Оценивание готовности к уроку .
Выбирают капитана. Открывают свои бортовые журналы (тетради), записывают число и тему урока «Путешествие в Галактику «Имя Существительное».
-Называют лингвистические планеты: -Грамматическая. -Занимательная. -Шифровочная. -Орфографическая. -Орфоэпическая.
- На доске висит плакат: «Отправляемся в путешествие!»
| -Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. И совершим мы это удивительное путешествие … в Галактику «Имя Существительное». В него отправятся 3 экипажа знатоков русского языка: 1 ряд-«Умники», 2 ряд - «Знатоки», 3 - «Эрудиты»..
- Выберите капитана в свой экипаж.
Прежде чем отправиться в путешествие, нужно подготовить свои космические корабли. Откройте свои бортовые журналы, запишите сегодняшнее число и тему урока «Путешествие в Галактику «Имя Существительное».
- Путешествие – дело довольно трудное, допускаются к нему только специалисты в области своёго дела. Поэтому вам необходимо получить допуск к полету – пройти контроль своей подготовки, ведь без необходимых знаний можно заблудиться, затеряться и не вернуться на Землю. -На экране - карта с названием наших планет, куда мы отправимся в путешествие. - За успешно выполненные задания, правильные ответы вам будут вручаться звёзды, та команда, которая наберёт наибольшее количество звёзд, будет победителем. - Мы не просто космонавты сегодня- мы космонавты-лингвисты.
- На слайде изображена Космическая карта «Галактика «Имя Существительное», на которой есть планеты с названиями. - Вы знаете, что существуют множество планет, посмотрите (СЛАЙД), но мы посетим свои особые, лингвистические планеты. Назовите, какие?
- А что вы видите на доске?
- Начнем наш путь! | (5мин.)
(СЛАЙД)карта с названием планет
(Звучит музыка «Зодиак», (СЛАЙД) с фрагментом видео о летящих космических аппаратах во Вселенной) (СЛАЙД)Космическая карта «Галактика «Имя Существительное», на которой планеты с названиями.
(СЛАЙД) лингвистические планеты. -Грамматическая. -Занимательная. -Шифровочная. -Орфографическая. -Орфоэпическая.
На доске висит плакат: «Отправляемся в путешествие!»
|
Учащиеся с помощью сигнальных карточек выражают свою готовность к ответу, своё согласие- несогласие с ответом: зелёный цвет- "знаю", "согласен с отвечающим", красный - "не знаю", "не согласен". Рассказывают о морфологических признаках существительного.
Говорят, как изменяются существительные. Ученики рассказывают всё об этой категории- число, падеж, род, склонение, одушевлённые, неодушевлённые, собственные, нарицательные.
Говорят о синтаксической роли имени существительного
| - Чтобы попасть в нашу Галактику, нужно пролететь сквозь Звёздные врата, которые охраняют инопланетяне, надо ответить на их каверзные вопросы. - C помощью сигнальных карточек выпокажете свою готовность к ответу, своё согласие- несогласие с ответом: зелёный цвет- "знаю", "согласен с отвечающим", красный - "не знаю", "не согласен". - Внимание на экран!
Вопросы для беседы: 1.Какая часть речи называется именем существительным? В чём отличие имени существительного от других частей речи?
2. Какими морфологическими признаками обладает существительное?
3. Как изменяются существительные?
4.Что вы знаете о категории рода? - Ребята, а почему Арману (ученик из Армении, плохо говорит по-русски) тяжело даётся категория рода?)(Ответ: категория рода существует не во всех 3. Как изменяются существительные?
5. Какова синтаксическая роль имен существительных?
-Теперь мы готовы к полёту. Все члены наших экипажей получили допуск. Послушайте мои инструкции, нас ждёт исследовательская деятельность, а поэтому совет такой: Не зевай по сторонам, Ты сегодня космонавт. Начинаем тренировку, Чтобы умным стать и ловким.
| (2мин.) Раздаются сигнальные карточки зелёный цвет- "знаю", "согласен с отвечающим", красный - "не знаю", "не согласен".
(1мин.)
(1мин.)
(1мин.) (СЛАЙД)на экране в презентации появляются категории: число, падеж, род, склонение, одушевлённые, неодушевлённые, собственные, нарицательные.
(1мин.) (СЛАЙД) на экране в презентации появляются категории- ученики рассказывают всё об этой категории- число, падеж, род, склонение, одушевлённые, неодушевлённые, собственные, нарицательные.
(1 мин.)(Вручаются звёзды самым активным за правильные ответы)
|
1 команда выписывает Сущ. только во мн.числе 2 команда Сущ. только в ед.числе 3 команда Сущ. имеющие обе формы
«Сильные» ученики, которые справились с 1 заданием быстро составляют меню для космонавта из продуктов, которые встретились в предыдущей работе
Составляют словосочетания, поставив существительное из скобок в нужной форме: много мест, много сапог, много макарон, много апельсин, много помидоров, много томатов,много офицеров, много болгар, много армян, много солдат
Выписывают слова, в которых есть ошибки, исправляя их. далекой, древности, замечали, ночном небе,протянувшуюся, светящуюся напоминала, молоко, легенде, Святящуюся, Галилея, известно, далеких, свечение.
Превращают нарицательные имена существительные в собственные (город Орел, девочка Роза, пес Шарик, родная Земля.)
Рассказывают правила, за правильные вопросы получают звездочки
| - Наши звездолёты приближаются к первой планете «Грамматическая», я вижу: 1.Задание:Впереди туманность из слов, которые перемешались, давайте наведём порядок, каждая команда будет выбирать из списка своё слово:
- Смотрим СЛАЙД :Пельмени, чипсы, винегрет, сутки, завтрак, калач, ветчина, вермишель, брюки, жмурки, молодёжь, студенчество, воск, вода, сметана, пятнашки, столы, порох, молоко, каникулы, бельё, студенты, зима, весы, кефир, вёдра, картофель, горелки, керосин.
Только только сущ. имеют
1 команда 2 команда | 3 команда | 3 команда
|
|
| Сущ. имеющие обе формы |
Сущ.мн.ч ед.ч 2 формы весы | молоко | вода | Пельмени | винегрет | вёдра | сутки | ветчина | завтрак | брюки | вермишель | зима | жмурки | сметана | шкаф | каникулы | кефир | столы | весы | молодёжь | окно
| студенты | картофель | калач, |
- Сверьте с экраном.
Индивидуальное задание: составить меню для космонавта из продуктов, которые встретились в предыдущей работе - Проверим по СЛАЙДУс ответом.
2.Планета «Орфоэпическая» Как правильно сказать? Составьте словосочетание, поставив существительное из скобок в нужной форме: - Много (места, сапоги, макароны, апельсины, помидоры, томаты, офицеры, болгары, армяне, солдаты)
3.- Мы устали, путешествуя по Галактике «Имя Существительное», нужно провести физминутку. Для глаз. -Глаза наши отдохнули, а теперь встаньте все в проходы между партами, давайте подвигаемся как космонавты в невесомости. Звучит космическая музыка
Вот теперь можно лететь: По ступенькам поднялись, Дружно за руки взялись, Аккуратно надо сесть, Чтоб приборы не задеть.
4. Планета«Шифровочная» - Ребята, на нашем пути встретились космические пираты. Они очень хитры и коварны. Они любят обманывать и запутывать путешественников. - В этом письме очень много ошибок. Исправьте их. Выписать слова, в которых есть ошибки, исправляя их.
Письмо-шифровка.
В долекойдревносте люди замичяли на начьномнебипротинувшуюся через весь небо сводбледнуюсвитящуюся паласу. Она напоменала им пролитоемалако. По лигенде, в этом заслуга Геры, спускавшейся на Землю. Свитящуюся паласу назвали Млечным Путем. Благодаря наблюдениям галилея, стало извесно, что Млечный Путь - это множество долеких и потому неярких звезд. Они и сливаются в одно тусклое свичение. Такую систему назвали галактикой.
- Проверим устно, какие слова в письме были зашифрованы!
5. Планета «Занимательная»(СЛАЙД)
- На этой планете, вам надо превратить нарицательные имена существительные в собственные. Птица орел - Цветок роза - Воздушный шарик - Плодородная земля – Пример: (город Орел, девочка Роза, пес Шарик, родная Земля.)
6. - Мы приближаемся к планете «Орфографическая», и нам нужна дозаправка, чтобы завершить наше путешествие по галактике «Имя Существительное» , посмотрите на экран Экспресс-опрос: -Какие правила правописания имени существительного изучены нами ? -Как пишутся имена собственные? -Когда на конце существительных пишется Ь? -От чего зависит правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных? -Когда в окончаниях имён существительных пишется буква И ?
| (5мин.)
(СЛАЙД):Пельмени,, винегрет, сутки, завтрак, калач, ветчина, вермишель, брюки, жмурки, молодёжь, вода, пятнашки, столы, порох, молоко, каникулы, студенты, зима, весы, кефир, вёдра, картофель, горелки, керосин. Шкаф, окно
(СЛАЙД )с правильным и ответами. Правильно выполнившим, даются звёздочки
Карточка с индивидуальным заданием для очень активных учеников. (СЛАЙД )с правильным и ответами. Правильно выполнившим, даются звёздочки. (5мин.)
(СЛАЙД)с правильным и ответами) Как правильно сказать?
Правильно выполнившим, даются звёздочки
(2 мин.)
(СЛАЙД ) Звучит космическая музыка
(5мин.)
У каждого на парте лежит«Письмо-шифровка» В долекойдревностелюди замичяли на начьномнебипротинувшуюся через весь небо сводбледнуюсвитящуюся паласу. Она напоменала им пролитоемалако. По лигенде, в этом заслуга Геры, спускавшейся на Землю. Свитящуюся паласу назвали Млечным Путем. Благодаря наблюдениям Галилея, стало извесно, что Млечный Путь - это множество долеких и потому неярких звезд. Они и сливаются в одно тусклое свичение. Такую систему назвали галактикой. Правильно выполнившим, даются звёздочки
(4 мин.) Планета «Занимательная»(СЛАЙД) Правильно выполнившим, даются звёздочки
(5мин.)(СЛАЙД ) Галактике «Имя существительное»
Экспресс-опрос: -Какие правила правописания имени существительного изучены нами ? -Как пишутся имена собственные? -Когда на конце существительных пишется Ь? -От чего зависит правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных? -Когда в окончаниях имён существительных пишется буква И ? Вручаются звёздочки
|