Методическая разработка урока
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Конспект урока по теме "Слово и его лексичсекое значение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_slovo_i_ego_znachenie.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по предмету «Русский язык» в 5 классе
Название УМК Учебно-методический комплекс по русскому языку для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской.
Предмет Русский язык
Класс 5 «Б»
Тема: «Слово и его лексическое значение»
Тип урока. Открытие новых знаний.
Цель урока: знакомство с понятиями "лексика", "лексическое и грамматическое значения слова"; работа с толковыми словарями.
Задачи урока:
Предметные:
1. узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значения слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.
Метапредметные:
1. Познавательные УУД: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;
2. Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;
3. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Личностные: формирование мировоззренческих понятий, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, учебник.
Ход урока
- Этап мотивации к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть! Давайте настроимся на урок и пожелаем друг другу всего доброго! На слайде вы увидите слова, которые перепутались. Помогите мне, пожалуйста, собрать из них пословицу.
Слово, железные, открывает, доброе, и, ворота. Слайд 2
(ответы детей)
- Верно! Доброе слово и железные ворота открывает. Слайд 3
- Актуализация знаний. Возникновение проблемной ситуации.
(учитель читает стихотворение В. Шефнера)
Много слов на земле…. Есть дневные слова,
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести...
-Ребята, назовите тему и идею стихотворения. О чем пойдет речь сегодня на уроке? Назовите тему урока. Откроем тетради, запишем дату, «классная работа» и тему нашего урока «Слово и его лексическое значение» (Ученики записывают дату, «классная работа», тему урока. Слайд 4
-Ребята, что мы сегодня должны сделать на уроке, чтобы усвоить новую тему? Ответьте на вопрос с помощью традиционных фраз. Слайд 5
(Ответы детей, постановка целей урока)
- Этап построения проекта выхода из затруднения.
«Открытие нового знания»
- Ребята, давайте подумаем, а что же такое слово? (ответы детей). Верно, слово-это важная единица языка. Слова образуют словарный состав языка. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 150, прочитайте первое правило .Слайд 6
- Ребята, убедимся, насколько важно правильно понимать слова, чтобы не допустить орфографической ошибки. Выполним задание (ученик работает у доски). На слайде вы видите пары словосочетаний с пропущенными орфограммами. Слайд 7
Запишем словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Заколю булавкой – закаляю здоровье
Острые мечи – футбольные мячи
Примерять костюм – примирять друзей
Посветить фонарем – посвятить песню
Слизать сметану – слезать с дерева
- Сделаем вывод. Почему в этих словосочетаниях пишутся разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (Ответ ученика). Верно, от значения слова, от лексического значения. Где в случае затруднения можно найти объяснения словам? (ответы детей). Верно, в толковых словарях – специальных справочных книгах со словарными статьями. Чуть позже мы поработаем с такими книгами.
- А давайте подумаем, только ли лексическое значение имеется у слова? (ответы детей)
Предлагаю для примера слово «лексика». Расскажите, пожалуйста, об этом слове как о части речи с характерными признаками.
(это сущ. ж.р., ед.ч., Им. п)
Приведите примеры существительных с такими же характеристиками (ответы детей)
- Итак, мы выяснили, что подобных слов очень много. Это обобщенное значение целого класса, т.е. грамматическое значение. Слайд 8
Значит, у слова помимо лексического значения имеется грамматическое значение.
- Физминутка. Слайд 9
Поднимает руки класс – это ... раз;
Покачалась голова – это ... два,
Кулочками покрути – это… три,
Руки в стороны пошире развернули на ... четыре,
С силой их к плечам прижать – это … пять.
Всем ребятам тихо сесть – это ... шесть.
- Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
- Ну что ж, а теперь потренируемся. Игра «Угадай-ка». Отгадайте слова по лексическому значению и запишите его, выделяя при этом орфограммы. Слайд 10
(учащиеся отгадывают слова, запись на доске и в тетрадях)
1. Поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам. (Путешествие)
2. Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности. (Иней)
3. Линия кажущегося соприкосновения неба и земной или водной поверхности. (Горизонт)
4. Вещи, груз пассажиров, упакованный для отправки, перевозки. (Багаж)
5. Коллективная поездка куда-нибудь с образовательной или познавательной целью. (Экскурсия)
6. Здание, в котором демонстрируется расположение и движение планет и других небесных тел. (Планетарий)
7. Группа специалистов, решающих вопрос о наградах в конкурсах, на выставках и т.д. (Жюри)
8. Сборник слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием. (Словарь)
-Ребята, молодцы, вы справились с этим заданием.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (по образцу)
- Ребята, как вы думаете, сколько слов в русском языке? (ответы детей)
- В русском языке около 500 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов.
Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).
Наша с вами задача – расширять словарный запас, совершенствовать свою речь.
Следующее задание для самостоятельного выполнения. Слайд 11
Определите лексическое и грамматическое значения предложенных слов. Запишите в тетрадь. В конце учебника на стр.175 находится толковый словарик. В него включено, конечно, совсем немного слов, но это слова, значения которых стоит запомнить. Это поможет вам при выполнении задания.
1 вариант – проталина, жокей.
2 вариант – вестибюль, циновка.
- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте записи по эталону Слайд 12 и оцените работу («+», если нет ошибок; «+ - , если одна -две ошибки, «-«, если задание не удалось выполнить)
- Этап включения в систему знаний и повторение.
- Ребята, вы молодцы. Заключительное упражнение №329. Прочитайте задание вслух. Вспомним, что такое распространенное предложение? (ответы детей)
Выполните самостоятельно.
- Проверим выполненное задание.
- Рефлексия (самооценка и оценка деятельности)
- Итак, ребята, подведем итоги. Какую тему мы сегодня изучили? Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Продолжите фразы.
Слайд 13.
- Мне было интересно…
- Я сегодня понял, что…
- Мне было трудно…
- Я научил(а)ся …
- А теперь оцените свою работу на уроке.
Слайд 14
- Если вам все удалось, вы усвоили тему, отметьте на полях !!!
Если у вас остались вопросы и не со всеми заданиями вы справились, то отметьте !?
Если вам было сегодня трудно, и вы не выполнили задания, то ваша отметка ???
- Поднимите руки, у кого !!!
Домашнее задание.
- Ребята, запишем домашнее задание. Слайд 15. Откройте, пожалуйста, дневники.
Домашнее задание:
1. выучить теорию по карточке;
2. упр. 331, упр. 332
3* на доп. оценку (1-2 чел.) приготовить сообщение на тему «История возникновения словарей», «Виды словарей» (с презентацией)
- Ребята, я очень рада, что наш урок прошел успешно. Вы меня порадовали, были активными и хорошо потрудились!
Получают оценку «5» …. Хорошо потрудились…., но не все ответы были точными, их оценка – «4».
Слайд 16
- Спасибо за вашу работу. Урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...