Конспект урока русского языка ( 6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Урок по теме: "Фразеологизм как единица речи". 6-й класс
Цели:
- познавательные: ознакомление с понятием “фразеологизм”, с лексическим значением и грамматическим строением фразеологизма, со способом обозначения фразеологизмов в толковом словаре;
- практические: формирование умений отличать фразеологизмы от нефразеологизмов, находить фразеологизмы в тексте и в толковом словаре;
- общепредметные: развитие логического мышления.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III Словарный диктант
1 Отыскать, безыскусственный, предыстория, отыграть, подытожить, сверхинтересный, межиздательский, заиграть доискаться-подыскать, доинфарктный, доисторический-предыстория, заинтересоваться
IVПовторение
Повторение лексического значения слова, словосочетания. Перед учащимися ставятся следующие вопросы:
– Для чего служат слова в языке?
– Что такое лексическое значение слова?
– Что называется словосочетанием?
Пример: зелёная ограда, добежать до дома, было весело
III. Объяснение нового материала
– Сегодня нам предстоит изучить одну из самых интересных тем в русском языке – фразеологизмы. Для этого перенесемся с вами в царство фразеологии ( на доске плакат “царства”). Само слово “фразеология” произошло от греческих слов “фразис” – выражение и “логос” – учение, т.е. фразеология – это наука, изучающая устойчивые выражения. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, т.е. в их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Слова теряют свою самостоятельность. Фразеологический оборот равен по значению одному слову, в речи используется в том виде, в котором закрепился в языке.
Посмотрите на рисунки, которые вы видите в Упр.357. Какие фразеологизмы изображены на этих рисунках?
1. Крокодиловы слёзы
2. Сесть в калошу
3. Водить за нос
4. Медведь на ухо наступил
– Что обозначают данные фразеологизмы?
1. Крокодиловы слёзы – лицемерная, притворная жалость, сострадание, неискреннее сожаление.
2. Сесть в калошу – ставить себя в неловкое положение.
3. Водить за нос – обманывать, вводить в заблуждение.
4. Медведь на ухо наступил – кто-либо совсем лишен музыкального слуха.
– Были ли затруднения при определении значения фразеологизмов?
– Когда возникают затруднения при определении лексического значения фразеологизмов, следует обращаться к фразеологическому словарю русского языка. Сегодня на уроке мы будем пользоваться “Фразеологическим словарем русского языка” под редакцией А.И. Молоткова. В нем собрано свыше 4.000 фразеологических оборотов, показаны различные формы употребления фразеологизмов, определены истолкования разных значений фразеологизмов. Мы не только получим ответы на вопросы о том, какие формы имеет тот или иной фразеологизм, что он значит, но и увидим, как фразеологизм употребляется в речи. Каждое значение фразеологизма проиллюстрировано в словаре цитатами из художественных произведений XIX–XX вв.
Например, воспрянуть духом – обрести хорошее настроение, бодрость, преодолев чувство подавленности, уныния. Иван Васильевич стал добрее, воспрянул духом после присоединения Сибири. В . Костылёв. Иван Грозный.
IV. Самостоятельная работа
– Определите по фразеологическому словарю А.И. Молоткова лексическое значение фразеологизмов: точить лясы, капля в море, поминай как звали, лезть на рожон, кисейная барышня.
V. Закрепление пройденного материала
– Мы с вами уже знаем о словах – синонимах и словах – антонимах. Вспомните, какие слова называются антонимами? Какие слова называются синонимами? Существуют и фразеологические антонимы и синонимы. Обратим внимание на доску:
VI. Работа по индивидуальным карточкам
I вариант
1. Подберите фразеологизмы – антонимы:
Заварить кашу – ______________________________
Наставить на путь истинный – _________________
Тяжёл на подъём – _____________________________
За чужой счет – _______________________________
Для справок: сбиться с пути, расхлебывать кашу, за свой счет, легок на подъем.
2. Подберите фразеологизмы – синонимы:
Не по вкусу – ____________________________
На всех парах – __________________________
Дать дубу – _____________________________
Ни рыба ни мясо – ________________________
Тертый калач – __________________________
Для справок: ни то ни сё, стреляный воробей, не по душе, во весь дух, сыграть в ящик.
II вариант
1. Подберите фразеологизмы – синонимы:
Гладить по шерсти – ____________________________
Выйти из себя – _________________________________
Надевать маску – _______________________________
Появиться на горизонте – ________________________
Для справок: прийти в себя, исчезнуть с горизонта, гладить против шерсти, сбрасывать маску.
2. Подберите фразеологизмы – антонимы:
Гнуть спину – ___________________________
Во весь дух – ____________________________
Терять рассудок – ________________________
Ни бум – бум – ___________________________
Два сапога пара – ________________________
Для справок: что есть силы, ни бе ни ме, сходить с ума, одного поля ягода, ломать горб.
VII. Постройте в пары фразеологизмы и глаголы, имеющие тот же смысл.
1. повесил нос | 1. обманывал |
VIII. Игра “Кто быстрее?”
– Закончите фразеологизм:
Душа в пятки ________________________
И в ус не ________________________
Без ________________________ в голове
Хоть шаром ________________________
За тридевять ________________________
Семи пядей во ________________________
Как сыр в ________________________
Промокнуть до ________________________
Проглотил ________________________
IX. Игра “Кто больше?”
– Вспомните и запишите фразеологические обороты
а) со словом рука;
б) с числительным три.
X. . Подведение итогов урока
– Что такое фразеологизм?
– Для чего служат фразеологизмы в речи?
– Чем фразеологизм похож на слово, чем отличается от словосочетания?
Выставление оценок.
XI. Домашнее задание
Упр.356
1. Подберите фразеологизмы – антонимы:
Заварить кашу – ______________________________
Наставить на путь истинный – _________________
Тяжёл на подъём – _____________________________
За чужой счет – _______________________________
Для справок: сбиться с пути, расхлебывать кашу, за свой счет, легок на подъем.
2. Подберите фразеологизмы – синонимы:
Не по вкусу – ____________________________
На всех парах – __________________________
Дать дубу – _____________________________
Ни рыба ни мясо – ________________________
Тертый калач – __________________________
Для справок: ни то ни сё, стреляный воробей, не по душе, во весь дух, сыграть в ящик.
1. Подберите фразеологизмы – синонимы:
Гладить по шерсти – ____________________________
Выйти из себя – _________________________________
Надевать маску – _______________________________
Появиться на горизонте – ________________________
Для справок: прийти в себя, исчезнуть с горизонта, гладить против шерсти, сбрасывать маску.
2. Подберите фразеологизмы – антонимы:
Гнуть спину – ___________________________
Во весь дух – ____________________________
Терять рассудок – ________________________
Ни бум – бум – ___________________________
Два сапога пара – ________________________
Для справок: что есть силы, ни бе ни ме, сходить с ума, одного поля ягода, ломать горб.
Постройте в пары фразеологизмы и глаголы, имеющие тот же смысл.
1. повесил нос | 1. обманывал |
Игра “Кто быстрее?”
– Закончите фразеологизм:
Душа в пятки ________________________
И в ус не ________________________
Без ________________________ в голове
Хоть шаром ________________________
За тридевять ________________________
Семи пядей во ________________________
Как сыр в ________________________
Промокнуть до ________________________
Проглотил ________________________
План разбора глагола
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: | ||
| A | Постоянные морфологические признаки: | |
| 1 | вид (совершенный, несовершенный); | |
2 | возвратность (невозвратный, возвратный); | ||
3 | переходность (переходный, непереходный); | ||
4 | спряжение; | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
| 1 | наклонение; | |
2 | время (в изъявительном наклонении); | ||
3 | число; | ||
4 | лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); | ||
5 | род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). |
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).
Любишь
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
- Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица. - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Кататься
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
- Н. ф. – кататься. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма). - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Люби
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
- Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) повелительного наклонения;
2) единственного числа;
3) 2-го лица. - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Началась пахота (Пришвин).
Началась
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
- Н. ф. – начаться. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) прошедшего времени;
3) единственного числа;
4) женского рода. - В предложении является сказуемым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/27/picture-94328.jpg)
конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"
конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и физминуткой...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-176027-1357847164.jpg)
Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"
Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/28/picture-270474-1372416646.jpg)
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-506380-1414243954.jpg)
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/21/picture-765102-1582278259.jpg)
Конспект урока русского языка в 5 классе "Происхождение лексики русского языка". Материалы фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Материала Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/05/picture-1360962-1636145773.jpg)
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"
Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...