.

Регулятивные УУД

  • волевая саморегуляция;
  • оценка;
  • коррекция.

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов

С целью контроля реализации программы, ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы внеурочной деятельности «Занимательный синтаксис», который проводится в конце учебного года (май).

Формы и средства контроля:

Диагностика знаний учащихся (стартовая, текущая, тематическая и итоговая) проводится в форме комплексных работ и самостоятельных работ с дифференцированным оцениванием.

Индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио.

Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Уставом школы, ООП ООО. Результаты промежуточной (итоговой) аттестации выявляют уровень освоения программы (высокий, средний, низкий). За промежуточную аттестацию выставляется зачет/незачет.

Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов.

Учебно-тематический план

 Раздел, тема

Количество

часов

Из них

Виды деятельности обучающегося

теор.

прак.

Год обучения 2020-2021

1

Раздел I.  Введение.  

1

1

Практическая работа по проверке грамотности

2

 Раздел II. Повторение курса синтаксиса за 8 класс

15

3

 Простое предложение. Главные члены предложения. Типы подлежащих.

Типы сказуемых

1

1

Беседа с обобщением знаний по теме.Практическая работа. Синтаксический разбор простых предложений с определением типов подлежащего и сказуемого.

4

 Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение.

Приложение.

Обстоятельство.

1

1

Беседа с обобщением знаний по теме.Практическая работа. Определение второстепенных членов.

5

Обособленные члены предложения.

1

1

Беседа с обобщением знаний по теме.Практическая работа. Конструирование предложений с обособленными членами.

Составление памятки «Частные условия обособления».

6

Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

1

Практическая работа. Конструирование предложений. Решение задач на лингвистическую тему.

7

Обороты, вводимые сравнительными союзами

1

Практическая работа. Работа с литературным текстом.

8

 Устойчивые сочетания слов

1

Аналитическая беседа с элементами практических заданий

9

Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения.

Вводные слова. Вставные конструкции. Обращения.

Междометия.

Слова-предложения.

1

2

Сообщение.

Редактирование и составление связных текстов.

10

Прямая речь. Диалог. Цитаты.

1

2

Аналитическая беседа.

Практическая работа «Работа с текстами художественной литературы».Редактирование и составление связных текстов.

11

Раздел III

Сложное предложение

16

12

Повторение. Виды предложений.

1

Лекция с элементами исследовательской деятельности.

13

Односоставные предложения.

1

Практикум. Сообщения учащихся с использованием специально подобранного материала. Игра «Свое предложение».

14

Сложные предложения. Сложносочиненное предложение.

1

1

Практическая работа с текстом художественной литературы.

15

Сложноподчиненное предложение.

2

 Аналитическая беседа.

Наблюдение поэтического текста. Работа в группах. 

16

Придаточные предложения с разными видами подчинения.

1

2

Беседа.Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами. Написание статьи на заданную тему.

17

 Обособленные обороты в сложноподчиненном предложении

1

1

Беседа.Семинар. Работа с текстами разных стилей.Работа в группах.  Конструирование предложенийСопоставление синонимических конструкций

18

 Бессоюзное сложное предложение.

1

1

Лекция с элементами исследовательской деятельности. Практикум.

19

Особые случаи пунктуации.

2

Исследовательский проект по теме «Пунктуация».Семинар. Работа в группах по заданной программе.Восстановление авторских текстов,редактирование, сопоставление.

20

Раздел IV Повторениеи обобщение  

2

21

Трудные случаи пунктуации

2

Лингвистическая конференция.

ИТОГО

34

Содержание программы курса внеурочной деятельности «Занимательный синтаксис»

Раздел I.  Введение.   (1 ч)

Введение.  Проверка грамотности.

Раздел II. Повторение курса синтаксиса  (15 ч)

Простое предложение.Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, назывные предложения. Разновидности назывных предложений. Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

Ключевые слова и выражения: структура предложения. Разграничение простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

Главные члены предложения.

Предмет речи в предложении. Роль подлежащего и сказуемого. Предикативные отношения.

Ключевые слова и выражения: предмет речи. Формы выражения мыслей. Трехсловные сказуемые. Тесное содружество.

Второстепенные члены предложения.

Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения).Обособленные второстепенные члены предложения.

Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.

Ключевые слова и выражения: смысловое подчеркивание второстепенных членов. Строгие закономерности обособления. Частные условия обособления обстоятельств.

Односоставные предложения.

Группы односоставных предложений. Синонимия односоставных предложений.

Однородные члены предложения.

Понятие об однородных членах. Понятие градация, умение располагать однородные члены в порядке градации.

Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Устойчивые сочетания слов.

Слова, не являющиеся членами предложениями.Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения.

Обороты, вводимые сравнительными союзами

Вводные слова. Вставные конструкции.

Обращения.

Междометия.

Слова-предложения.

Ключевые слова и выражения: своеобразные синтаксические отношения в предложениях. Социальная значимость обращений. Звательная форма.

Прямая речь. Диалог. Цитаты.

Раздел III. Сложное предложение (16 ч)

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.

Ключевые слова и выражения: смысловая емкость. Синтаксические синонимы. Параллельные синтаксические конструкции.

Раздел IV.Повторениеи обобщение (2 ч)

Трудные вопросы пунктуации. Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.

Ключевые слова и выражения: многофункциональность, особые речевые ситуации.

Обобщение знаний по курсу «Занимательный синтаксис».

Программно-методическое обеспечение.

Список литературы для учителя:

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 кл.: Книга для учителя. – 3-е изд. / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2000.

2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005.

3. Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2012.

4. Костяева Т.А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 класс / Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004.

Список литературы для учащихся:

1.Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором.» Русский язык.9 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2018.

2. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Русский язык, 2005.

3.Божко Н.М. Русский язык. Всемогущий и занимательный синтаксис и др. 10-11 классы: сборник элективных курсов. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах: практический курс. – М.: Вербум, 2001.

5. Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: учебное пособие. – Самара: ООО «Офорт», 2006.

6  И.П. Цыбулько. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов. Выполнение задания части С. Основной государственный экзамен по русскому языку: учебно-методическое пособие для подготовки учащихся к основному государственному экзамену по русскому языку.  

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2006.

8. Сенина Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 8 класс. – Ростов-на-Дону, 2012.

9. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ГИА. – М.: Интеллект-Центр, 2007.

Материально-техническое обеспечение.

1. Мультимедийные пособия

1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов

2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов

3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

2. Интернет-ресурсы

1. Электронные пособия по русскому языку для школьников

1. http://learning-russian.gramota.ru

2. http://rusolimp.kopeisk.ru/

3. http://www.svetozar.ru/

4. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html

5. http://www.uchportal.ru/load/35-1-0-10865

6. http://otherreferats.allbest.ru/languages/00091615_0.html

7.https://rus-oge.sdamgia.ru/

III. Технические средства обучения

1. Компьютер.

2. Проектор.

4. Ноутбуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс

Цель программы внеурочной деятельности:  активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...