Программа кружка "Юный исследователь"
рабочая программа по русскому языку
Программа кружка "Юный исследователь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_yunyy_issledovatel.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СИТЬКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА» ВЕЛИЖСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета МБОУ «Ситьковская ОШ», протокол от 28.08.2017 №1 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Ситьковская ОШ» __________ А.В. Ковалев «___» ___________ 2017 г. |
Программа кружка
«Юный исследователь»
Сухорукова Дина Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ситьковская ОШ»
I. Пояснительная записка
Актуальность программы. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него универсальные учебные действия, развивать творческие способности учащихся. Одним из способов развития творческих способностей ученика является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности, развитие творческих способностей учащихся.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательных отношений (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
- Цель и задачи курса
Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности, развития их творческих способностей.
Задачи:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и творческие способности.
- Содержание программы
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по учебным предметам школьного учебного плана. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
Предлагаемый порядок действий:
1. Выбор тем (областей знания).
2. Сбор информации.
3. Выбор проектов.
4. Работа над проектами.
5. Презентация проектов.
Учитель организует выбор учениками предмета и темы исследования. Критерием выбора темы может быть желание ребёнка реализовать себя в каком-либо проекте, связанным с его интересами.
Источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии получение информации из Интернета.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация и т.д.
Работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
По окончании курса проводится публичная защита проекта, исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
- Особенности программы
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи развития творческих способностей учащихся. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Развитие творческих способностей детей.
- Специфика курса
Исследовательская деятельность не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем её относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий исследовательской деятельностью является её направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Практическая значимость проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Y. Место курса в учебном плане
В соответствии со школьным компонентом учебного плана МБОУ «Ситьковская ОШ» на внеурочную деятельность в 7-9 классах отводится 0,5 часа в неделю (17 часов в год). Программа рассчитана на изучение в течение двух лет.
YI. Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальную работу, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю во втором полугодии в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке. Исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д.
- Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация; проблемное обучение;
- моделирующая деятельность; поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- Требования к результатам по окончанию реализации программы
– иметь представление об исследовательской деятельности, проводить сбор и обработку информации, составлять доклад, готовить публичное выступление;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
- Тематическое планирование
2017/2018 учебный год (17 часов)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Что такое исследование? | 1 |
2 | Как выбрать тему исследования? | 2 |
3 | Учимся выбирать литературу (библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками») | 2 |
4 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | 3 |
5 | Составление аннотации к прочитанной книге. Картотека Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы | 3 |
6 | Индивидуальные творческие работы по выбранной тематике | 2 |
7 | Демонстрация творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей | 3 |
8 | Анализ исследовательской деятельности | 1 |
Всего | 17 |
2018/2019 учебный год (17 часов)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Цели и задачи исследовательской деятельности. Виды исследовательских работ, их сходства и различия. (Доклад, обзор, рецензия, стать, реферат, проект) | 1 |
2 | Основные понятия исследовательской деятельности (аспект, гипотеза, идея, категория, концепция, методология, научное познание, теория, факт). | 1 |
3 | Выбор темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость) | 1 |
4 | Основы библиотечно-библиографической грамотности (источник, оформление ссылок и списка литературы, архивные материалы и периодическая печать, достоверность, объективность и важность источников | 2 |
5 | Приемы хранения информации (тезисы, аннотация, цитирование, конспект, план) | 1 |
6 | Роль ИКТ в исследовательской деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете (возможности Word для хранения и обработки графической и текстовой информации) | 2 |
7 | Индивидуальные консультации 1. Обоснование темы и составление плана. 2. Работа с научной литературой и источниками (подбор, систематизация, прочтение). 3. Работа над содержанием работы и проведение опытов и экспериментов. 4. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию 5. Обработка результатов проведенного исследования 6. Использование различных технических средств для представления результатов работы (PowerPoint-презентация работы, таблицы, карты) 7. Подготовка и оформление презентации и доклада | 7 |
8 | Защита исследовательских работ | 2 |
Всего | 17 |
XI. Список литературы
Список используемой литературы для педагогов:
Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.
Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.
Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.
Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса «основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.
Список используемой литературы для учащихся и родителей:
Поддьянов А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А. Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 3. – С. 29-32.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.- 272с.
Савенков А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А. И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 61-66.
Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа « Школьник – исследователь»
Предлагаемая авторская программа нацелена на выявление и развитие исследовательских умений и навыков , грамотное и целесообразное сочетание их с общеучебными , сосредоточение их в процессе обучения по...
Программа кружка "Исследователи природы"
Кружок рассчитан для детей 11-15 лет...
Технологическая карта внеклассного занятия по программе "Я-исследователь"
Данная технологическая карта включает организационную структуру занятия "Исследование условий, необходимых для прорастания семян"....
Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса
Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следую...
Программа "Я-исследователь" (5-6 кл.)
Программа дополнительного образования для учащихся 5-6 классов первого года обучения.В основу положены материалы Савенкова для основной школы....
Рабочая программа "Я-исследователь 8 класс 2015-2016
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, для 8 классов. В программе отражены практические и проектные работы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный исследователь
Дополнительная общеразвивающая программа...