Обобщающий урок по теме «Сложноподчиненное предложение»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Обобщающий урок по теме «Сложноподчиненное предложение» (на материале пословиц народов Северного Кавказа в их соответствии с русскими)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialog_kultur.docx | 45.45 КБ |
slozhnopodchinennoe_predlozhenie.pptx | 967.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Сложноподчиненное предложение»
(на материале пословиц народов Северного Кавказа в их соответствии с русскими)
Цели урока:
- повторить и обобщить изученное о сложноподчиненном предложении;
- закрепить орфографические и пунктуационные навыки учащихся;
- познакомиться с пословицами и поговорками народов Северного Кавказа;
- развить логическое и образное мышление;
- воспитать нравственные качества.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока.
-Ребята, мы закончили изучение сложноподчиненных предложений. Сегодня на уроке мы должны повторить изученное об этом виде сложных предложений. С этой целью мы рассмотрим пословицы и поговорки народов Северного Кавказа, представляющие собой сложноподчиненные предложения.
3. Работа с эпиграфом к уроку.
А) Прочитайте и запишите эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? «Хочешь узнать о народе – познакомься с его пословицами».
Б) Выступление учеников с докладами на тему «Роль пословиц в жизни народа», «Употребление пословиц в наше речи» (на примере русских пословиц, отражающих общечеловеческие ценности).
4. Повторение теоретического материала.
А) Работа с терминами.
Записать на доске и в тетрадях:
Орфография – это…
Пунктуация – это…
Пословицы – это…
Б) Устный опрос:
- Что такое сложноподчиненное предложение?
-Чем сложноподчиненное предложение отличается от сложносочиненного?
- Как отличить главное предложение от придаточного?
- Чем союзы отличаются от союзных слов?
5. Выполнение практических заданий.
- Соотнесите начало и конец пословиц:
- Если лошади паслись на одной горе, то у них,…
- Где много слов – там хороших мало, …
- Кому от слова не больно, ...
- Когда все вместе, ...
- Где аул больше, ...
- тому от пули не больно (тб.).
- тогда и Надир-шах глуп (лз.).
- хоть масти разные, да норов один (авар.).
- там и ума больше (лз).
- молчаливый же – и сам хорош (к.).
(Ответы: 1 – С; 2. – Е; 3. – А; 4. – В; 5. – D.)
- Определите типы придаточных предложений, укажите способ связи главного предложения с придаточным. Какие из союзов (союзных слов) многозначные?
- Найдите и запишите русские аналоги данным пословицам.
(Возможные варианты:
1. Если лошади паслись на одной горе, то у них хоть масти разные, да норов один. – С кем поведешься, от того и наберешься.
2. Где много слов – там хороших мало, молчаливый же – и сам хорош. – Где много слов, там много толку. Молчание – золото.
3. Кому от слова не больно, тому от пули не больно. – Слово пуще стрелы разит.
4. Когда все вместе, тогда и Надир-шах[1] глуп. – Друг за друга держаться – ничего не бояться.
5. Где аул больше, там и ума больше. – Одна голова хорошо, а две –лучше.
6. Графический диктант.
- Представьте следующие предложения графически, т. е. составьте схемы этих предложений.
- Чем жить без чести, лучше с честью умереть (лк.).
- С тем, кто сказал правду, и сердце соглашается (авар.).
- Если голова поумнеет, и одежда обновится (авар.).
- Клади голову там, где найдешь ее целой (авар.).
- Прежде чем узнаешь человека, съешь пуд соли и выпьешь речку воды (лк.).
- Какой темой объединены эти пословицы? Какие общечеловеческие ценности они утверждают[2]?
7. Повторение орфографии и пунктуации.
- Перепишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных.
1. Если летом голова (не) кипит зимою котел (не) кипит (д,н.).
2. (От) куда бы не сорвался камень летит в овраг (лз.).
3. Надо что (бы) врагу было или совестно или страшно (лз.).
4. Как провел на свете жизнь так она и пройдет(д.).
- Как вы понимаете эти пословицы?
8. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
- Какие типы подчинения образуются в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?
- Составьте графические схемы следующих предложений, расставьте знаки препинания.
1. Если у тебя есть друг следи чтобы тропа к его дому не заросла травой(д.).
параллельное подчинение
2. Не верь кошке если скажет что в Мекке была (лз.).
последовательное подчинение
3. Сын родился для того чтобы носить оружье и ездить на коне (авар.).
однородное подчинение
9. Обобщение.
- Назовите виды придаточных предложений, типы подчинения.
- Какие из пословиц и поговорок вам запомнились? Чем интересны пословицы и поговорки народов Северного Кавказа? Что их объединяет с русскими пословицами? Какие из рассматриваемых пословиц отражают жизнь горца, а какие утверждают общечеловеческие ценности?
По одной из понравившихся пословиц народов Северного Кавказа напишите сочинение, используя в тексте сложноподчиненные предложения с разными видами подчинения.
[1] Надир-шах – восточный завоеватель. В Дагестане оставил память своими кровавыми походами в горы. Шире всего они отражены в горских исторических песнях.
[2] Образовательная программа РФ уделяет огромное внимание духовно-нравственному развитию личности. Воспитание нравственных качеств – главнейшая цель образования.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как вы понимаете эпиграф: « Хочешь узнать о народе – познакомься с его пословицами»? Прочитайте и запишите эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? «Хочешь узнать о народе – познакомься с его пословицами».
Запишите определения Орфография – это… Пунктуация – это… Пословицы – это…
Проверим ОРФОГРАФИЯ - система правил правописания . ПУНКТУАЦИЯ - это совокупность знаков препинания и правила их употребления в письменной речи. ПОСЛОВИЦЫ — краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни.
Ответьте на вопросы: - Что такое сложноподчиненное предложение? -Чем сложноподчиненное предложение отличается от сложносочиненного? - Как отличить главное предложение от придаточного? - Чем союзы отличаются от союзных слов?
Соотнесите начало и конец пословиц Если лошади паслись на одной горе, то у них,… Где много слов – там хороших мало, … Кому от слова не больно, ... Когда все вместе, ... Где аул больше, ... тому от пули не больно ( тб .). тогда и Надир-шах глуп ( лз .). хоть масти разные, да норов один (авар.). там и ума больше ( лз ). молчаливый же – и сам хорош (к.).
Проверим Если лошади паслись на одной горе, то у них, хоть и масти разные, да норов один (авар). Где много слов – там хороших мало, молчаливый же – и сам хорош (к). Кому от слова не больно, тому и от пули не больно ( тб ). Когда все вместе , тогда и Надир-шах глуп ( лз ). Где аул больше , там и ума больше ( лз ).
Найдите русские аналоги получившимся пословицам Если лошади паслись на одной горе, то у них, хоть и масти разные, да норов один (авар ). – С кем поведешься, от того и наберешься. Где много слов – там хороших мало, молчаливый же – и сам хорош (к ).- Где много слов, там много толку. Молчание – золото . Кому от слова не больно, тому от пули не больно. - Слово пуще стрелы разит . Когда все вместе, тогда и Надир-шах глуп. – Друг за друга держаться – ничего не бояться. Где аул больше, там и ума больше – Одна голова хорошо, а две –лучше .
Запишите схемы предложений Чем жить без чести, лучше с честью умереть ( лк .). С тем, кто сказал правду, и сердце соглашается (авар.). Если голова поумнеет, и одежда обновится (авар.). Клади голову там, где найдешь ее целой (авар.). Прежде чем узнаешь человека, съешь пуд соли и выпьешь речку воды ( лк .). Какой темой объединены эти пословицы? Какие общечеловеческие ценности они утверждают ?
Перепишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных. 1. Если летом голова (не) кипит зимою котел (не) кипит ( д,н .). 2. (От) куда бы не сорвался камень летит в овраг ( лз .). 3. Надо что (бы) врагу было или совестно или страшно ( лз .). 4. Как провел на свете жизнь так она и пройдет(д.). - Как вы понимаете эти пословицы?
Какие типы подчинения образуются в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Составьте графические схемы следующих предложений, расставьте знаки препинания. Если у тебя есть друг следи чтобы тропа к его дому не заросла травой(д .). 2. Не верь кошке если скажет что в Мекке была ( лз .). 3 . Сын родился для того чтобы носить оружье и ездить на коне (авар.).
Обобщение Назовите виды придаточных предложений, типы подчинения. - Какие из пословиц и поговорок вам запомнились? Чем интересны пословицы и поговорки народов Северного Кавказа? Что их объединяет с русскими пословицами? Какие из рассматриваемых пословиц отражают жизнь горца, а какие утверждают общечеловеческие ценности?
Домашнее задание По одной из понравившихся пословиц народов Северного Кавказа напишите сочинение, используя в тексте сложноподчиненные предложения с разными видами подчинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока на тему:"Сложноподчиненные предложения"
Урок-презентация на тему : "Сложноподчиненные предложения" построен с целью закрепления изученного материала о сложноподчиненных предложениях, навыков пунктуации в сложноподчиненных предложениях, восп...
Интегративный урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Интегративный урок развития – это урок, на котором благодаря интегрированию русского языка и литературы донского края создаётся речевая ситуация, способствующая развитию художественного ...
план урока по теме: "Сложноподчиненные предложения"
Тема урока: Сложноподчинённые предложения. Цели:- углубить знания о сложноподчинённом предложении, повторить и закрепить в сознании учащихся главные признаки, по которым выделяется придаточ...
Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными...
Урок по теме "Сложноподчиненные предложения. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП".
Углубить знания обучающихся о строении СПП и постановке знаков препинания в нем; научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки....
Методические рекомендации к уроку по теме "Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных"
Обобщение и закрепление знаний по теме "Сложноподчиненное предложение"....
Обобщающий урок по теме "Сложноподчиненные предложения" (9 класс)
Данный конспект содержит материал для повторения и закрепления темы "Сложноподчененные предложения"...