Конспект урока "Бессоюзное сложное предложение", 9 класс, глухие дети
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Конспект предназначен для проведения урока для глухих обучающихся 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bsp_otkrytyy_urok.docx | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка
Тема: Бессоюзное сложное предложение (БСП)
Дата: 15.03.2019 г.
Учитель: Малахова Олеся Владимировна
Место проведения: МКОУ «Школа-интернат № 32»
Класс: 9 класс I вид (второй год обучения)
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
формирование понятия о бессоюзном сложном предложении;
формирование навыка отличия бессоюзного сложного предложения от союзных сложных предложений путём выполнения упражнений на сравнение лингвистических задач;
формирование умения устанавливать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
совершенствование навыков анализа и систематизации языкового материала; развитие способности к саморегуляции и самоконтролю;
коррекция звуков [з], [с], [ж];
развитие речи учащихся, навыка составления грамотного устного высказывания, обогащение их словарного запаса;
воспитание умения работать в коллективе, группе.
Методы: фронтальная работа, графический диктант, сравнение лингвистических конструкций, вычленение главного, самостоятельная работа, метод утверждений, обобщение.
Оборудование: интерактивная доска, меловая доска, карточки, раздаточный материал, экран.
ХОД УРОКА
Организационное начало урока.
- Сядьте удобно.
- Говорите хорошо.
- Слушайте внимательно.
Экран. – Вы слышите хорошо? (да, хорошо; я слышу хорошо)
Экран. – Поздоровайтесь. (здравствуйте, добрый день)
Экран. – Какой сейчас урок? ИМЯ (Сейчас урок русского языка)
Экран. – Спросите, что будем делать на уроке. ИМЯ. (Олеся Владимировна, что будем делать на уроке?)
Экран. – Будем говорить хорошо, слитно, с ударением. ИМЯ
Экран. – Будем писать графический диктант. ИМЯ
Экран. – Будем изучать новую тему. ИМЯ
Экран. – Будем отдыхать. ИМЯ
Экран. – Будем выполнять упражнение. ИМЯ
Экран. – Будем выполнять самостоятельную работу. ИМЯ.
Экран. – Будем закреплять новую тему. ИМЯ
Экран. – Будем подводить итог урока. ИМЯ
- Молодцы.
Фонетическая зарядка.
А сейчас будем говорить хорошо, слитно, с ударением. Что будем делать? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.
- Следим сегодня за звуками [с], [з], [ж].
-Читаю я, читаем вместе, когда читает кто-то один – ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.
Предложение, сложное предложение, сочинительная связь, подчинительная связь. РАСШИФРУЙ: ССП, СПП.
- Что мы делали? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.
- Как ты говорил? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.
- Как говорил … ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.
- Молодцы. В течение урока стараемся говорить хорошо, слитно с ударением.
Повторение изученного материала.
- Будем писать графический диктант.
- Что будем делать? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.
На столах карточки с таблицей и 10-ю предложениями. Нужно распределить их в порядке графика
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
ССП | ||||||||||
СПП |
1. Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается в гору.
2. Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
3. Поезд вышел в луга, и стал виден во всю ширь тихий закат.
4. Когда мы достигли вершины горы, солнце уже стало подниматься.
5. Ветер уже дышал дождевой влагой, а через минуту скупой и редкий пошёл дождь.
6. Белые тучи клубились и снежно блестели, но чёрная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью.
7.Ей снится, будто бы она поёт.
8. Домик, куда меня привели, был небольшой и уютный.
9. Рано утром в саду запел соловей, а от пруда послышалось кваканье лягушек.
10. Дождь продолжал хлестать, поэтому я сильно продрог.
- Поменяйтесь тетрадями. Сверим по слайду.
- ИМЯ, как выполнил работу ИМЯ? У него есть ошибки? (да, у ИМЯ 1 ошибка, Нет, у ИМЯ нет ошибок) …
- Хорошо, ребята. Молодцы.
- Скажите, что вы знаете о ССП? О СПП?
Сложносочинённое предложение – сложное союзное предложение с сочинительной связью.
Сложноподчинённое предложение – сложное союзное предложение с подчинительной связью.
- Молодцы! Что мы делали? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ
- Как вы говорили?
Изучение новой темы.
- ЭКРАН. Будем изучать новую тему.
- Что будем делать? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.
- Сравните на доске два предложения. Чем они отличаются?
1)Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
2) Прозрачный лес чернеет, ель сквозь иней зеленеет, речка подо льдом блестит.
- В первом предложении есть союз, а во втором нет союза.
- Эти предложения простые или сложные? ИМЯ
- Как называется сложное предложение с союзом? ИМЯ
- Как вы думаете, а как называется сложное предложение без союзов? ИМЯ
- Верно, ребята. Мы сегодня будем говорить о бессоюзных сложных предложениях. ЧИТАЕМ ТЕМУ ВСЕ ВМЕСТЕ.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Бессоюзное сложное предложение (БСП)».
- Посмотрите карточку. Здесь дано определение бессоюзного сложного предложения. Прочитайте его. Подчеркните ключевые (главные) слова.
Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.
СНАЧАЛА ЧИТАЕТ ОДИН ПОЛНОСТЬЮ, ЧЕРЕЗ МИНУТУ – ВТОРОЙ ПО КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ + ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ
- Ребята, как вы думаете, зачем нам надо изучать бессоюзные сложные предложения? ИМЯ
- Хорошо, ребята. Молодцы. Всё верно.
- Что мы сейчас делали? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.
Физминутка.
- ЭКРАН. Будем отдыхать.
- Что будем делать? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛУХИХ.
- Что мы делали? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.
Работа по теме урока.
- ЭКРАН. Будем выполнять упражнение.
- Давайте повторим: как соединены части сложного бессоюзного предложения.
- Верно, ребята.
- На доске записаны значения смысловых отношений в БСП. Прочитаем:
причина, пояснение, перечисление, дополнение, противопоставление, время, условие, следствие.
- На доске будут появляться бессоюзные сложные предложения, спишите их, определите в каждом предложении смысловое значение предложения, назовите знак препинания между частями.
ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ РЕБЯТА ЧИТАЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, НАЗВАЮТ СВЯЗЬ и ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ (ВЕРНО, НЕВЕРНО, ОШИБКИ). УЧИТЕЛЬ ПРИКРЕПЛЯЕТ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ К КАЖДОМУ ВИДУ НА ДОСКУ
Причина :
Пояснение :
перечисление , ;
дополнение :
противопоставление -
время -
условие -
следствие –
1. В саду на деревьях сидели снегири, в беседке под крышей поселились ласточки. (значение перечисления событий)
2. Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях.
(вторая часть объясняет причину названного в первой (почему?)
3. Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (вторая часть поясняет содержание первой (на чём именно?)
4. Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав. (вторая часть дополняет смысл первой (что я чувствую?)
5. Жара усиливалась – становилось тяжело. (вторая часть содержит следствие из того, о чем говорит первая часть)
6. Смелые побеждают – трусливые погибают. (части противопоставлены)
7. Лес рубят – щепки летят. (первая часть указывает на время происходящего во второй части (когда)
8. Будет завтра хорошая погода – пойдем в лес. (первая часть указывает на условие того, о чем говорится в первой)
- Какие знаки препинания ставятся в БСП? (, : ; - КТО-ТО ОДИН ПОЛНЫМ ОТВЕТОМ)
- От чего зависит выбор знака? ИМЯ
- Что мы делали? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ
- Как вы говорили?
Самостоятельная работа.
- ЭКРАН. Будем выполнять самостоятельную работу. В карточках даны предложения, определить их смысловые отношения.
- На языке мёд – на сердце лёд. ________________________________________
- Вьюга воет, снег идёт, ничего не видно ________________________________
- Ехал сюда – трава начинала желтеть. __________________________________
- Печален я: со мною друга нет. ________________________________________
- Будет завтра снег – поедем кататься на лыжах. __________________________
- Что мы делали? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.
Закрепление новой темы.
- ЭКРАН. Будем закреплять новую тему.
- Что будем делать? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.
- На интерактивной доске читаем утверждение и говорим верно или неверно. Если неверно, объясняем, почему.
- Сложное предложение может быть союзным и бессоюзным? (да, верно, правильно).
- Части бессоюзного сложного предложения отделяются друг от друга на письме только запятой или точкой с запятой (нет, ещё тире и двоеточием).
- Постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении зависит от смысловых отношений между частями предложения (да, верно, правильно).
- Части бессоюзного сложного предложения связаны между собой союзами и союзными словами (нет, неверно, части связаны при помощи смысловых отношений и интонации).
Молодцы, ребята!
- Что мы делали?
- Как вы говорили?
Итог урока.
- Будем подводить итог урока.
- Что будем делать? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.
- Что вы делали на уроке? (говорили хорошо, слитно, с ударением; изучали новую тему; выполняли упражнение; отдыхали; закрепляли новую тему)
- Какую тему сегодня изучали? (Мы изучали бессоюзное сложное предложение)
- Что нового сегодня узнали? ИМЯ.
- Как вы сегодня говорили? (говорили хорошо, много, полными ответами)
- Как вы сегодня работали? (активно, дружно, старались)
- Послушайте отметки.
Домашнее задание: в карточке.
Списать предложения, определить смысловые отношения (причина, пояснение, перечисление, дополнение, противопоставление, время, условие, следствие).
1.Не пугай, зима: весна придёт.
2. Я знаю: в вашем сердце много гордости и чести.
3.Солнце скрылось, ночные тени надвинулись со стороны леса.
4.Было решено: в гости уезжаем завтра.
5.Корень учения горек - плод его сладок.
6.Растает последний снег - пробьётся первая травка.
7.Начинается ветер - будет гроза.
8. Птицы улетают на юг; прощаясь, они громко кричат.
Повышенный уровень: придумать 2 бессоюзных сложных предложения со смысловым значением времени/противопоставления, условия/следствия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока "Сложное предложение"
Конспектоткрытого урока в 9 «А» классе(с углубленным изучением русского языка)по теме «Сложное предложение. Повторение изученного»...
План-конспект урока "Сложные предложения с разными видами связи"
Развернутый конспект урока по теме "Сложные предложения с разными видами связи" в 9 классе. Педназначен для закрепления изученного материала....
Конспект урока: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них
Цели: закрепление изученного по теме урока;нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;составление схем СП;построение сложных синтаксических конструкций (ССК);применение ССК в собственной...
Конспект урока Сложное предложение
Конспект урока Сложное предложение...
конспект урока "Сложное предложение и его виды" 6 класс
Конспект урока ФГОС в 6 классе по УМК Львовых...
Конспект урока Русского языка Золотая и поздняя осень 2 класс глухих детей (вариант 1.2)
Тема урока: «Золотая и поздняя осень».Цель урока: продолжать формировать умение аргументированно отвечать на поставленный вопросЗадачи:Предметные:-продолжать знакомить учащихся с нов...
Конспект урока"Сложные предложения"
конспект урока"Сложные предложения"...