Подготовка к ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
С 2016 года выпускники девятых классов сдают экзамен по русскому языку в формате ОГЭ. Каждый год происходят изменения в содержании КИМ (контрольных измерительных материалов) - неизменной пока остается общая структура экзамена: работа состоит из трех частей. Продолжительность экзамена - 235 минут.
В данном разделе размещены материалы, которые необходимы для подготовки ко всем частям экзамена по русскому языку: сжатому изложению (часть1), тестовой части (задания 2-9) и сочинению (часть 3).
1. https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
2. https://rus-oge.sdamgia.ru/
3. https://neznaika.info/oge/rus_oge/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfografiya_test_pravopisanie_pristavok_suffiksov.docx | 39.19 КБ |
punktuatsiya_test_obosoblennye_chp.docx | 17.31 КБ |
sintaksicheskiy_analiz_slovosochetaniya.pptx | 169.43 КБ |
punktuatsiya_test_spp.docx | 19.95 КБ |
punktuatsiya_test_vvodnye_slova.docx | 23.98 КБ |
9-3_lyuboznatelnost.docx | 15.19 КБ |
oge_zadanie_2.docx | 18.2 КБ |
test_oge_zadanie_2.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по теме: «Правописание приставок и суффиксов».
Задание 5 ОГЭ: 1 вариант
1. С Малиновой горы открывается единственный в своем роде вид. Одних горных озер можно досчитать только до сотни, и это придаёт картине особенный характер, точно горами закрыто какое-то подземное море. Эти озёра уходят далеко в благоверную башкирскую степь. Они отличаются глубиной, красиво разорванной береговой линией, массой островов, прозрачной водой и тем, наконец, что все они соединены между собой протоками, составляя один громадный резервуар, из которого берут воду уходящие в степь реки.
А) Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением -«неполнота действия»
Б) Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «В кратких причастиях пишется одна н»
2. Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цвели перед крыльцом. Растрёпанные, высохшие они напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.
Единственное, что раздражало композитора - скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
А) Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного.
Б) Из предложений выпишите слово(а), в котором(ых) правописание суффикса определяется правилом «В полном страдательном причастии с приставкой пишется нн»
3) Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. Он напрягал память и вздыхал. Как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стёкол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.
А) Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного.
Б) Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «В прилагательном пишется НН, если оно образовано от существительного с основой на Н»
4) Над горами появились облака – сначала легкие и воздушные, затем серые, с рваными краями. И море сразу же изменило краски – стало темнеть.
Цепляясь за лесистые вершины гор, облака опускались все ниже и ниже, захватывали ущелья и лощины, превращались в тяжелые, непроглядные тучи. Только горы, казалось, сдерживали их сейчас, но и горы ничего не могли сделать: сизая пелена ползла от гор к морю.
А) Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от ее значения.
Б) Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «На конце наречия пишется А, если оно образовано при помощи приставок С, ИЗ, ДО»
6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «присоединение»?
1) Приклеить 2) Приезжать 3) Приветствие 4) Призадумавшись
7. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?
1) Прислушаться 2) Прекратить 3) Приключение 4) Прилетевший
8. В каком слове правописание приставки равно значению - «очень»?
1) Причудливость 2) Пришепётывая 3) Премиленький 4) Пререкаться
9. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «ПЕРЕ-»?
1) Прерывать 2) Преспокойно 3) Предполагать 4) Премьера
Проверочная работа по теме: «Правописание приставок и суффиксов».
Задание 5 ОГЭ: 2 вариант
1. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь разноцветными огнями, бриллианты крупной росы.
А) Из предложений выпишите слово(а), в котором(ых) правописание приставки зависит от последующего согласного.
Б) Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «В прилагательном пишется НН, если оно образовано от существительного с основой на Н»
2. Между деревьями вились, сплетаясь и расплетаясь, узкие тропинки, выбитые скотиной, - деревенское стадо обычно гонят через этот лесок. Длинные травяные гривки между тропинками блестели, густо осыпанные дождевыми каплями, в траве торчали жёлтые валуи, смачные и осклизлые. Валуев было столько, что даже становилось как-то неприятно: безобидные вполне грибы, которые даже солят, вызывали теперь какое-то брезгливое чувство. Много было и сыроежек – серых, розовых, густо-малиновых.
А) Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного.
Б) Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «В полном страдательном причастии пишется НН, если оно образовано от глагола совершенного вида»
3. Думая так, он не приметил, как вышел на набережную. Перед ним внизу стояло целое море воды, блестевшее в лучах солнца, далеко на горизонте медленно опускавшегося в него. Река, как и отражённое в ней небо, была покойна. Ни волн, ни частой сети ряби не видно было на её полированно-холодной поверхности. Широко размахнувшись, она, точно утомлённая этим размахом, крепко уснула.
А) Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением - «неполнота действия»
Б) Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «В наречии пишется столько Н, сколько и в слове, от которого оно образовано»
4. Огонь был нужен человеку для света, для силы: он озарял и обогревал жильё, помогал готовить пищу. А потом человек научился использовать его тепло, чтобы добыть из воды могучий пар, двигающий машины.
Издавна огонь считался знаком радушия и дружбы. Огонь отпугивал зверя от человеческого жилья, но звал человека к человеку. И до сих пор говорят люди, приглашая в гости: «Заходи на огонёк!»
А) Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением - «приближение»
Б) Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «На конце наречия пишется А, если оно образовано при помощи приставок С, ИЗ, ДО»
5. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «близость, смежность»?
1) Приглушённо 2) Приморский 3) Прицепиться 4) Притаившись
6. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «не до конца совершённое действие»:
1) Преобразовать 2) Пришкольный 3) Преступник 4) Приоткрыть
7. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «ПЕРЕ-»?
1) Прерывать 2) Преспокойно 3) Предполагать 4) Премьера
8. В каком слове правописание приставки равно значению - «очень»?
1) Причудливость 2) Пришепётывая 3) Премиленький 4) Пререкаться
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по теме «Обособленные члены предложения».
ОГЭ. Пунктуационный анализ.
Задание 1. Среди предложений 26–32 найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
26)А Бим калачиком ложится в ногах или, если сказано «на место», уйдёт на свой лежак в угол и будет ждать. (27)Будет ждать взгляда, слова, жеста. (28)Впрочем, через некоторое время можно и сойти с места, заниматься круглой костью, разгрызть которую невозможно, но зубы точить – пожалуйста, только не мешай.(29)Но когда Иван Иваныч закроет лицо ладонями, облокотившись на стол, тогда Бим подходит к нему и кладёт разноухую мордашку на колени. (30)И стоит. (31)Знает, погладит. (32)Знает, другу что-то не так.
Задание 2. Среди предложений 1–6 найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(1)Лиза не убежала с девчонками на реку. (2)Все они стояли здесь, сбившись в кружок, –и Катя, пушистая как одуванчик, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками. (3)Тут же лепился и Прошка Грачихин, белый с белыми ресницами, коренастый и по виду настырный.(4)И среди них Аниска увидела чужую девочку: она была в коротком красном платье, аккуратно заплетенные косички с большими бантами лежали на плечах. (5)Лиза кружилась возле неё, щупала её платье, разглядывала пуговки на груди. (6)Конечно, и Танюшка щебетала, как воробей.
Задание 3. Среди предложений 13–20 найдите предложение с обособленным нераспространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
(13)Ты… ты за что меня, Ванька?! – возопил я, задыхаясь и от страшной боли, и от жгучей обиды. (14)–За что-о-о?!
–(15)А ты… ты за что?! – в свою очередь закричал Ванька и вдруг размахнулся и ударил меня в лицо. (16)Помутившись разумом, слепые в ярости, мы начали дубасить друг дружку с превеликим усердием. (17)Откуда нам было знать, что наш одноклассник незаметно, очень умело подтолкнул Жукова так, что тот угодил головой в мой подбородок в момент, когда я кинулся к товарищу. (18)Подтолкнул и тут же скрылся, точно рассчитав свой ход: теперь и я, и Ванька были в полной уверенности, что один из нас и затеял эту драку – вот только непонятно почему. (19)Но могли ли мы, ребятишки, распалённые боем, доискиваться истины, когда война между нами началась?.. (20)Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.
Задание 4. Среди предложений 8–15 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.
(8)Глядя на меня влажными тёмными глазами, Митя брезгливо сказал, что это время кажется ему страшным сном. (9)За такое следовало набить морду. (10)Но Митя не только внешне походил на девчонку – слабодушный, чувствительный, слезливый, хотя и способный к истерическим вспышкам ярости, и на него рука не поднималась. (11)И всё-таки я ему всыпал. (12)С истошным рёвом он бросился на меня... (13)Чуть ли не на другой день Митя полез мириться. (14)«Наша дружба больше нас самих, мы не имеем права терять её» – вот какие фразы умел он загибать. (15)Митина вздорность, перепады настроений, чувствительные разговоры, готовность к ссоре, проявляющаяся при первой же возможности, стали казаться мне непременной принадлежностью дружбы.
Задание 5. Среди предложений 8 – 13 найдите предложение с обособленным согласованным распространенным определением. Запишите его номер.
— (8)Да, — засмеялся дед. — (9)То ли дело наша калитка: и синей приметной красочкой покрашена, и петельки нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё звенит, как музыка. (10)Вышли на просеку. (11)Смотрит Алёша – деревянная скамейка стоит, в землю вкопанная, почернела от времени, столбики мохом поросли. (12)Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. (13)Хорошо!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Примерная формулировка задания: Замените словосочетание «солдатские могилы» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ___________________________. Замените словосочетание «музыку звёзд» (предложение 22), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ___________________________.
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ - это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (при помощи подчинительной связи ): узнать (что?) правду, яблоко (какое?) зеленое, научиться (чему?) писать
Не являются словосочетанием Словосочетанием не считаются слова , связанные при помощи сочинительной связи: мороз и солнце , не ветер, а дождь . сочетание предлога и существительного : в течение дня (= за день), около стола (= у стола), перед домом (= около дома, у дома), вследствие неприятностей (= из-за неприятностей). грамматическая основа , так как это уже предложение, а не словосочетание: ветер подул , море взволновалось и т.п. Не являются словосочетанием и сложные формы слов : форма будущего сложного времени глагола : буду петь (запою), будем читать (зачитаем); формы составной сравнительной и превосходной степени имен прилагательных и наречий: более умный , менее способный , более тонко , лучше всех .
В структуре словосочетания выделяется главное и зависимое слово. Зависимое слово связано с главным по смыслу и грамматически (при помощи окончаний, предложно-падежной связи). Такая связь может быть трех видов: согласование , управление или примыкание . Способ связи можно определить по зависимому слову.
Согласование СОГЛАСОВАНИЕ - это такой вид связи, при котором зависимое слово согласовано с главным в роде, числе и падеже. Например: шкаф (какой?) книжный. Главное слово - шкаф , так как от него задаем вопрос к зависимому. Шкаф - мужского рода, единственного числа, Именительного или Винительного падежа, следовательно, и зависимое слово книжный имеет форму мужского рода, единственного числа, Именительного или Винительного падежа. При изменении формы главного слова обязательно изменится форма зависимого , ср.: шкафы (какие?) книжные, шкафов (каких?) книжных, о шкафе (каком?) книжном
Согласование При СОГЛАСОВАНИИ главное слово - существительное или местоимение. Зависимое слово может быть выражено: 1.ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ Например: зелёный луг 2.МЕСТОИМЕНИЕМ, похожим на прилагательное Например: мой портфель 3.ПРИЧАСТИЕМ Например: летящий шар 4.ПОРЯДКОВЫМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ Например: второй этаж
Управление УПРАВЛЕНИЕ - это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово управляет зависимым при помощи вопросов косвенных падежей (всех, кроме Именительного). Например: ждать (чего? Р.п.) помощи, удивляться (чему? Д.п.) решению, вижу (кого? В.п.) друга, нарисовать (чем? Тв.п .) красками, говорить (о ком? П.п.) обо мне . При изменении формы главного слова форма зависимого слова не изменится: жду (чего?) помощи, буду удивляться (чему?) решению, видел (кого?) друга, нарисую (чем?) красками, говорит (о ком?) обо мне.
Управление Главное слово чаще всего является глаголом, существительным, прилагательным, зависимое - существительным, количественным числительным, местоимением: 1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ Например: иду в школу 2. МЕСТОИМЕНИЕМ, похожим на существительное Например: письмо для меня
Примыкание ПРИМЫКАНИЕ - это такой вид подчинительной связи, при котором слова связаны только по смыслу, примыкают друг к другу. Например: говорить (как?) громко - наречие, идти (как?) быстрее - наречие в сравнительной степени, читать (как?) лёжа - деепричастие, шарф (чей?) её - притяжательное местоимение, цвета (какого?) беж - неизменяемое прилагательное, научить (чему?) читать - инфинитив вопросы к зависимому слову могут быть разными, да и само зависимое слово будто случайно примкнуло к главному.
Примыкание При ПРИМЫКАНИИ г лавное слово может быть выражено глаголом, существительным, наречием, прилагательным. А на месте зависимого слова могут быть только неизменяемые части речи или неизменяемые формы слов: наречия, наречия и прилагательные в сравнительной степени, деепричастия, притяжательные местоимения, неизменяемые существительные, начальная форма глагола (инфинитив): 1. НАРЕЧИЕ Например: говорить тихо 2. ДЕЕПРИЧАСТИЕ Например: меняемся не глядя 3. НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА Например: уехал учиться
4. Особое внимание следует обратить на словосочетания с притяжательными местоимениями его, ее, их : они, в отличие от омонимичных им форм личных местоимений, не изменяются и, соответственно, вступают только в связь примыкание. Сравните: «Назавтра его должны были освободить» - должны были освободить (кого? ) его – его здесь форма родительного падежа личного местоимения он , следовательно, перед нами связь управление. «Его голова была устроена иначе, чем моя» - голова (чья? ) его – это притяжательное местоимение , которое не изменяется : его голова, его головой, его голове , следовательно, примыкает к главному слову.
СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ - это словосочетания, которые имеют одинаковое значение, но разные грамматические связи, то есть разный вид связи. Например: платье (чье?) - мамино (согласование) - платье (кого?) мамы (управление), хрустальная ваза (согласование) - ваза из хрусталя (управление), радостно прижимая (примыкание) - прижимая с радостью (управление).
Трудности, которые могут возникнуть при выполнении задания 4: Случай 1. При замене словосочетания синонимичным, например, книжный шкаф у девятиклассников, как правило, возникает выбор меду словосочетанием шкаф для книг и шкаф с книгами. з адумайтесь о лексическом значении данных словосочетаний. Любой ли шкаф с книгами является книжным шкафом? Скажем, шкаф может быть платяной, но сейчас в нем стоят книги. Является ли он шкафом для книг? А если шкаф, предназначенный для книг, то есть книжный шкаф, будет без книг, разве он перестанет быть книжным шкафом? Конечно же, нет. Поэтому синонимичными являются словосочетания книжный шкаф - шкаф для книг.
Трудности, которые могут возникнуть при выполнении задания 4: Случай 2. Многие девятиклассники словосочетание книжный шкаф перестраивают как шкаф книжный. Это ошибка, потому что вид подчинительной связи при этом не меняется . В обоих случаях вид связи - согласование.
Тренировочные упражнения с предлогом: 1. бессонная ночь – 2. подземный переход – 3. алгебраическая задача – 4. школьный портфель - 5. плюшевый медвежонок - 6. приморский парк - 7. клетчатый шарф – с предлогом: 1. бессонная ночь – ночь без сна 2. подземный переход – переход под землёй 3. алгебраическая задача – задача по алгебре 4. школьный портфель - портфель для школы 5. плюшевый медвежонок - медвежонок из плюша 6. приморский парк - парк при море 7. клетчатый шарф – шарф в клетку Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
без предлога: 1. полковое знамя – 2. солнечная энергия – 3. лесной запах – 4. учительский стол - 5. конское ржание – зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание: 1. двухэтажное здание – 2. шестилетний ребёнок – 3. белоствольная берёза - 4. голубоглазая девочка - 5. островерхие ели - без предлога: 1. полковое знамя – знамя полка 2. солнечная энергия – энергия солнца 3. лесной запах – запах леса 4. учительский стол - стол учителя 5. конское ржание - ржание коня зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание: 1. двухэтажное здание – здание в два этажа 2. шестилетний ребёнок – ребёнок шести лет 3. белоствольная берёза - берёза с белым стволом 4. голубоглазая девочка - девочка с голубыми глазами 5. островерхие ели - ели с острым верхом
Задание 2 . ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ. (то есть делаем всё наоборот ) 1. каша из гречки – 2. снаряд для спортсменов – 3. тропинка в гору - 4. человек без совести - 5. вопрос по литературе - 6. гостиница при вокзале - 7. костюм в полоску – 8. кусты сирени – 9. совет отца – 10. ком снега – 11. судьба матери – 12.занятия музыкой – 13.собака с гладкой шерстью - 14.ружьё с двумя стволами - 15.парень с рыжими волосами - 16.особняк в три этажа - 17.девушка двадцати лет 1. каша из гречки – гречневая каша 2. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд 3. тропинка в гору - горная тропинка 4. человек без совести - бессовестный человек 5. вопрос по литературе - литературный вопрос 6. гостиница при вокзале - привокзальная гостиница 7. костюм в полоску – полосатый костюм 8. кусты сирени – сиреневые кусты 9. совет отца – отцовский совет 10. ком снега – снежный ком 11. судьба матери – материнская судьба 12.занятия музыкой – музыкальные занятия 13.собака с гладкой шерстью - гладкошёрстная собака 14.ружьё с двумя стволами - двуствольное ружьё 15.парень с рыжими волосами - рыжеволосый парень 16.особняк в три этажа - трёхэтажный особняк 17.девушка двадцати лет - двадцатилетняя девушка
Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ. 1. жалостно посмотрел – 2. смело спрыгнул – 3. устало шагал – 4. осторожно слез – 5. спокойно делал – 6. беззаботно жил - 7. бесшумно едет - 8. бесстрашно бросился – 9. бездушно пел – 1. жалостно посмотрел – посмотрел с жалостью 2. смело спрыгнул – прыгнул со смелостью 3. устало шагал – шагал с усталостью 4. осторожно слез – слез с осторожностью 5. спокойно делал – делал со спокойствием 6. беззаботно жил - жил без забот 7. бесшумно едет - едет без шума 8. бесстрашно бросился – бросился без страха 9. бездушно пел – пел без души
Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот ). 1 . говорил с тревогой – 2. ждал с напряжением – 3. охранял с заботой – 4. глядел со смущением – 5. уезжал со спокойствием - 6. отзывался с гордостью – 7. сделал с аккуратностью – 8. плакал без звука - 9. поступил без жалости - 1. говорил с тревогой – тревожно говорил 2. ждал с напряжением – напряжённо ждал 3. охранял с заботой – заботливо охранял 4. глядел со смущением – смущённо глядел 5. уезжал со спокойствием - спокойно уезжал 6. отзывался с гордостью – гордо отзывался 7. сделал с аккуратностью – аккуратно сделал 8. плакал без звука - беззвучно плакал 9. поступил без жалости - безжалостно поступил
Обратите внимание на то, что для правильной замены некоторых словосочетаний синонимичными очень важен контекст! 1. Замените данные словосочетания, построенные на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.
Лялиной красотой (19)Маше сулили чин академика, Ляле – покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили. (21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли. Лялиной красотой – красотой Ляли
Источники А втор шаблона: Матюшкина Анжелика Владимировна, учитель начальных классовГБОУ СОШ № 680 г. Москвы. http://img-fotki.yandex.ru/get/5604/natali73123.240/0_4df90_1acbae6b_XL.png : цветы. Материалы ФИПИ. Открытый банк заданий: http://www.fipi.ru/ http :// nsportal . ru / shkola / russkii - yazyk - i - literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch http://www.onelegend.ru
Предварительный просмотр:
Тест. Синтаксический анализ. ОГЭ (Задание 3)
1. Среди предложений 54–61 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
– (54)Нехорошо как, — сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. — (55)Ведь он вам жизнь спас.
– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? — ответила Сергеева.
(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.
2. Среди предложений 12—16 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся — мы возвращаемся живые...
3. Среди предложений 15—19 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(15)Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей...
(17)Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги.
(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.
4. Среди предложений 21–29 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(21)И на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. (22)Ни один. (23)Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.
– (24)Откуда у тебя цветы? — спросила учительница.
– (25)Это мне Витя подарил, — спокойно сказала Лена. (26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.
(27)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
– (28)А вот и жених пришёл! (29)Здорово, юный жених!
5. Среди предложений 10−16 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
– (10)Теперь, милый, такой народ пошёл, что задаром никто рукой не пошевелит. (11)О душе теперь не думают, только для брюха и живут. (12)Да смотрят, как бы что друг у дружки из рук вырвать, как бы выгоду свою не упустить.
– (13)Ну, нам с тобой делить нечего, — отвечал Трифон Петрович, улыбаясь.
– (14)Прямо с тобой душа отошла, — говорила Поликарповна, — а то уж в людей вера пропадать стала.
– (15)Вера в человека — это самая большая вещь, — отзывался Трифон Петрович. — (16)Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя.
6. Среди предложений 32–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:
– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!
(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.
2. Среди предложений 6–10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.
– (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! — предупредил нас Витёк Носков.
(10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов.
7. Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.
(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно,
а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.
8. Среди предложений 37–41 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(37)А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет, а потом ещё два пакета, и ещё три: семь одинаковых книжек.
(38)С того времени прошло почти 30 лет. (39)Книжки в войну потерялись. (40)Но осталось самое главное — хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. (41)Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.
9. Среди предложений 8—14 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
(8)А вот совсем другое дело — кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это — счастье. (14)Это — кино.
Предварительный просмотр:
Тест. Пунктуация. ОГЭ (задание 3)
1. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при вводных словах:
Иногда случается, (1) что горы и лес имеют привлекательный и веселый вид. Так, (2) кажется, (3) и остался бы среди них навсегда. Иногда, (4) наоборот, (5) горы кажутся угрюмыми, (6) дикими. И странное дело! Чувство это не бывает личным, (7) субъективным, (8) оно всегда является общим для всех людей в отряде. (Арсеньев В.) Введите ответ:
2. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове:
Нам очень хотелось побежать к гавани и посмотреть, (1) как садятся и поднимаются гидропланы. Но мы боялись. Во-первых, (2) кто знает, (3) может быть, (4) там и в самом деле что-нибудь взорвётся. А во-вторых, (5) нам просто строго-настрого было запрещено уходить от домов. Но вечером, (6) когда все немного успокоились, (7) мы покинули нашу тихую улицу. (Коковин Е.) Введите ответ:
3. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при вводных словах:
Картошка жарилась на сковороде, (1) от неё шёл острый, (2) вкусный запах, (3) и зверь, (4) очевидно, (5) прибежал на этот запах. (Паустовский К.) Введите ответ:
4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Если ответ содержит более двух цифр, указывайте их в порядке возрастания.
В тот день наш учитель не остался на репетиции спектакля, (1) который готовили под его руководством старшеклассники, (2) - сразу после уроков побежал домой, (3) прижимая к себе стопку книг. Видно, (4) не терпелось просмотреть их. Книги были, (5) наверное, (6) интересными, (7) потому что после их получения настроение нашего учителя улучшилось. (Платов Л.) Введите ответ:
5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове или вводных конструкциях.
Она пробегает мимо легко и свободно,(1) словно никто не стоит под окнами и не ждёт её. Конечно,(2) ей всё равно,(3) стоит он или не стоит. Есть он или его нет. А эта круглолицая,(4) напротив,(5) сама заговаривает,(6) и не убегает,(7) и зовёт его слушать ноктюрн и пить чай. Введите ответ:
6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове или вводных конструкциях.
Сыновья или кинутся под танк,(1) или окажутся в горящем Сталинграде,(2) или спасут полковое знамя. И,(3) прочитав,(4) к примеру,(5) о том,(6) что Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер»,(7) учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу. Введите ответ:
7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове или вводных конструкциях.
Как он тогда крепко сжимал губы и гордился внутренне тем,(1) что не произнёс за весь вечер ни слова. Он уже забыл про свою гордость,(2) и ему хотелось закричать. Но тут,(3) к своей великой радости,(4) он услышал,(5) как мать заворочалась в постели. Введите ответ:
8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове или вводных конструкциях.
Когда,(1) довольный и счастливый,(2)я вернулся на своё место,(3) Павлика,(4) к моему удивлению,(5) не оказалось рядом. Введите ответ:
Предварительный просмотр:
Алгоритм написания сочинения 9.3 (сочинение-рассуждение, связанное с толкованием заданного слова). По тексту О. Павловой «Чудо» («Лукьян был любознательным мальчишкой»)
Толкование слова | Любознательность – это (заинтересованность в в получении новой информации, любовь к знаниям, живой интерес к окружающему миру)… | |
Комментарий | Любознательный человек… Любознательность помогает людям … | |
Аргументы (аргументируем тезис) | ||
1) Из текста | 2) Из текста или из жизненного опыта (художественных произведений, научной литературы, кинофильмов, спектаклей, общественной и личной жизни) | |
Обратимся к тексту. Лукьян из рассказа «Чудо» любознателен… | Подобное стремление к познанию мира дало человечеству немало гениальных ученых… | |
Вывод Таким образом, любознательность – это положительное качество человека, которое… |
Задание:
- Восстановите логическую последовательность предложений в сочинении, указав их очередность.
- Напишите сочинение, использовав предложенные материалы и дополнив их.
В истории человечества немало примеров, когда любознательность превращала обычных людей в гениев. | |
Он сам открыл энциклопедию, желая разобраться в причине своей болезни; законы природы и физики увлекли его. | |
Любознательность – это стремление к получению новой информации об окружающем мире, любовь к знаниям. | |
Таким образом, любознательность – полезная черта характера, потому что помогает людям накапливать знания, делать открытия. | |
Любознателен и Лукьян из рассказа Чудо». | |
Мальчик не остановился, прочитав пару определений, а стал настоящим исследователем и все глубже погружался в новый для него мир знаний (предложения 14-18) |
Предварительный просмотр:
Тренировочные задания. Синтаксический анализ. Задание 2 ОГЭ.
1. Прочитайте текст. 1)Перед человечеством стоят глобальные проблемы: рост населения мира, ликвидация социального неравенства, проблемы использования Мирового океана и космического пространства, природных ресурсов и защиты окружающей среды. (2)В связи с этим сотрудничество учёных различных стран призвано сыграть свою роль в решении этих проблем. (3)Говоря о значении научных открытий и изобретений, следует помнить и о возросшей ответственности учёных за будущее человечества. (4)К сожалению, в мире всё больше растёт непонимание места и роли науки, а мистические представления вытесняют целостное научное мировоззрение. (5)Поэтому вопрос о месте науки в общественном сознании, в выработке новых ценностей современного мира становится основным вопросом научного сообщества, системы образования, а также средств массовой информации. |
2. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 осложнено однородными членами предложения с обобщающим словом. 2) Предложение 2 односоставное безличное. 3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы. 4) Одна из частей предложения 4 осложнена вводным словом. |
Ответ: 1,4 Предложение 2 – грамматическая основа сотрудничество призвано сыграть роль, 3 – одна основа: следует помнить. |
1. Прочитайте текст. Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён (каков? кр.прич.) в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США. |
2. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 простое нераспространённое (только подлежащее и сказуемое) 2) В предложении 2 составное именное сказуемое. 3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы. 4) Предложение 4 простое, осложнено вводным словом. 5) Предложение 5 осложнено однородными подлежащими. |
Ответ:235 Пояснение: предложение 1 распространенное, предложение 4 сложноподчиненное. |
1. Прочитайте текст. (1)В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2)Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то – устным. (3)По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4)К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. (5)Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная. |
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 простое двусоставное (и подлежащее, и сказуемое) 2) В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно утверждать. 3) Предложение 3 односоставное назывное (подлежащее: назывное; сказумое: о/л, н/л, б/л) 4) Предложение 4 сложное (2 или более грамм основы) 5) В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы. |
Ответ: 124 Пояснение: предложение 3 двусоставное, в предложении 5 одна грамматическая основа. |
1. Прочитайте текст. (1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше. |
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1) Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение. 2) Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы. 3) В предложении 3 первая грамматическая основа – правда. 4) Две части предложения 4 осложнены вводными словами. 5) Предложение 5 сложносочинённое. |
Ответ: 124 Пояснение: в предложении 3 слово «правда»- вводное слово, предложение 5 сложное с подчинительной и бессоюзной связью. |
Прочитайте текст. (1)Культура человека выражается не только в умении говорить, но и в умении слушать. (2)(Если даже захочешь возразить собеседнику), [терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его], [возражение может и не понадобиться]. (3)Некрасиво выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. (4)Этим он унижает не только собеседника, но и себя. (5)Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника, во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью. |
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 сложносочинённое. 2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью. 3) Предложение 3 простое с однородными сказуемыми. 4) Предложение 4 простое нераспространённое. 5) В сложном предложении 5 все части – односоставные определённо-личные. |
Ответ: 25 Пояснение: предложение 1 простое, предложение 3 сложноподчиненное, предложение 4 распространенное. |
Прочитайте текст. (1)[Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека], [болезненную остроту приобретают и психологические проблемы]. (2)С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. (3)[В ХХ в. возникло убеждение], что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение. (4)Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно. (5)Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию. |
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 сложное бессоюзное. 2) Предложение 2 односоставное неопределённо-личное. 3) В первой части предложения 3 грамматическая основа – возникло убеждение. 4) Предложение 4 сложносочинённое. 5) Вторая часть предложения 5 осложнена однородными членами предложения. |
Ответ: 135 Пояснение: предложение 2 двусоставное, 4 предложение сложноподчиненное. |
Предварительный просмотр:
Тест. Синтаксический анализ. Задание 2 ОГЭ.
1) Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)[Известно], (что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку). (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
2) Предложение 2 сложное.
3) Предложение 3 односоставное безличное.
4) В предложении 4 одна из грамматических основ – позиции подходят.
5) Предложение 5 осложнено однородными членами.
Ответ: ____________________________________
2) Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. (2)Все эти звуки можно разделить на высокие и низкие. (3)Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие – тёмного; например, такие слова, как свет, жизнь, день, солнце, состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, кровь, мрак, оковы – из низких звуков. (4)Этим свойством звука – вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления – издавна интуитивно пользовались поэты. (5)В то время как в обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твёрдые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой, в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое.
2) В предложении 2 грамматическая основа – звуки можно разделить.
3) Предложение 3 содержит неполные предложения (пропуск члена предложения)
4) В предложении 4 содержится составное именное сказуемое.
5) Первая часть предложения 5 осложнена однородными членами.
Ответ: _________________________________
3) Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
2) В предложении 2 составное глагольное сказуемое.
3) Предложение 3 односоставное.
4) В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл.
5) Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением.
Ответ: ___________________________________
4) Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества. (2)Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия, когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания. (3)Поэтому закономерно, что исконной формой существования научной речи стала письменная форма. (4)Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию; во-вторых, она более удобна для обнаружения неточностей и логических нарушений; наконец, она не только даёт адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия, но и позволяет многократно обращаться к информации, что также очень важно в научной работе. (5)Устная форма всё-таки часто используется в научном общении, но она вторична: научное произведение сначала пишут, а потом воспроизводят в устной речи.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 1 подлежащее – задачи.
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
3) В первой части предложения 3 грамматическая основа – закономерно.
4) В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью.
Ответ: __________________________________
5) Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Искусство читать – это искусство чувствовать и мыслить. (2)А научат этому только те книги, в которых настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. (3)«Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале», – говорил великий немецкий писатель И. Гёте. (4)Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучаться к целенаправленности, к системе в выборе книг. (5)Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложное.
2) Первая часть предложения 2 – односоставное неопределённо-личное предложение.
3) Предложение 3 содержит прямую речь.
4) Предложение 4 сложное бессоюзное.
5) Первая часть предложения 5 – односоставное безличное предложение.
Ответ: _________________________________________
6) Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
3) Предложение 3 сложноподчинённое.
4) Предложение 4 простое.
5) Предложение 5 содержит 3(три) грамматические основы.
Ответ: ____________________________________
7) Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
3) Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением.
4) В первой части предложения 4 простое глагольное сказуемое.
5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Ответ: __________________________________
8) Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике. (2)Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. (3)В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках. (4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. (5)Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов: пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.
2) Предложение 2 сложносочинённое.
3) В предложении 3 одна из грамматических основ – которые применяются.
4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.
Ответ: _________________________________
9) Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Кинематограф возник в конце XIX века. (2)Он постепенно овладевал звуком, цветом, широкоформатным экраном, а также вырабатывал систему выразительных и изобразительных средств, что помогло ему перерасти в разветвлённую и вполне самостоятельную отрасль культуры. (3)Но кино пользуется выразительно-изобразительными средствами и других видов искусства, что свидетельствует о его синтетичности. (4)Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это находит своё прямое подтверждение в возросшем значении сценария, который лежит в основе картины. (5)А сценарий есть прежде всего явление литературное, в нём достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) кинематограф возник (предложение 1)
2) он вырабатывал (предложение 2)
3) свидетельствует (предложение 3)
4) это находит подтверждение (предложение 4)
5) сценарий есть (предложение 5)
Ответ: __________________________________
10) Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Цвет пламени зависит от того, какие элементы в нём «сгорают». (2)Высокая температура пламени даёт возможность атомам перескакивать на некоторое время в более высокие энергетические состояния, а потом, возвращаясь в исходное состояние, излучать свет определённой частоты, которая соответствует структуре электронных оболочек данного элемента. (3)Газовая горелка горит голубым пламенем из-за наличия угарного газа. (4)Жёлто-оранжевое пламя спички объясняют наличием солей натрия в древесине. (5)А если вы захотите сделать пламя газовой горелки жёлтым, посыпьте его обычной солью.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
2) В одной из частей предложения 2 грамматическая основа – которая соответствует.
3) Предложение 3 неполное (пропуск члена предложения)
4) Предложение 4 односоставное.
5) Обе части сложного предложения 5 – односоставные определённо-личные предложения.
Ответ: ______________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...