Словообразование. Исторические изменения в составе слова.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Ильина Алла Борисовна

 

Урок русского языка  проводился в 5 классе, обучающемся по программе и УМК, разработанным под редакцией В.В.Бабайцевой. Основная цель программы – представить современный русский язык как комплексную систему, показать взаимосвязи между разделами науки о языке и дать представление о языке как системе, развивающейся и изменяющейся  во времени. Представляя урок по теме «Словообразование. Исторические изменения в составе слова», хотелось бы отметить важность проблемы исторического  (развивающегося во времени) подхода к изучению языка в работе над изучением состава слова и словообразования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovoobrazovanie._istoricheskie_izmeneniya.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Ильина А.Б. 

(учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 2

г. Серпухова Московской области)

Урок русского языка. 5 класс.

(УМК п/р В.В. Бабайцевой)

 

«Словообразование. Исторические изменения в составе слова».

            Урок русского языка  проводился в 5 классе, обучающемся по программе и УМК, разработанным под редакцией В.В.Бабайцевой. Основная цель программы – представить современный русский язык как комплексную систему, показать взаимосвязи между разделами науки о языке и дать представление о языке как системе, развивающейся и изменяющейся  во времени. Представляя урок по теме «Словообразование. Исторические изменения в составе слова», хотелось бы отметить важность проблемы исторического  (развивающегося во времени) подхода к изучению языка в работе над изучением состава слова и словообразования.

              Урок является этапным и одновременно связующим в процессе изучения таких разделов русского языка, как морфемика, словообразование, орфография. Обобщая изучение суффиксально-префиксального способов образования слов, урок одновременно подводит к проблеме исторических изменений в составе слова. Обходить эту проблему, несмотря на ее сложность для пятиклассника, нежелательно, ибо анализируя исторический состав слова, особенности его образования и существования во временном языковом процессе, ученик находит для себя так необходимую ему «подсказку» в орфографии этого слова. Именно этому и посвящен основной урок по теме «Исторические изменения в слове» под названием «От биографии – к орфографии», цель которого на практике показать учащимся осуществление взаимосвязи орфографии и морфемики.

                 С другой стороны, работая со словами, выходящими за рамки доступного пятикласснику лексикона, осуществляется расширение словарного запаса учащихся, идет подготовка к изучению раздела «Лексика русского языка». В большой степени способствует этому и работа с разными типами словарей (этимологическим, толковым. Орфографическим), осуществляемая на уроке  и в процессе выполнения домашних заданий.

Задачи урока:

  1. Закрепить навык образования новых слов с помощью суффиксов и приставок, навык нахождения родственных слов.
  2. Закрепить навык анализа состава слова и словообразовательного анализа.
  3. Вооружить учащихся необходимыми приемами для анализа исторического состава слов на основе  использования знаний о словообразовательном процессе русского языка, материалов справочной литературы.
  4. Организовать поисковую деятельность учащихся для подхода к теме «Исторические изменения в составе слова».

Оборудование урока:

- проектор и экран для показа Презентации к уроку;

- карточки с текстом для орфографической работы;

- карточки с суффиксами и приставками для словообразовательной игры;

- карточка со словом «лёт»;

- карточки со словами для домашнего задания (6 вариантов);

- «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанский;

- «Толковый словарь современного русского языка» АН СССР. 4 том.

- карточки со словами для Уголка русского языка: пасека, папоротник, патока, паголенки, паволока, падчерица, пращур, негодяй;

Ход урока.

Чтение темы и запись ее в тетрадь. (Слайд № 1).

Слово учителя:

               В течение нескольких уроков мы работали над исследованием состава слов русского языка, учились «заглядывать» в историю слов – анализировать, как они образованы. И каждый раз убеждались, что эти новые сведения во многом помогают нам, особенно при написании слов, а правописание подчас подсказывает состав слова, его происхождение. Орфография и морфемика связаны очень тесно. Это замечено давно. Еще в 19 веке педагог В.П. Шереметевский образно высказывался об этом: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении слов». (Слайд № 2). Пусть же его слова будут эпиграфом нашего урока.

Начнем занятие с орфографического задания:

Записать текст с карточек (лежат у каждого на парте), подчеркивая в словах известные орфограммы. Один учащихся пишет текст на доске, пропуская известные орфограммы. После записи учащиеся с места называют пропущенные орфограммы и объясняют их правописание (ученик у доски – вставляет). Если есть еще найденные орфограммы, учащиеся с места называют их и объясняют.

Текст.

     Родник родит реку. Река льется, течет через всю нашу землю, кормит народ. Родник, родина, народ. Все эти слова как бы родня между собой. (К. Паустовский).

Теоретический опрос:

- Когда вы проверяете или объясняете правописание буквы в слове, на что вы обращаете внимание в первую очередь? (В какой части слова находится орфограмма).

- Для чего необходимо знать части слова? (Девиз: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково»). (Слайд №3).

- А почему? Каков основной принцип русской орфографии? (Принцип единообразного написания одинаковых морфем в словах). (Слайд № 4).

- Из чего же состоит слово? Какие морфемы вы знаете? Дайте определение им. (Работа по таблице – Слайд № 5).

- А основа является морфемой? (Нет, это часть слова без окончания, сама состоит из морфем).

- Вы обратили внимание, что К. Г. Паустовский слова, использованные в тексте, называет «родней». Как вы понимаете это высказывание?

- Какую службу в словах выполняют приставки и суффиксы? (Служат для образования новых слов).

               

Как же приставки и суффиксы работают? (Словообразовательная игра).

Давайте поиграем, но мне нужен в игре помощник. (Пока выходит помощник, можно прочитать шуточное четверостишие, содержащее суть игры:

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

У меня есть слово «лёт», основа которого состоит из корня, а у вас на руках карточки с приставками и суффиксами. Присоединяя ту или иную приставку или какой-нибудь суффикс, образуйте новые слова (поднимите свою карточку). Помощник запишет на доске полученные слова, выделит словообразовательную морфему и определит часть речи, какой станет вновь полученное слово. Вы все записываете в тетради.

                                                   ^

Пример записи в тетради: лётный – прилагательное.

Теоретический опрос:

- Что вы образовали? (Новые слова).

- Может быть, это формы одного и того же слова? ( Нет, у этих слов разные значения).

На 2-3 примерах дать объяснение, почему это разные слова. Можно использовать разные части речи, попросить детей объяснить значение слова «леток».

- Какие части слова различают эти слова ? (Приставки и суффиксы).

- Какая часть слова неизменна? (Корень).

- Можно ли сказать, что образованные слова родственные? (Да).

- Для чего в словах нужны части слова – морфемы: корень, приставка, суффикс?

Вывод: корень – общая, неизменная часть родственных слов, объединяет их в гнездо родственных слов. А суффиксы и приставки образуют от одного и того же корня новые слова, расширяя гнездо родственных слов. Разбирая слово по составу, можно узнать, от чего и с помощью чего оно образовалось – можно узнать историю образования слова.

               Учитывая это, попытайтесь рассказать историю образования слова «родниковый». Запишите его в тетрадь и подумайте над ходом своих рассуждений. Один из учащихся объясняет историю слова «родниковый», другой по его рассказу выстраивает схему словообразования:

родниковый

   родник

     род

Ребята записывают в тетради.

Наблюдения учащихся: слово «род» лежит в основе гнезда родственных слов и одновременно является проверочным для безударной гласной в корне слова «родниковый».

Слово учителя:

               Для чего же нам необходимо знать историю образования слова? Ведь слово уже существует, мы его произносим, пишем, понимаем, что оно обозначает. Может, это ненужное занятие?

Запишите слова с доски, вставив пропущенные буквы:

                    К…ЛАЧ                                                                  УВ…ЛЕНЬ

- Какие буквы вы вставили и почему? Как проверить написание этих слов?

Калач – безударная гласная в корне «а».

- Как проверить безударную гласную в корне? Подберите родственные слова. (Затрудняются).

- Какой в этом слове корень? (Калач).

Давайте обратимся к нашему помощнику словарю. Только сегодня нам понадобится необычный словарь – в нем рассказывается история образования слова. Это этимологический словарь. Может быть, узнав историю слова, мы сможем выявить корень и подобрать родственные слова.

Чтение учащимся статьи из этимологического словаря русского языка Н.М. Шанского (стр. 184):

Калач. Общеславянское. Образовано с помощью суффикса –АЧ от КОЛО – «колесо». Современное произношение и написание с «а» появилось в результате развития аканья и закрепления его на письме. Название хлеба дано по внешнему признаку – хлеб круглой формы. Сравните значения слов: кол, коловорот, около, околица, колесо.

Вывод: подбором родственных слов гласную в корне не проверишь, так как сейчас состав слова, его произношение и написание не соответствует более раннему.

- Встречаются ли еще в нашем языке слова с суффиксом –АЧ? (Циркач, трубач, пугач).

Увалень. Первоначально дети в корне называют безударную гласную «о» («уволень»), давая родственное слово «вол».

- Есть ли у этих слов общность в значении корней? И вообще какой корень в слове «увалень»?

Дети предполагают, что родственными по значению корня будут слова «вал», «валить». Тогда корень в слове «увалень»  -ВАЛ-, безударная гласная – «а».

- Проверим историю слов «вал», «валить» по словарю Шанского. (Чтение учеником словарных статей  на стр. 67, 68, 90.

Вал (большая волна). Общеславянское. Индоевропейского характера; родственно словам «волна», «валить».

Волна (вал). Общеславянское. Образовано подобно словам «сторона», «борона» и т.д. с помощью суффикса –НА от основы ВЪЛ (ср. древнерусское ВЪЛАТИ – волновать, приводить в движение). См. «вал» (большая волна).

Валить. Общеславянское. Образовано с помощью суффикса –ИТИ от той же основы, что и «волна».

              Значит, можно предположить, что слово «увалень», имея корень ВАЛ, в своем значении приближается к «волне» - ВЪЛАТИ – «волнение, колебательное движение».

- А какое значение слова «увалень» дает толковый словарь? (Читают статью из «Словаря современного русского языка» АН ССССР, 4 том, стр. 448:

Увалень – (разг.). Неповоротливый, неуклюжий, медлительный в движении человек.

                Очевидно, в значении слова отразилось наблюдение: неповоротливый, неуклюжий человек легко теряет равновесие и  валится.  Таким. Образом, в составе слова выделяем корень –ВАЛ-, приставку У- и суффикс –ЕНЬ (окончание нулевое).    

Сравните: дурЕНЬ, корЕНЬ, слепЕНЬ, Урод, Усмешка, Уклон.  Видите, какое путешествие в историю слова нам пришлось совершить, чтобы узнать его состав и правильно написать части слова.

Итог урока (подводит учитель).

                В нашем языке есть слова, состав которых со временем утрачивает четкость, а иногда и совсем меняется.  Суффиксы, приставки сливаются с корнем из-за того, что они все реже образуют слова и постепенно утрачивают роль словообразующей части слова. А если состав слова определить трудно, то и написать грамотно это слово тоже трудно. Помните девиз? (Слайд № 3).

                 На стенде Уголок русского языка представлены слова, правописание которых нужно запомнить (выделены орфограммы-гласные). Но если вы попытаетесь разобрать состав этих слов, найти исторические приставки или суффиксы, а самое главное – корни, то, подобрав родственные слова, сможете проверить правописание этих букв:

ПАПОРОТНИК                                            ПАТОКА

ПАГОЛЕНКИ                                               ПАДЧЕРИЦА

ПАВОЛОКА                                                 ПРАЩУР

ПАСЕКА                                                       НЕГОДЯЙ

Домашнее задание:

  1. Общее: Теория – параграф 48 – читать;

              Практика – стр. 143 – опорный материал изучить;

                                  упражнение № 478 – выполнить письменно.

  1. Индивидуальное (по карточкам):

Раздаются 6 вариантов карточек со словами;

задание: найти в словах исторические приставки, суффиксы, корни; списать, выделив морфемы и объяснив правописание слов.

Карточка № 1*.

ПРАВДА, КРИВДА, НЕГОДЯЙ, ЛЕНТЯЙ, ПРАЩУР, ПРАВНУК.

Карточка № 5*.

УРОЖАЙ, ЛИШАЙ, СУЕТА, МАЕТА, ВЕДЬМА, ВЕРТЕЛ.

Карточка № 2.

УСАДЬБА, СВАДЬБА, СУДЬБА, БОРЬБА

Карточка № 3.

ПАСЕКА, ПАГУБА, ПАПОРОТНИК, ПАТОКА.

Карточка № 4.

ПАГОЛЕНКИ, ПАВОЛОКА, ПАДЧЕРИЦА, ПАСЫНОК.

Карточка № 6.

СУМРАК, СУПЕСЬ, СУТОЛОКА, СУТУЛЫЙ.

Значения слов уточнить в толковом или этимологическом словарях.

*- карточки с заданиями повышенной сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Исторические изменения в составе слова".

Урок с презентацией, целью которого обучить навыкам морфемного анализа состава слова; развивать навыки исследовательской работы; познакомить учащихся с историческими процессами в корне слова, с непрод...

Презентация "Исторические изменения в формах личных местоимений 1-го и 2-го лица."

Презентация содержит материал об исторических изменениях, произошедших в формах личных местоимений1-го и 2-го лица....

Изменения словарного состава языка.

Данный материал может быть использован как конспект лекции преподавателем,а также студентом в качестве самоподготовки....

«Изучение зависимости работоспособности человека от изменения газового состава воздуха в помещении», победитель муниципальной НПК

Реализуя проект «Цветочный остров» (2013-2017), в котором я принимала участие, мы распространили в школе и за ее пределами много комнатных растений. Затем мы выясняли, как меняется концент...

Конспект урока по русскому языку на тему «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» (5 класс)

Тема урока: «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: Познакомить с понятием «морфема». Дат...

Презентация к учебной работе по теме "Исторические изменения в современном русском языке"

В презентации кратко представлен материал исследовательской ученической работы. Освещены главные изменения в основных разделах русского языка: фонетике, лексике, морфемике, морфологии, синтаксисе. При...