Подготовка К ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Материалы этого раздела предназначены для подготовки учащихся 10-11 классов к единому государственному экзамену. Задания экзаменационной работы по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала, поэтому необходимо постоянно закреплять знания, развивать умения, необходимые как для выполнения тестовых заданий ЕГЭ (задания 1-26), так и написания сочинения-рассуждения (задание 27).
1. «Федеральный институт педагогических измерений»: нормативно-правовые документы; демоверсии, спецификаторы, кодификаторы; открытый банк заданий. https://fipi.ru/
2. "Решу ЕГЭ" - образовательный портал для подготовки к экзаменам: https://rus-ege.sdamgia.ru/
3. "Незнайка" - образовательный портал для подготовки к экзаменам: https://neznaika.info/ege/russian/
1. Грамматические нормы: морфологические и синтаксические.
2. Орфография: правописание -н- и -нн- в суффисах.
3. Работа с текстом: главная информация, средства связи, лексическое значение слова.
4. Орфоэпические и лексические нормы языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheskie_normy_zadanie7.docx | 19.64 КБ |
ege_n_nn_zadanie_15.docx | 20.95 КБ |
ege_zadaniya_1-3.docx | 37.87 КБ |
proverochnaya_rabota_zadaniya_4-6.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест. ЕГЭ. Задание №1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями
ОДЕНЬТЕСЬ теплее
ВЫСОХЛА шапка
спелых АБРИКОСОВ
две пары ЧУЛОК
Задание №2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
ИХ тетради
из ПОЛТОРА метров материи
самый МОЛОДОЙ
двух пар БОТИНОК
Задание №3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДВУХСТАМИ предметами
килограмм ПОМИДОРОВ
СЕРЬЁЗНЕЙШЕЕ замечание
ПОЕЗЖАЙТЕ в город
ИХ успехи
Задание №4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово (слова) правильно.
по ИХ желанию
в ДВУХ ТЫСЯЧ пятом году
КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж
ПРОПОЛОЩИ бельё
пара БОТИНОК
Задание №5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
любимые ПРОФЕССОРА
более ВОСЕМЬСОТ миллионов
ЯРЧЕ солнца
ПОЕЗЖАЙТЕ поездом
модных СЕРЁГ
Задание №6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара ЯБЛОК
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
ПОЕЗЖАЙ быстрее
около ПЯТИСТА километров
несколько СОТЕН
Задание №7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
около ТРИСТА фотографий
ПОЕЗЖАЙТЕ в город
пара НОСКОВ
наиболее УМЕСТНЫЙ
греческих БОГИНЬ
Задание №8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
менее ПОЛЕЗНО
ПОЕЗЖАЙ в Москву
несколько ГРАММОВ
СЕМЯСТАМИ монетами
две пары САПОГ
Задание №9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара шерстяных НОСКОВ
БОЛЕЕ ПРОСТО
ПОЕЗЖАЙ к лесу
с ШЕСТИСТАМИ рублями
НАДЕТЬ перчатки
Задание №10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
свежих МАНДАРИНОВ
ПОЕЗЖАЙТЕ за продуктами
наиболее ВЫГОДНО
ДВУХСТАМИ рублями
несколько ГРАММОВ
Задание №11. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ копейками
ИХ коллеги
КЛАДИ на место
более ПЯТИСТА метров
стирка ПОЛОТЕНЕЦ
Задание №12. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ТРЁХСТАМИ килограммами
пара ЧУЛОК
самый НАДЁЖНЫЙ
МЕНЕЕ ЗНАЧИМЫЙ
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
Задание №13. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ДВУХ тысячи первого года
СМЕЛЕЕ всех
ЖАЖДЕТ славы
СЛАЩЕ мёда
ПОЛОЖИ на полку
Задание №14. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
иностранные ПАСПОРТА
ТРЁХСТАМ жителям
насквозь ПРОМОК
ПОЕЗЖАЙТЕ на юг
ОДЕНЬ ребёнка
Предварительный просмотр:
Укажите в порядке возрастания все цифры, на месте которых пишется НН.
Задание №1. При постройке храма зодчие проявили недюжи(1)ую инженерно-строительную изобретательность: они соорудили высокий искусстве(2)ый холм, одели его белокаме(3)ым панцирем; фундамент уходил на глубину свыше пяти метров, и, таким образом, сооружение было надёжно защище(4)о и от разлива, и от льдин, которые, конечно, не раз шли на приступ каме(5)ого острова.
Задание №2. Историку необходимо перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброше(1)ых церквях, думать о значении волнистой линии орнамента, высече(2)ого на замшелом камне, рассматривать бревенчатые избы, домотка(3)ые полотенца, расшитые красными нитями, донца прялок, расписа(4)ые пёстрыми красками, украше(5)ые загадочными геометрическими узорами.
Задание №3. Согласно получе(1)ым указаниям, водитель съехал с автострады на второстепе(2)ую дорогу и два километра следовал по ней; далее, проехав меж двух увитых плющом деревя(3)ых столбов, свернул на гравиевую аллею, немного попетлял по парку, украше(4)ому разнообразными дикови(5)ыми деревьями, и наконец очутился перед большим каме(6)ым особняком.
Задание №4. Мощё(1)ая мрамором гостиная виллы «Керилос» украше(2)а золочё(3)ой мебелью, созда(4)ой лучшими мастерами Италии по образцу древнегреческой.
Задание №5. Основное действие картины разворачивается на втором плане: в светлой комнате заплака(1)ая дама с ребёнком на руках с мольбой смотрит на приглашё(2)ого доктора в посеребрё(3)ом пенсне.
Задание №6. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.
Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запечё(2)ая рыба, толстые колбасы, копчё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.
Задание №7. На праздничном вечере было сказа(1)о немало тёплых слов, адресова(2)ых юбиляру, который растрога(3)о благодарил пришедших поздравить его гостей.
Задание №8. Золотилось солнце на востоке, за тума(1)ой синью отдалё(2)ых лесов, за белой снежной низме(3)остью, на которую глядел с невысокого берега древний русский город.
Задание №9. Как ни густы бывают студё(1)ые осе(2)ие туманы, моряки найдут дорогу к родному берегу по размере(3)ым, неторопливым ударам стари(4)ого колокола.
Задание №10. Эта картина запомнилась ещё с вое(1)ого времени: на вокзале, огромном и холодном, часть стены которого разруше(2)а недавней бомбёжкой, на изрешечё(3)ой осколками деревя(4)ой скамье сидит женщина с ребёнком; малыш, обвив ручонкой материнскую шею, крепко спит, лицо женщины застыло в скорби и печали.
Задание №11. Дружи(1)а — постоя(2)ая группа профессиональных воинов — появляется в Древней Руси во второй половине IX века, а в X веке дружи(3)ая организация стала главной и практически единстве(4)ой опорой власти первых русских князей.
Задание №12. Валаам стал поисти(1)е школой живописи для И. И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника немедле(5)о отправили в творческую поездку в Италию.
Задание №13. Опера С. С. Прокофьева «Война и мир», написа(1)ая по роману Л. Н. Толстого, реше(2)а в духе традицио(3)ой русской оперной музыки XIX века.
Задание №14. На писа(1)ой маслом картине изображе(2)а девушка с точё(3)ой фигурой в дли(4)ом платье.
Задание №15. Дом стоит несколько в стороне от леса, стены его тут и там подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, ещё необыкнове(4)о приятно пахнет смолой.
Ответы;
- 1235
- 1245
- 123456
- 14
- 123
- 13
- 1
- 123
- 234
- 124
- 234
- 25
- 13
- 14
- 34З
Предварительный просмотр:
Тренировочные варианты ЕГЭ. Задания 1-3. Работа с текстом: главная информация, средства связи, лексическое значение слова.
Задание №1
(1) Исаак Ньютон был одним из величайших гениев в науке: за свою жизнь он успел сделать то, что, казалось, не под силу одному человеку. (2)<...> даже самые замечательные открытия знаменитых учёных никогда не бывали делом рук одного человека: их подготавливали работы талантливых предшественников. (3)Недаром сам Ньютон говорил, что не сделал бы того, что ему удалось сделать, «если бы не стоял на плечах у гигантов», которыми он считал Коперника, Кеплера, Галилея, Декарта.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Гениальность учёного определяется количеством научных открытий, совершённых им в течение жизни.
2) Среди своих предшественников Исаак Ньютон особо выделял Коперника, Кеплера, Галилея, Декарта.
3) Научные открытия гениальных учёных бывают подготовлены многолетними трудами талантливых предшественников.
4) Вклад Исаака Ньютона в науку трудно переоценить: за всю жизнь он сделал столько, сколько не под силу одному учёному.
5) Гениальный учёный совершает научные открытия благодаря труду талантливых предшественников.
Задание №2. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
(1) Исаак Ньютон был одним из величайших гениев в науке: за свою жизнь он успел сделать то, что, казалось, не под силу одному человеку. (2)<...> даже самые замечательные открытия знаменитых учёных никогда не бывали делом рук одного человека: их подготавливали работы талантливых предшественников. (3)Недаром сам Ньютон говорил, что не сделал бы того, что ему удалось сделать, «если бы не стоял на плечах у гигантов», которыми он считал Коперника, Кеплера, Галилея, Декарта.
Задание №3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЖИЗНЬ, и, ж
1) Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни.
2) Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Дать ж. кому-н. (родить; высок.; также перен.). Ж. растения. Спасти кому-н. ж. Рисковать жизнью.
3) Время существования живого организма от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. Короткая, долгая ж. в начале, в конце жизни.
4) Деятельность общества в тех или иных её проявлениях. Общественная ж. Ж. государства.
5) Реальная действительность, бытие. Провести решение в ж. (осуществиться).
(1) Исаак Ньютон был одним из величайших гениев в науке: за свою жизнь он успел сделать то, что, казалось, не под силу одному человеку. (2)<...> даже самые замечательные открытия знаменитых учёных никогда не бывали делом рук одного человека: их подготавливали работы талантливых предшественников. (3)Недаром сам Ньютон говорил, что не сделал бы того, что ему удалось сделать, «если бы не стоял на плечах у гигантов», которыми он считал Коперника, Кеплера, Галилея, Декарта.
Задание №4
(1) Долгое время считалось, что очки изобретены в Китае, а оттуда уже попали в Европу, однако итальянский профессор Альберотти, изучая историю очков, установил, что всё было наоборот: первые очки появились примерно в 1200 году в Венеции. (2)Сначала умели делать лишь увеличительные стёкла и, <...>, очки для близоруких людей, а дальнозорким пришлось ждать ещё триста лет, когда было начато производство необходимых линз. (3)Древние очки крепились на стержне, а привычный нам вид они приобрели только в XVIII веке.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Привычный нам вид очки приобрели не сразу: первоначально линзы крепились на стержне.
2) Вопреки устойчивому мнению, родиной очков является не Китай, а Европа, как установил итальянский профессор Альберотти.
3) Появившиеся в Венеции около 1200 года очки крепились на стержне и были предназначены только для близоруких людей, привычный нам вид очки приобрели в XVIII веке.
4) Очки для дальнозорких людей появились спустя триста лет после изобретения первых очков для близоруких.
5) Увеличительные линзы, которые крепились на стержне и предназначались для близоруких людей, были первыми очками, появившимися около 1200 года в Венеции, и лишь в XVIII веке очки приобрели привычный нам вид.
Задание №5
Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это слово.
(1) Долгое время считалось, что очки изобретены в Китае, а оттуда уже попали в Европу, однако итальянский профессор Альберотти, изучая историю очков, установил, что всё было наоборот: первые очки появились примерно в 1200 году в Венеции. (2)Сначала умели делать лишь увеличительные стёкла и, <...>, очки для близоруких людей, а дальнозорким пришлось ждать ещё триста лет, когда было начато производство необходимых линз. (3)Древние очки крепились на стержне, а привычный нам вид они приобрели только в XVIII веке.
Задание №6. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИСТОРИЯ, -и, ж.
1) Действительность в процессе развития. Законы истории. Диалектика истории.
2) Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Всемирная (всеобщая) и. И. Средних веков.
3) чего или какая. Наука о развитии какой-н. области природы, знания. Естественная и. (устар.).
4) чего. Ход событий, совокупность фактов, связанных с кем-, чем-либо. И. первой любви. И. своей жизни.
5) Отдалённое время, с его событиями, происшествиями; прошлое. И. и современность. И. умалчивает.
6) Рассказ, повествование. Поучительная и. Рассказать смешную, страшную историю.
(1) Долгое время считалось, что очки изобретены в Китае, а оттуда уже попали в Европу, однако итальянский профессор Альберотти, изучая историю очков, установил, что всё было наоборот: первые очки появились примерно в 1200 году в Венеции. (2)Сначала умели делать лишь увеличительные стёкла и, <...>, очки для близоруких людей, а дальнозорким пришлось ждать ещё триста лет, когда было начато производство необходимых линз. (3)Древние очки крепились на стержне, а привычный нам вид они приобрели только в XVIII веке.
Задание №7
(1) Кораллы — это не растения, а животные, которых можно обнаружить лишь в определённых зонах Мирового океана, в основном в мелководных тропических морях. (2) Распространены кораллы неравномерно — <...> они очень взыскательны, для их существования необходимы особые условия: определённая солёность воды и температура не ниже 20,5°С. (3) Везде, где обеспечены такие условия и глубина моря невелика, рифообразующие кораллы могут начинать возводить свои постройки.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Рифообразующие кораллы — растения, которые неравномерно распространены в зонах Мирового океана из-за требования особых условий для существования.
2) Рифообразующие кораллы — животные, которые начинают возводить свои постройки только при определённых условиях на небольшой глубине моря, поэтому территория их распространения неравномерна.
3) Определённая температура воды и достаточная солёность обеспечивают рифообразующим кораллам жизнь во всех зонах Мирового океана, способствуя их размножению.
4) Территория распространения рифообразующих кораллов неравномерна, потому что эти животные начинают возводить свои постройки лишь при определённых условиях там, где глубина моря невелика.
5) Равномерность распространения коралловых рифов в Мировом океане связана с наличием определённых условий существования этих животных на больших глубинах.
Задание №8. Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
(1) Кораллы — это не растения, а животные, которых можно обнаружить лишь в определённых зонах Мирового океана, в основном в мелководных тропических морях. (2) Распространены кораллы неравномерно — <...> они очень взыскательны, для их существования необходимы особые условия: определённая солёность воды и температура не ниже 20,5°С. (3) Везде, где обеспечены такие условия и глубина моря невелика, рифообразующие кораллы могут начинать возводить свои постройки.
Задание №9. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
УСЛОВИЕ, -я, ср.
1) Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Условия перемирия.
2) Устное или письменное соглашение о чём-н. (устар.) Заключить условия.
3) мн., чего. Правила, установленные в какой-н. области жизни, деятельности. На льготных условиях.
4) мн. Обстановка, в которой происходит осуществление чего-н. Хорошие условия для работы. Природные условия.
5) обычно мн. Данные, требования, из которых следует исходить. Условия задачи.
(1) Кораллы — это не растения, а животные, которых можно обнаружить лишь в определённых зонах Мирового океана, в основном в мелководных тропических морях. (2) Распространены кораллы неравномерно — <...> они очень взыскательны, для их существования необходимы особые условия: определённая солёность воды и температура не ниже 20,5°С. (3) Везде, где обеспечены такие условия и глубина моря невелика, рифообразующие кораллы могут начинать возводить свои постройки.
Задание №10
(1) Современная наука рассматривает художественное творчество не само по себе, а в контексте культурной и личностной коммуникаций. (2) <...> понуждает сама природа художественного творчества. (3 )Ведь, обращаясь к произведениям искусства, к творческому процессу, к замыслу того или иного произведения, мы вступаем в диалог — диалог культур, диалог сознаний, в котором три участника: художник, само произведение и тот, кто воспринимает произведение (читатель, зритель, слушатель).
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Рассмотрение художественного творчества в контексте культурной и личностной коммуникаций обусловлено самой природой творчества как диалога между тем, кто воспринимает произведение, художником, его создавшим, и самим произведением.
2) Читатель, зритель, слушатель, подчиняясь самой природе художественного творчества, рассматривает любое художественное произведение в контексте культурной и личностной коммуникаций.
3) Замысел произведения помогает читателю, зрителю, слушателю вступить в диалог с автором художественного произведения.
4) При обращении к произведениям искусства, к творческому процессу, к замыслу того или иного произведения происходит диалог культур, диалог сознаний.
5) Сама природа художественного творчества заставляет науку рассматривать творчество не изолированно, а в контексте культурной и личностной коммуникаций между художником, самим произведением и тем, кто это произведение воспринимает.
Задание №11. Самостоятельно подберите указательное местоимение с предлогом, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.
(1) Современная наука рассматривает художественное творчество не само по себе, а в контексте культурной и личностной коммуникаций. (2) <...> понуждает сама природа художественного творчества. (3 )Ведь, обращаясь к произведениям искусства, к творческому процессу, к замыслу того или иного произведения, мы вступаем в диалог — диалог культур, диалог сознаний, в котором три участника: художник, само произведение и тот, кто воспринимает произведение (читатель, зритель, слушатель).
Задание №12. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРИРОДА, -ы, ж.
1) Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).
2) Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.
3) Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).
4) перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.
(1) Современная наука рассматривает художественное творчество не само по себе, а в контексте культурной и личностной коммуникаций. (2) <...> понуждает сама природа художественного творчества. (3)Ведь, обращаясь к произведениям искусства, к творческому процессу, к замыслу того или иного произведения, мы вступаем в диалог — диалог культур, диалог сознаний, в котором три участника: художник, само произведение и тот, кто воспринимает произведение (читатель, зритель, слушатель).
Задание №13
(1)Основное количество соли в мире добывается не из морской воды, а в соляных шахтах глубоко под землёй, подземную соль называют каменной. (2)Её образование относится к далёким временам (225-185 млн лет назад), когда площадь морей сокращалась, а суша наступала: закрытые лагуны высыхали, а выпарившаяся соль образовывала мощные отложения. (3)Огромные пласты кристаллической соли со временем покрывались слоями различных пород, <...> соль оказалась в сотнях метров под землёй.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Образование каменной соли, из которой добывается основное количество соли в мире, относится к глубокой древности, когда площадь морей сокращалась; со временем мощные отложения выпарившейся соли покрывались слоями различных пород.
2) Добыча каменной соли по объёмам превосходит добычу морской соли, которая, выпариваясь, образует мощные отложения в соляных шахтах.
3) Поваренную соль в древние времена добывали глубоко под землёй, в закрытых лагунах, которые в наше время были преобразованы в соляные шахты.
4) В древности площадь морей сократилась, а выпарившаяся соль образовала мощные отложения, покрывшиеся со временем слоями различных пород; эта подземная соль, называемая каменной, — основной источник соли в мире.
5) Огромные пласты кристаллической соли, образованные в древности и получившие название «каменная соль», выпариваются на протяжении около двухсот миллионов лет в соляных шахтах, расположенных в сотнях метрах под землёй.
Задание №14. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.
(1)Основное количество соли в мире добывается не из морской воды, а в соляных шахтах глубоко под землёй, подземную соль называют каменной. (2)Её образование относится к далёким временам (225-185 млн лет назад), когда площадь морей сокращалась, а суша наступала: закрытые лагуны высыхали, а выпарившаяся соль образовывала мощные отложения. (3)Огромные пласты кристаллической соли со временем покрывались слоями различных пород, <...> соль оказалась в сотнях метров под землёй.
Задание №15. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОЩНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МОЩНЫЙ, -ая, -ое; -щен, -щна, -щно; мощнее.
1) Очень сильный по степени своего проявления, своего действия. М. удар. М. порыв ветра. М. прибой.
2) Отличающийся большой физической силой и крепостью, могучий, свидетельствующий о большой силе (о человеке, животном). М. человек. М. конь. Мощные плечи.
3) Большой величины, массивный, толстый. М. пласт угля. Мощные льды Севера.
4) Способный выполнить большую работу за какое-то время (о механизме, устройстве). М. двигатель. М. вентилятор.
5) Значительный по силе воздействия на мысли, чувства человека (разг.). Мощная статья.
(1)Основное количество соли в мире добывается не из морской воды, а в соляных шахтах глубоко под землёй, подземную соль называют каменной. (2)Её образование относится к далёким временам (225-185 млн лет назад), когда площадь морей сокращалась, а суша наступала: закрытые лагуны высыхали, а выпарившаяся соль образовывала мощные отложения. (3)Огромные пласты кристаллической соли со временем покрывались слоями различных пород, <...> соль оказалась в сотнях метров под землёй.
Задание №16
(1)Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, его монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. (2)Этот стиль речи имеет черты, проявляющиеся независимо от характера самих наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. (3)Вместе с тем вполне естественно, что <...> тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.
Укажите предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Научный стиль речи имеет черты, которые проявляются независимо от характера самих наук и различий между жанрами высказывания.
2) Наряду с общими чертами, определяемыми спецификой научного стиля, тексты из разных научных областей имеют различия в характере изложения.
3) Тексты точных и естественных наук существенно отличаются от текстов из гуманитарных наук прежде всего характером изложения.
4) Тексты научного стиля имеют как общие черты, определяемые спецификой научного стиля, так и особенности, связанные с конкретной научной областью.
5) Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, что определяет ряд общих условий его функционирования и языковых особенностей.
Задание №17. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.
(1)Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, его монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. (2)Этот стиль речи имеет черты, проявляющиеся независимо от характера самих наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. (3)Вместе с тем вполне естественно, что <...> тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.
Задание №18. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЯД. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
РЯД, -а (-у), м.
1) Линия ровно расположенных однородных предметов. Р. домов. Первый р. партера.
2) Некоторое количество чего-н. Р. случаев. Есть р. исключений. По целому ряду причин.
3) мн. Состав, совокупность лиц, принадлежащих к какой-л. организации, группе, среде и т.п. В рядах борцов. Пополнить ряды безработных.
4) Ларьки, магазины, лотки, рыночные прилавки, расположенные в одну линию. Овощной р. Торговые ряды.
5) Полоса шириной в один взмах косы, в один захват косилки; прокос. Прокосить один р.
(1)Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, его монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. (2)Этот стиль речи имеет черты, проявляющиеся независимо от характера самих наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. (3)Вместе с тем вполне естественно, что <...> тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.
Задание №19
(1)В середине XVI века картофель был завезён из Южной Америки в Испанию, а оттуда клубни этого растения распространились по всей Европе. (2)<...> поначалу экзотическое растение выращивали ради цветков и долго не понимали ценности картофеля как продукта питания. (3)Произошло это из-за того, что пробовали использовать в пищу зелёные мелкие и ядовитые плоды, а на клубни обратили внимание гораздо позже.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Завезённый в Южную Америку из Европы картофель сначала не использовался как продукт питания, так как люди пытались пробовать мелкие ядовитые плоды, а на клубни не обращали внимания.
2) Клубни картофеля, завезённого в середине XVI века из Южной Америки в Европу, сразу начали использовать как продукт питания, а позже обратили внимание и на красоту его цветков.
3) Картофель, завезённый в середине XVI века из Южной Америки в Европу, сначала не использовался в пищу, поскольку пробовали зелёные плоды, а не клубни, на которые обратили внимание позже.
4) Клубни картофеля являются ядовитыми, поэтому это растение не стали использовать как продукт питания в Южной Америке, а в Европе стали очень популярны цветки.
5) Ценность картофеля, завезённого в середине XVI века в Европу из Южной Америки, была осознана не сразу, так как сначала пытались использовать в пищу зелёные плоды этого растения, а не клубни.
Задание №20. Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
(1)В середине XVI века картофель был завезён из Южной Америки в Испанию, а оттуда клубни этого растения распространились по всей Европе. (2)<...> поначалу экзотическое растение выращивали ради цветков и долго не понимали ценности картофеля как продукта питания. (3)Произошло это из-за того, что пробовали использовать в пищу зелёные мелкие и ядовитые плоды, а на клубни обратили внимание гораздо позже.
Задание №21. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МЕЛКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МЕЛКИЙ, -ая, -ое; -лок, -лка, -лко, -лки и -лкй; мельче; мельчайший.
1) Состоящий из небольших по величине однородных частиц, небольшой по размеру. М. песок. М. дождь.
2) полн. ф. Небольшой и экономически маломощный. Мелкое хозяйство. М. производитель. М. собственник.
3) Малозначительный по общественному положению. М. чиновник. М. служащий.
4) Не имеющий большого значения, несущественный; не требующий больших затрат, усилий. Мелкие подробности. Мелкие недоделки. М. ремонт.
5) Ничтожный, низменный. Мелкие интересы. Мелкая душонка.
6) Небольшой по глубине. Мелкая река. Мелкое бурение.
(1)В середине XVI века картофель был завезён из Южной Америки в Испанию, а оттуда клубни этого растения распространились по всей Европе. (2)<...> поначалу экзотическое растение выращивали ради цветков и долго не понимали ценности картофеля как продукта питания. (3)Произошло это из-за того, что пробовали использовать в пищу зелёные мелкие и ядовитые плоды, а на клубни обратили внимание гораздо позже.
Задание №22
(1)Наша планета Земля уникальна, и прежде всего потому, что на ней есть жизнь, следы которой были обнаружены в горных породах возрастом свыше миллиарда лет. (2)<...> более миллиарда лет назад на планете уже существовала жизнь, имелись атмосфера и гидросфера. (3)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс, — хотя и похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, безжизненны.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней, в отличие от других планет земной группы, есть жизнь, которая возникла свыше миллиарда лет назад.
2) Следы первых живых организмов, обнаруженные в горных породах, свидетельствуют о том, что жизнь на планетах земной группы зародилась более миллиарда лет назад.
3) Наряду с Землёй к планетам земной группы относят ещё три планеты Солнечной системы: Меркурий, Венеру и Марс, — так как они наиболее благоприятны для возникновения жизни, чем похожи на Землю.
4) Несмотря на общее сходство с Меркурием, Венерой и Марсом, Земля отличается от них наличием гидросферы, которая возникла более миллиарда лет назад.
5) Планета Земля уникальна в первую очередь потому, что на ней уже более миллиарда лет существует жизнь, которой нет на других планетах земной группы.
Задание №23. Самостоятельно подберите вводную конструкцию, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите эту вводную конструкцию.
(1)Наша планета Земля уникальна, и прежде всего потому, что на ней есть жизнь, следы которой были обнаружены в горных породах возрастом свыше миллиарда лет. (2)<...> более миллиарда лет назад на планете уже существовала жизнь, имелись атмосфера и гидросфера. (3)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс, — хотя и похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, безжизненны.
Задание №24. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПОРОДА, -ы; ж.
1) Разновидность хозяйственно полезных животных, отличающихся какими-н. признаками от животных того же вида. Скот молочной, мясной породы. П. собак. Породы рыб. Новые породы цветных норок.
2) Род или вид деревьев, древесных растений. Древесные породы. Хвойные, лиственные породы.
3) перен. Разряд, тип людей, отличающихся от других своим внутренним складом, характером, обликом. Человек особой породы. Из породы оптимистов.
4) перен. Принадлежность к какому-н. роду, сословию (устар.). Из купеческой породы.
5) Природное образование минералов, минеральный пласт в земной коре. Вулканическая п.
(1)Наша планета Земля уникальна, и прежде всего потому, что на ней есть жизнь, следы которой были обнаружены в горных породах возрастом свыше миллиарда лет. (2)<...> более миллиарда лет назад на планете уже существовала жизнь, имелись атмосфера и гидросфера. (3)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс, — хотя и похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, безжизненны.
Задание №25
(1)В ходе экспериментов ученые выявили, что освоение новых слов стимулирует активность стриатума (полосатого тела) — важного отдела мозга, имеющего непосредственное отношение к мотивации. (2)Сам по себе стриатум не связан с языковой функцией: он не расшифровывает значения слов и не запоминает их, для этого есть особые лингвистические центры в коре головного мозга. (3)<...> он подкрепляет мотивацию к изучению языка тем, что реагирует на лингвистические усилия чувством удовольствия: приятные эмоции помогают запоминать новый материал.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Изучая новые слова, человек испытывает приятные эмоции, что обусловлено, по мнению учёных, действием стриатума — важного отдела мозга, подкрепляющего мотивацию к запоминанию нового материала.
2) В ходе экспериментов учёные выявили, что стриатум (полосатое тело) — это важный отдел головного мозга, который имеет непосредственное отношение к мотивации.
3) Учёным удалось доказать, что стриатум не имеет отношения к языковой функции, так как он не расшифровывает значения слов и не запоминает их — для этого в коре головного мозга есть особые лингвистические центры.
4) Освоение новых слов, как считают учёные, стимулирует активность важного отдела мозга — стриатума, который подкрепляет мотивацию к изучению языка приятными эмоциями.
5) Изучив данные, полученные учёными в ходе экспериментов, можно предположить: удовольствие от освоения новых слов стало причиной того, что человечество научилось пользоваться речью.
Задание №26. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
(1)В ходе экспериментов ученые выявили, что освоение новых слов стимулирует активность стриатума (полосатого тела) — важного отдела мозга, имеющего непосредственное отношение к мотивации. (2)Сам по себе стриатум не связан с языковой функцией: он не расшифровывает значения слов и не запоминает их, для этого есть особые лингвистические центры в коре головного мозга. (3)<...> он подкрепляет мотивацию к изучению языка тем, что реагирует на лингвистические усилия чувством удовольствия: приятные эмоции помогают запоминать новый материал.
Задание №27. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЦЕНТР. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЦЕНТР, а, м.
1) Точка в геометрической фигуре, теле, обладающая каким-н, только ей присущим свойством и обычно получаемая пересечением линий, осей, плоскостей. Ц. окружности. Ц. тяжести.
2) Центральная часть города, большого населённого пункта. Жить в центре. Квартира в центре. Отправиться в ц. за покупками. Трамвайная линия от нового района до центра.
3) Город с административными, промышленными и другими учреждениями. Промышленные центры страны. Областной, районный ц. Административный ц. области.
4) Высший руководящий орган. Директивы центра.
5) Группа нервных клеток, регулирующих какую-н, функцию организма (спец.). Двигательные центры. Дыхательный ц.
6) Главенствующее, ведущее учреждение какой-н. отрасли. Кардиологический ц. Онкологический ц. Телевизионный ц. Ц. подготовки космонавтов. Ц. управления полётами.
(1)В ходе экспериментов ученые выявили, что освоение новых слов стимулирует активность стриатума (полосатого тела) — важного отдела мозга, имеющего непосредственное отношение к мотивации. (2)Сам по себе стриатум не связан с языковой функцией: он не расшифровывает значения слов и не запоминает их, для этого есть особые лингвистические центры в коре головного мозга. (3)<...> он подкрепляет мотивацию к изучению языка тем, что реагирует на лингвистические усилия чувством удовольствия: приятные эмоц
Ответы:
1-3) 35, но,3
4-6) 35, значит, следовательно, 5
7-9) 24, следовательно, таккак, оттогочто, всилутогочто, потомучто, поскольку, ведь, 4
10-12) 15, к этому, 4
13-15) 14, так, 3
16-18) 24, эти, такие, этот, такой,2
19-21) 35, но, однако, 1
22-24) 15, инымисловами, другимисловами,5
25-27) 14, но, однако, 5
Предварительный просмотр:
Проверочная работа. Орфоэпические и лексические нормы
(задания 4- 6 ЕГЭ).
Вариант 1.
Задание 1. Расставьте ударение. Банты, цепочка, убрала, включит, квартал, кралась, диспансер, красивее, понявший, донельзя, балуясь, согнутый, нефтепровод, начавший, щемит, откупорить, щавель, добралась, кухонный, оптовый, мозаичный, недуг, жалюзи, портфель, свекла, намерение, повторишь, ловка, электропровод, крепит.
Задание 2. В некоторых сочетаниях употреблены слова, при образовании формы которых допущены ошибки; найдите и исправьте их.
Около пятиста фотографий, к обоим соседкам, пара носков, опытные инженеры, едь быстрее, строгие директоры, шесть помидор, несколько грузин, вкусных вафлей, опытные тренера, мешок более легче, детских ясель, к трехстам метрам, о полутораста рублях, двое учеников, пачка макарон, новые шофера, новые паспорта, праздничные торты, высокие терема, четырьмястами студентами, в тысяче девятисотом году, ихний разговор |
Задание 3. Исправьте лексические ошибки, как называется эта ошибка? Своя автобиография, автобиография жизни, коллега по работе, бурные овации, необычный феномен, я лично.
Задание 4. В каком из предложений допущена ошибка в употреблении паронимов? Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Игрушка — одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ взгляды лидера партии были хорошо известны.
Вариант 2
Задание 1. Расставьте ударение. Бухгалтеров, квартал, кремень, газопровод, приданое, сироты, шарфы, эксперт, кухонный, завидно, баловаться, молящий, кровоточащий, кралась, отключенный, загнутый, нанявшийся, сверлишь, премировать, звонит, мозаичный, столяр, отрочество, каталог, дешевизна, вручит, эксперт, плодоносить, генезис, клала.
Задание 2. В некоторых сочетаниях употреблены слова, при образовании формы которых допущены ошибки; найдите и исправьте их.
Нет яслей, опытные бухгалтера, свежих помидоров, более резкое движение, одеть пальто, в полтораста километрах, трое подруг, новые договоры, семистам ученикам, пачка макаронов, мимо деревней, с днем рождением, пара туфель, высохнул после дождя, двухстами рублями в обеих руках, прыгнуть более выше, сладких вишней, новых чулок, поскользнулся, поделить напополам, семистами монетами, о пятистах сорока рублях, более полутораста зрителей, тридцать граммов |
Задание 3. Исправьте лексические ошибки, как называется эта ошибка? Свободная вакансия, пернатые птицы, мимика ЛИЦА, совершенно мертвый, холодный снег, маршрут движения.
Задание 4. В каком из предложений допущена ошибка в употреблении паронимов? Исправьте лексическую ошибку, подобрав с выделенному слову пароним.
Его ПОПУЛЯРНЫЕ взгляды были хорошо известны и не пользовались поддержкой коллег.
Слушая ПОПУЛЯРНУЮ музыку, я невольно подражала кумирам-исполнителям.
Вариант 3
Задание 1. Расставьте ударение. Августовский, апостроф, балованный, брала, вероисповедание, квартал, газопровод, приданое, сироты, шарфы, эксперт, кухонный, баловаться, молящий, кровоточащий, кралась, отключенный, намерение, убрала, кралась, диспансер, понявший, пломбировать, нефтепровод, откупорить, щавель, добралась, форзац, ходатайствовать, шасси.
Задание 2. В некоторых сочетаниях употреблены слова, при образовании формы которых допущены ошибки; найдите и исправьте их.
Воздушный безе, опытные бухгалтера, несколько гардемаринов, большие контейнера, более резче, в полтораста километрах, трое девушек, новые договоры, семистам ученикам, пачка макаронов, мимо деревней, пара туфлей, высохнул после дождя, двухстами рублями в обоих сумках, солнечное Сочи, прыгнуть более высоко, сладких вишней, новых чулок, подскользнулся, шестистам монетам, пятистами сорока рублями, более полтораста зрителей, тридцать граммов. |
Задание 3. Исправьте лексические ошибки, как называется эта ошибка? Свободная вакансия, пернатые птицы, мимика ЛИЦА, совершенно мертвый, холодный снег, маршрут движения.
Задание 4. Исправьте лексическую ошибку, подобрав с выделенному слову пароним.
ИГОЛОЧНЫЙ минерал является ценным коллекционным материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...