Морфологические признаки глагола
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие (идти, брать, хвалить, сделать).
Признаки
1. Постоянные:
- вид (совершенный/несовершенный);
- спряжение I или II;
- переходность (переходный/непереходный);
- возвратность (глаголы, которые без -СЯ не употребляются).
2. Непостоянные
- наклонение (изъявительное, условное, повелительное);
- число (единственное (иду, шёл, пойду), множественное (идём, шли, пойдём);
- время (прошедшее, настоящее, будущее);
- род (мужской, женский, средний);
- лицо (первое, второе, третье);
- возвратность (глаголы, имеющие возвратные и невозвратные формы).
Неопределённая форма глагола
Неопределённая форма – это начальная форма глагола.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? оканчиваются на -ТИ, -ТЬ или -ЧЬ, не имеют признаков времени, числа, лица и рода (идти, печь, стричь).
Вид глагола
В русском языке глаголы могут быть двух видов: совершенного и несовершенного.
- совершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что сделать? и обозначают уже совершённое действие или действие в начальной стадии исполнения (решить, прочесть, спеть, запеть);
- несовершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что делать? (решать, читать, петь, запевать).
Спряжение глаголов
Глаголы могут спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам.
Выделяют 2 спряжения глагола:
I спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ЕТЬ, -АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЯТЬ, -ЫТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -УТ, -ЮТ (петь, прятать, колоть, тянуть, веять, мыть);
II спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ИТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -АТ, -ЯТ (возить, пилить, тратить).
ИСКЛЮЧЕНИЯ!
- Эти глаголы относятся к I спряжению: брить, стелить, зиждиться, зыбить.
- Эти глаголы относятся ко II спряжению: гнать, дышать, держать, зависеть, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть.
ЗАПОМНИ!
Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым.
Переходные и непереходные глаголы
Глаголы в русском языке бывают переходные и непереходные.
- Переходные — обозначают действие, которое переходит на какой-либо предмет, обозначаемый существительным, в винительном падеже без предлога (если действие переходит на часть предмета, винительный падеж заменяется родительным) — провожать сестру, рубить берёзу, читать книгу, шить костюм, выпить молока.
- Непереходные — обозначают действие, которое не переходит на другие предметы (глаголы с суффиксом -СЯ – непереходные) — гулять в саду, спешить на поезд, заниматься спортом, купаться в море.
Возвратные глаголы
Возвратные глаголы – это непереходные глаголы с суффиксом -СЯ.
Многие глаголы в русском языке имеют возвратные и невозвратные формы: мыть(ся), драть(ся), валять(ся), умывать(ся), стучать(ся), гнуть(ся).
Некоторые глаголы без -СЯ не употребляются: смеяться, надеяться, стараться, бояться, гордиться, сомневаться.
Наклонение глагола
В русском языке различаются три наклонения глагола: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное.
- изъявительное наклонение — обозначает действие, которое происходило, происходит или произойдёт (спал, сплю, буду спать).
- сослагательное (условное) наклонение — обозначает действие желаемое или возможное, образуется с помощью формы прошедшего времени глагола и частицы БЫ (я написал бы, вы пришли бы).
- повелительное — обозначает побуждение к действию, приказ, просьбу (принесите, стойте, встань).
Время глагола
Глаголы изменяются по временам (только в изъявительном наклонении). Выделяют настоящее, прошедшее и будущее (простое и сложное) времена глагола.
- Прошедшее время относится к действиям, которые к моменту речи уже завершились. Отвечают на вопросы: что делал? что делала? что делало? что делали?
Изменяются по родам и числам: Я / он шёл. (м. р., ед. ч.); Ты / она шла. (ж. р., ед. ч.); Оно шло. (ср. р., ед. ч.); Мы / вы / они шли. (мн. ч.).
- Настоящее время относится к действиям, которые происходят в момент речи. Отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?
Изменяются по лицам и числам: (Я иду. (1 л., ед. ч.); Ты идёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она идёт. (3 л., ед. ч.); Мы идём. (1 л., мн. ч.); Вы идёте. (2 л., мн. ч.); Они идут. (3 л., мн. ч.)).
- Будущее время относится к действиям, которые произойдут в будущем. Отвечают на вопросы: что сделаю? что сделаешь? что сделает? что сделаем? что сделаете? что сделают?
Изменяются по лицам и числам: (Я пойду. (1 л., ед. ч.); Ты пойдёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она / оно пойдёт. (3 л., ед. ч.); Мы пойдём. (1 л., мн. ч.); Вы пойдёте. (2 л., мн. ч.); Они пойдут. (3 л., мн. ч.)).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по теме: "Морфологические признаки глагола"
Тема: «Морфологические признаки глагола» Цель урока: повторить основные сведения о морфологических признаках глагола; углубить представление учащихся о...
Морфологические признаки глагола
Последовательность расположения материала по теме соответствует порядку морфологического разбора глагола....
Тест по теме "Морфологические признаки глагола" (для учащихся 6 класса)
Предлагаемый тест предназначен для учащихся 6 класса, обучающихся по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, и имеет целью осуществление контроля уровня знаний, умений и навыков по т...
Тесты по теме "Глагол", "Морфологические признаки глагола" для 5-6 классов (от 1 до 4 вариантов)
Тесты предназначены для промежуточного контроля при изучении темы "Глагол" в 5 классе., для повторения темы в 6-7 классах....
Морфологические признаки глагола
Урок русского языка в 5 классе по теме "Морфологические признаки глагола"...
Схема-кластер "Морфологические признаки глагола", 6, 7 класс
схема "Морфологические признаки глагола"...
Глагол. Морфологические признаки глагола.
Технологическая карта урока...