Урок по теме "Виды сложноподчиненных предложений"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Открытый урок проводился в 9классе, можно использовать и в 10, и в 11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в 9 классе по теме "Виды сложноподчиненных предложений" | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-проект русского языка в 9 классе
по теме «Виды сложноподчиненных предложений»
совершенствование знаний учащихся о типах сложноподчиненных
предложений и умения определять виды придаточных предложений; подготовка к
ОГЭ по русскому языку.
1 Мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на
решение учебных задач; создание на уроке мини-проекта;
2 Образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить
СПП, определять его вид, ставить знаки препинания в СПП с целью
подготовки к ОГЭ;
3 Развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать,
классифицировать, систематизировать материал по синтаксису сложного
предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через
применение компьютерных технологий, развивать творческие способности;
4 Воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; интерес
к русскому языку и литературе; коммуникативные умения в групповой
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Форма урока: урок-презентация мини-проектов.
компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная
презентация, карточки для групповой работы.
ХОД УРОКА:
1 Организационный момент:
Психологический настрой:
- Начинался новый рабочий день. Пусть он принесет вам радость и удачу!
Здравствуйте, садитесь.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу,
Улыбнитесь друг другу, себе.
Приятного вам учебного дня!
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
Давайте вспомним, о чем мы говорили на протяжении нескольких уроков 1
четверти. Я думаю, что вам нетрудно будет самим сформулировать тему
сегодняшнего обобщающего урока. Давайте сделаем это.
Если на протяжении нескольких уроков мы говорили о СПП: о придаточных
определительных, изъяснительных, обстоятельственных, а сегодня урок
обобщения, значит говорить мы будем о… (СПП с разными видами
придаточных)
- Правильно, запишем тему урока.
- Итак, цель нашего урока: повторить все, что знаем о СПП, обобщить и
закрепить эти знания.
- А какие задачи нам предстоит решить в связи с целью урока? …(говорят уч-ся)
Задачи: (не читать, на экране)
- уметь применять основные знания по теме;
- находить СПП по его признакам;
- определять границы главного и придаточных предложений, задавать вопросы от
главного к придаточному;
- различать союзы и союзные слова;
- умело пользоваться правилами постановки знаков препинания в СПП.
Верны ли утверждения: цифровой диктант, где 1 – это да, 0 – нет.
1. Союзы что, если, где – подчинительные
2. Придаточные определительные отвечают на вопрос когда?
3. Предложение – это синтаксическая единица.
4. Слово который – это относительное местоимение.
5. Союз однако – подчинительный.
6. Придаточные изъяснительные отвечают на вопрос какой?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение
9. [ … ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
Результат.
Переходим к основной части работы над видами придаточных. Давайте
проверим, насколько вы готовы к предстоящей работе. Итак, теоретическая
разминка:
1.Теория по СПП.
Практика.
2.Укажите сложноподчинённое предложение.
3. Расставьте запятые.
4. Словарный диктант.
Материнское горячее сердце, самые добрые и ласковые руки, светящиеся нежностью глаза, всепрощающий взгляд, любовь, доходящая до самозабвения.
Задание:
- Как вы понимаете эти выражения? - Объясните значение слова «самозабвение» - Послушайте письмо писателя Л. Андреева (автора рассказа «Кусака») к матери.
Этот документ - свидетельство сыновней любви, духовной близости и безграничного доверия : «Милая моя мамочка! Ты все думаешь, что это шутки, а я серьезнейшим образом говорю, что очень люблю твои письма и что ты чрезвычайно близка мне в письмах и по духу, и по уму…. Всегда я знаю и чувствую, что никто так не поймет меня, как ты. Если я огорчаю тебя, то знай, что сам я от этого мучаюсь и стыжусь. Просто я недостаточно хороший человек, чтобы полностью отплатить тебе за все твое добро, и я это сознаю».
- Используя данные словосочетания, напишите небольшое письмо своей маме, желательно, чтобы в них были СПП.
ФИЗМИНУТКА
- Сейчас нам с вами предстоит серьезная работа, и для большей
результативности давайте проведем физминутку для усиления кровоснабжения головного мозга.
- В знак согласия с утверждением делаем так… (2 кивка), в знак несогласия - так
(в стороны). Попутно повторим материал к ОГЭ.
1 Метафора – скрытое сравнение? (да)
2 Фразеологизм – художественное определение? (нет)
3 Приставка с- - постоянная, неизменяемая? (да)
4 Гипербола – художественное преувеличение? (да)
5 В слове «стеклянный» -н- - суффикс? (нет)
6 Слово «конечно» всегда вводное? (нет)
7 Чтобы, что, если – сочинительные союзы? (нет)
8 А, но, да но, однако, зато – противопоставительные союзы? (да)
5. Составьте предложения (устно). На каждой парте карточка с заданием.
Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….
Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.
6. Составьте предложения по схемам.
7. Продолжите предложение.
8. Определите вид придаточного.
Рефлексия.
Обозначь свое участие в уроке.
1.Как еж в тумане к мишке шел, так я плутал по закоулкам темы.
2.Я был слепцом и вдруг прозрел, всё стало ясно и понятно.
3.Я в теме плавал (а), как рыба в воде, мне всё понятно и комфортно.
Домашнее задание: составить кроссворд на тему СПП, сказку только из СПП, сочинение из СПП.
Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….
Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.
Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….
Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.
Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….
Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.
Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….
Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.
Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….
Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.
Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….
Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.
Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….
Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.
Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….
Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.
Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….
Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.
Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….
Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.
Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца - полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители - почитай, …. Мать кормит детей, ….
Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока на тему:"Сложноподчиненные предложения"
Урок-презентация на тему : "Сложноподчиненные предложения" построен с целью закрепления изученного материала о сложноподчиненных предложениях, навыков пунктуации в сложноподчиненных предложениях, восп...
Интегративный урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Интегративный урок развития – это урок, на котором благодаря интегрированию русского языка и литературы донского края создаётся речевая ситуация, способствующая развитию художественного ...
план урока по теме: "Сложноподчиненные предложения"
Тема урока: Сложноподчинённые предложения. Цели:- углубить знания о сложноподчинённом предложении, повторить и закрепить в сознании учащихся главные признаки, по которым выделяется придаточ...
Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными...
Обобщающий урок по теме «Сложноподчиненное предложение»
Обобщающий урок по теме «Сложноподчиненное предложение» (на материале пословиц народов Северного Кавказа в их соответствии с русскими)...
Разработка урока "Понятие о сложноподчиненном предложении"
Урок разработан с учетом средств субъективизации при обучении русскому языку...
Урок по теме "Сложноподчиненные предложения. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП".
Углубить знания обучающихся о строении СПП и постановке знаков препинания в нем; научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки....