Конспект урока по русскому языку "Буквы А, О в корне ЛАГ, ЛОЖ"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок по русскому языку для учащихся 5 класса. Изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по теме "Буквы А, О в корне ЛАГ, ЛОЖ" | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 5 классе
Буквы А-О в корне –лаг-, -лож-
Цель:
Предметные: сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ - ЛОЖ; научить определять написание О-А в корне с чередованием. Находить слова с корнем лаг-лож, графически обозначать условия выбора орфограммы, совершенствовать орфографические умения.
Регулятивные: определять цель, находить и формулировать проблему урока; выдвигать версии, выбирать средство достижения цели
Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его, участвовать в диалоге; работать в паре.
Воспитательные: воспитание интереса к родному языку; воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за нашу страну.
Ход урока
1 Оргмомент, очки:
2 Эмоциональный настрой.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять -
Будем грамотно писать.
3 Повторение:
А) фронтальный опрос:
- какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (морфемика)
- что изучается в этом разделе? (морфемы)
- что такое морфема? (наименьшая значимая часть слова)
- перечислите все известные вам морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание)
- почему все эти морфемы являются значимыми? (служат для образования новых слов, или образуют формы слова, а в корне заключено общее лексическое значение для всех однокоренных слов)
Б) давайте докажем это на примерах:
Что мы можем сказать о слове по одной из морфем?
- ешь: глагол, 1 спр, 2 лицо, ед ч, наст вр Приведите пример (читаешь, пишешь)
- чик: сущ, м.р., обозначает лицо по роду занятий (летчик, переплетчик)
В) буква Е в окончании –ешь – орфограмма.
- давайте сейчас вспомним, что такое орфограмма? (написания по орфографическим правилам или по традиции; место в слове, где можно допустить ошибку)
- какие орфограммы-гласные вы знаете? (проверяемые или непроверяемые)
- по какому признаку слова с безударными гласными в корнях распределены на две группы?
бАгровый запОздалый
сИреневый дАлёкий
лИловый удИвительный
- давайте поработаем по вариантам:
1 вариант - со словарными словами составить словосочетания;
2 вариант - к словам с проверяемой безударной гласной записать проверочные слова.
- зачитайте словосочетания, словосочетания какого вида у вас получились? (именные)
- зачитайте проверочные слова к словам с поверяемой безударной гласной
4 Введение в тему урока.
Слово учителя: Кроме этих двух видов орфограмм-гласных, существует еще 1 вид – чередующиеся гласные в корне.
- скажите, пожалуйста, как мы называем морфемы, в которых происходит чередование гласных или согласных звуков? (варианты морфем)
Слово учителя: Сегодня мы поговорим о таком корне, у которого имеется вариант с чередованием. А что это за корень, вы мне скажете чуть позже.
5 Работа по теме урока.
Слово учителя: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь слова записаны в 2 столбика. Ваша задача выяснить, о каких корнях пойдет речь на уроке.
-Что для этого необходимо сделать? (провести морфемный разбор)
слагаемое сложить
предлагать предложение
- являются ли данные пары слов однокоренными? (да)
- чем необычен корень в этих парах слов? (в нём наблюдается сразу 2 чередования: гласных и согласных звуков)
- какие гласные чередуются? (а//о)
- попытайтесь сформулировать тему урока (буквы О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ)
Целеполагание:
Слово учителя: 1 корень, но разные гласные. Какую цель мы сегодня на уроке перед собой поставим? (выяснить, когда пишется А, когда О в корне ЛАГ/ЛОЖ)
Побудьте, пожалуйста, учёными, попытайтесь вывести правило, которым можно будет пользоваться при написании слов с корнем ЛАГ-ЛОЖ. Обратите внимание на морфемы слов, на выделенную орфограмму.
- догадки ребят
- формулирование правила
- проверка правила по учебнику (пар 84, стр 177)
- проговаривание правила несколькими уч-ся при закрытом учебнике
6 закрепление:
А) слово учителя: Давайте потренируемся в написании слов с корнем –лаг-лож
Б) упр 435 стр 178
В) распределительный диктант по колонкам: -лаг-, -лож-:
Излагать, полагаться, предложение, положение, прилагать, расположиться, изложите.
Взаимопроверка:
- обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга работу, опираясь на доску или правило на стр 177 учебника
Г) Следующее задание. Запишите предложения, найдите в них слова с изучаемой орфограммой, прокомментируйте выбор гласной:
Учителя предложили ребятам возложить венки к памятнику. Возлагать венки школьники решили со своими родителями.
Д) самостоятельная работа (разноуровневые задания):
Перед вами лежат карточки с заданиями разной сложности. Выберите себе ту карточку, с заданием которой вы справитесь.
Уровень А (легкий – оценка «3»)
Спишите, вставляя буквы, обозначьте орфограмму: изл..гать, изл..жить свою точку зрения; предл..жить, предл..гать необходимую помощь; предпол..гаемая поездка, отл..жить командировку, безотл..гательный отъезд.
Уровень Б (средний – оценка «4»)
Спишите, вставляя буквы, подчеркните словосочетания, в которых есть слова с чередующимися гласными в корне: неудобное пол..жение, сл..жнейший материал, распол..гаться на ночлег, сл..гаемые успеха, богатырское сл..жение, райское насл..ждение.
Уровень В (сложный – оценка «5»)
Запишите слова, вставляя пропущенные буквы в 3 столбика: 1) с проверяемыми безударными гласными, 2) с чередующимися гласными, 3) с непроверяемыми безударными гласными:
Б..гряный, насл..ждение, сож..ление, предпол..жить, к..нфликт, предпол..гать.
7 подведение итогов, оценки:
- какова была цель сегодняшнего урока?
- от чего же зависит выбор гласной в корне ЛАГ-ЛОЖ?
- оценки
8 домашнее задание: параграф 84, упр 436 (разобрать)
9 рефлексия (карточки)
Урок прошел быстро / медленно (нужное подчеркнуть)
На уроке я работал активно / не был активным (нужное подчеркнуть)
За урок я устал / не устал (нужное подчеркнуть)
Спасибо за урок, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".
Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....
Конспект урока по русскому языку по подготовке к ГИА «Правописание корней с чередованием»
Данные конспекты разработаны для дополнительных уроков по подготовке к ГИА выпускников 9-ых классов с низким уровнем мотивации к обучению, а значит, с недостаточным уровнем знаний для выполнения тесто...
Конспект урока по русскому языку в свете ФГОС по теме : "Чередующиеся гласные в корне слова".
Разработка конспекта урока по русскому языку в свете требований ФГОС ....
Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс
Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных".
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 5 КЛАСС ФГОС ПО УЧЕБНИКУ С.И.ЛЬВОВОЙ...
Конспект урока по русскому языку "Чередование гласных в корне слова"
Чередование гласных в корне слова. Материал даётся блочно. Удобен для применения на уроках русского языка в любов параллели как для изучения новой темы, так и для повторения...
Конспект урока по русскому языку «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
Конспект урока по русскому языку. Автор УМК С.И.Львовой...