Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс предназначена для учителей вечерней школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.docx | 62.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Чебулинского муниципального района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол 1 от «_____»августа 2017 г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР: _____________Е.В.Меркулова «_______» августа 2017 г. | Утверждаю: директор МБОУ "Михайловская РВ(с)ОШ" _______________ В.А. Шкарупелова Приказ от «_» августа 2017 г №__ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
в условиях реализации ФГОС основного общего образования
7 класс
Срок реализации – 2017-2018 учебный год
Составитель: Мамонова Н.В., учитель
первой квалификационной категории
д. Михайловка, 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык», предметной области - «Русский язык и литература» для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с последующими изменениями), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ», на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по русскому языку основного общего образования, с учетом рекомендаций авторской Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, ФГОС / авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др.,М:Просвещение, 2016г.
При составлении рабочей программы учтены рекомендации Кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2017-2018 учебном году».
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса ориентирована на использование учебника «Русский язык. 7 класс» Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Москва «Просвещение», 2014 год.
Он ориентирован на реализацию системно-деятельностного подхода. Обучающийся становится активным субъектом образовательного процесса, а сам процесс приобретает деятельностную направленность. При этом используются разнообразные формы обучения: работа в паре, группе, использование современных (в том числе, информационных) технологий обучения, а также проектная деятельность обучающихся.
Рабочая программа предусматривает следующие варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: наглядные пособия для курса русский язык, таблицы, портреты выдающихся деятелей в области лингвистики;
для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются: компьютер, мультимедиапроектор, обучающие программы, презентации, видеоролики и видеофильмы об истории развития русского языка;
программно-педагогические средства: справочная литература, учебники, разноуровневые тесты, тексты самостоятельных и контрольных работ, зачетные единицы.
При организации учебного процесса в данном классе необходимо уделять внимание следующим аспектам:
- характерологическим (учащиеся - лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы);
- возрастным (диапазон от 18лет и старше);
- особенности формирования классных групп (разнородные группы по составу преступления от особо тяжких до средней степени тяжести);
- интеллектуальный уровень (перерыв в обучении от 3до 7 лет)
Исходя из вышесказанного, уроки русского языка в данном классе целесообразно организовывать в виде: урока-лекции, комбинированного урока, мультимедиа-урока, урока-консультации, урока-контроля знаний.
Обучение ведется на базовом уровне. Достижение обучающимися уровня «ученик получит возможность» будет обеспечиваться посредством интегрирования урочной и внеурочной деятельности, а именно участием обучающихся в предметных школьных и дистанционных олимпиадах и викторинах по русскому языку.
Рабочей программой предусмотрено проведение 4 контрольных работ(включая входную и итоговую контрольные работы) и 5 зачетов. Все контрольные работы проводятся в форме тестирования. Зачеты организовываются в виде зачета-практикума или дифференцированного зачета.
Согласно учебному плану МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ» рабочая программа по русскому языку для 7 класса рассчитана на 1,1 час в неделю, итого 40 часов в год.
Планируемые результаты освоения
учебного предмета «Русский язык»
Изучение русского языка по данной рабочей программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
1) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести - самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
- соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления;
-умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты
Речь и речевое общение
По окончании изучения курса учащийся научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
По окончании изучения курса учащийся научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Ученик получит возможность научиться:
• понимать информацию, анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
По окончании изучения курса учащийся научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (учебно-научных текстов, представленных в электронном виде на различных информационных носителях), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
По окончании изучения курса учащийся научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
По окончании изучения курса учащийся научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику.
Ученик получит возможность научиться:
• писать рефераты;
• составлять тезисы выступления, конспекты;
Текст
По окончании изучения курса учащийся научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты ( реферат, тезисы, конспект, участие в беседе,) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
По окончании изучения курса учащийся научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), разговорной речи (рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (сообщение, доклад как жанры научного стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
Общие сведения о языке
По окончании изучения курса учащийся научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Морфология
По окончании изучения курса учащийся научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы,
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного стиля речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
По окончании изучения курса учащийся научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
По окончании изучения курса учащийся научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
По окончании изучения курса учащийся научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально – культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
- развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования русского языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования
Содержание учебного предмета «Русский язык »
с указанием основных видов учебной деятельности
Содержание учебного материала | Основные виды учебной деятельности |
Повторение изученного в 5-6 классах. Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология Фонетика и орфография. Фонетический разбор слов. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор Морфология и орфография. Морфологический разбор слова Текст Стили литературного языка Диалог Виды диалогов Публицистический стиль Причастие. Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени Действительные причастия прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Повторение. Деепричастие. Деепричастие как часть речи Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. Повторение. Наречие. Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две буквы н в наречиях на о и е. Усваивают правило написания одной и двух букв н в наречиях на о и е. Описание действий . Буквы о и е после шипящих на конце наречий Усваивают правило написания букв о и е после шипящих на конце наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с таблицей по теме. Дифференцируют слова с разными видами орфограмм. Буквы о и а на конце наречий .Дефис между частями слова в наречиях Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных Мягкий знак после шипящих на конце наречий Учебно-научная речь. Отзыв Определяют признаки учебно-научной речи и правила написания отзыва. Анализируют отзывы, данные в учебнике и найденные в Интернете. Составляют собственные отзывы. Учебный доклад. Повторение. Категория состояния Категория состояния как часть речи Морфологический разбор категории состояния Повторение | Отвечают на контрольные (диагностирующие) вопросы по теме. Составляют словосочетания и предложения на близкие учащимся темы. Читают выразительно и списывают тексты, работая над орфограммами. Выполняют синтаксический разбор (полный и частичный). Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы, иллюстрируют ответы своими примерами. Составляют из простых предложений сложные и анализируют их пунктуацию. Оформляют предложения с прямой речью и обращением и анализируют их пунктуацию. Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы. Работают над лексическим значением слов с толковым словарём. Подбирают примеры лексических явлений из литературных произведений. Читают интонационно правильно и списывают тексты, попутно работая над орфографией и пунктуацией. Работают над особенностями употребления слов разных лексических групп. Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы, иллюстрируют ответы своими примерами. Читают выразительно поэтические тексты. Выявляют особенности русской фонетики. Выполняют фонетический разбор слов на основе определённого порядка. Работают над орфограммами с фонетическими опознавательными признаками. Отвечают на контрольные вопросы. Выполняют морфемный и словообразовательный разбор в соответствии с порядком разбора. Соотносят выбор орфограммы со словообразовательными условиями. Отвечают на контрольные вопросы. Классифицируют части речи и выполняют морфологический разбор. Соотносят и обосновывают выбор орфограмм разных видов с морфологическими условиями и опознавательными признаками. Отвечают на контрольные вопросы. Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия. Рассуждают с обоснованием своего мнения об особенностях причастия как части речи. Находят и дифференцируют причастия по указанным признакам в предложениях и текстах. Попутно работают над орфографией, пунктуацией, синтаксисом, стилями. Выявляют путём наблюдений особенности склонения причастий. Склоняют предложенные словосочетания. Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях причастий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Определяют причастный оборот. Анализируют словосочетания с причастием. Опознают одиночные причастия и причастные обороты в предложениях. Анализируют условия обособления причастного оборота. Выполняют творческое задание — описание окрестностей с элементами рассуждения. Знакомятся с определением действительных и страдательных причастий. Опознают разные причастия, используя образец рассуждения. Отрабатывают пунктуацию при причастных оборотах. Распознают краткие и полные формы страдательных причастий. Работают по образцу над формой причастий. Определяют синтаксическую роль причастия в предложении. Пишут свободный диктант. Распознают действительные причастия настоящего времени. Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют действительные причастия от разных глаголов. Изучают правило выбора орфограммы в данных причастиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с текстом, насыщенным причастиями. Распознают действительные причастия прошедшего времени. Работают по таблице и с материалом для ознакомления. Образуют причастия от разных глаголов. Работают с литературными примерами, насыщенными причастиями изучаемой формы. Распознают страдательные причастия настоящего времени. Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Усваивают правило выбора суффикса в страдательных причастиях. Образуют причастия от разных глаголов. Преобразуют сложное предложение в простое с причастным оборотом. Заменяют действительные причастия на страдательные. Распознают страдательные причастия прошедшего времени. Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют страдательные причастия от разных глаголов. Списывают предложения с причастиями, работая над пунктуацией и орфографией. Анализируют таблицу. Усваивают правило написания гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и одной буквы н в отглагольных прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают по материалу для наблюдений. Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Производят различные замены глаголов на краткие причастия или прилагательных на однокоренные причастия. Характеризуют причастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный морфологический разбор причастий. Усваивают правило слитного и раздельного написания не с причастиями. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в разных видах орфограмм связанных с написанием не (слитно или раздельно). Усваивают правило написания букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют контрольные задания. Составляют и заполняют таблицы. Распределяют причастия в зависимости от видов орфограмм. Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Опознают деепричастия как самостоятельную часть речи. Определяют деепричастный оборот. Опознают деепричастные обороты и отмечают их с помощью графических обозначений. Читают текст, определяют его тип и стиль, структуру, составляют вопросный план. Заменяют глаголы на деепричастия при выполнении упражнений. Формируют навык обособления деепричастия и деепричастных оборотов. Составляют свои предложения по рисункам и схемам. Уточняют функцию деепричастия в художественном тексте. Усваивают правило написания не с деепричастиями. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Опознают деепричастия несовершенного вида. Анализируют материал таблицы. Образуют деепричастия несовершенного вида, выделяя суффиксы. Списывают, тренируясь в опознавании и обособлении деепричастий и деепричастных оборотов. Опознают деепричастия совершенного вида. Анализируют материал таблицы. Выполняют тренировочные упражнения. Характеризуют деепричастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный морфологический разбор деепричастий. Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение по изученной теме на основе сложного плана со своими примерами. Образуют различные формы глаголов и деепричастий. Списывают текст, работая над отдельными видами орфографии и пунктуационным выделением деепричастий и деепричастных оборотов. Самостоятельно составляют таблицу обобщающего характера. Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречия. Выписывают наречия в словосочетаниях с другими словами. Распознают наречия разных разрядов. Распознают степени сравнения наречий. Образуют разные формы наречий. Работают с текстами, опознавая наречия в разных формах. Характеризуют наречие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют морфологические разборы наречий. Попутно работают с разными видами орфограмм. Усваивают правило слитного и раздельного написания не с наречиями на о и е. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в написании наречий, определяя выбор орфограммы. Работают с таблицей обобщённого характера. Усваивают правило написания букв е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в выборе написаний не или ни на материале упражнений, попутно повторяя другие виды орфограмм. Анализируют таблицу, подбирают свои примеры, составляют сложный план ответа на тему, Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются на материале упражнений в выборе н или нн. Попутно работают над разными видами орфограмм, условиями их выбора, а также повторяют пунктуацию. Читают текст, списывают его, подчёркивая наречия и определяя их роль в описании действий. Корректируют неоправданное повторение слов, записывают исправленный вариант. Усваивают правило написания букв о и а на конце наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с таблицей на данную орфограмму. Тренируются в выборе написаний букв о или а с графическим объяснением условия выбора орфограммы. Пишут подробное изложение рассказа. Усваивают правило написания дефиса между частями слова в наречиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют наречия разными способами и выбирают правильное написание. Сопоставляют дефисное написание неопределённых местоимений и наречий. Составляют таблицу. Усваивают правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои словосочетания или предложения с раздельным и слитным написанием слов. Читают и списывают текст, работая над разными видами орфограмм наречий. Усваивают правила написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Сопоставляют разные виды орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака после шипящих. Заполняют таблицу обобщённого характера. Определяют признаки учебно-научной речи и правила написания отзыва. Анализируют отзывы, данные в учебнике. Составляют собственные отзывы. Определяют понятие и структуру учебного доклада. Анализируют отзыв на доклад и доклад, приведённый в учебнике. Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение о наречии по собственному сложному плану. Выполняют тренировочные упражнения на разные виды орфограмм, изученных в теме «Наречие». Составляют таблицу. Определяют категорию состояния как часть речи. Различают слова категории состояния и наречия. Опознают слова категории состояния с разными значениями. Списывают предложения, выделяя слова категории состояния как члены предложения. Читают выразительно поэтический отрывок, анализируют функцию слов категории состояния. Работают с прозаическими отрывками, определяя тип текстов и роль наречий и слов категории состояния. Характеризуют категорию состояния по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устные и письменные разборы слов категории состояния. Читают текст, находят слова категории состояния и определяют их значение и роль. Отвечают на контрольные вопросы |
Служебные части речи Самостоятельные и служебные части речи | Различают самостоятельные и служебные части речи. Списывают поэтический текст, работая над орфограммами и знаками препинания, дифференцируют служебные части речи. |
Предлог Предлог как часть речи Употребление предлогов Производные и непроизводные предлоги Простые и составные предлоги Морфологический разбор предлога Слитное и раздельное написание производных предлогов | Различают предлоги. Проводят морфологический анализ предлога. Выписывают словосочетания с предлогами. Знакомятся с теоретическими сведениями. Составляют словосочетания, тренируясь в употреблении предлогов. Корректируют неверное употребление предлогов и падежей существительных, записывают словосочетания в исправленном виде. Распознают производные и непроизводные предлоги. Дифференцируют словосочетания с разными предлогами. Анализируют производные предлоги по их происхождению. Исправляют неправильное употребление предлогов. Распознают простые и составные предлоги. Дифференцируют словосочетания с простыми и составными предлогами. Читают текст и работают над предложными словосочетаниями и различными видами орфограмм. Знакомятся с планом и образцом морфологического разбора предлога. Выполняют морфологический разбор предлогов. Читают тексты в упражнениях и работают над их особенностями. Усваивают правило слитного и раздельного написания производных предлогов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. |
Союз Союз как часть речи Простые и составные союзы Союзы сочинительные и подчинительные Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении Сочинительные союзы Подчинительные союзы Морфологический разбор союза Слитное написание союзов также, тоже, чтобы Повторение сведений о предлогах и союзах . | Определяют союз как часть речи. Производят морфологический анализ союза. Списывают тексты, выделяют союзы. Классифицируют союзы как простые и составные, сочинительные и подчинительные. Определяют смысловые отношения внутри сложных предложений, выраженные с помощью союзов. Распознают простые и составные союзы. Составляют свои сложные предложения с составными союзами.. Распознают сочинительные и подчинительные союзы. Выписывают сложные предложения, дифференцируя их по союзам. Составляют предложения, используя разные союзы. Усваивают правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Строят схемы сложных предложений. Составляют предложения по схемам. Знакомятся с классификацией союзов по значению. Опознают разные по значению союзы. Работают с таблицей постановки запятых между однородными членами. Составляют предложения по схемам. Составляют сложноподчинённые предложения из данных простых. Составляют сложные предложения по схемам. Попутно повторяют разные виды орфограмм и отдельные пунктограммы. Знакомятся с планом и образцом разбора. Выполняют морфологический разбор союзов в упражнениях. Попутно повторяют разные виды орфограмм и пунктограмм. Отвечают на контрольные вопросы. Списывают текст, работая над правописанием и ролью предлогов и союзов. Подбирают примеры на изученные темы с обозначением условий выбора орфограмм. |
Частица Частица как часть речи Разряды частиц. Формообразующие частицы Смысловые частицы Раздельное и дефисное написание частиц Морфологический разбор частицы Отрицательные частицы не и ни Различение частицы не и приставки не Частица ни, приставка ни, союз ни — ни Повторение | Производят морфологический анализ частицы. Изучают определение частицы как части речи. Списывают предложения, выделяя частицы и обосновывая выбор. Работают над значением частиц в предложениях. Распознают частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению. Читают и списывают предложения и тексты, содержащие формообразующие частицы. Определяют, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки. Списывают предложения, выделяя смысловые частицы. Работают над интонацией в соответствии со смысловыми частицами. Производят замены частиц и наблюдают за изменением смысла. Усваивают правила слитного и раздельного написания частиц. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои предложения со словом то. Распределяют слова по видам орфограмм и обозначают условия выбора дефиса. Знакомятся с планом и образцом разбора. Выполняют письменные и устные морфологические разборы частиц. Группируют частицы по их написанию. Дифференцируют не и ни как частицы и как приставки. Тренируются в подборе частиц с отрицательным значением. Изучают теоретические сведения. Выполняют упражнения, обозначая частицу не и приставку не. Составляют словосочетания и предложения с частицами. Дифференцируют слова разных частей речи с приставкой не. Составляют таблицу и заполняют её своими примерами на тему параграфа. Повторяют орфографические правила по теме параграфа. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях. Отвечают на контрольные вопросы. Заполняют таблицы. |
Междометие Междометие как часть речи Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | Определяют грамматические особенности междометий. Дифференцируют междометия в упражнениях. Опознают междометия, которые употреблены в значении других частей речи. Изучают орфографическое и пунктуационное правила. Записывают предложения с междометиями, ставя знаки препинания. Составляют диалог, включив в него междометия. Составляют устный рассказ и вводят в текст междометия. |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах Разделы науки о русском языке Текст. Стили речи Фонетика. Графика Лексика и фразеология | Отвечают на вопросы о значении языка и его месте в международной жизни. Вспоминают высказывания русских писателей о русском языке. Выражают личностную оценку выразительных возможностей русского языка. Рассматривают таблицу о разделах русского языка, заполняют её терминами. Отвечают на вопросы по теме. Заполняют таблицу. Выполняют частичный фонетический разбор слов. Рассказывают алфавит. Соотносят звуки и буквы в упражнениях. Составляют таблицу по теме. Отвечают на вопросы по теме. Называют значения многозначных слов, выделенных в тексте. Находят диалектные слова и дают толкования их значениям. Попутно повторяют разные виды орфограмм. Расставляют и объясняют знаки препинания. |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Применяемые сокращения в ТП: КЗ- урок контроля знаний, Л – урок-лекция, П-урок-практикум, М-мультимедиа-урок
№ урока | Тема | Тип урока | Д\З |
Повторение изученного в 5 -6 классах. (2 ч.) | |||
1 | Повторение изученного в 5-6 классах. | П | П. 1-11, индивид. задания |
2 | Входная контрольная работа. | КЗ | |
Морфология и орфография. Культура речи. | |||
Причастие (8ч.) | |||
3 | Причастие как часть речи. Склонение причастий. | М | П. 12-13, упр. 82 |
4 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Контрольная работа по теме: «Причастный оборот». | П | П.14, упр. 88 |
5 | Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. | П | П.15-17, карточки |
6 | Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. | П | П.18-21, индивид. задания |
7 | Одна и две Н в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и отглагольных прилагательных. | П | П.22-24, упр. 134, 146 |
8 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | П | П. 26, карточки. |
9 | Е и Ё после шипящих в суффиксах причастий. | П | П. 27, упр.158 |
10 | Повторение темы: «Причастие». | П | карточки |
Зачёт № 1 по теме «Причастие» | |||
Деепричастие. (4ч.) | |||
11 | Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. | М | П.28-29, упр. 185 |
12 | Не с деепричастиями. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. | П | П.30-32, карточки |
13 | Морфологический разбор деепричастия. | П | П.33. |
14 | Повторение темы: «Деепричастие». | П | стр. 90, вопросы. |
Зачет № 2 по теме «Деепричастие» | |||
Наречие. (9ч.) | |||
15 | Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. | Л | П.34-35, упр. 232 |
16 | Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. | П | П.36-37, упр.240 |
17 | Не с наречиями на О и Е. Не и НИ в отрицательных наречиях. | П | П.38-39, карточки |
18 | Н и НН в наречиях на О и Е. О и Е после шипящих на конце наречий. | П | П.40-42, упр.267 |
19 | Контрольная работа по теме: «Н и НН в наречиях на О и Е». | КЗ | |
20 | О и А на конце наречий. Дефис в наречиях. | П | П.43-44, упр. 271. |
21 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях. | П | П.45, карточки |
22 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | П | П. 46, упр. 275 |
23 | Учебно-научный стиль. Отзыв. Учебный доклад. Повторение. | М | П. 47-48,стр.119, вопросы |
Категория состояния. (1ч.) | |||
24 | Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния. | П | П.49-50, упр. 321 |
Зачёт № 3 по теме «Наречие. Категория состояния». | |||
Служебные части речи. | |||
Предлог. (3ч.) | |||
25 | Предлог как часть речи. Употребление предлогов. | П | П.51-53, индивид.задания |
26 | Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. | П | П.54-55, упр.345 |
27 | Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов. | П | П.56-57, упр.352 |
Союз. (4ч.) | |||
28 | Союз как часть речи. Простые и составные союзы. | М | П.58-59, упр. 360 |
29 | Союзы подчинительные и сочинительные. Запятая в союзном сложном предложении. | П | П.60-61, упр. 152 |
30 | Сочинительные и подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. | П | П.62-64, карточки |
31 | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. Повторение сведений о предлогах и союзах. | П | П.65, стр.162, вопросы. |
Зачет № 4 о теме «Предлог. Союз» | |||
Частица.(5ч.) | |||
32 | Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. | Л | П.66-67, упр. 407. |
33 | Смысловые частицы. | П | П.68, карточки |
34 | Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. | П | П.69, упр. 418 |
35 | Частицы НЕ и НИ. Различение частицы НЕ и приставки НЕ. | П | П.71-72, упр.439 |
36 | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ. Повторение. | П | П. 73, стр.180, вопросы |
Междометие. (2ч.) | |||
37 | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. | П | П. 74, упр. 464 |
38 | Знаки препинания при междометиях. | П | П. 75, карточки |
Зачёт №5 по теме «Частица. Междометие». | |||
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. (2ч.) | |||
39 | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. | П | П. 76-84, карточки |
40 | Контрольная работа за курс 7 класса. | КЗ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др. ФГОС
Материал содержит рабочую программу по русскому языку для 6 класса к УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др., составленную с опорой на материал учебника и требованиям ФГОС. В п...
Рабочая программа по русскому языку в 5а классе по программе В.В.Бабайцевой (ФГОС, углублённое изучение)
Данная рабочая программа предназначена для использования в 5 классе с углублённым изучением русского языка...
рабочая программа по русскому языку в 5б классе по программе М.М. Разумовской (ФГОС)
Данная рабочая программа предназначена для работы в 5 классе по учебнику М.М.Разумовской в условиях реализации ФГОС...
КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)
КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. ФГОС
Данная программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы.Рабочая программа по русскому языку ...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе М.Т. Баранова (ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// Ф...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....