Конспект урока на тему "Имя прилагательное как часть речи", 5класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока на тему "Имя прилагательное как часть речи", 5класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_osnovnaya.pptx | 880.76 КБ |
urok_otkrytyy_moy.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зеленый, сладкий, сахарный .
Спелое, круглое, сочное.
Хитрая, рыжая, пушистая.
Вкусная, сочная, синяя.
Маленький, жёлтый, пушистый.
Имя прилагательное как часть речи
Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксическую функцию прилагательного.
« Прилагательное- это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета. Рассказать о наших чувствах, характерах, настроении» В.В.Виноградов
Золотистый песок и лазурное небо – Евпатория – солнечный край! Ах, какие здесь звезды, закаты, рассветы! Наслаждайся, лови их, вдыхай!
Собор – б елокаменное сооружение. В праздничные дни вся округа оглашается звоном колоколов. Высокая колокольня устремляется прямо в синее небо. Ясным днем солнечные блики играют на золотом куполе церкви. В праздник далеко разносится ее колокольный звон.
Жан Жак Руссо «Вы талантливые дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.» Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
5кл. 05.02
Тема:« Имя прилагательное как часть речи».
Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксическую функцию прилагательного.
Задачи:
1.Образовательная- вспомнить, что такое имя прилагательное, значение имени прилагательного в речи, дать знания о грамматических признаках и синтаксической роли в предложении.
2. Развивающая-развить у учащихся познавательный интерес, речь через связанные ответы на вопросы.
3.Воспитательная-воспитать такие нравственные качества, как аккуратность, стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к природе.
Ход урока:
1.Приветствие
-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
А теперь, пожалуйста, откройте тетради, запишите число, классная работа. А строчку, где должна быть тема урока, мы пока оставим пустой, поскольку в ходе урока тему мы попробуем сформулировать сами.
2.Актуализация опорных знаний
Перед тем как перейти к теме урока, давайте повторим материал, который мы изучали на прошлых уроках.
Откроем учебник на стр. 30 и найдем задания для повторения.
Переходим к теме урока. А начнем мы с загадок, которые помогут нам определить тему урока.
- Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
- Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)
- Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
- Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)
- Вкусная, сочная, синяя. (Слива)
- Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)
- Умные, активные, дружелюбные. (это вы, ребята.)
Слова какой части речи помогли узнать предметы? Почему? (Прилагательные)
( В них четко обозначаются признаки предметов.)
- Молодцы! Ваши ответы ,ребята, и помогут сформулировать тему нашего урока. Как она будет звучать? Какие у вас будут варианты?
(Замечательно! Давайте запишем тему урока в тетради « Имя прилагательное как часть речи»)
3.Определение целей урока, задач
-А как вы думаете, какие цели стоят сегодня перед нами на уроке? ( Мы должны повторить всё, что знаем об имени прилагательном, его морфологические и синтаксические признаки, выяснить роль имён прилагательных в речи.)
В течение урока мы будем дополнять схему. В конце урока мы проверим
Имя прилагательное |
обозначает |
изменяется | ||
отвечает на вопросы |
является в предложении |
4.Знакомство с новым материалом
Прочитайте известное выражение В.В.Виноградова: «Прилагательное- это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета. Рассказать о наших чувствах, характерах, настроении»
Докажем, что прилагательное- это самая изобразительная часть речи
Поиграем. Выполним задание наоборот.
1 группа – трава
2 группа – цветы
3 группа - горы
Вывод:
Так для чего нужны имена прилагательные?
(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)
Молодцы! Вы хорошо усвоили признаки имён прилагательных. Но имя прилагательное такая удивительная часть речи, которая таит в себе ещё много интересного, важного, и на сегодняшнем уроке мы с вами в этом убедимся.
Откроем учебник. Возьмем в руки карандаш и отметим, что мы знаем, а что не совсем нам понятно.
-Итак, сегодня у нас пойдёт разговор об удивительной части речи. Всё к чему прикасается прилагательное преображается удивительным образом.
Попробуем найти прилагательные в тексте
Стихотворение о Евпатории
Золотистый песок и лазурное небо –
Евпатория – солнечный край!
Ах, какие здесь звезды, закаты, рассветы!
Наслаждайся, лови их, вдыхай!
Молодцы.Правильно нашли прилагательные.
Ребята, как вы думаете, к чему прилагается имя прилагательное? ( К существительному.)
-А чтобы нам легче было разобраться в этом вопросе, мы сейчас послушаем сказку, да не простую, а грамматическую.
СКАЗКА.
В алфавите все буквы дружили с Именем Существительным . Оно было доброе и очень трудолюбивое. Оно постоянно что-нибудь сочиняло и мастерило. И нужен был ему помощник, который пояснял бы все предметы, придуманные Существительным, и во всём бы ему подчинялся. И вот тогда –то буква И взялась помочь Существительному. Она собрала все буквы алфавита ,и стали они думать, как назвать помощника. –Ну, раз он будет прилагаться к Имени Существительному, то и назовём его –Имя Прилагательное. Так и родилось Имя Прилагательное с покладистым характером, и с удовольствием согласовывалось с Существительным, да вот незадача: не было у Прилагательного собственного рода, числа и падежа. « А что , если мне попросить их у Существительного, хотя бы на время?»- догадалось как-то Прилагательное. Существительному очень пришлась по душе эта просьба .Захотело оно иметь помощника и поделилось с ним грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Имена Существительные с Прилагательными. Вместе-служба, вместе- и дружба!
-А вы, ребята, как поняли эту сказку? ( Прилагательное и существительное стоят в одном и том же роде, числе и падеже).
-Правильно! Молодцы! А теперь докажите это на примере нашего четверостишия. Выпишите имена существительные вместе с именами прилагательными и определите у нах род ,число и падеж.
Давайте сверимся с учебником. Верно ли мы мыслим.
Для того чтобы закрепить наш вывод выполним упражнение 322
Из данного задания мы можем сделать вывод, что прилагательное сочетается с существительным! А в чем они сочетаются?
Вывод!!! Прилагательные зависят от существительных и стоят в той же форме.
Переходим к следующему вопросу. Мы должны ответить на очень важный вопрос. Какую синтаксическую функцию выполняет прилагательное. Каким членом предложения является?
Работаем с текстом стихотворения
Делаем вывод , что прилагательные в данных текстах являются определениями .
А каким еще членом предложения могут быть прилагательные ? ( Сказуемым)
На доске записано предложение, в котором вам надо найти имена прилагательные и определить, каким членом предложения они являются. Можете посовещаться в парах. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения (напоминаю, что в таких предложениях нет глагола-сказуемого и прилагательные стоят после имени существительного) .
Ответ ученика точен и ясен.
Вывод: чаще всего имена прилагательные являются определениями, но могут и выступать в роли сказуемых. Это краткие прилагательные , которые отвечают на вопросы КАКОВ?, КАКОВА?, КАКОВО?, КАКОВЫ?.
8. Физминутка.
Упражнения для рук и головы.
- Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово является именем прилагательным. Попробуем- зима, зимний.
весёлый, свежий, солнце, радоваться, зелёный, яркий, бегут, разноцветный.
-Молодцы. А теперь все встали.
Мы ходили в лес.
Много там чудес.
Посмотрели вправо, влево.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели!
- А как вы думаете, для чего нужны в нашей речи имена прилагательные? ( Для образности, для яркости нашей речи, с помощью прилагательных у существительных можно описать форму, цвет, вкус, величину, чувства и другие признаки.)
- Для более полной характеристики предметов используются разные признаки, это волшебные свойства прилагательных. Прилагательные могут распределяться по группам. Например: зеленый – это цвет; большой – это размер, стеклянный – это материал, добрый – свойство.
Проведем распределительный диктант.
Цвет, размер, свойство
Высокий, низкий. Худой, красивый, большой, маленький, темноволосый, светловолосый, голубоглазый,хмурый, злой, веселый, приятный, воспитанный,приветливый, гостеприимный, дружелюбный, прекрасный, отзывчивый.
Задание:
Составьте 2-3 предложения с этими прилагательными на тему «Мой одноклассник».
Мы с вами живем в прекрасном городе. Все мы знаем, что Евпатория- это город-курорт.На время станем тур-операторами и прорекламируем наш город. При этом, не забудьте, в предложениях должны быть прилагательные.
Сделаем вывод: Мы показали наш город во всем многообразии, используя прилагательные.
Мы знаем, что в нашем городе есть замечательная достопримечательность, украшение нашего города-это Свято-Николаевский собор.
Свято-Николаевский собор не просто одна из самых известных достопримечательностей Евпатории, но еще и одна из визитных карточек города, его главная архитектурная доминанта. Небесно-голубой купол величественного очень красивого храма просматривается изо всех точек города, и, особенно, с моря. Это второй по величине после Владимирского собора на Херсонесе храм Крыма.
Собор носит имя Николая Чудотворца – любимейшего святого русского народа, а также покровителя мореплавания и торговли, что особенно важно для Евпатории, долгое время являвшейся одним из самых крупных портов полуострова.
А сейчас мы попробуем применить ВСЕ полученные на уроке знания. Посмотрите на слайд.
Вывод!
Имена прилагательные сопровождают нас повсюду, делая нашу речь интересной, образной, выразительной. Прилагательные помогают нам увидеть мир во всём его разнообразии, увидеть красоту живого и неживого. Они используются в нашей повседневной речи, и без них наша жизнь была бы скучна и монотонна
Рефлексия.
Наш урок подошёл к концу.
Итог.
Достигли ли мы целей, которые мы поставили вначале урока?
СХЕМА!!!!
Ответьте на вопрос « А каким сегодня был урок?», «Какими на уроке были вы?»(используя только имена прилагательные).
ОЦЕНИВАНИЕ
Домашнее задание: п.43.
2. Выполнить упражнение № 327.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"
Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР....
Конспект урока по теме "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР
Материал редставляет собой конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему "Причастие как часть речи". С использрванием электронных образовательных ресурсов. Урок является первым урок...
Конспект урока по теме "Наречие как часть речи" ФГОС
Конспект урока, который является первым в теме...
Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся, одним их которых является умение моделировать пр...
Конспект урока русского языка. Тема: « Омонимия частей речи».
Конспект урока русского языка. Тема: « Омонимия частей речи»....
Урок-закрепление "Имя прилагательное как часть речи" 5класс
Данный урок представляет собой проверку знаний учащихся 5 класса об имени прилагательном, которые они получили в начальной школе.Обобщающий урок-повторение пройденного материала за курс начальн...
конспект урока по теме "Союз как часть речи"
данный урок - первый по теме "Союз"....