Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Исторические изменения в составе слова".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок с презентацией, целью которого обучить навыкам морфемного анализа состава слова; развивать навыки исследовательской работы; познакомить учащихся с историческими процессами в корне слова, с непродуктивными приставками и корнями; показать язык как развивающееся явление; развивать умения учащихся в сопоставлении древнего состава слов и значений со структурой и значением слов в современном русском языке; воспитать интерес к внешней оболочке слова и его значению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок: " Этимология на службе орфографии" | 127.5 КБ |
Презентация к уроку " Этимология на службе орфографии" | 517 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Исторические изменения в составе слова".
- Цели: обучить навыкам морфемного анализа состава слова; развивать навыки исследовательской работы; познакомить учащихся с историческими процессами в корне слова, с непродуктивными приставками и корнями; показать язык как развивающееся явление; развивать умения учащихся в сопоставлении древнего состава слов и значений со структурой и значением слов в современном русском языке; воспитать интерес к внешней оболочке слова и его значению.
- Задачи: повторить состав слова; путём сопоставления анализа древних и современных корней выяснить, какие исторические изменения произошли в составе некоторых слов; тренировать орфографические навыки учащихся; повышение интереса к изучению русского языка; способствовать формированию навыков работы со справочной литературой; развивать кругозор учащихся; пропагандировать культуру речи.
Оборудование: доска <Слайды (18)>, стенд с книгами, раздаточный материал “Этимологический словарик”, карточки со словами.
Ход урока
- Организационный момент.
У: - Здравствуйте, ребята. Сегодня мне хочется начать урок стихотворением Светланы Островской:
У: - К словам привыкаешь день ото дня.
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
-Извини меня!- (Слайд 1)
Это значит:
-Исключи меня из вины!-
У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
-Обереги меня!- (Слайд 2)
Это значит:
-Берегами меня окружи!-
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
-Защити меня!- (Слайд 3)
Это значит:
-Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть-
Слово тебе сотворит добро.
У: - О чем это стихотворение?
Д: - О словах. О составе слов. О происхождении слов. О необходимости знать их историю.
У: - Правильно. Я начала урок с этого стихотворения неслучайно, предположите, как будет звучать тема нашего урока?
Д: - История происхождения слов.
У: - Почти верно! А давайте, чтобы более точно сформулировать тему урока, вспомним, чем мы занимались на предыдущих уроках?
Д: - Морфемным составом слов. Для того чтобы сделать его морфемный разбор слова и определить способ образования.
У: - Верно. Из чего же состоит слово. (Работа со Слайдом 4). Перед вами знакомая вам схема морфемного состава слова. Расскажите мне о составе слова.
II. Проверка домашнего задания.
1. Д: (ответ ученика по схеме).
Ш. Объяснение нового материала.
У: - Отлично. Теперь вернемся к стихотворению Островской и запишем слова, определяя не только морфемный состав слова, но и его способ образования. (Диктовка: извини, обереги, защити).
Д: - Слова извини, обереги образованы приставочным способом. В слове извини- основа извин-, корень –вин-(однокоренные слова вина, повинный, винить), приставка из-, окончание -и. В слове обереги- Основа оберег-, корень –берег-(однокоренные слова беречь, бережливый), о- приставка, -и- окончание, а в слове защити основа защит-, корень защит-(однокоренные слова защита, защищенный), окончание -и.
У: - Молодец. Все верно. Действительно, в слове защити (Слайд3) в современном языке корень защит, хотя слово, как мы узнали из стихотворения Островской, произошло от слова щит, просто со временем историческая приставка за- срослась с корнем, и мы знаем уже другое слово, т.е. в этом слове произошли исторические изменения. Такие исторические изменения произошли во многих словах знакомым нам с самого раннего детства.
- Например, мы с вами не представляем свою жизнь без солнца. Посмотрите на изображение, что вы здесь видите? (Работа со Слайдом 5 ).
Д: - Здесь изображено солнышко и древний мальчик и современный, а также корни.
У: - Запишите слово солнце и его однокоренные слова, а затем выделите современный корень (дети называют однокоренные слова – запись: солнце, солнышко, солнечный.). У вас получился корень -солн-. Так разберёт это слово современный ученик (иллюстрация справа). А теперь посмотрите на левую сторону плаката, где изображён древний мальчик. В древности солнце обозначалось словом СОЛ. Как видим, в истории этого слова тоже произошли изменения.
- Что это за изменения, давайте разберемся. В этом нам поможет табличка, которую я вам приготовила. Давайте попробуем определить, какие же исторические изменения происходили в словах, а для этого вам пригодится словарик, он у вас на столах.
(Работа со Слайдом 6,7 - Таблица)
Древнее слово | Современное слово | Что изменилось? |
сол | солнце | суффикс слился с корнем |
род | народ | приставка на слилась с корнем |
Москы | Москва | фонетические изменения – по- явилась буква в |
крома | Кремль | чередование м//мл |
стол+иц | столица | суффикс слился с корнем |
плоске | площадь | фонетические изменения |
У: - Молодцы! Итак, мы с вами рассмотрели что?
Д: - Какие произошли изменения в словах.
У: - С чем они связаны?
Д: - С историей.
У: - Значит, как называется наша тема сегодня?
Д: - Исторические изменения в словах.
У: - Молодцы. Запишем её в свои тетради. (Слайд 8).
- А какой словарик вам помог определять эти изменения?
Д: - Этимологический.
У: - Обратите внимание у нас на стенде несколько различных книг, из которых вы узнаете много интересного о тайне происхождения слов и среди них почетное место, конечно же, занимает этимологический словарь. Именно о нем хочется сказать словами С.Маршака, которые являются нашим эпиграфом к уроку. (Чтение эпиграфа урока (Слайд 7) - слова С.Я.Маршака). Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства….
…Нет, не словарь лежит передо мной
А древняя рассыпанная повесть.
С. Маршак.
(Словарь в руках учителя).
У: - А раздел науки, повествующий о тайне слова, раскрывающий другой его смысл и позволяющий увидеть изменения в словах называется…
Д: - !!! Этимология.
(Слайд 9).
У: - Давайте прочтем ещё разок определение Этимологии по слайду.
Д: (Чтение по слайду определения).
У: - Обратите внимание, что в определении сказано «занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова». Этимология поможет нам и дальше разбираться в истории словообразования, но и не только в этом! А в чем ещё?
На этот вопрос я предлагаю ответить вам в конце нашего занятия…
- А для того чтобы ответить на него, выполним несколько упражнений.
IV. Закрепление.
У: - Во время работы смотрим в словарик.
1). У: - Начнем с простого - установления изменений в словах. (Слайд 10).
1. У: - Докажите, что слова мешок и мех; (подушка и ухо) являются словами одного корня.
Д: - В древности мешки делали из меха. В процессе исторического развития произошло чередование Х//Ш. Зная об исторических изменениях в составе слова “мешок”, можно сделать вывод о том, что данные слова – слова одного корня.
Д: - Подушка – то, что подкладывают под ухо. В процессе исторического развития произошло слияние приставки и корня, поэтому в современном слове подушка корень подушк-. Но если знать этимологию слова, то можно сделать вывод о том, что данные слова – слова одного корня.
2. У: - Князя Олега прозвали вещим, потому что ему ведома была всякая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем?
- (от кость – костлявый - чередование ст//щ)
3. У: - Не правда ли странная кличка для собаки - Жучка? Однако наши предки так называли не любую собаку. Как должна выглядеть настоящая жучка?
- ( маленькая и черная, как жук –перенос названия по схожести предметов)
4. У: - Как и почему называется кусок дерева, которому непременно суждено сгореть?
- (полено – от глагола палит - фонетическое изменение о//а )
5. У: - Какие особенности рукавицы и перчатки отразились в их названиях?
- (образованы от слов рука и «перст» – палец – сращение суффикса и корня + чередование ст//щ )
У: - Итак, мы еще раз увидели изменения в словах, а теперь давайте докажем, что этимология действительно необходима для установления состава слова и способа его образования.
2). У: - Распределим данные слова (Слайд 11) на две группы. В первую войдут слова, у которых мы можем определить состав слов и способ образования, а во вторую - слова, где мы затрудняемся в определении состава слов и их способа образования. Для установления изменений в слове обратимся к этимологическому словарю.
Завязывать (вязание, связанный), кольцо (колечко, окольцованный), настольный (стол, столовый), опилки (пилить, распиленный), пасынок (сын, сыновий), девятнадцать (девять), подберезовик (береза, березовый), ловить (улов, ловкий), горница (горничный), корова (коровий), дворняжка (двор, выдворить, дворовый).
3). У: - Отлично. Теперь наша работа будет связана с установлением связи исторического написания слов и современного. Запишем словарик, объясняя написание слов, а в этом нам поможет опять наш этимологический словарик. (Слайд 12) Например (Слайд13 ), слово багряный произошло от старославянского «багръ», что означало «красная краска или цвет», а непроверяемая гласная а в корне слова так и сохранилась по сей пор, как и значение слова. Или слово бордовый, пришедшее к нам из французского «цвет бордо» от названия местности Бордо, где производят вино цвета бордо- «ярко красного». И здесь написание непроверяемой гласной о сохранилось от первоначального слова.
Словарь
Багряный, бордовый, ответить, перила, терраса, паркет, интерьер, солдат, богатырь, пехота, изобретение, реформа, искусство, искусный, благословение, воспитать, уважение, павильон, литература, Отчизна.
(Объяснение написания, с использованием этимологического словарика).
У: - Молодцы и с этим справились. Ребята, а как нам помог в словарной работе этимологический словарь?
Д: - Мы узнали древние значения слов и поняли, почему эти слова так пишутся.
У: - Значит, есть ещё одна заслуга у этимологии- истории слов. Ответьте мне на тот вопрос, что прозвучал в начале урока. Важно ли знание исторических изменений и почему?
Д: - Знание исторических изменений очень важно. Они помогают определить состав, способ образования слов и их современное правописание.
У: - Верно, и мы с вами в этом убедились. А теперь я предлагаю вам самим попробовать составить этимологический словарик, объясняя написание слов через их неверное, но правдоподобное толкование.
Например, Едкий – пригодный в пищу. Нелепица – некачественный пластилин. (Слайд 14).
А поработаем мы в группах, записывайте свои предложения в тетради. (Слайд 15). И посмотрим, какая из групп лучше справится с этим заданием.
1 группа- 1 ряд 1 вариант: дерюга, парилка, наличие.
2 группа- 1ряд 2 вариант: дача, тысячелистник, мокрица.
3 группа- 2 ряд 1 вариант: гончая, чернослив, стриж.
4 группа- 2ряд 2 вариант: заморыш, зазубрина, готовальня.
5 группа- 3ряд 1 вариант: лестница, четвертовать, этажерка.
6 группа- 3ряд 2 вариант: изверг, жрец, сомнение.
(Ответы учащихся.)
У: - Молодцы, как здорово у вас получилось! Стало сразу ясно, что и как пишется.
- Таким образом, мы с вами подошли к заключению.
V. Итоги урока.
1. Беседа с учащимися.
У: - Ребята, что нового вы узнали на этом уроке? Хотелось бы услышать ваши мнения по поводу необходимости знания первоначального значения слова. Необходимо оно или нет, а если да, то для чего?
Д: - Мы узнали, что многие слова русского языка за долгую историю претерпели изменения. Они коснулись разных частей слова. Знать эти изменения важно, чтобы грамотно писать слова.
У: - Какие именно исторические изменения произошли в русском языке?
Д: - Произошли слияния суффиксов и корней, приставок и корней, а также чередования и фонетические изменения.
У: - Какой словарь оказал нам на уроке большую помощь?
Д: - Этимологический.
У: - А история какого слова показалась вам наиболее интересной?
Ответы учащихся.
У: - А теперь обратимся опять к эпиграфу <Слайд 8 > . Скажите, как слова С. Маршака можно связать с темой урока? Чему они учат нас?
Д: - В этих словах говорится о долгой истории нашего языка. Они учат нас пользоваться словарём, чтобы наш язык стал богаче.
2. Борьба за чистоту языка.
У: - Верно, молодцы! В течение многих веков русский народ хранил этот великий дар – русский язык. И наш долг – беречь его, заботиться о нём. Пора бросить эти жаргонные слова! Ведь только тот, кто умеет правильно и красиво говорить и писать, только тот, кто бережно обращается со словами русского языка, может считать себя образованным человеком. Вспоминаются слова И. С. Тургенева: (Слайд 16).
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!...».
У: - И я вам желаю «совершать чудеса», но для этого постарайтесь глубже проникать в тайны русского языка, так как мы сегодня с вами это делали на уроке. Стремитесь узнать, как можно больше о своем родном языке, и тогда вам будут под силу чудеса, творимые словом.
3. Оценки. (Выставление оценок с комментариями). У: - А сегодня на отлично работали и творили чудеса …Остальным желаю поработать лучше на следующем уроке.
У: - Закончить же нашу встречу с удивительным миром слов мне хотелось бы высказыванием К.Паустовского:
“В таинстве родства русских слов человеку открываются и корни языка, и весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера”.
У: - Родной нам с вами язык – явление постоянно развивающееся, поэтому я попрошу вас выполнить дома следующее задание:
- Используя материалы этимологического словарика, подготовить небольшое устное сообщение, подобрав интересные толкования 1 или 2-ух слов с иллюстрацией и художественным текстом с этим словом (всё оформить на альбомном листе). Посмотрите на пример (Слайд 17). Индивидуальное задание «Расшифровать пословицу по таблице», написать сообщение по одному, двум из слов пословицы о его происхождении (Слайд 18).
Этимологический словарик
Багряный – из старославянского «багръ» – «красная краска или цвет».
Благословение - из греческого «благо» - «хорошо», «словить» - «говорить».
Богатырь – из древнетюркского «батыр» - « могучий воин», фонетические изменения.
Бордовый – от французского «цвет бордо» от названия местности Бордо, где
производят вино цвета бордо- «ярко красного».
Воспитать – из старославянского от «питати» - «кормить».
Девятнадцать- образовано от сложения. Ранее существовала только форма «девять на десять», что означало девятнадцать.
Дворняжка (дворняга)- древней основой является слово двор, т.к. слово означало собаку, охранявшую двор. В современности значение - «беспородистая собака».
Горница- от основы «горн» - «верх», комната в верхней части дома. Суф. -ниц слился с корнем.
Жучка – общеславянское «жук» - «маленький, черный».
Изобретение - из старославянского, образовано приставкой от глагола «обрести» – «найти».
Интерьер - из французского «интериер» - «внутренний», восходит к латинскому «интер» - «внутри».
Искусный – из старославянского от «кусите» - «испытывать».
Искусство – из старославянского «искусъ» - «испытание, опыт», и только затем «умение, знание».
Кремль – от древнего «крома» – «край, рубеж, граница, огороженное место, безопасное пространство».
Кольцо- от древней основы кол- «колесо», затем суф. слился с корнем и основа современная кольц..
Кощей – от тюркского слова «кость».
Литература - из латинского «литтература» - «рукопись, сочинение», образовано с помощью суффикса от «литера» - «буква».
Мешок – от древнего «мех»- «место», в нём хранили продукты и жидкость.
Москва – от древнего «москы» – низкое, влажное место, река Москы, отсюда название селения: москы – Московия – Москва.
Народ – от древней основы «род» - все люди, которые народились, люди одного племени.
Ответить - из старославянского «ветити» - «говорить».
Отчизна – из польского «очес» - «отец». То же происхождение у слова Отечество.
Павильон - из французского от «павилион» - «палатка, шатер», то же происхождение у слова павлин.
Паркет - из французского «парк» - «огороженное место», ту же основу имеет слово парк.
Перчатки - слово из родственного ряда общеславянских перст, наперсток, перстень. «Перст» – «палец».
Перила – исконно русское от основы «переть», что означало «опираться».
Пасынок- от основы сын, слияние непроизводной приставки па- и корня.
Пехота – исконно русское от слова «пехий» - «пеший».
Площадь – от древнего «плоске» - «плоский, широкий», путём прибавления суффикса -адь.
Подушка – от древнего «ухо». Современные слова: наушники, наушничать, ушной.
Полено - образовано от «полъть», современное палит - «горит». Та же основа в слове пламя.
Реформа – из французского «реформ» - «преобразовывать, переоформлять», восходит к латинскому «форма».
Рукавица – от общеславянского «рука».
Солдат - из итальянского, восходит к названию монеты – сольдо, от которого образовано глагол «солдар» - «наниматель». Буквально солдат- «нанятый за деньги».
Солнце – от древнего «сол»- «ясный» ( солнце) путём прибавления суффикса, современные: солнце и др.
Столица – от древнего «стол»- «престол», стольный город.
Терраса – из французского «террасс», которое восходит к латинскому «терра» - земля.
Уважение – из польского от «увага» - «внимание».
Лексический словарь.
Гончая- Порода охотничьих собак, специально тренируемых для гона зверей.
Готовальня- набор чертежных инструментов, размещенных в специальном футляре.
Дача - Загородная местность, где находятся такие дома, где они снимаются; загородный дом, обычно для летнего отдыха; участок земли под лесом; от дать.
Дерюга - Плохая, грубая ткань, одежда; грубая ткань из толстой льняной пряжи.
Жрец- Тот, кто посвятил себя служению чему-нибудь (искусству, науке; устар. высок., теперь ирон.);служитель божества, совершающий жертвоприношения и другие обряды.
Зазубрина- выемка на чем-нибудь остром, на краю чего-нибудь.
Заморыш - Хилое, недоразвитое существо.
Изверг - Крайне суровый, безжалостный, беспощадный человек.
Лестница- Сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска.
Мокрица - Живущее в сырых местах мелкое ракообразное животное с большим количеством ножек.
Наличие- Присутствие, существование.
Парилка- Отдельная, обособленная часть помещения в бане, где парятся, парная.
Сомнение- Неуверенность в истинности чего-нибудь, отсутствие твердой веры в
кого-что-нибудь; затруднение, недоумение при разрешении какого-нибудь вопроса.
Стриж - Небольшая птица отряда длиннокрылых.
Тысячелистник - Многолетнее травянистое лекарственное и декоративное растение семейства сложноцветных с перистыми листьями, обладающее сильным запахом.
Чернослив- Сушеные сливы особых сортов, обычно темные.
Четвертовать- Казнить отсечением рук, ног и головы.
Этажерка- Предмет мебели в виде полочек, укрепленных на стойках друг над другом; 2. небольшой самолет простой конструкции с двумя плоскостями, расположенными одна над другой
Задание «Расшифруй пословицу»
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Предлагаемый урок - урок по теме «Лексика» в 5 классе,
на изучение которой отводится 11 часов. Это первый вводный урок в новый раздел русского языка, который учащимися еще не рассматривался отдельно от других.На предыдущих занятиях был введен материал по словообразованию и анализу морфемного состава слова, синтаксический анализ.
Урок построен в соответствии с программными требованиями.
Основными целями обучения в разделе словообразование является овладение
способами словообразования, развитие умений выделять морфемы слова и орфограммы связанные с ними- через основные виды речевой и письменной деятельности.
В основу построения данного урока положен исследовательский метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения: сопоставление и анализ древних и современных корней выяснение исторических изменений произошедших в составе некоторых слов, их влияние на орфографию слов русского языка.
Выбранная мною форма проведения урока - урок-презентация, целью которого является приобретение и закрепление знаний, развитие речевых умений и навыков. На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется познавательный интерес учащихся, а учитель является лишь катализатором, который приблизит этот интерес к формированию познавательной активности.
Именно поэтому предлагаемый урок представляет собой работу - презентацию, существенная особенность которого через наглядность формировать умения пользоваться справочной литературой, развивать кругозор и развивать навыки исследовательской и проектной работы, что позволило мне ввести в урок не
просто занимательный материал, но и сложные вопросы. Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление. В ходе выполнения заданий проверяется усвоенный материал,
на основе которого идет осмысление нового. Поэтому задания, которые предлагаются детям, даются не только в традиционной, но и в игровой форме, они сменяют друг друга последовательно. Элемент соревновательности в групповой работе заставляет учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.
- При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся: интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению способов исследовательской и проектной работы; развитые способности использования знаний по предмету, умение сравнивать и обобщать изучаемые явления, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию, независимо от речевой подготовки; достаточно высокая мотивация, которая стимулировалась нетрадиционной формой урока.
Цель: Познакомить учащихся с историческими процессами в корне слова, с непродуктивными приставками и корнями; показать язык как развивающееся явление.
Задачи урока.
Образовательные:
1) совершенствовать навыки морфемного анализа состава слова;
2) активизировать ранее изученные материалы по теме;
3) тренировать орфографические навыки учащихся;
4) способствовать формированию навыков работы со справочной литературой.
Развивающие:
1) развивать умения учащихся в сопоставлении древнего состава слов и значений со структурой и значением слов в современном русском языке, выясняя, какие исторические изменения произошли в составе некоторых слов; 2) развивать навыки исследовательской работы;
3) развитие умений выделять главное; развитие коммуникабельных способностей учащихся по теме: сопоставление фактов, анализ, высказывание своей точки зрения на уроке.
Воспитательные:
1) воспитывать и пропагандировать культуру речи, взаимоотношения, речевой этикет;
2) воспитать интерес к внешней оболочке слова и его значению;
3) воспитывать уважение, понимание и интерес к изучению русского языка.
Методы и методические приемы.
Методы обучения являлись инструментом развития, способствовали вооружению школьников прочными знаниями, а также
умениями переносить их на новые ситуации. Послужили способом
формирования потребности в новых знаниях, создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся.
Выбранные мною методы соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так, были использованы словесные методы: объяснение, беседа с учащимися по теме, элементы проблемного обучения, наглядные методы: презентация- слайды по теме, различные опоры - словарики, необходимые для подготовки собственного высказывания.
Схема морфемного состава слов
Дерюга - человек, держащий путь на юга.
Тысячелистник – объемная, толстая книга.
Мокрица – дождливая погода.
Чернослив – место дя смыва грязи.
Заморыш – заграничный гость.
Изверг – разразившийся вулкан.
Зазубрина – выученная наизусть речь.
Гончая – быстро передвигающаяся в автомобиле женщина.
Лестница – неправдоподобная, но приятная речь.
Четвертовать – разделить на четверых.
Парилка – помещение с большим количеством народа;
Дача – положительный ответ + частное лицо;
Наличие – находиться на лице; отражение в зеркале;
Стриж – вышедший из парикмахерской; постриженный человек.
Готовальня – кухня, где готовят.
Этажерка – многоэтажный дом.
Жрец – любитель некультурно поесть;
Сомнение - рыба, имеющая собственный взгляд на жизнь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Сложные слова" ( урок новых знаний)
В этой статье представлен вводный урок по теме : "Сложные слова"....
Презентация к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"
Цели и задачи урока:знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис;формирование умения от...
Урок русского языка в 6-ом классе по теме: "Устаревшие слова"
Забобоны, порекло, потылица. Что это такое? Урок погружает учеников в старину и связывает прошлое с настоящим. При разработке урока использована авторская тематическая физминутка, которая служит приме...
Технологическая карта урока русского языка в 5 "В" классе по теме "Сложные слова"
Технологическая карта урока русского языка в 5 «в» классе.Учитель : Милютина Ольга НиколаевнаТема: «Сложные слова»Цели урока:1. Образовательные: познакомить учащихс...
Конспект и технологическая карта урока русского языка и в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"
Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...
Урок русского языка в 5 (коррекционном) классе по теме "Пересказ текста по опорным словам".
Технологическая карта урока....