Материалы к уроку по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Материал включает в себя конспект урока и презентацию по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения". Презентация включает в себя теоретический материал и практический материал, который поможет провести первичное закрепление по предложенной теме урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spp_s_prid_sravneniya.doc | 56 КБ |
spp_s_prid_sravneniya_1szh.ppt | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения
Цель: формирование знаний об основных смысловых и структурных признаках сложноподчиненных предложений с придаточными сравнения
Задачи: сформировать лингвистические компетенции, пополнив знания о способах выражения сравнительных отношений;
научиться отличать сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения от сравнительных оборотов;
формировать коммуникативные компетенции
Оборудование: учебник, раздаточный материал, слайдовая презентация
Тип урока: урок объяснения нового материала
Формы организации урока: индивидуальная, групповая и коллективная
Методы: словесные, практические, частично - поисковый
Ход урока:
1.Вводно – мотивационный этап.
Сегодня мы продолжим изучение типов СПП и познакомимся с новым видом придаточных. Но вначале повторим то, что нам уже стало известно.
2.Актуализация опорных знаний.
Слайд 2.
Самостоятельная работа.
Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы, определите вид придаточного, постройте схемы.
И Таня входит в дом пустой где жил недавно наш герой. Солоха долго думала куда ей спрятать гостя. Едва девушка взялась за калитку родного дома силы покинули ее. Для того чтобы проложить тропку в глубоком снегу надо хорошо потрудиться. Гоголя мы узнаем в ту пору нашей жизни когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию.
3.Работа по теме урока
Рассказ о приемах сравнения (Слайд 3)
Способы выражения значения сравнения в русском языке.
Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения | Чем ближе к грязи человек, тем выше задирает нос. |
Наречие образа действия | Он поступил по-геройски |
Сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа | Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег |
Сочетание существительного и формы сравнительной степени прилагательного | Правда хорошо, а счастье лучше. |
Словосочетания типа похож (на кого?), подобен(чему), напоминает (что?), кажется (каким?) | Ива у реки кажется печальной |
Сравнительный оборот | Звезд этих в небе, как рыбы в прудах, хватит на всех с лихвою |
Учитель: Нам необходимо научиться различать простое предложение, осложненное сравнительным оборотом, и сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Давайте сравним два предложения: (Слайд 4)
Даль, как настоящий художник, успел сделать дело своей жизни.
Впереди виднелась белая пелена, будто река вышла из берегов.
Выделите грамматические основы.
Даль, как настоящий художник, успел сделать дело своей жизни.
Впереди виднелась белая пелена, будто река вышла из берегов.
Учитель: Что вы можете сказать об этих предложениях? Дайте характеристику этим предложениям.
Учитель: Таким образом, сравнительное придаточное предложение поясняет обозначенное в главном действие, состояние, предмет, признак через сравнение с другими действиями, предметами, признаками.
Сравнительный оборот — член простого предложения — имеет значение приблизительного сходства, образного сравнения. В предложении сравнительный оборот чаще всего является обстоятельством образа действия. Целесообразно повторить постановку запятой перед союзом как. Для этого предлагается таблица, в которой представ лены самые типичные случаи.
Учитель: Обратимся к расстановке знаков препинания в простом предложении со сравнительным оборотом и в сложноподчиненном предложении. (Слайд 5)
Запятая в сравнительном обороте перед союзом как | |
ставится | не ставится |
В простом предложении | |
1. Для выделения сравнительного оборота. Вода блестела, как чёрное стекло. 2. Если оборот можно заменить придаточным причины. Сосна, как дерево смолистое, почти не гниёт. 3. При вводном предложении. Завтра, как сообщили по радио, будет дождь. 4. В выражениях не что иное, как, не кто иной, как Дождь в шахте не что иное, как подпочвенная вода. Это пришел не кто иной, как наш новый приятель | 1. Если оборот является сказуемым или входит в его состав. Горы как пышные складки на богатой одежде земли. 2. Если оборот является устойчивым выражением. Береги мою сестру как зеницу ока. 3. Если оборот можно заменить оборотом со словом в качестве. Проводите меня через заставу как вашего слугу. 4. При двойном союзе как...,так и... Он не любил как физику, так и математику. |
В сложном предложении | |
1. Перед придаточным | Мы видели, как тлели угли костра. |
2. тогда как, словно как, между тем как перед всем сложным союзом в то время как В то время как все собрались пить чай в саду, Митенька незаметно ушёл. |
3. Закрепление.
А) Лингвистическая игра «Третье лишнее». Почему оно лишнее? (Слайд 6-8)
1. А. В долине неба синей – синей паслись, как овцы, облака.
В. Чем проще слово, тем оно точнее.
С. Льдины плыли и плыли, словно со всего моря стягивались в этот узкий пролив.
2. А. Благородство всем нравится, особенно если сопровождается скромностью.
В. Коль умеешь слушать правду, научись и говорить ее.
С. Чем человек умнее и добрее, тем более он замечает добра в людях.
3. А. В важных делах жизни надо спешить так, как будто бы от потери одной минуты должно было все погибнуть.
В. Дурные книжки могут так же испортить нас, как портят дурные товарищи.
С. Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.
Б) Объясните смысл записанных предложений.
Предложения для анализа: (Слайд 9)
1.Лучше замерзнуть на ходу, чем сгнить, сидя на месте.
2.Чем больше мы говорим о своих достоинствах, тем меньше в них верят.
3.Величие народа не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом.
В) Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите вид придаточного, составьте схемы.
Как хозяин прядильной мастерской, Анна Павловна одним словом или перемещением заводила равномерную, приличную разговорную машину. Он сказал это ласково и вкрадчиво, как говорят с детьми, когда их будят. Шел Самгин осторожно, как весною ходят по хрупкому люду. Дедушка пел так, как поет простой народ. Егорушка почувствовал, как воз покачнулся и заскрипел. Месяц еще не вставал и только две звездочки, как два спасительных маяка, сверкали на темно-синем своде. Встреча представителей двух дружественных держав, как сообщают корреспонденты, прошла в теплой непринужденной обстановке. Максим Горький, как гениальный художник, пользуется мировой славой. Полярное небо промелькнуло, как его и не было. Дождь лил как из ведра.
6.Обобщение материала
Ответьте на вопросы: (Слайд 10)
1.На какие вопросы отвечают придаточные сравнения?
2.Какими союзами они присоединяются к главному предложению?
3.К чему относятся данные предложения?
4.Их позиция по отношению к главному?
5.Какова роль придаточных сравнения в речи?
Проверьте себя: (Слайд 11)
1.Вопросы придаточных сравнения: Как? Подобно чему? Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?
2.Средства связи: союзы чем, как, будто, словно, точно, как бы, чем – тем, подобно тому как.
3.Придаточные сравнения относятся ко всему главному предложению.
4.Придаточные сравнения занимают любые позиции с предпочтением позиции после главного предложения.
5.Придаточные сравнения точнее, ярче, эмоциональнее выражают мысль говорящего.
7.Рефлексия (Слайд 12)
Обозначь свое участие в уроке.
1.Как еж в тумане к мишке шел, так я плутал по закоулкам темы.
2.Я был слепцом и вдруг прозрел, всё стало ясно и понятно.
3.Я в теме плавал (а), как рыба в воде, мне всё понятно и комфортно.
8.Домашнее задание (Слайд 13)
1. Стр. 100, упр. 161
2.Составьте 3 – 4 предложения, выразив в них сравнительные отношения любыми грамматическими средствами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. И ТАНЯ ВХОДИТ В ДОМ ПУСТОЙ ГДЕ ЖИЛ НЕДАВНО НАШ ГЕРОЙ. 2. СОЛОХА ДОЛГО ДУМАЛА КУДА ЕЙ СПРЯТАТЬ ГОСТЯ. 3. ЕДВА ДЕВУШКА ВЗЯЛАСЬ ЗА КАЛИТКУ РОДНОГО ДОМА СИЛЫ ПОКИНУЛИ ЕЕ. 4. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПРОЛОЖИТЬ ТРОПКУ В ГЛУБОКОМ СНЕГУ НАДО ХОРОШО ПОТРУДИТЬСЯ. 5. ГОГОЛЯ МЫ УЗНАЕМ В ТУ ПОРУ НАШЕЙ ЖИЗНИ КОГДА КАЖДАЯ СТРАНИЦА ЖИЗНИ РАВНОЦЕННА ДЛЯ НАС ПЕРЕЖИТОМУ СОБЫТИЮ.
Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Чем ближе к грязи человек, тем выше задирает нос. Наречие образа действия Он поступил по-геройски Сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег Сочетание существительного и формы сравнительной степени прилагательного Правда хорошо, а счастье лучше. Словосочетания типа похож (на кого?), подобен(чему), напоминает (что?), кажется (каким?) Ива у реки кажется печальной Сравнительный оборот Звезд этих в небе, как рыбы в прудах, хватит на всех с лихвою
ДАЛЬ, КАК НАСТОЯЩИЙ ХУДОЖНИК, УСПЕЛ СДЕЛАТЬ ДЕЛО СВОЕЙ ЖИЗНИ. ВПЕРЕДИ ВИДНЕЛАСЬ БЕЛАЯ ПЕЛЕНА, БУДТО РЕКА ВЫШЛА ИЗ БЕРЕГОВ.
Запятая в сравнительном обороте перед союзом как ставится не ставится В простом предложении 1. Для выделения сравнительного оборота. Вода блестела, как чёрное стекло. 2. Если оборот можно заменить придаточным причины. Сосна, как дерево смолистое, почти не гниёт. 3. При вводном предложении. Завтра, как сообщили по радио, будет дождь. 4. В выражениях не что иное, как, не кто иной, как Дождь в шахте не что иное, как подпочвенная вода. Это пришел не кто иной, как наш новый приятель 1. Если оборот является сказуемым или входит в его состав. Горы как пышные складки на богатой одежде земли. 2. Если оборот является устойчивым выражением. Береги мою сестру как зеницу ока. 3. Если оборот можно заменить оборотом со словом в качестве. Проводите меня через заставу как вашего слугу. 4. При двойном союзе как...,так и... Он не любил как физику, так и математику. В сложном предложении 1. Перед придаточным Мы видели, как тлели угли костра. 2. тогда как, словно как, между тем как перед всем сложным союзом в то время как В то время как все собрались пить чай в саду, Митенька незаметно ушёл.
А. В ДОЛИНЕ НЕБА СИНЕЙ – СИНЕЙ ПАСЛИСЬ, КАК ОВЦЫ, ОБЛАКА. В. ЧЕМ ПРОЩЕ СЛОВО, ТЕМ ОНО ТОЧНЕЕ. С. ЛЬДИНЫ ПЛЫЛИ И ПЛЫЛИ, СЛОВНО СО ВСЕГО МОРЯ СТЯГИВАЛИСЬ В ЭТОТ УЗКИЙ ПРОЛИВ.
А. БЛАГОРОДСТВО ВСЕМ НРАВИТСЯ, ОСОБЕННО ЕСЛИ СОПРОВОЖДАЕТСЯ СКРОМНОСТЬЮ. В. КОЛЬ УМЕЕШЬ СЛУШАТЬ ПРАВДУ, НАУЧИСЬ И ГОВОРИТЬ ЕЕ. С. ЧЕМ ЧЕЛОВЕК УМНЕЕ И ДОБРЕЕ, ТЕМ БОЛЕЕ ОН ЗАМЕЧАЕТ ДОБРА В ЛЮДЯХ.
А. В ВАЖНЫХ ДЕЛАХ ЖИЗНИ НАДО СПЕШИТЬ ТАК, КАК БУДТО БЫ ОТ ПОТЕРИ ОДНОЙ МИНУТЫ ДОЛЖНО БЫЛО ВСЕ ПОГИБНУТЬ. В. ДУРНЫЕ КНИЖКИ МОГУТ ТАК ЖЕ ИСПОРТИТЬ НАС, КАК ПОРТЯТ ДУРНЫЕ ТОВАРИЩИ. С. МЫ ВТРОЕМ НАЧАЛИ БЕСЕДОВАТЬ, КАК БУДТО ВЕК БЫЛИ ЗНАКОМЫ.
1.ЛУЧШЕ ЗАМЕРЗНУТЬ НА ХОДУ, ЧЕМ СГНИТЬ, СИДЯ НА МЕСТЕ. 2.ЧЕМ БОЛЬШЕ МЫ ГОВОРИМ О СВОИХ ДОСТОИНСТВАХ, ТЕМ МЕНЬШЕ В НИХ ВЕРЯТ. 3.ВЕЛИЧИЕ НАРОДА НЕ ИЗМЕРЯЕТСЯ ЕГО ЧИСЛЕННОСТЬЮ, ПОДОБНО ТОМУ КАК ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА НЕ ИЗМЕРЯЕТСЯ ЕГО РОСТОМ.
1. НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЮТ ПРИДАТОЧНЫЕ СРАВНЕНИЯ? 2. КАКИМИ СОЮЗАМИ ОНИ ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ К ГЛАВНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ? 3. К ЧЕМУ ОТНОСЯТСЯ ДАННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ? 4. ИХ ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ГЛАВНОМУ? 5. КАКОВА РОЛЬ ПРИДАТОЧНЫХ СРАВНЕНИЯ В РЕЧИ?
1.ВОПРОСЫ ПРИДАТОЧНЫХ СРАВНЕНИЯ: КАК? ПОДОБНО ЧЕМУ? КАК ЧТО? КАК КТО? ЧЕМ ЧТО? ЧЕМ КТО? 2.СРЕДСТВА СВЯЗИ: СОЮЗЫ ЧЕМ, КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, КАК БЫ, ЧЕМ – ТЕМ, ПОДОБНО ТОМУ КАК. 3.ПРИДАТОЧНЫЕ СРАВНЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ. 4.ПРИДАТОЧНЫЕ СРАВНЕНИЯ ЗАНИМАЮТ ЛЮБЫЕ ПОЗИЦИИ С ПРЕДПОЧТЕНИЕМ ПОЗИЦИИ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 5.ПРИДАТОЧНЫЕ СРАВНЕНИЯ ТОЧНЕЕ, ЯРЧЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНЕЕ ВЫРАЖАЮТ МЫСЛЬ ГОВОРЯЩЕГО.
ОБОЗНАЧЬ СВОЕ УЧАСТИЕ В УРОКЕ. 1.КАК ЕЖ В ТУМАНЕ К МИШКЕ ШЕЛ, ТАК Я ПЛУТАЛ ПО ЗАКОУЛКАМ ТЕМЫ. 2.Я БЫЛ СЛЕПЦОМ И ВДРУГ ПРОЗРЕЛ, ВСЁ СТАЛО ЯСНО И ПОНЯТНО. 3.Я В ТЕМЕ ПЛАВАЛ (А), КАК РЫБА В ВОДЕ, МНЕ ВСЁ ПОНЯТНО И КОМФОРТНО.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. СТР. 100, УПР. 161 2.СОСТАВЬТЕ 3 – 4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЫРАЗИВ В НИХ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЛЮБЫМИ ГРАММАТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация "Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными"
В презентации собран дидактический материал, необходимый для проведения урока...
Урок повторения сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (с использованием ЦОР).
Аннотация урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». Урок проводится после изучение всех видов придаточных обстоятельственных . Я, Марданова Алсу Шамил...
Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными"
Данный урок используется для закрепления изученного материала. В качестве приложения применяется презентация...
Презентация. Материалы к уроку. Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными.
Презентация может быть использована при подведении итогов урока русского языка в 9 классе "СПП предложения с придаточными обстоятельственными"....
Открытый урок русского языка по теме: "Придаточные предложения сравнения".
Конспект открытого урока русского языка по теме: "Придаточные предложения сранения"....
Открытый урок русского языка "СПП с придаточными сравнения"
урок в 9 классе...
Методическая разработка по теме «Cложноподчинённые предложения с придаточными сравнения и уступки»
Разработка технологической карты урока, посвящённая изучению сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными (сравнения и уступки) в 9 классе....