Управление образования администрации
Чебулинского муниципального района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол 1 от «_____»августа 2017 г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР: _____________Е.В.Меркулова «_______» августа 2017 г. | Утверждаю: директор МБОУ "Михайловская РВ(с)ОШ" _______________ В.А. Шкарупелова Приказ от «_» августа 2017 г №__ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
в условиях реализации ФГОС основного общего образования
6 класс
Срок реализации – 2017-2018 учебный год
Составитель: Мамонова Н.В., учитель
первой квалификационной категории
д. Михайловка, 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык», предметной области - «Русский язык и литература » для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с последующими изменениями), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ», на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по русскому языку основного общего образования, с учетом рекомендаций авторской Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, ФГОС / авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др., М: Просвещение, 2016г.
При составлении рабочей программы учтены рекомендации Кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2017-2018 учебном году».
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса ориентирована на использование учебника «Русский язык. 6 класс» Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Москва «Просвещение», 2015год.
Он ориентирован на реализацию системно-деятельностного подхода. Обучающийся становится активным субъектом образовательного процесса, а сам процесс приобретает деятельностную направленность. При этом используются разнообразные формы обучения: работа в паре, группе, использование современных (в том числе, информационных) технологий обучения, а также проектная деятельность обучающихся.
Рабочая программа предусматривает следующие варианты дидактико- технологического обеспечения учебного процесса: наглядные пособия для курса русский язык, таблицы, портреты выдающихся деятелей в области лингвистики;
для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются: компьютер, мультимедиапроектор, обучающие программы, презентации, видеоролики и видеофильмы об истории развития русского языка;
программно-педагогические средства: справочная литература, учебники, тексты самостоятельных и контрольных работ, зачетные единицы.
При организации учебного процесса в данном классе необходимо уделять внимание следующим аспектам:
- характерологическим (учащиеся - лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы);
- возрастным (диапазон от 18лет и старше);
- особенности формирования классных групп (разнородные группы по составу преступления от особо тяжких до средней степени тяжести);
- интеллектуальный уровень (перерыв в обучении от 3до 7 лет)
Исходя из вышесказанного, уроки русского языка в данном классе целесообразно организовывать в виде: урока-лекции, комбинированного урока, мультимедиа-урока, урока-консультации, урока-контроля знаний.
Обучение ведется на базовом уровне. Достижение обучающимися уровня «ученик получит возможность» будет обеспечиваться посредством интегрирования урочной и внеурочной деятельности, а именно участием обучающихся в предметных школьных и дистанционных олимпиадах и викторинах по русскому языку.
Рабочей программой предусмотрено проведение 4 контрольных работ (включая входную и итоговую контрольную работу) и 5 зачетов. Все контрольные работы проводятся в форме тестирования. Зачеты организовываются в виде зачета-практикума или дифференцированного зачета.
Согласно учебному плану МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ» рабочая программа по русскому языку для 6 класса рассчитана на 1 час в неделю, итого 36 часов в год.
Планируемые результаты освоения
учебного предмета «Русский язык»
Изучение русского языка по данной рабочей программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
1) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
2) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
3) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
4) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести - самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
- соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления;
-умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты
По орфографиии пунктуации.
Ученик научится:
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса).Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе;
- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ученик получит возможность научиться:
- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Фонетика и орфоэпия. Графика.
Ученик научится:
- проводить фонетический анализ слова;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка.
Ученик получит возможность научиться:
- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись)
- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Связная речь.
Ученик научится:
Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения, пейзажа и действий. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, действия, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Ученик получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументироватьсобственную позицию, доказывать ее, убеждать;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Аудирование и чтение
Ученик научится:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- использовать приемы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать, анализировать, оценивать информацию в прочитанных текстах;
- извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение и письмо.
Ученик научится:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
- обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
- соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- осознавать значение родного языка в жизни человека и общества;
- развивать речевую культуру, бережное и сознательное отношение к родному языку, сохранению чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворению коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличению словарного запаса; расширению круга используемых грамматических средств; развитию способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использованию родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
- выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
- участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
- различать разговорную речь и другие стили;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально – культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
- развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования русского языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Содержание учебного предмета «Русский язык »
с указанием основных видов учебной деятельности
Язык. Речь. Общение. Русский язык - один из развитых языков мира. Язык, речь. Общение. Ситуация общения | Осознание связи русского языка с культурой и историей России и мира. Осознание, что владение русским языком является важным показателем культуры человека. Построение рассуждения, используя как тезис приведённое в учебнике высказывание.
Осознание роли языка, речи, общения в жизни человека. Определение разницы между выражением настроения и передачей точной информацией. Анализ стихотворения. Определение компонентов ситуации общения. Анализ схемы. Характеристика диалогов по наличию компонентов речевой ситуации. Высказывание и обоснование своего мнения. Анализ стихотворения. |
Повторение изученного в 5 классе. Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфоэпия. Морфемы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Типы речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога. | Активизация знаний в области фонетики и орфоэпии. Выполнение фонетического разбора слов. Устранение нарушения произносительных норм в словах. Деление слов на группы в зависимости от орфограмм. Активизация знаний в области морфемики. Выполнение морфемного разбора слов. Работа с таблицами. Анализ стихотворения. Работа с текстами (выделение основной мысли текста, ответы на вопросы по тексту). Графическое выделение и объяснение орфограмм в приставках и корнях слов. Активизация знаний в области морфологии. Выполнение морфологического разбора слов. Определение типа и стиля текста, его основной мысли. Графическое выделение и объяснение орфограмм в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. Активизация знаний в области синтаксиса (словосочетание и простое предложение). Выполнение синтаксического разбора. Находить, выделять, группировать и составлять словосочетания. Списывать тексты, расставляя знаки препинания. Определение предложений с обобщающим словом при однородных членах предложения, распространённых и нераспространённых предложений, предложений с обращениями. Активизация знаний в области синтаксиса (сложное предложение). Устный и письменный синтаксический разбор простых и сложных предложений. составление сложных предложений по схемам. Различать сложные предложения с союзом и и простые предложения с однородными членами, соединёнными союзом и. Расстановка знаков препинаний. Активизация знаний в области синтаксиса (прямая речь и диалог). Запись предложений с прямой речью и составление их схем. Составление диалогов на заданную тему. Составление диалога по выбору в письменной форме. |
Текст. Текст его особенности. Тема и основная мысль Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки и стили речи. Официально-деловой стиль, Речь устная и письменная; диалогическая монологическая. Основная мысль текста. | Осознавать красоту и выразительность речи; стремление к речевому самосовершенствованию. Интерес к созданию собственного текста в письменной форме. Осознавать роль слова в выражении мысли. |
Лексика. Культура речи Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно- русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение. P.P. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
| Активизация знаний об основных понятиях лексикологии. Определение лексического значения слов, учитывая его при выборе орфограмм. Определение стиля, темы, основной мысли текста. Выделение в тексте многозначных слов и слов в переносном значении. Подбирают антонимы и синонимы к указанным словам в тексте. Выделение в речи общеупотребительных и необщеупотребительных слов; находить их в текстах. Различать профессионализмы. Находить профессионализмы в текстах учебника и толковом словаре. Составлять предложения с профессионализмами. Определение сферы употребления профессионализмов. Различать диалектизмы. Находить диалектизмы в текстах учебника и толковом словаре. Подбирать соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова. Различать исконно русские и заимствованные слова, объясняя причины заимствования слов. Определение происхождения слов по этимологическому словарю. Замена заимствованных слов исконно русским при выполнении упражнения. Составление словосочетаний с заимствованиями. Характеристика слов с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Выделение неологизмов, объясняя причины их появления, анализируя их использование в текстах разных стилей. Объяснение лексического значения приведённых в учебнике неологизмов. Выделение в речи устаревших слов как принадлежащих к пассивному запасу лексики. Определение значения устаревших слов при помощи толкового словаря. Выделение устаревших слов в художественном тексте. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов. Запись примеров словарных статей. Правильно отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по изученному разделу. |
Фразеология. Культура речи Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение. P.P. Конструирование текста с использованием фразеологизмов. | Осознание основных понятий фразеологии. Различение свободных сочетаний и фразеологизмов. Находить фразеологизмы в текстах упражнений и толковом словаре, составлять с ними предложения. Работа с иллюстрациями, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них. Подбирать к указанным словам фразеологизмы-синонимы Осознание источников появления некоторых фразеологизмов. Составление предложений с фразеологизмами. Сообщение о происхождении некоторых фразеологизмов. Правильно отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по изученному разделу. |
Словообразование. Орфография. Культура речи Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне –кас - кос-. Буквы а я о в корне –гар - гор-. Буквы а и о в корне -зар зор-. Буквы ы, и после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение. Р. Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине. | Активизация знаний об основных понятиях морфемики и словообразовании. Уметь выделять основы слов, корни, окончания, приставки, суффиксы. Группировать однокоренные слова. Составление словосочетаний с данными словами. Заполнение таблицы видов орфограмм. Анализ слов с точки зрения способа их образования; различать способы словообразования. Оценивание основных выразительных средств словообразования. Установление смысловой и структурной связи однокоренных слов. Определение, от чего и с помощью чего образованы данные слова, способ образования. Составление цепочки однокоренных слов. Усвоение правила написания букв а и о в корнях -кас- и -кос- Выполнение упражнений, руководствуясь изученным правилом. Определение разных значений слов с корнями -кас- и -кос-. Усвоение правила написания букв а и о в корнях -гор- и -гар- Выполнение упражнений, руководствуясь изученным правилом. Составление словосочетаний с глаголами с изучаемым чередованием в корне. Усвоение правила написания букв а и о в корнях -зор- и -зар- Выполнение упражнений, руководствуясь изученным правилом. Составление и анализ таблицы. Усвоение правила написания букв ы и и после приставок. Выполнение упражнений, руководствуясь изученным правилом. Усвоение правила написания гласных в приставках пре- и при-. Анализ таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь изученным правилом. Определение способа образования слов. Отработка навыка работы со словарём. Анализ текстов с объяснением условий выбора орфограмм в них. Усвоение понятия сложного слова и правила написания соединительных гласных о и е в сложных словах. Образование сложных слов от данных в упражнении слов. Объяснение условия выбора орфограмм в сложных словах. Усвоение понятия сложносокращённого слова. Образование сложносокращённых слов и определение способа образования сложносокращенных слов данных упражнении; анализ рисунков. Выделение значимых частей слова и определение способа его образования. Выполнение письменного морфемного и словообразовательного разбора слов. Заполнение таблицы. Определение исходного слова в словообразовательной цепочке. Правильно отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по изученному разделу. Работа со сложным планом сообщения о составе слова и способах словообразования. Составление и заполнение таблицы. |
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение. P.P. Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о, е после шипящих и в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к, ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение. P.P. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.
Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение. P.P. Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!»
Местоимение. Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение. P.P. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
Глагол. Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение. P.P. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам.
Повторение и систематизация из в 5 и 6 классах. Культура речи. Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. P.P. Сочинение-описание (рассуждение).
| Активизация знаний об имени существительном как о части речи. Выполнение морфологического разбора имени существительного. Нахождение имён собственных в текстах. Анализ и заполнение таблицы. Объяснение правописания окончаний существительных. Склонение существительных по падежам. Определение способа образования существительных. Распознавать разносклоняемые имена существительные. Заполнение таблицы. Склонение по падежам разносклоняемых имён существительных, составление с ними словосочетаний. Усвоение правила употребления буквы е в безударном суффиксе -ен- существительных на –мя. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. Распознавать несклоняемые существительные. Составление словосочетаний с несклоняемыми именами существительными, ставя их в разных падежах. Определение рода несклоняемых существительных. составление словосочетаний и предложений с несклоняемыми именами существительными. Распознавать имена существительные общего рода; составление предложений с именами существительными общего рода и согласование их с другими частями речи. Выполнение устного и письменного морфологического разбора имени существительного. Усвоение правила написания не с именами существительными. Различать не- - приставку, не- - частицу и не- - часть корня. Работать с текстами упражнений, обозначая условия выбора орфограммы и расставляя знаки препинания. Усвоение правила написания буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. Усвоение правила написания гласных в суффиксах существительных -ек и –ик. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. Замена слов однокоренными с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Усвоение правила написания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. Определение значений суффиксов в словах. Объяснение способов образования слов. Правильно отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по изученному разделу. Составление и заполнение таблицы. Морфологический разбор имён существительных. Активизация знаний об имени прилагательном как части речи. Выполнение морфологического разбора прилагательного. Составление словосочетаний с именами прилагательными. Заполнение таблицы. Анализ орфограмм, относящимися к имени прилагательному. Правильное образование сравнительной и превосходной степени сравнения имён прилагательных. Выделение имён прилагательных в разных степенях сравнения как членов предложения. Выделение морфем в именах прилагательных в степенях сравнения. Сравнение различных объектов. Характеристика имён прилагательных по значению. Видеть качественные прилагательные. Видеть относительные прилагательные в предложении и тексте. Анализ данных в учебнике относительных прилагательных, обозначающих разные признаки предмета. Распознавать притяжательные прилагательные. Анализ текста. Обозначение условия выбора букв ь и ъ в именах прилагательных. Выполнение устного и письменного морфологического разбора имени прилагательного. Работа с текстом. Усвоение правила написания не с именами прилагательными. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. Различать не- - приставку, не- - частицу и не- - часть корня. Работать с текстами упражнений, обозначая условия выбора орфограммы и расставляя знаки препинания. Усвоение правила написания гласных о и е после шипящих в суффиксах прилагательных. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. Усвоение правила написания одной и двух букв н суффиксах прилагательных. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. Подбор к приведенным в учебнике существительным однокоренных прилагательных с изученной орфограммой. Образование от полных имён прилагательных кратких. Анализ таблицы. Усвоение правила написания суффиксов прилагательных -к- и -ск-. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. Заполнение таблицы. Усвоение правила дефисного и слитного написания сложных прилагательных. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. Образование сложных прилагательных от данных в учебнике слов. Правильно отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по изученному разделу. Составление и заполнение таблицы. Составление и заполнение таблицы. Анализ и характеристика общекатегориального значения, морфологических признаков и синтаксической роли имени числительного. Распознавать количественные и порядковые числительные. Составление предложений с числительными. Отработка навыков правильного произношения числительных, записанных цифрами. Распознавать простые и составные числительные. Различать сочетания, указывающих на точное и приблизительное количество предметов. Анализ числительных в тексте. Усвоение правила написания слов с мягким знаком на конце и в середине числительных. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. Деление слов на группы согласно виду орфограмм. Определение стиля текста, замена в нём цифр словами. Распознавание порядковых числительных. Составление предложений и словосочетаний с порядковыми числительными. Определение разрядов количественных числительных. Заполнение таблицы. Работа с текстом упражнения. Правильно изменять по падежам числительные, обозначающие целые числа. Обозначение падежей числительных в упражнениях. Замены цифр словами в упражнении. Распознавать дробные числительные. Запись словами арифметических примеров. Распознавать собирательные числительные. Составление словосочетаний и предложений с собирательными числительными. Замена цифр в предложениях собирательными числительными. Выполнение устного и письменного морфологического разбора имени числительного. Правильно отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по изученному разделу. Составление сложного плана устного сообщения об имени числительном.
Характеристика местоимения как части речи. Списывание предложений, вставляя местоимения. Подчёркивают местоимения как члены предложения. Отмечают недочёты в употреблении местоимений. Распознавать личные местоимения. Склонять личные местоимения по падежам. Составление словосочетаний с личными местоимениями. замена в предложениях имен существительных личными местоимениями. исправление ошибок в употреблении местоимений. Распознавать возвратное местоимение себя. Определение падежей возвратного местоимения в текстах. Замена выделенных в тексте слов фразеологическими оборотами с местоимением себя. устранение недочётов в употреблении местоимений. Распознавать вопросительные и относительные местоимения. Склонение вопросительных и относительных местоимений. Вставить пропущенные местоимения в предложения. Составление предложений с местоимениями. Определение морфологических ошибок в образовании форм глаголов и местоимений. Распознавать неопределенные местоимения. Анализ таблицы. Составление предложений с неопределёнными местоимениями. Вставить пропущенные местоимения в текст. Определение способов образования неопределенных местоимений. Подбор однокоренных слов к словам с непроверяемыми орфограммами. Распознавать отрицательные местоимения. Определение способа образования отрицательных местоимений. Составление словосочетаний и предложений с местоимениями. Обозначение условий выбора не и ни и слитного и раздельного написания в отрицательных местоимениях. Распознавать притяжательные местоимения. Склонение притяжательных местоимений, определение их разряда. Замена существительных местоимениями в предложении. Устранение недочётов в употреблении притяжательных местоимений. Распознавать указательные местоимения, склонять их по падежам. Распознавать определительные местоимения, определять их синтаксическую роль в предложениях. Анализ таблицы. Склонение словосочетаний с определительными местоимениями. Выделение местоимение по признаку сходства с другими частями речи. Заполнение таблицы. Анализ пословиц, содержащих местоимения. Выполнение устного и письменного морфологического разбора местоимения.
Активизация знаний об глаголе как о части речи. Выполнение морфологического разбора глагола. Определение вида, спряжения глаголов при выполнении упражнений. Определение способа образования глаголов. Объяснение условий выбора гласных в окончаниях и в корнях с чередованием в глаголах. Составление сложного плана сообщения. Анализ роли глаголов в текстах. Подбор однокоренных глаголов к словам. Распознавать разноспрягаемые глаголы. Указывать время, лицо, число разноспрягаемых глаголов в предложении. спрягать изученные глаголы. Анализ таблицы. Распознавать переходность и непереходность глаголов. Составление анализ словосочетаний с переходными и непереходными глаголами. Составление схемы предложения. Исправление ошибок в употреблении глаголов. Определение наклонений глаголов. распознавать глаголы в изъявительном наклонении. определение вида, времени у глаголов в изъявительном наклонении. Распознавать глаголы в условном наклонении. Определять способ образования условного наклонения. Распознавать глаголы в повелительном наклонении. Анализ таблицы, демонстрирующей способы образования глаголов в повелительном наклонении. Морфемный разбор глаголов в повелительном наклонении. Составление предложений с глаголами разных наклонений. Определение вида, времени и спряжения глаголов. Правильно употреблять наклонения глаголов в речи. выражение просьбы, используя разные наклонения. Замена в тексте неопределённой формы глагола (инфинитива) формой повелительного наклонения. Обозначение вида и наклонения глаголов в тексте. Изменение наклонений глаголов. Распознавать безличные глаголы. Употреблять безличные глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени. Составление предложений с безличными глаголами. Выполнение устного и письменного морфологического разбора глагола. Усвоение правила «Правописание гласных в суффиксах глаголов». Выполнение упражнений, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. Образование от данных глаголов разных форм времени, лица, наклонения. Составление словосочетаний с глаголами. Правильно отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по изученному разделу. Составление и заполнение таблицы. Распознавание глаголов в разных формах и наклонениях в упражнениях. Орфографический разбор стихотворения.
Систематизировать знания о разделах науки о языке. Заполнение таблицы. Повторение содержания изученных орфографических правил и алгоритмов их использования. Обозначение условий выбора орфограмм в упражнениях. Составление и заполнение таблицы. Запись примеров слов с заданными орфограммами. Повторение содержания изученных пунктуационных правил и алгоритмов их использования. Расстановка знаков препинания в текстах упражнений. написание сочинения на заданную тему. Систематизация знаний о лексикологии и фразеологии как разделах науки о языке. Характеристика устаревших слов в отрывке из произведения художественной литературы. Систематизация знаний о словообразовании как разделе науки о языке. Подбор к словам форм и однокоренных слов. Морфемный и словообразовательный анализ слов. Систематизация знаний о морфологии как разделе науки о языке. Определение падежей именных частей речи. Систематизация знаний о синтаксисе как разделе науки о языке. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Применяемые сокращения в ТП: КЗ- урок контроля знаний, Л – урок-лекция, П-урок-практикум, М-мультимедиа-урок
№ урока | Тема | Тип урока | Д\З
|
Язык. Речь. Общение. (1ч.) |
1 | Русский язык - один из развитых языков мира. | М | П.1-3, упр.7 |
Повторение изученного в 5 классе. (2 ч.) |
2 | Повторение изученного в 5 классе. | П | П. 4-12, индивид.задания |
3 | Входная контрольная работа. | КЗ |
|
Текст. (1 ч.) |
4 | Текст, его особенности. Текст и стили речи | Л | П.13-19, упр.62 |
Лексика. Культура речи. (5 ч.) |
5 | Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. | П | П.20-22, упр.103р/р |
6 | Профессионализмы. Диалектизмы. | П | П.23-24, карточки |
7 | Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. | П | П.25-28, упр. 124 |
Фразеология. Культура речи. (1 ч.) |
8 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | М | П.29-30, упр.149 |
9 | Контрольная работа по теме: «Лексика. Фразеология. Культура речи». | КЗ |
|
Словообразование. Орфография. Культура речи. (4 ч.) |
10 | Основные способы образования слов в русском языке. | П | П.31-35, упр.167р/р |
11 | Буквы О и А в корнях –ГОР- -- -ГАР-, -КОС- -- -КАС-, - ЗАР- - -ЗОР-. | П | П.36-38. упр.191 |
12 | Буквы Ы и И после приставок. Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.. | П | П.39-40, упр.199 |
13 | Соединительные О и Е в сложных словах. Сложносокращённые слова. | П | П. 41-42, карточки |
Зачет № 1 «Текст. Лексика. Словообразование. Орфография. Культура речи» |
Морфология. Орфография. Культура речи. |
Имя существительное. (4 ч.) |
14 | Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя. | П | П.45-46,упр.264 |
15 | Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода | П | П.47-50, упр. 281 |
16 | Не с существительными. Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –ЧИК (-ЩИК). | П | П.51-52, карточки |
17 | Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. | П | П.53-54, упр.299 |
Зачет № 2 по теме «Имя существительное» |
Имя прилагательное. (6 ч.) |
18 | Степени сравнения имён прилагательных. | М | П.55-57, упр.332 |
19 | Разряды имен прилагательных по значению. | П | П.58-61, упр.329р/р |
20 | НЕ с прилагательными. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | П | П.62-63, карточки |
21 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | П | П.64, упр.374 |
22 | Различие на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК-. | П | П.65, упр.377 |
23 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | П | П.66, упр. 383 |
Зачет №3 по теме «Имя прилагательное» |
Имя числительное. (3 ч.) |
24 | Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. | Л | П.67-68,упр.400 |
25 | Разряды количественных числительных. Мягкий знак на конце и в середине числительных. | П | П.69-75,индивид. задания |
26 | Контрольная работа по теме: «Имя числительное» | КЗ |
|
Местоимение. (5 ч.) |
27 | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. | М | П.76,77, упр.439 |
28 | Возвратное местоимение СЕБЯ. Вопросительные и относительные местоимения. | П | П.78,79, карточки |
29 | Неопределённые местоимения. Отрицательные местоимения. | П | П.80,81, индивид.задания |
30 | Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. | П | П.82-84, упр.481р/р |
31 | Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. | П | П.85-87, упр.496 |
Зачет №4 «Имя числительное. Местоимение» |
Глагол. (5 ч.) |
32 | Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. | М | П.88-90,упр.524 |
33 | Наклонение глагола. Употребление наклонений. Безличные глаголы. | П | П.91-97, индивид. задания |
34 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | П | П.98, упр.582 |
Зачет № 5 по теме «Глагол» |
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. (2 ч.) |
35 | Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. | П | П.99-105 |
36 | Итоговая контрольная работа за курс 6 класса. | КЗ |
|