Изменение и образование слов. 5 кл
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
конспект урока по теме "Изменение и образование слов" в 5 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmeneni_i_obrazovanie_slov5_klass.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Изменение и образование слов. (5 кл)
Цели. Знать: чем отличаются формы одного и того же слова и однокоренные слова; об образовании слов с помощью приставок и суффиксов.
Уметь: отличать формы одного и того же слова и однокоренные слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова.
Формирование у учащихся умения и навыков монологической устной речи научного стиля, проявляющегося в свободном использовании лингвистической терминологии, в умении произвести разбор слова, построив ответ в форме связного высказывания.
1.Актуализация знаний по словообразованию и словоизменению.
Учитель. На доске записано предложение.
Вечером снег покрыл все дорожки в саду, и теперь он скрипит под ногами. Уснули под снегом кусты, а скрипучие звуки далеко разносятся в темноте.
Учитель. Что скажете?
-Текст
Учитель. Почему?
-Предложения объединены общей мыслью.
Учитель. Еще?
-ССП, сост. из 2-х ч., части соединены союзами а и и)
Учитель. А знаки препинания есть в предложении?
Учитель. А как получаются предложения?
-Из слов.
Учитель. Вот и посмотрите на слова. Что видите?
Есть похожие слова.
Учитель. Разделите их по столбикам. Объясните, по каким признакам делили.
Учитель. -Как образуются формы слова?
-С помощью предлогов и окончаний.
Учитель. -Для чего слову необходимо менять свою форму?
Чтобы получилось предложение. Чтобы была связь с другими словами.
Учитель. А приходится ли людям менять форму?
Да, в зависимости от ситуации мы надеваем нарядное платье или деловой костюм.
Учитель. Да, мы вынуждены приспосабливаться к условиям. И слово вынуждено приспосабливаться к условиям и подбирать нужную форму.
-Какие средства используем, чтобы из слов получилось предложение?
-Окончания
Учитель. Всегда ли бывает достаточно поменять окончание существительных, чтобы поставить слово в нужный падеж?
-Еще предлог.
Учитель. Приведите примеры.
Учитель. Скажите, а вот то, что у слова изменяется форма или рождаются новые слова – это действие? А чтобы действие совершилось, какими инструментами нужно воспользоваться?
-1:изменили окончание и добавили предлог;2:добавили суффикс.
Учитель. Теперь давайте дадим название этим действиям:
? Слово изменяется - словоизменение; слово образуется – словообразование
Учитель. А тему урока сформулировать сможете? А давайте посмотрим, как сформулирована тема в учебнике (Работа с оглавлением учебника)
Записываю тему на доске.
Учитель.
- Какую формулировку выберем?
-А почему изучаемый раздел начинается с темы «Морфемика»? Как соотносятся между собой понятия «морфемика», «словообразование» и «словоизмнение»?
-Что из них является более общим, а что конкретизирует?
Вывод: морфемика – это общее, а словообразование и словоизменение – частное.
-А какие задачи мы перед собой поставим?
- Научиться различать формы слова и однокоренные слова)
Беседа об однокоренных словах.
Задание. Выпишите и разберите по составу слово « скрипит»
Учитель. Почему принято морфемный анализ слова начинать с окончания?
Потому что окончание служит для образования формы слова, а не однокоренных слов и его надо сразу отсечь как морфему, которая не участвует в образовании слова.)
Задание.
- Подберите однокоренные слова к слову «скрипит»
-скрип, скрипучий, скрипка, скрипач, проскрипеть, поскрипеть. Учитель. Определите части речи и разберите слова по составу.
Вопрос: А какие способы действия вы применяли для того, чтобы образовались новые слова?
- Прибавляли суффикс или приставку.
Учитель. То есть новые слова могут образовываться приставочным или суффиксальным способом. А сразу двумя нельзя?
- Можно – поскрипывать.
Учитель. Сделайте вывод, что общего и чем отличаются однокоренные слова друг от друга?
- У них общий корень, но разные приставки и суффиксы и разное лексическое значение.
Учитель. А в чем заключается разница между однокоренными словами и формой одного и того же слова?
-В однокоренных словах одинаковый корень, но могут быть разные суффиксы и окончания, а в формах слова разные окончание.
4. Самостоятельная работа. Текст на экране.
Учитель. Прочитайте текст.
И вот первый луч солнца, быстро скользнув по верхушкам ближайших маленьких елочек, заиграл на заснеженных ветках. Приветствуя солнце, на вершинах елок заблестела каждая снежинка.
Учитель. Исходя из темы урока, подумайте, какие задания вы предложили бы к данному тексту? Какие действия можно совершить с данным текстом? Задание: выпишите однокоренные слова и формы одного и того же слова, используя таблицу.
В парах обсудите результат, внесите коррективы, т.е. исправления.
Учитель. Кому потребовалось внести исправления? В чем они заключались?
Проверьте себя по эталону. Со всем ли вы согласны? Значит, что важно при определении однокоренных слов?
- Есть ли общее лексическое значение.
Задание: составьте памятку, как убедиться, что перед нами однокоренные слова, и запишите ее.
Памятка.
1.Посмотреть, одинаковый ли корень.
2.Проверить, общее ли лексическое значение.
Учитель. Скажите, при изучении какой орфограммы вам понадобятся знания о словоизменении и словообразовании?
-Правописание безударных гласных в корне слова.
- Покажите на примере из текста.
- А сейчас мы обсудим домашнее задание. Ребята, какие задачи будут стоять перед вами в домашнем задании?
- Проверить. Научились ли мы отличать формы слова и однокоренные слова.
-Какие задания из учебника вам кажутся наиболее полезными, чтобы проверить ваши знания и усовершенствовать свои умения?
5. Составление связного устного высказывания.
Задание. Поработайте над своей устной речью. Подготовьте устный рассказ на тему «Что я знаю об однокоренных словах и формах одного и того же слова?» Какие вопросы помогут нам составить высказывание на заданную тему?
Ребята предлагают свои вопросы.
- Я правильно вас поняла, может быть так сформулирован вопрос?
На магнитную доску прикрепляются заготовленные формулировки
1.Чем отличаются друг от друга однокоренные слова и формы одного и того же слова? ( Примеры).
2.Что такое окончание и для чего оно служит? ( Примеры)
3.Как правильно выделить окончание в слове?
4.Как образуются формы одного и того же слова? (Примеры)
5.Что такое формы одного и того же слова? ( Примеры)
6.Что такое однокоренные слова? ( Примеры)
7.Как образуются однокоренные слова?
- Чтобы составить текст, нужно ли изменить порядок вопросов?
На магнитной доске при необходимости меняется порядок вопросов.
Задание: по плану составьте предложения или текст по предложенной теме.
Рефлексия.
- Что было полезным для тебя в уроке?
Закончите предложение:
Я считаю для себя полезным…
Учитель. Всем спасибо за урок.
Домашнее задание: подготовить устное сообщение тему «Что я знаю об однокоренных словах и формах одного и того же слова?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словообразование. Исторические изменения в составе слова.
Урок русского языка проводился в 5 классе, обучающемся по программе и УМК, разработанным под редакцией В.В.Бабайцевой. Основная цель программы – представить современный русский язык как ко...
ЕГЭ (В4-В10). Изменение грамматических форм слов
Таблица с изменением грамматических форм слов, встречающихся в вариантах ЕГЭ по английскому языку....
Тест к уроку русского языка в 5 классе «Морфемика. Изменение и образование слов» (HotPotatoes 6)
Тест составлен по тексту В. Солоухина "Сенокос" с использованием программы HotPotatoes 6....
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Исторические изменения в составе слова".
Урок с презентацией, целью которого обучить навыкам морфемного анализа состава слова; развивать навыки исследовательской работы; познакомить учащихся с историческими процессами в корне слова, с непрод...
Конспект элемента урока по русскому языку «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов»
Элемент урока по русскому языку проведён к классе для учащихся с ОВЗ...
Морфема. Изменение и образование слов
Разработка урока по русскому языку для 5 класса....
Конспект урока по русскому языку на тему «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» (5 класс)
Тема урока: «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: Познакомить с понятием «морфема». Дат...