Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему: "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок на тему: "Фразнологизмы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта: "Фразеологизмы" 5 класс | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Фразеологизмы.
Цели урока (образовательные):
- знать определение фразеологии как раздела лексикологии; основные признаки фразеологизмов, их роль в обогащении речи;
- опознавать их в тексте и устной речи;
- понимать сходство и различие со словом и словосочетанием;
- уметь определять значение фразеологизмов, употреблять фразеологизмы в речи с целью ее обогащения;
- расширить словарный запас детей.
Цель: Формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности в ходе освоения учебного материала по теме «Фразеологизмы» на основе системно-деятельностного подхода с применением элементов технологий развития критического мышления через чтение и письмо, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, ИКТ.
Основные методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, контроля.
Учебник :5 класс Русский язык . Л. М. Рыбченкова, 2016 г.
Результаты деятельности:
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД: |
|
|
|
Этап урока / Учебная ситуация | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | Формирование УУД | |||||||
Характеристика деятельности учителя | Характеристика деятельности учащихся | коммуникативные | познавательные | регулятивные | личностные | |||||
1. Мотивация. Самоопределение к деятельности. | Формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности | Приветствует учащихся. Мотивирует на учебную деятельность | Приветствуют учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию | Самоопределение | Вызвать интерес и готовность к учебной деятельности | |||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения | Организует прочтение четверостишия: «Не бей баклуши», - так твердила мама, Но сын ей отвечал упрямо: «Лежу я на диване и ем груши, Не собираюсь бить какие – то баклуши!» Почему сын не понял маму? Создаю условия для постановки темы урока, записываю ее на доске Также предлагает сформулировать цели и задачи урока, закончив фразы: - Зная тему урока, давайте попробуем определить, какие цели мы должны поставить, чтобы эту тему усвоить. Продолжите фразу: - сформировать понятие… - сформировать умение находить… - сформировать умение объяснять… - сформировать умение использовать... | Слушают четверостишие (один читает), устно отвечают на поставленный вопрос, объясняют значение устойчивых словосочетаний в приведённом четверостишии. Формулируют самостоятельно тему урока. Записывают тему урока в тетрадь и устно размышляют о том, какие слова в ней им уже известны, какие предположения они могут выдвинуть. Путем продолжения предложенных фраз, самостоятельно устанавливают цели и задачи урока. | Представлять различные формы общения | Наблюдение и анализ объекта. | Оценивать правильность общения, осуществлять самоанализ и взаимоанализ успешности в учебном диалоге. | ||||
3. Решение учебной задачи | Формирование и развитие ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по анализу понятия «фразеологизмы», их лексическому и грамматическому строению | Организует ситуацию решения учебной задачи о фразеологизмах, как устойчивых неделимых сочетаниях слов: Организует ситуацию анализа учебного материала -Какие фразеологизмы нарисованы на картинках? Какими бы выражениями описали рисунки? | Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (парной) деятельности, осуществляют поиск необходимой информации работают над толкованием лексического значения терминов и представляют собственное толкование термина. Дискутируют. Приводят примеры Строят аналитическое высказывание дополняют , уточняют свои предположения. Читают правило на стр.116 учебника | Взаимодействовать во фронтальной работе | Умения правильно поставить конкретные цели, прогнозировать возможные ситуации. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. | |||||
4. Первичное Закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой | Формирование и развитие ЦО к умению выполнять и оценивать задание . | Организует ситуацию первичного закрепления, взаимопроверки и взаимооценки Организует ситуацию | Выполняют Наблюдают, исследуют, обсуждают в парах. Осуществляют самооценку и взаимооценку. | Обоснование выбора | Осуществление самоанализа успешности участия в учебном диалоге | |||||
Фразеологический и орфографический практикум На школьном дворе мы работали дружно, стараясь не ударить в грязь лицом. Дворе – двор Работали – запомнить Не ударить – не с глаголами В грязь – грязный Лицом – запомнить Маша и Даша похожи, как две капли воды. Маша и Даша – имя собственное Похожи – запомнить Воды – вОды Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи слона. Всегда – запомнить Преувеличиваешь – пре – приставка Вел – корень- запомнить Делаешь – дЕло, окончание ЕШЬ Слона – слОн Буратино молчал, будто в рот воды набрал Буратино – имя собственное Молчал – мОлча Будто – запомнить Обиделся Незнайка на друзей, надулся, как мышь на крупу. Обиделся – о – приставка Незнайка – имя собственное Мышь- 3 ск. Ж.р | ||||||||||
5. Динамическая пауза | Формирование ценностного отношения к своему здоровью | Организует ситуацию отдыха, снятия утомления с туловища. Показывают движениями животного из фразеологического оборота Упрямый как Злой как Здоровый как Хитрый как Трусливый как | ||||||||
6.Этап - Первичная диагностика усвоения учебного материала | Формирование и развитие ЦО к осуществлению оценочных умений (контроля , самоанализа, взаимодействия) | Организует ситуацию контроля усвоения нового материала. Задание Найди соответствие Работа с учебником стр.117 упр.259 Организует ситуацию обобщения усвоенного материала. Что значит синонимичные фразелогизмы? Упр.260 стр.118 | Наблюдают, исследуют, обсуждают в парах Работают со словарем фразеологизмов. Выполняют задания в учебнике | Взаимодействуют в беседе, строят понятные для партнеров высказывания. | Достижение поставленной учебной задачи. | определение последовательность действий. Оценивание результатов деятельности | Использование усвоенных приемов работы для решения учебных задач оценивание образовательных достижений (учебных успехов). | |||
7. Этап - Обобщение усвоенного и включение его в систему ЗУНов. Итоги урока. | Формирование и развитие ЦО к учебно-информационным (поисково-познавательная деят-ть) , учебно-интеллектуальным умениям (анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать). | Предлагает вернуться к поставленным задачам и проанализировать, все ли удалось исследовать, осмыслить по учебному материалу? | Наблюдают, анализируют и осмысливают полученные результаты по изучению темы соотносят цели и полученный результат, проговаривая и фиксируя свои достижения, обнаруживают незнание, находят причины затруднений | |||||||
8. Этап - Рефлексия (эмоциональная) учебной деятельности | Формирование и развитие ценностного отношения к умению анализировать и оценивать свои достижения в учебной деятельности | Организует дискуссию, позволяющую ученикам осмыслить личный вклад в коллективную работу Поощряет детей за активность, познавательную инициативу Заполняют таблицу: | Оформляют монологи-ческое высказывание Комментируют самооценку. | анализ эмоционального состояния, полученного от успешной (неуспешной) деятельности, | оценивание собственную учебную деятельности: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; | |||||
Знал | Узнал | Могу | ||||||||
9. Этап - Предъявление и комментирование домашнего задания. | Закрепление, проверка уровня усвоения учебного материала | Осуществляю ситуацию инструктажа по домашнему заданию. Задание творческое, вариативное (дифференцировано по объему, сложности, типу заданий) Учебник стр.118 упр.261 1вариант – А 2 вариант – Б Предупреждает о возможных затруднениях, рекомендует пути их преодоления | Выбирают, спрашивают, записывают в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Урок русского языка 6 класс по теме "Фразеологизмы"
Практическая работа по теме "Фразеологизмы"...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
открытый урок русского языка 6 класс по теме "Фразеологизмы"
Данный урок является заключительным в изучении темы "фразеологизмы" и проходит в виде игры. Дети проходят разные этапы: от пантомимы до матматических действий. Урок проходит очень интересно ...