Словообразование. Исторические изменения в составе слова.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка проводился в 5 классе, обучающемся по программе и УМК, разработанным под редакцией В.В.Бабайцевой. Основная цель программы – представить современный русский язык как комплексную систему, показать взаимосвязи между разделами науки о языке и дать представление о языке как системе, развивающейся и изменяющейся во времени. Представляя урок по теме «Словообразование. Исторические изменения в составе слова», хотелось бы отметить важность проблемы исторического (развивающегося во времени) подхода к изучению языка в работе над изучением состава слова и словообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie._istoricheskie_izmeneniya.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Ильина А.Б.
(учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 2
г. Серпухова Московской области)
Урок русского языка. 5 класс.
(УМК п/р В.В. Бабайцевой)
«Словообразование. Исторические изменения в составе слова».
Урок русского языка проводился в 5 классе, обучающемся по программе и УМК, разработанным под редакцией В.В.Бабайцевой. Основная цель программы – представить современный русский язык как комплексную систему, показать взаимосвязи между разделами науки о языке и дать представление о языке как системе, развивающейся и изменяющейся во времени. Представляя урок по теме «Словообразование. Исторические изменения в составе слова», хотелось бы отметить важность проблемы исторического (развивающегося во времени) подхода к изучению языка в работе над изучением состава слова и словообразования.
Урок является этапным и одновременно связующим в процессе изучения таких разделов русского языка, как морфемика, словообразование, орфография. Обобщая изучение суффиксально-префиксального способов образования слов, урок одновременно подводит к проблеме исторических изменений в составе слова. Обходить эту проблему, несмотря на ее сложность для пятиклассника, нежелательно, ибо анализируя исторический состав слова, особенности его образования и существования во временном языковом процессе, ученик находит для себя так необходимую ему «подсказку» в орфографии этого слова. Именно этому и посвящен основной урок по теме «Исторические изменения в слове» под названием «От биографии – к орфографии», цель которого на практике показать учащимся осуществление взаимосвязи орфографии и морфемики.
С другой стороны, работая со словами, выходящими за рамки доступного пятикласснику лексикона, осуществляется расширение словарного запаса учащихся, идет подготовка к изучению раздела «Лексика русского языка». В большой степени способствует этому и работа с разными типами словарей (этимологическим, толковым. Орфографическим), осуществляемая на уроке и в процессе выполнения домашних заданий.
Задачи урока:
- Закрепить навык образования новых слов с помощью суффиксов и приставок, навык нахождения родственных слов.
- Закрепить навык анализа состава слова и словообразовательного анализа.
- Вооружить учащихся необходимыми приемами для анализа исторического состава слов на основе использования знаний о словообразовательном процессе русского языка, материалов справочной литературы.
- Организовать поисковую деятельность учащихся для подхода к теме «Исторические изменения в составе слова».
Оборудование урока:
- проектор и экран для показа Презентации к уроку;
- карточки с текстом для орфографической работы;
- карточки с суффиксами и приставками для словообразовательной игры;
- карточка со словом «лёт»;
- карточки со словами для домашнего задания (6 вариантов);
- «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанский;
- «Толковый словарь современного русского языка» АН СССР. 4 том.
- карточки со словами для Уголка русского языка: пасека, папоротник, патока, паголенки, паволока, падчерица, пращур, негодяй;
Ход урока.
Чтение темы и запись ее в тетрадь. (Слайд № 1).
Слово учителя:
В течение нескольких уроков мы работали над исследованием состава слов русского языка, учились «заглядывать» в историю слов – анализировать, как они образованы. И каждый раз убеждались, что эти новые сведения во многом помогают нам, особенно при написании слов, а правописание подчас подсказывает состав слова, его происхождение. Орфография и морфемика связаны очень тесно. Это замечено давно. Еще в 19 веке педагог В.П. Шереметевский образно высказывался об этом: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении слов». (Слайд № 2). Пусть же его слова будут эпиграфом нашего урока.
Начнем занятие с орфографического задания:
Записать текст с карточек (лежат у каждого на парте), подчеркивая в словах известные орфограммы. Один учащихся пишет текст на доске, пропуская известные орфограммы. После записи учащиеся с места называют пропущенные орфограммы и объясняют их правописание (ученик у доски – вставляет). Если есть еще найденные орфограммы, учащиеся с места называют их и объясняют.
Текст.
Родник родит реку. Река льется, течет через всю нашу землю, кормит народ. Родник, родина, народ. Все эти слова как бы родня между собой. (К. Паустовский).
Теоретический опрос:
- Когда вы проверяете или объясняете правописание буквы в слове, на что вы обращаете внимание в первую очередь? (В какой части слова находится орфограмма).
- Для чего необходимо знать части слова? (Девиз: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково»). (Слайд №3).
- А почему? Каков основной принцип русской орфографии? (Принцип единообразного написания одинаковых морфем в словах). (Слайд № 4).
- Из чего же состоит слово? Какие морфемы вы знаете? Дайте определение им. (Работа по таблице – Слайд № 5).
- А основа является морфемой? (Нет, это часть слова без окончания, сама состоит из морфем).
- Вы обратили внимание, что К. Г. Паустовский слова, использованные в тексте, называет «родней». Как вы понимаете это высказывание?
- Какую службу в словах выполняют приставки и суффиксы? (Служат для образования новых слов).
Как же приставки и суффиксы работают? (Словообразовательная игра).
Давайте поиграем, но мне нужен в игре помощник. (Пока выходит помощник, можно прочитать шуточное четверостишие, содержащее суть игры:
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
У меня есть слово «лёт», основа которого состоит из корня, а у вас на руках карточки с приставками и суффиксами. Присоединяя ту или иную приставку или какой-нибудь суффикс, образуйте новые слова (поднимите свою карточку). Помощник запишет на доске полученные слова, выделит словообразовательную морфему и определит часть речи, какой станет вновь полученное слово. Вы все записываете в тетради.
^
Пример записи в тетради: лётный – прилагательное.
Теоретический опрос:
- Что вы образовали? (Новые слова).
- Может быть, это формы одного и того же слова? ( Нет, у этих слов разные значения).
На 2-3 примерах дать объяснение, почему это разные слова. Можно использовать разные части речи, попросить детей объяснить значение слова «леток».
- Какие части слова различают эти слова ? (Приставки и суффиксы).
- Какая часть слова неизменна? (Корень).
- Можно ли сказать, что образованные слова родственные? (Да).
- Для чего в словах нужны части слова – морфемы: корень, приставка, суффикс?
Вывод: корень – общая, неизменная часть родственных слов, объединяет их в гнездо родственных слов. А суффиксы и приставки образуют от одного и того же корня новые слова, расширяя гнездо родственных слов. Разбирая слово по составу, можно узнать, от чего и с помощью чего оно образовалось – можно узнать историю образования слова.
Учитывая это, попытайтесь рассказать историю образования слова «родниковый». Запишите его в тетрадь и подумайте над ходом своих рассуждений. Один из учащихся объясняет историю слова «родниковый», другой по его рассказу выстраивает схему словообразования:
родниковый
родник
род
Ребята записывают в тетради.
Наблюдения учащихся: слово «род» лежит в основе гнезда родственных слов и одновременно является проверочным для безударной гласной в корне слова «родниковый».
Слово учителя:
Для чего же нам необходимо знать историю образования слова? Ведь слово уже существует, мы его произносим, пишем, понимаем, что оно обозначает. Может, это ненужное занятие?
Запишите слова с доски, вставив пропущенные буквы:
К…ЛАЧ УВ…ЛЕНЬ
- Какие буквы вы вставили и почему? Как проверить написание этих слов?
Калач – безударная гласная в корне «а».
- Как проверить безударную гласную в корне? Подберите родственные слова. (Затрудняются).
- Какой в этом слове корень? (Калач).
Давайте обратимся к нашему помощнику словарю. Только сегодня нам понадобится необычный словарь – в нем рассказывается история образования слова. Это этимологический словарь. Может быть, узнав историю слова, мы сможем выявить корень и подобрать родственные слова.
Чтение учащимся статьи из этимологического словаря русского языка Н.М. Шанского (стр. 184):
Калач. Общеславянское. Образовано с помощью суффикса –АЧ от КОЛО – «колесо». Современное произношение и написание с «а» появилось в результате развития аканья и закрепления его на письме. Название хлеба дано по внешнему признаку – хлеб круглой формы. Сравните значения слов: кол, коловорот, около, околица, колесо.
Вывод: подбором родственных слов гласную в корне не проверишь, так как сейчас состав слова, его произношение и написание не соответствует более раннему.
- Встречаются ли еще в нашем языке слова с суффиксом –АЧ? (Циркач, трубач, пугач).
Увалень. Первоначально дети в корне называют безударную гласную «о» («уволень»), давая родственное слово «вол».
- Есть ли у этих слов общность в значении корней? И вообще какой корень в слове «увалень»?
Дети предполагают, что родственными по значению корня будут слова «вал», «валить». Тогда корень в слове «увалень» -ВАЛ-, безударная гласная – «а».
- Проверим историю слов «вал», «валить» по словарю Шанского. (Чтение учеником словарных статей на стр. 67, 68, 90.
Вал (большая волна). Общеславянское. Индоевропейского характера; родственно словам «волна», «валить».
Волна (вал). Общеславянское. Образовано подобно словам «сторона», «борона» и т.д. с помощью суффикса –НА от основы ВЪЛ (ср. древнерусское ВЪЛАТИ – волновать, приводить в движение). См. «вал» (большая волна).
Валить. Общеславянское. Образовано с помощью суффикса –ИТИ от той же основы, что и «волна».
Значит, можно предположить, что слово «увалень», имея корень ВАЛ, в своем значении приближается к «волне» - ВЪЛАТИ – «волнение, колебательное движение».
- А какое значение слова «увалень» дает толковый словарь? (Читают статью из «Словаря современного русского языка» АН ССССР, 4 том, стр. 448:
Увалень – (разг.). Неповоротливый, неуклюжий, медлительный в движении человек.
Очевидно, в значении слова отразилось наблюдение: неповоротливый, неуклюжий человек легко теряет равновесие и валится. Таким. Образом, в составе слова выделяем корень –ВАЛ-, приставку У- и суффикс –ЕНЬ (окончание нулевое).
Сравните: дурЕНЬ, корЕНЬ, слепЕНЬ, Урод, Усмешка, Уклон. Видите, какое путешествие в историю слова нам пришлось совершить, чтобы узнать его состав и правильно написать части слова.
Итог урока (подводит учитель).
В нашем языке есть слова, состав которых со временем утрачивает четкость, а иногда и совсем меняется. Суффиксы, приставки сливаются с корнем из-за того, что они все реже образуют слова и постепенно утрачивают роль словообразующей части слова. А если состав слова определить трудно, то и написать грамотно это слово тоже трудно. Помните девиз? (Слайд № 3).
На стенде Уголок русского языка представлены слова, правописание которых нужно запомнить (выделены орфограммы-гласные). Но если вы попытаетесь разобрать состав этих слов, найти исторические приставки или суффиксы, а самое главное – корни, то, подобрав родственные слова, сможете проверить правописание этих букв:
ПАПОРОТНИК ПАТОКА
ПАГОЛЕНКИ ПАДЧЕРИЦА
ПАВОЛОКА ПРАЩУР
ПАСЕКА НЕГОДЯЙ
Домашнее задание:
- Общее: Теория – параграф 48 – читать;
Практика – стр. 143 – опорный материал изучить;
упражнение № 478 – выполнить письменно.
- Индивидуальное (по карточкам):
Раздаются 6 вариантов карточек со словами;
задание: найти в словах исторические приставки, суффиксы, корни; списать, выделив морфемы и объяснив правописание слов.
Карточка № 1*.
ПРАВДА, КРИВДА, НЕГОДЯЙ, ЛЕНТЯЙ, ПРАЩУР, ПРАВНУК.
Карточка № 5*.
УРОЖАЙ, ЛИШАЙ, СУЕТА, МАЕТА, ВЕДЬМА, ВЕРТЕЛ.
Карточка № 2.
УСАДЬБА, СВАДЬБА, СУДЬБА, БОРЬБА
Карточка № 3.
ПАСЕКА, ПАГУБА, ПАПОРОТНИК, ПАТОКА.
Карточка № 4.
ПАГОЛЕНКИ, ПАВОЛОКА, ПАДЧЕРИЦА, ПАСЫНОК.
Карточка № 6.
СУМРАК, СУПЕСЬ, СУТОЛОКА, СУТУЛЫЙ.
Значения слов уточнить в толковом или этимологическом словарях.
*- карточки с заданиями повышенной сложности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Исторические изменения в составе слова".
Урок с презентацией, целью которого обучить навыкам морфемного анализа состава слова; развивать навыки исследовательской работы; познакомить учащихся с историческими процессами в корне слова, с непрод...
Презентация "Исторические изменения в формах личных местоимений 1-го и 2-го лица."
Презентация содержит материал об исторических изменениях, произошедших в формах личных местоимений1-го и 2-го лица....
Изменения словарного состава языка.
Данный материал может быть использован как конспект лекции преподавателем,а также студентом в качестве самоподготовки....
Конспект элемента урока по русскому языку «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов»
Элемент урока по русскому языку проведён к классе для учащихся с ОВЗ...
«Изучение зависимости работоспособности человека от изменения газового состава воздуха в помещении», победитель муниципальной НПК
Реализуя проект «Цветочный остров» (2013-2017), в котором я принимала участие, мы распространили в школе и за ее пределами много комнатных растений. Затем мы выясняли, как меняется концент...
Конспект урока по русскому языку на тему «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» (5 класс)
Тема урока: «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: Познакомить с понятием «морфема». Дат...
Презентация к учебной работе по теме "Исторические изменения в современном русском языке"
В презентации кратко представлен материал исследовательской ученической работы. Освещены главные изменения в основных разделах русского языка: фонетике, лексике, морфемике, морфологии, синтаксисе. При...