Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС)
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Носалева Татьяна Николаевна

 Рабочая программа  по русскому языку за курс основной школы  разработана на основе ФГОС к учебнику М.Т.  Баранова, Т.А. Ладыженской. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx104.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Полдневская средняя общеобразовательная школа»

        Носалевой Татьяны Николаевны

по предмету

русский язык

5-9 классы

ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

_____________________________________________________________________________

                                                                              БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку (базовый уровень), утверждённого  приказом Министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010 года № 1897; с изменениями, внесенными  приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 года №1644, приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 года № 1577;  на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по русскому языку для 5–9 классов и авторской программы   М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2016).

Цели и задачи изучения предмета

     Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:      

  • воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Роль предмета в формировании  ключевых компетенций

     Язык – по своей специфике и  социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам культуры и литературы.

     Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.    

     Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено познавательно-практической направленностью предмета и возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

      Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Развитие речи обучающихся осуществляется в трех направлениях:

  • овладение нормами русского литературного языка;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
  • формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

     Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умения пользоваться различными лингвистическими словарями. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности обучающихся.

     Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, понимание  взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

Формы, методы, технологии обучения

       В программе реализован коммуникативно–деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме с элементами личностно-ориентированного обучения. В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок-зачет, урок контроля и коррекции знаний. Для реализации программы учителем могут быть использованы различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный и др. Предусмотрено и использование современных педагогических технологий, таких как развитие критического мышления через чтение и письмо, проектное обучение, развивающее обучение,  ИКТ в преподавании русского языка.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Контроль качества усвоения учебного материала предусмотрен в виде текущей аттестации (поурочная, четвертная, годовая), контрольных работ, диктантов, сочинений, изложений. При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

  • диктанты (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, свободный, словарно-орфографический);
  • тесты;
  • изложения  (подробное, выборочное, сжатое);
  • списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями);
  • сочинения разных жанров и типов речи (повествование, описание, рассуждение);
  • комплексный анализ текста;
  • сообщения на лингвистическую тему.

 Проверяются и оцениваются следующие результаты обучения:    

  • речевые умения и навыки;
  • умение выполнять разнообразные виды анализа на основе имеющихся лингвистических знаний;
  • умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и

          пунктуационных норм;

  • умение создавать текст того или иного стиля, типа речи, жанра.

Обоснование выбора учебно-методического комплекта

       Данная рабочая учебная программа не содержит расхождений с авторской программой М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.А. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2016). Обучение осуществляется по следующим учебникам:

  • Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2015;
  • Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2015;
  • Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс. М.: Просвещение, 2015;
  • Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. 8 класс. М.: Просвещение, 2015;
  • Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. 9 класс. М.: Просвещение, 2015.

        Выбранный УМК позволяет вести обучение русскому языку в основной школе на современном уровне, данные учебники сочетают в себе надежность, проверенную временем, и актуальность. Комплект издается в течение многих лет, а обновленный учебник переработан в соответствии с ФГОС и реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объема сведений культурологического характера.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

      В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении;  речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
  • сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

       Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся.

        Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения на основе компетентностного подхода.

        Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи обучающихся. Развитие речи обучающихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма) и осуществляется в трех направлениях:

  • первое направление – овладение нормами русского литературного языка (литературного произношения, образования форм слова, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с лексическим значением и стилевой принадлежностью);
  • второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся (систематическая словарная работа);
  • третье направление – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме (в том числе сочинений и изложений).

        Работа по развитию связной речи включает в себя и формирование навыков выразительного  чтения.

        Усиление практической направленности обучения русскому языку требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т.д.

       Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности обучающихся при анализе, сопоставлении  и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать для объяснения условия выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.

        Важнейшим направлением является формирование навыков грамотного письма. Изучая с обучающимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике. Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенная для изучения предмета.

       Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в 5, 6, 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах, однако первоначальные понятия синтаксиса и пунктуации вводятся в 5 классе, что позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками обучающихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса.

        Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.

МЕСТО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

     Учебный план отводит на изучение предмета следующее количество часов:

  • 5 класс - 170 часов (5 недельных часов);
  • 6 класс - 170 часов (5 недельных часов);
  • 7 класс - 136 часов (4 недельных часов);
  • 8 класс - 136 часов (3 недельных часа);
  • 9 класс - 102 часа (3 недельных часа).

     Программа по русскому языку для основного общего образования рассчитана на 782 часа.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

     Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

  • понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национального языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

     Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы отражают:

    для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся -  способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том  числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушение слуха;

   для обучающихся с нарушениями опорно - двигательного аппарата:

  • владение навыками  пространственной и социально - бытовой ориентировки;
  • умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом  пространстве с использованием специального оборудования;
  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации;
  • способность к осмыслению социального окружения своего места в нем, принятие соответствующего возрасту ценностей и социальных  ролей;

    для обучающихся с расстройствами аустического спектра:

  • формирование  умения следовать отработанной схеме  правил  поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных  и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
  • знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.

      Метапредметными  результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

  • владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной или письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение различными видами монолога и диалога;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • пособность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы);
  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой – либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы отражают:

     для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся - владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматимов) в письменной и устной речи;

    для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

  •  формирование способности  планировать, контролировать и оценивать  собственные учебные действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями  ее реализации  при сопровождающей  помощи педагогического  работника и организующей помощи тьютора;
  • формирование умения  определять наиболее эффективные способы достижения результата  при сопровождающей помощи  педагогического работника и организующей помощи тьютора;
  • формирование умения выполнять  действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи  педагогического работника и организующей помощи:
  • формирование умения  оценивать результат своей деятельности  в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
  • формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха  при организующей помощи тьютора;
  • развитие способности самостоятельно обратиться  к педагогическому работнику  (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
  • формирование  умения активного использования  знаково - символических  средств  для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения  учебных и практических задач при организующей помощи педагога- психолога и тьютора;
  • развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически  оценивать и интерпретировать получаемую  информацию из различных источников.

   Предметными  результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально – деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи; функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  • владение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и  структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  • понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.

Раздел 3. Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление плана текста, тезисов.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (речеведческой) компетенций

Раздел 5. Общие сведения о языке

1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.

Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

Орфоэпический словарь.

2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7. Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’].

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Словообразовательный и морфемный словари.

Основные выразительные средства словообразования.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы.

Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Словари грамматических трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Раздел 11. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.

Виды односоставных предложений.

Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Раздел 13. Язык и культура

      1.  Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

      2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5 класс

Тема

Кол-во часов

Кол-во уроков р.р.

Кол-во к.р.

1.

Язык – важнейшее средство общения.

2

2.

Повторение пройденного в 1-4 классах.

25

2

1

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

33

3

1

4.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография.     Культура речи.

14

2

1

5.

Лексика. Культура речи.

9

2

6.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

23

1

1

7.

Морфология. Орфография. Культура речи.

1

7.1.

Имя существительное.

21

3

1

7.2.

Имя прилагательное.

9

2

7.3.

Глагол.

21

1

1

8.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе.

12

1

Итого

170 ч.

16

7

6 класс

Тема

Кол-во часов

Кол-во уроков р.р.

Кол-во к.р.

1.

Язык. Речь. Общение.

1

2.

Повторение изученного в 5 классе.

16

2

1

3.

Текст.

3

4.

Лексика. Фразеология. Культура речи.

14

2

1

5.

Словообразование. Орфография. Культура речи.

25

5

1

6.

Имя существительное.

18

2

1

7.

Имя прилагательное.

24

4

1

8.

Имя числительное.

18

2

1

9.

Местоимение.

26

3

1

10.

Глагол.

21

5

1

11.

Повторение и систематизация изученного

4

1

12.

Итого

170 ч.

31

8

7 класс

Тема

Кол-во часов

Кол-во уроков р.р.

Кол-во к.р.

1.

Русский язык как развивающееся явление.

1

2.

Повторение пройденного в 5-6 классах.

15

1

1

3.

Морфология и орфография. Культура речи.

3.1.

Причастие.

33

3

1

3.2.

Деепричастие.

11

1

1

3.3.

Наречие.

26

4

1

3.4.

Категория состояния.

3

1

4.

Служебные части речи.

4.1.

Предлог.

10

1

1

4.2.

Союз.

18

1

4.3.

Частицы.

16

5.

Междометие.

8

6.

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе.

15

1

Резервные часы

14

Итого

170

12

6

8 класс

Тема

Кол-во часов

Кол-во уроков р/р

Кол-во к/р

1

Функции русского языка в современном мире.

1

2

Повторение пройденного в 5 – 7 классах.

13

1

1

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

116

3.1

Словосочетание.

7

3.2

Простое предложение.

4

3.3

Простые двусоставные предложения.

22

3

1

3.4

Простые односоставные предложения.

14

1

1

3.5

Неполные предложения.

2

3.6

Однородные члены предложения.

18

3

1

3.7

Обособленные члены предложения.

21

1

1

3.8

Обращения, вводные слова и междометия.

17

1

3.9

Прямая и косвенная речь.

11

1

4

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе.

4

Резервные часы

2

Итого

136

9

7

9  класс

Тема

Кол-во часов

Кол-во уроков р/р

Кол-во к/р

1.

Международное значение русского языка.

1

2.

Повторение.

13

2

1

3.

Сложные предложения.

11

2

3.1

Основные группы сложносочиненных предложений (ССП).

12

2

1

3.2

Основные группы сложноподчиненных предложений (СПП).

35

2

1

3.3.

Бессоюзные сложные предложения (БСП).

13

2

1

3.4.

Сложные предложения с различными видами связи.

12

2

1

4.

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах.

5

2

1

Итого

102

14

6

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

5 КЛАСС

Контрольные работы

1.К.Р. №1. «Повторение пройденного в 1-4 классах».

2. К.Р.№2. «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

3. К.Р.№3. «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи».

4. К.Р. №4. «Морфемика. Орфография. Культура речи».

5. К.Р.№5. «Имя существительное».

6. К.Р. №6. «Глагол».

7. К.Р.№7.Итоговая К.Р.

Работы по развитию речи

1. Обучающее изложение «Хитрый заяц».

2. Обучающее сочинение по картине А.А.Пластова «Летом».

3. Сжатое изложение (упр.144).

4. Сочинение. «Памятный день».

5. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

6. Изложение – повествование (упр.283).

7. Сочинение – описание (упр.301).

8.  Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

9. Подробное изложение (упр. 375).

10. Изложение текста с изменением лица (упр.420).

11. Сжатое изложение (упр.513)

12. Изложение текста с изменением лица (упр.547).

13. Сочинение по картине И.И.Нисского «Февраль. Подмосковье».

14. Описание животного. Изложение (упр.585).

15. Сочинение – описание животного (упр.600).

16. Сжатое изложение (упр.688).

6 КЛАСС

Контрольные работы

1.К.Р. №1. «Повторение пройденного в 5 классе».

2. К.Р. №2. «Словообразование».

4. К.Р. №3. «Имя существительное».

5. К.Р. №4. «Имя прилагательное».

6. К.Р. №5. «Имя числительное».

7. К.р. №6. «Местоимение».

8. К.Р. №7. «Глагол».

9. К.Р.№8. Итоговая К.Р.

Работы по развитию речи

1. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя».

2. Сочинение (упр.120)

3. Выборочное изложение.

4.Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро» (упр. 225).

5. Сочинение (упр.284).

6. Сочинение – описание (упр.342)

7. Выборочное изложение (упр.347).

8. Сочинение – рассуждение (упр.480).

9. Сочинение на тему «Подслушанный разговор» (упр.494).

10. Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» (упр. 499).

11.Изложение (упр. 542).

13. Сочинение (упр.578).

12.Сочинение (упр. 610).

7 КЛАСС

Контрольные работы

1.К.Р. №1. «Повторение пройденного в 5-6 классах»

2. К.Р.№2. «Причастие».

3. К.Р.№3. «Деепричастие».

4. К.Р.№4. «Наречие».

5. К.Р. №5. «Предлог. Союз».

6. К.Р. №6. Итоговая К.Р.

Работы по развитию речи

1.Сочинение по картине И.И.Бродского «Летний сад».

2. Изложение с изменением лица (упр.100).

3. Выборочное изложение по отрывку из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» (упр.130).

4. Сочинение по личным наблюдениям «Вы с ним знакомы» (упр. 146).

5. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» (упр.187).

6. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег» (упр.211).

7. Сочинение – рассуждение на тему «Прозвища» (упр. 217).

8. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям.

9. Подробное изложение с элементами сочинения (упр.248).

10. Сочинение на лингвистическую тему (упр.282).

11. Рассказ – репортаж на основе увиденного на картине (А.В.Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу (упр.307).

12. Сочинение – рассуждение на тему «Книга – наш друг и советчик» (упр.343).

8 КЛАСС

Контрольные работы

 1.К.Р. №1. «Повторение пройденного  в 5 – 7 классах».

 2. К.Р. №2. «Главные и второстепенные члены предложения».

 3. К.Р. №3. «Простые односоставные предложения».

 4. К.Р. №4.  «Однородные члены предложения».

 5. К.Р. №5. «Обособленные члены предложения».

 6. К.Р. №6. «Обращения, вводные слова и междометия».

 7. К.Р. №7. Итоговая К.Р.

Работы по развитию речи

1. Сочинение в форме письма (упр.36).

2. Сжатое изложение (упр. 52).

3. Сочинение «Чудный собор» (упр.102).

4. Сочинение – портрет (упр.165).

5. Изложение с элементами сочинения (упр.208, 209).

6. Изложение (упр.242).

7. «Памятка для спорщиков» (упр. 265)

8. Сочинение – отзыв (упр. 281).

9. Сочинение – рассуждение на дискуссионную  тему.

9 КЛАСС

Контрольные работы

2. К.Р. № 2. «Сложносочиненные предложения».

3. К.Р. № 3. «Сложноподчиненные предложения».

4. К.Р.  № 4. «Бессоюзные сложные предложения».

5. К.Р. №5. «Сложные предложения с разными видами связи».

6. К.Р. №6. Итоговая К.Р.

Работы по развитию речи

1. Изложение с элементами сочинения. ( По тексту упр.40)

2. Сжатое изложение №1.

3. Обучающее сочинение на лингвистическую тему.

4. Обучающее сочинение – рассуждение.

5. Сжатое изложение №2.

6. Сочинение – рассуждение на морально – этическую тему.

7. Сжатое изложение №3.

     

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Критерии оценивания устного ответа

     Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

     При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

     Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

     Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

     Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

     Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Критерии оценивания письменных работ

Критерии оценивания  диктантов

     Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка,   быть   доступными  по  содержанию  учащимся  данного класса.

Требования к тексту диктанта

Класс

Количество в контрольном диктанте

Кол-во слов в словарном диктанте

слов (самостоятельных и служебных)1

орфограмм2

пунктограмм

слов с непроверяемыми орфограммами3

5

90-100

12

2-3

5

15-20

6

100-110

16

3-4

7

20-25

7

110-120

20

4-5

10

25-30

8

120-150

24

10

10

30-35

9

150-170

24

15

10

35-40

1До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

2Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены  1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.

3В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

                                           Нормы оценивания диктанта

Вид

диктанта

оценка/количество ошибок

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

1 негрубая орфографическая  или 1 негрубая пунктуационная ошибка.

2 орф. - 2  пункт.

или

1 орф.- 3 пункт.

или

0 орф. – 4 пункт.

*при  3  орф. ошибках,  если  среди   них есть однотипные.

4 орф. - 4 пункт.

или

3 орф. -  5 пункт.

или

0 орф. - 7 пункт.

*в 5 классе допуск. при 5 орф. и 4 пункт.

*при 6 орф. и 6 пункт., если среди тех и других имеются  однотипные и негрубые ошибки.

7 орф.- 7 пункт.

или

6 орф. - 8 пункт.

или

5 орф.- 9  пункт.

или

8  орф.- 6 пункт.

Словарный

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

до 7 ошибок

Примечание.

     При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1)   в переносе слов;

2)   на правила, которые не включены в школьную программу;

3)   на еще не изученные правила;

4)   в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5)  в передаче авторской пунктуации.

      Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

    При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

     К негрубым относятся ошибки:

1)   в исключениях из правил;

2)   в   написании   большой   буквы   в   составных   собственных наименованиях;

3)   в  случаях слитного и  раздельного написания  приставок в  наречиях,  образованных  от  существительных  с   предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4)   в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5)   в собственных именах нерусского происхождения;

6)   в  случаях,   когда   вместо  одного  знака   препинания   поставлен другой;

7)   в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

     Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

     Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

     Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).

     Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая   следующая   подобная   ошибка   учитывается   самостоятельно.

     Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

     При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания  на верное)   оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

     В  комплексной  контрольной  работе, состоящей  из  диктанта  и  дополнительного (фонетического, лексического, орфографического,  грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

     При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного  задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Критерии оценивания сочинений и изложений

     Сочинения и  изложения - основные формы проверки умения правильно   и  последовательно  излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Примерный объем текста изложений и сочинений

класс

Объем текста для

подробного изложения1

классного сочинения

5

100-150 слов

0,5 – 1,0 страницы

6

150-200 слов

1,0 – 1,5 страницы

7

200-250 слов

1,5 – 2,0 страницы

8

250-350 слов

2,0 – 3,0 страницы

9

350-450 слов

3,0 – 4,0 страницы

1 Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

     С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства  в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.      

     Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

     Содержание   сочинения   и   изложения   оценивается   по   следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

    При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

     Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических,  пунктуационных  и  грамматических.

оценка

Основные критерии оценки

содержание и речь

грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует

теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание    излагается    последовательно. 4.  Работа    отличается    богатством    словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.  Достигнуто   стилевое   единство   и   выразительность текста.

В  целом  в  работе  допускается  1  недочет в содержании и 1—2 речевых недочета

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме   (имеются  незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются  незначительные  нарушения   последовательности   в   изложении мыслей.

4. Лексический  и  грамматический строй речи достаточно разнообразен

5. Стиль работы отличается единством и   достаточной   выразительностью.

 В целом в  работе  допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические    и    2 пунктуационные ошибки, или  

1  орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,    или    

4    пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2   грамматические   ошибки

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа   достоверна   в   главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены   отдельные   нарушения  последовательности  изложения.

4. Беден  словарь,   и  однообразны употребляемые синтаксические конструкции,    встречается    неправильное словоупотребление.

5. Стиль   работы    не   отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом  в работе допускается не более  4   недочетов  в  содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические   и   4 пунктуационные ошибки,    

или    

3  орфографические  ошибки   и   5   пунктуационных ошибок,

или

7 пунктуационных    при    отсутствии орфографических ошибок  

 (в 5 классе - 5  орфографических ошибок  и  4  пунктуационные   ошибки),    а   также 4   грамматические   ошибки

«2»

1. Работа   не  соответствует   теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения   мыслей  во всех частях работы,  отсутствует    связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне  беден   словарь,   работа написана    короткими    однотипными предложениями   со  слабо  выраженной связью между ними, часты случаи   неправильного   словоупотребления.

5. Нарушено  стилевое  единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орфографических и 7   пунктуационных ошибок,    или    

6 орфографических и  8   пунктуационных ошибок,    или    

5  орфографических  и  9    пунктуационных ошибок,    или    

8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок,   я  также 7 грамматических ошибок.

Примечания.

1.   При  оценке   сочинения   необходимо   учитывать   самостоятельность,   оригинальность замысла  ученического сочинения, уровень  его композиционного и речевого   оформления.   Наличие   оригинального   замысла,   его   хорошая   реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2.   Если  объем  сочинения  в  полтора-два  раза   больше  указанного  в   настоящих  нормах,  то  при  оценке  работы  следует  исходить  из  нормативов,  увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например,  при  оценке  грамотности  «4» ставится  при  3  орфографических,  2  пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3»  ставится  при  соотношениях:  6—4—4,  4—6—4,  4—4—6.  При  выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3.   Первая   оценка   (за   содержание   и   речь)   не   может   быть   положительной,  если  не  раскрыта  тема  высказывания,  хотя  по  остальным  показателям оно написано удовлетворительно.

4.   На   оценку   сочинения   и   изложения   распространяются   положения   об однотипных  и  негрубых ошибках,  а  также  о  сделанных учеником   исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Критерии оценивания обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается:

1) степень самостоятельности учащегося;

 2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

 Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

 Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.  Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата

Критерии

Показатели

1.Новизна реферированного текста.

Макс. - 20 баллов

- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы.
Макс. - 30 баллов

- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

3. Обоснованность выбора источников.
Макс. - 20 баллов

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Соблюдение требований к оформлению. Макс. - 15 баллов

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность.

Макс. - 15 баллов

- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.

Оценивание реферата

Реферат оценивается по 100 - балльной шкале, баллы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

• 86 – 100 баллов – «отлично»;

• 70 – 75 баллов – «хорошо»;

• 50 – 69 баллов – «удовлетворительно;

• менее 50 баллов  – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала

Критерии оценивания презентаций учащихся

Оценка

5

4

3

2

Содержание

 Работа полностью завершена 

Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы

  Не все важнейшие компоненты работы выполнены

 Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя

 Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов 

Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются

Работа демонстрирует понимание, но неполное

Работа демонстрирует минимальное понимание

Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика

 Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда некорректно.

Дискуссионные

материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно.

 Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов

Ученик предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии)

 Ученик в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы

  Ученик иногда предлагает свою интерпретацию

 Интерпретация ограничена или беспочвенна

   Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс

Почти везде выбирается более эффективный процесс

Ученику нужна помощь в выборе эффективного процесса

 Ученик может работать только под руководством учителя

Дизайн

 Дизайн логичен и очевиден 

 Дизайн есть 

 Дизайн случайный

Дизайн не ясен

Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание.

Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию. 

Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию.

Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него.

Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается)

Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.

Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию

Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым

Графика

Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание

Графика соответствует содержанию

 Графика мало соответствует содержанию

Графика не соответствует содержанию

Грамотность

 Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических

Минимальное количество ошибок 

Есть ошибки, мешающие восприятию

Много ошибок, делающих материал трудночитаемым 

Критерии  оценки за тест

«5»- верно выполнено  более 90% заданий;

«4»- верно выполнено  более 70- 89 % заданий;

«3»- верно выполнено  более 51- 69 % заданий;

«2»- верно выполнено  50% и менее.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УМК

  • Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2015;
  • Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2015;
  • Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс. М.: Просвещение, 2015;
  • Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. 8 класс. М.: Просвещение, 2015;
  • Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. 9 класс. М.: Просвещение, 2015.

Литература для учителя

Методические пособия

  • Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 5 классе: Пособие для учителей и методистов;
  • Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 6 классе: Пособие для учителей и методистов;
  • Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.,  Баранов М.Т. и др. Обучение русскому языку в 7 классе: Пособие для учителей и методистов;
  • Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Александрова О.М. и др. Обучение русскому языку в 8 классе: Пособие для учителей и методистов;
  • Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Александрова О.М. и др. Обучение русскому языку в 9 классе: Пособие для учителей и методистов.
  • Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык: Поурочные разработки. 8 класс;
  • Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык: Поурочные разработки. 9 класс;
  • Соловьева Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для учителей и методистов. 5 класс;
  • Соловьева Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для учителей и методистов. 6 класс;
  • Соловьева Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для учителей и методистов. 9 класс;
  • Запорожец А.И. Русский язык. Изучение синтаксиса. 8-9 классы (из опыта работы).

Дидактические материалы

  • Тростенцова Л.А., Стракевич М.М., Ладыженская Н.В. и др. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс;
  • Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Стракевич М.М. и др. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс;
  • Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. Дидактические материалы. 7 класс;
  • Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.,  Дейкина А.Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8 класс;
  • Тростенцова Л.А., Подстреха Н.М.. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс;

Контрольно-измерительные материалы

1.Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012

2.ОГЭ. Русский язык: Типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько, - М.: Издательство «Национальное образование», 2016

3. ОГЭ. Русский язык: Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько, - М.: Издательство «Национальное образование», 2016

4.  Макарова Б.А. Диктанты и изложения по русскому языку: 5 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2013

Литература для обучающихся

  • Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2015;
  • Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2015;
  • Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс. М.: Просвещение, 2015;
  • Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. 8 класс. М.: Просвещение, 2015;
  • Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. 9 класс. М.: Просвещение, 2015;

Школьные словари русского языка

  • Б а р а н о в М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — М.,2011
  • Л ь в о в В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2010
  • Ж у к о в А. В. Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка. — М., 2010
  • К р ы с и н Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997 и последующие издания.
  • К в я т к о в с к и й А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998 и последующие издания.
  • Л ь в о в а С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004
  • Л ь в о в М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — М., 2010
  • Л ь в о в а С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М., 2004
  • П а н о в Б. Т., Т е к у ч ё в А. В. Школьный грамматико- орфографический словарь русского языка. — М., 1991
  • Школьный словарь иностранных слов / под ред. В. В. Иванова. — М., 2006
  • П о т и х а З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — М., 1998
  • Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку: Орфография и пунктуация. Раздаточные материалы. — М., 2005
  • С к о р л у п о в с к а я Е. В., С н е т о в а Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматически ми формами. — М., 2000
  • Ч е с н о к о в а Л. Д., Ч е с н о к о в С. П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. — М., 2006
  • Т и х о н о в А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — М., 1991
  • Ш а н с к и й Н. М., Б о б р о в а Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 2000
  • Шанский Н. М., З и м и н В. И., Ф и л и п п о в А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. — М., 2000

Интернет - ресурсы

  • http://www.edu.ru – образовательный портал «Российской образование»
  • http://www.school. edu. ru – национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
  • http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
  • http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - специализированный портал «Здоровье и образование»
  • http://www.ucheba.ru - образовательный портал «УЧЕБА»
  • http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал
  •   http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников
  • http://www.prosv.ru — сайт издательства «Просвещение»
  • http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-   портал«Русский язык»).
  • http://www.rus.1september.ru — электронная версия газеты «Русский язык».
  • http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова»
  • http://www.ruscenter.ru — РОФ «Центр развития русского языка».
  • http://www.center.fio.ru — мастерская «В помощь учителю. Русский язык» Московского центра интернет-образования

Ресурсы для дистанционных форм обучения

  • http://www. vschool.km.ru - виртуальная школа Кирилла и Мефодия  
  • http://www. teachpro.ru - образовательный сайт Teachpro.ru
  • http://www. ozo.rcsz.ru - обучающие сетевые олимпиады
  •  http://www. college.ru -  открытый колледж  
  •  http://www. fipi.ru - ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме
  • http://www.ruslit.metodist.ru - методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО – Итоговая аттестация в    9 классе

                                                                                                                                                                                                              

Материально-техническая база:

  • Ноутбук
  • Мультимедийный проектор
  • Колонки
  • Интерактивная доска
  • Экранно-звуковые пособия
  • Презентации к занятиям

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА

РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Речеведение

      Выпускник научится:

  • проводить анализ текстов с указанием темы, основной мысли, принадлежности к стилю, функционально-смысловому типу речи, средств выразительности и др.;
  • применять коммуникативные навыки в речевой деятельности с учетом ситуации и сферы общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата.

Виды речевой деятельности

Чтение

Выпускник научится:

  • адекватно понимать и интерпретировать прочитанные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определенной функциональной разновидности языка;
  • владеть навыками различных видов чтения;
  • владеть навыками информационной переработки прочитанного текста;
  • владеть навыками работы с книгой и периодическими изданиями.

Выпускник получит возможность научиться:

  • жизненного и читательского извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на ее решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Письмо

Выпускник научится:

  • создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определенной стилевой разновидности языка;
  • совершенствовать и редактировать тексты;
  • соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

  • аргументировать собственную позицию, доказывать ее, приводя аргументы из различных областей знания, жизненного и читательского опыта;
  • понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять;
  • писать аннотации, тезисы выступления, конспекты, рефераты;
  • понимать основные причины коммуникативных неудач в письменном общении и уметь их объяснять.

Слушание

Выпускник научится:

  • адекватно понимать и интерпретировать текст различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • владеть навыками информационной переработки прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать скрытую информацию публицистического характера (в том числе текстов СМИ), анализировать и комментировать ее в устной форме.

Говорение

Выпускник научится:

  • создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи и определенной функциональной разновидности языка;
  • создавать устные монологические и диалогические высказывания на темы из жизненного опыта (на основе жизненных наблюдений, чтения учебной, научной и художественной литературы);
  • соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.

     Выпускник получит возможность научиться:

  • участвовать в коллективном обсуждении морально-этических проблем, в дискуссиях на учебно-научные темы, аргументировать собственную позицию, доказывать ее, убеждать, соблюдая нормы учебно-научного общения;
  • понимать основные причины коммуникативных неудач в устном общении и уметь их объяснять.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ

Фонетика, графика, орфография

Выпускник научится:

  • проводить фонетический, орфоэпический, звуко-буквенный анализ слова;
  • применять знания по фонетике и орфоэпии при выполнении различных видов языкового анализа, соблюдать основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

      Выпускник получит возможность научиться:

  • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
  • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; использовать ее в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

  • выделять в словах морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слов;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

     Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
  • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной и публицистической речи;
  • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе и мультимедийных;
  • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

  • проводить лексический анализ слов;
  • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
  • применять знания по лексике и фразеологии в практике правописания, в различных видах анализа, в том числе опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение).

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
  • опознавать омонимы разных видов;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
  • извлекать необходимую информацию из лексических словарей различного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

  • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
  • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
  • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства и средства морфологии;
  • различать грамматические омонимы;
  • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической, художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей речи;
  • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
  • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической, в художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей речи;
  • использовать в речи грамматическую синонимию;
  • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций в публицистической, художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

  • опознавать орфограммы и пунктограммы;
  • проводить орфографический и пунктуационный анализ в устной и письменной форме (с помощью графических символов);
  • соблюдать нормы правописания в письменной речи (в объеме содержания курса).

      Выпускник получит возможность научиться:

  • иллюстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (по ФГОС )для 5 класса.

Пояснительнаязаписка и тематическое планированик с УУД....

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС ООО 7 класс

Программа составлена по новым требованиям ФГОС ООО...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 7 класса

Тематическое планирование составлено по последним требованиям. Планирование разбито по блокам с указание раздела, количества часов на его усвоение, планируемых результатов и учебно-методического обесп...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса предназначена для учителей, которые работают в вечерней школе....

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс предназначена для учителей вечерней школы....

Рабочая программа по русскому языку Гольцовой ФГОС СОО 11 класс

Рабочая программа по русскому языку Гольцовой ФГОС СОО 11 класс...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 6 класс

Рабоча программа по русскому языку для 6 класса по ФГОМ (УМК Рыбченкова Л.М.)...