Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Данный урок используется для закрепления изученного материала. В качестве приложения применяется презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-praktikum_slozhnopodchinyonnye_predlozheniya.doc | 53 КБ |
slozhnopodchinyonnye_predlozheniya.ppt | 204 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
Урок-практикум
по теме
«Закрепление изученного о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными»
Учитель русского языка
и литературы
Вакина Юлия Александровна
г. Сергиев Посад
2008 год
Цели и задачи урока:
Познавательные:
1. Повторить различные орфографические и пунктуационные знания.
2. Повторить орфоэпические нормы русского литературного языка с учётом вариантов произношения.
3. Провести текстоведческий анализ (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений, языковые и речевые средства, строение текста).
Практические:
1. Закрепить старое умение отличать простое предложение от сложного, различать сложноподчинённое предложение от сложносочинённого.
2. Закрепить умение определять способы и средства связи частей сложного предложения, строить схемы, соблюдать пунктуационные нормы на письме, понимать различия союзов и союзных слов.
3. Закрепить знания о сложноподчинённых с придаточными определительными и изъяснительными, уметь их различать, определять границы придаточных предложений, использовать союзы и союзные слова при конструировании сложноподчинённых предложений, строить схемы сложноподчинённых предложений с придаточными определительными и изъяснительными, подбирать к предложениям с обособленными определениями их синтаксические синонимы – сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
Общепредметные:
1. Воспитывать интерес к русскому языку, речевой культуре с помощью содержания текста Д.Лихачёва «Неряшливости в языке», а также на содержательном материале отдельных предложений, используемых на уроке.
2. Развивать логическое, образное, аналитическое мышление, память ( слуховую, зрительную, механическую)
3. Совершенствовать речевую компетентность.
4. На примере выдающейся личности воспитывать интерес к культуре общения, способность самоутверждения.
Оборудование урока: Карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки, раздаточный материал (текст, тестовые задания), учебник, тетрадь, использование ИКТ.
Ход урока
1. Организационный момент. Целевая установка. (Вступительное слово учителя).
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Даром время не терять!
Учитель сообщает учащимся цели урока.
2. Проверка домашнего задания.
Два ученика у доски выписывают номера предложений из домашнего упражнения с изъяснительными и определительными придаточными.
Третий ученик у доски расставляет ударение в словах (орфоэпическая разминка).
Ошибка в ударении граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
Учитель работает с классом: «С какими орфограммами вы встретились, раскрывая скобки при выполнении домашнего упражнения?»
(Одновременно три ученика выполняют задание на карточках).
- проверка выполненных заданий у доски (сигнальные карточки, мультимедийный проект).
3. Блиц-опрос (фронтально)
Соберись, не зевай
И скорее отвечай!
Вопросы:
- что называется сложным предложением?
- на какие группы делятся все сложные предложения?
- что называется сложносочинённым предложением?
- что такое сложноподчинённое предложение?( Назови его отличительные признаки)
- какова роль указательных слов?
- какое место по отношению к главному может занимать придаточное?
- как схематически изображаются части сложноподчинённого предложения?
- какие средства связи используются в сложноподчинённых предложениях? (назови их отличия)
- на какие группы по значению делятся сложноподчинённые предложения?
- что называется придаточным определительным?
- назови отличительные признаки придаточного изъяснительного.
4. Закрепление изученного. Выполнение заданий.
Тестовый контроль (мультимедийный проектор)
На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно!
Взаимопроверка ответов теста.
- Ребята, какой темой объединялись предложения? Почему?
(Связь с акцией «Чистое слово»
Эту же тему мы продолжим в следующем задании.
5. Работа у доски. Игра-соревнование (дуэль). Актуализация умений стоить схемы сложноподчинённых предложений.
1) Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки.
2) Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь.
3)Важно показать, что русский язык – один из развитых языков мира.
4) Академик Лихачёв полагал, что в основе любых жаргонных выражений лежит слабость.
5) Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание сказок.
6) Наш язык – важнейшая часть нашего поведения. (Назови третьего лишнего).
6. Конструирование предложений, подбор синтаксических синонимов. (Работа с учебником, упражнения №39 и №54 по вариантам). Письменно.
7.Грамматическая разминка. Исправление ошибок, связанных с нарушением структуры предложения. (Нарушение порядка следования частей, отрыв придаточной части от определяемого слова).
1) Которые ещё не сдали деньги на билеты, сдайте.
2) А мальчики вернулись, которые ходили в поход?
3)Я все задания выполнил, которые нам задали.
Мультимедийный проектор.
8. Подведение итогов на данном этапе:
- о каких предложениях шла речь на протяжении урока?
- в чём отличие придаточных определительных от изъяснительных?
Чтобы упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание:
1.На изученную тему из романа Лермонтова «Герой нашего времени» девочки выписывают 5 СПП с придаточным определительным; мальчики – 5 СПП с придаточным изъяснительным.
2. Написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Наш язык – важнейшая часть нашего поведения»
9. А сейчас, ребята, оставшуюся часть урока мы посвятим подготовке к экзамену в новой форме (внимание на экран)
Текст проецируется на экран, также на парте у каждого.
Работа с текстом:
- выразительное чтение вслух
- докажите, что это текст
- какой теме он посвящён?
- как можно озаглавить?
- какие проблемы затронуты автором?
Ребята, внимательно ещё раз прочитайте текст и выполните самостоятельно задания к тексту, правильный ответ обведите кружком (помните, что из 4-х предложенных ответов только 1 – правильный). Подобные задания встретятся вам на экзамене.
(Можно назначить консультантов-помощников для отстающих)
Сдайте листочки. Урок окончен!
Приложение
Вопросы, представляемые через мультимедиа проектор.
1. Укажи сложное предложение:
А) С помощью языка ребёнок постигает мир.
Б) Первый и самый важный предмет в школе – это родная речь.
В) Благодаря языку благодаря лучшим его произведениям каждый из нас познает себя через других и каждый постигает законы человеческой жизни.
2. Найди сложноподчинённое предложение:
А) С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека непрерывно связана с языком.
Б) Через слово человек впервые узнает о том чего ещё не видели его глаза.
В) Ребёнок ещё не научился как следует говорить а его чистый слух уже ловит журчанье сказок и колыбельных песенок.
3. Найди СПП в котором придаточное стоит перед главным:
А) Что русский язык – один из богатейших языков в мире в этом нет никакого сомнения.
Б) Русский язык чрезвычайно богат гибок и живописен для выражения простых естественных понятий.
В) Мы живём в такое время когда без овладения научными знаниями невозможно элементарная культура человека.
4. Найди СПП, в котором придаточное стоит в середине главного:
А) Чтение не может быть лёгкой и приятной игрой которая доставляет только наслаждение.
Б) Чтобы воспользоваться всеми сокровищами языка нужно хорошо знать его.
В) Язык которым Российская держава великой части света повелевает имеет природное изобилие красоту и силу.
5. Найди СПП с придаточным определительным:
А) Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
Б) Лермонтов создал новый литературный язык который сочетал в себе книжнославянские слова с народно-разговорной речью.
В) Человек мыслит делает обобщения выводы для того чтобы быть понятым.
6. Найди СПП с придаточным изъяснительным:
А) О развитости языка о его богатстве говорят ресурсы которые заложены в языке.
Б) О богатстве языковых средств говорит также развитая система частей речи широкие возможности словообразования.
В) Все приведённые примеры говорят о том что русский язык дает неограниченные возможности передавать мысли и чувства.
7. Найди предложение, в котором что – союз:
А) Мы знаем что ныне лежит на весах и что совершается ныне.
Б) Оттого и дороги мне люди что живут со мною на земле.
В) Все понимают что сейчас решается судьба страны.
ОТВЕТЫ:
1. В 4. В
2. Б 5. Б
3. А 6. В
7. В
Избегай ошибок, связанных:
- с нарушением порядка следования частей в сложноподчинённом предложении;
- с отрывом придаточной части от определяемого слова.
Исправь ошибки:
1. Которые ещё не сдали деньги на билеты, сдайте до трех часов.
2. Я все задания выполнил, которые нам задали.
3. А мальчики вернулись, которые ходили в лес?
(1)Есть разного рода неряшливости в языке человека…
(2)Грубость в языке – распространённейшее явление. (3)Оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (4)Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (5)Я уже не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. (6)Грубо, цинично, иронически выражаются люди по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют их. (7)Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. (8)В основе любых жаргонных циничных выражений лежит слабость.
(9)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, ругаться, не будет употреблять жаргонных слов, так как уверен, что это слово и так весомо.
(10)Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (11)И по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем мы имеем дело, определить степень интеллигентности человека или его «закомплексованности».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "СПП с придаточными определительными и изъяснительными. Закрепление"
Тема урока : «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными». Закрепление.Цель урока: Создание условий для развития предметных и универсальных учебных действий ...
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными".
Тип урока: закрепление изученного материала. Цель урока: закрепить полученные знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными....
Презентация "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"
Презентация для закрепления темы "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"...
СПП с придаточными определительными и изъяснительными
СПП с придаточными определительными и изъяснительными...
Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными и изъяснительными. ( 9 класс)
Цель: обобщить и закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении данной темы.Задачи: научиться находить придаточные определительные и изъяснительные в СПП; определять...
Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»
Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»...
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными...