Урок русского языка в 6 классе по теме "Обобщение изученного об имени прилагательном"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Архипова Елена Алексеевна

Разработка урока и презентация. Материал к уроку подобран на основе информации о декоративно-прикладных промыслах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Ряжская средняя общеобразовательная школа №2»

План – конспект урока по русскому языку в

 6 классе

Русь деревянная

                                                                                          Учитель русского

языка и литературы

                                                                                     Архипова Е.А.

Ряжск - 2012

Цель: повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

Задачи:

  • знакомство с народными промыслами;
  • развитие кругозора;
  • развитие орфографической зоркости;
  • воспитание чувства патриотизма;
  • формирование социальных компетенций.

Оборудование:

выставка книг о народных промыслах, наборы открыток, предметы народных промыслов, презентация, компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

1. Сообщение темы и цели урока.

 - Ребята, сегодня на уроке мы займёмся повторением по теме «Имя прилагательное».

  Давайте вспомним всё, что мы знаем об этой части речи?

  Что нового мы изучили о прилагательном в этом году?

   Обо всём мы будем говорить на уроке. Но это будет не просто урок-повторение, а урок-путешествие в пространстве и времени по нашей родине – России.

   Итак, в добрый путь!

2. Вступительное слово учителя.

 - Откроем тетради, запишем число и классная работа. А тема нашего урока:

Русь деревянная.

 - Посмотрите, уже в названии нашей темы мы встречаем орфограмму. Какую? (Ученики выделяют орфограмму и объясняют правописание)

   Тема нашего урока таинственна и проста, как сама наша Родина.

   Учитель читает стихи:

Здесь медленны реки,

Туманны озёра,

И всё уползает от беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

 Наполнилось  сердце.

3. Синтаксическая пятиминутка.

 - Выполним синтаксический разбор первого предложения из стихотворения.

 - Чем выражено сказуемые?

 - Объясните правописание нн в этих прилагательных. Графически отметьте.

4. Мы отправляемся в путешествие, а эпиграф его таков:

«Красоты небывалой виденье». (Р.Рождественский)

 - Запишем эпиграф в тетради. (Учитель знакомит детей с правилами оформления эпиграфа)

 - Скажите, а кто, по вашему мнению создаёт эту «небывалую красоту»?(Люди, народ)

5. Основная часть урока.

 - Запишем под диктовку предложение:

  Живут на обыкновенной русской земле необыкновенные люди, живут и жили люди, которые оставляют для других красоту.

 - Выделяем орфограммы, объясняем правописание.

 - А.М.Горький говорил: «Человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремиться вносить в свою жизнь красоту».

 - Об этой красоте, оставленной для нас с вами, и поговорим. Не зря я упомянула имя А.М.Горького. Он родился именно в том городе, о котором мы будем говорить – в Нижнем Новгороде. Одно время этот город носил имя Горького.

 - Давайте образуем от названия этого города название области:

Нижегородская область.

  Именно здесь с древних времён расположились поселения, где люди занимаются деревянным промыслом. Запишем это словосочетание:

Деревянный промысел.

 - А селения называются так: (записывают в столбик названия населённых пунктов):

Полхов Майдан

Крутец

Городец

Семёнов

Хохлома

 - Образуйте от названий этих населённых пунктов прилагательные. Объясните их написание. Определите разряд прилагательных.

  А теперь познакомимся с каждым из этих промыслов.

Полхов-Майданский промысел.

  Рассказ учителя.

  Художницы этого промысла используют мало цветов: синий, жёлтый, красный и чёрный. Запишите эти цвета. Определите разряд.

 Но художницы смешивают краски и получают множество новых цветов:

Жёлтый с синим – получается сине-зелёный (запишем);

Жёлтый с красным – оранжевый; а если ещё добавить красного, получится малиновый, густо-розовый.

   В этом селе делают матрёшки. Все элементы рисунка обводят чёрным цветом, а притыкиванием рисуют чёрносмородинные кисти. (Запишем это словосочетание и объясним правописание).

  Запишем предложение:

  Майданцы строго соблюдают старинные традиции.

Крутцовский промысел

(Объясните правописание суффикса)

  Село Крутец расположено совсем рядом с Полховым Майданом. Запишите предложение:

  В Крутце мастера совместили старинное с современным и получили интересное и оригинальное искусство.

 - Выполните синтаксический разбор этого предложения.

 - Как образовались существительные старинное и современное? (Переход одной части речи в другую)

 - Подберите синоним к слову оригинальное.

 Запишите предложение:

  Старейший мастер крутцовского промысла – Егор Петрович Мешалкин.

  Дети выполняют синтаксический разбор предложения, морфологический разбор прилагательного старейший.

 Старейший – прилаг.

1. Мастер (какой?) старейший.

 Н.ф. – старый.

2. Пост.пр.: качеств.; непост.пр.: простая превосходная степень, м.р., ед.ч., И.п.

3. Мастер (какой?) старейший.

6. Физкульминутка.

Мы весёлые матрёшки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пёстрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сёстры,

Ладушки, ладушки.

7. Продолжение о промыслах.

Городецкий промысел

Объяснение правописания суффикса прилагательного.

 Рассказ о нём.

  Но больший восторг вызывает Хохлома.

Хохломской промысел.

  Этот промысел известен с 17 века.

  Запишите предложение под диктовку:

  Сверкающая золотом деревянная посуда возами распродавалась на Макарьевской и Нижегородских ярмарках. (Объясните правописание суффиксов)

  Художники выработали только им присущую технологию. Она дошла до наших дней.

  Запись под диктовку:

  Берёзовые и липовые чашки, миски просушивают, покрывают жидкой глиной, промазывают льняным маслом, закаливают в печи, кроют олифой или лаком.

  Потом покрывают серебряным порошком. По этому фону масляными красками наносят узоры, покрывают лаком и ставят в печь.

 - Объясните правописание суффиксов.

 - Найдите в тексте относительные прилагательные.

  Сообщение учителя:

  При определённой температуре лак желтеет и темнеет. А серебро «превращается» в золото.

  Таинство превращения деревянной вещи в золотую совершилось.

8. Лексическая работа.

  Ложки – ещё и музыкальный инструмент.

  Вспомните, что такое фразеологический оборот?

  Какие фразеологизмы возникли в речи мастеров?

9. Под диктовку:

  В этом особом, прекрасном мире нет места некрасивому, несущественному, неинтересному.

 - Объясните правописание не с прилагательными.

2 урок.

1. Учитель читает текст:

  Русь деревянная… Деревянная? Но почему же? Каменная, железобетонная, кирпичная, крупноблочная, стальная! Стекло, алюминий, пластик.

  Теперь наш рассказ о русской народной архитектуре, о её памятниках, о драгоценном наследии минувших веков и о безызвестных крестьянских зодчих, которые воздвигали удивительные здания.

  В горделивых и величавых храмах, в избах, словно сошедших со страниц любимых сказок, русский крестьянин выражал своё представление о прекрасном. «Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания»,  - писал Гоголь.

2. Выборочно-распределительный диктант. (Разряды прилагательных, объяснение орфограмм)

3. Письмо по памяти.

Коль помянуть кого хотим

Мы не добром,

Честим его дела:

Топорная работа!

Но есть в Кижах собор.

Он срублен топором,

И меркнет перед ним

Любая позолота.

 - Беседа по содержанию стихотворения.

 - Словарная работа:

Подберите синоним к слову честим – ругаем; топорная работа – грубая работа; меркнет – тускнеет; позолота – золотая краска.

 - Прочитайте текст повторно.

 - Запишите текст по памяти.

4. Деревянное зодчество – архитектура.

  Древних зодчих называли древодели.

  Почему?

  Почему для России характерны деревянные промыслы?

  Посмотрите на храм в Кижах.

Онего сердито, и волны свежи, -

Но солнце из сини в туманной

Прорвалось – и встали в сияньи Кижи

Узором резьбы деревянной.

5. Запишите предложение:

  Всё было деревянным: и посуда, и мебель, и утварь, и дома, и храмы.

 - Составьте схему предложения.

 - Устно охарактеризуйте предложение.

6. Работа с текстом.

  Я вид.л Кижи ноч.ю, Кижи, залитые со.нцем, выделяющиеся своим силуэтом на фоне вечерн.. неба. Ни один памятник архитектуры (не)был изображён жив.писцами столько раз, сколько Кижи…

  Кижи – это величав.. поступь петровск.. ратников.

  Кижи – зав.щание потомкам, нака. любить свою стр.ну.

  Кижи – это бе.смертная  Древн.. Русь, художестве(н,нн)ое прошлое, ж.вущ.. в настоящем.

 - Чтение текста вслух.

 - Спишите текст, вставьте пропущенные буквы.

Проверка:

  • Объясните правописание окончаний прилагательных;
  • Суффиксов;
  • Непроизносимых согласных;
  • З,с на конце приставок;
  • Не с глаголами;
  • Объясните постановку тире в предложениях;
  • Найдите сложное существительное, состоящее из двух корней.
  • Произведите фонетический разбор слова свою;
  • Произведите морфемный и словообразовательный разбор слова бессмертная.

7. Итог урока.

 Рефлексия.  

8. Домашнее задание: подбирать материал к сочинению «Описание игрушки».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в классе СКК по теме" Три склонения имени существительного"

Урок закрепления знаний по теме "Склонение имен существительных"  в 7 классе КРО....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...

открытый урок .русский язык 6 класс «Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

План-конспект урока«Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные» по русскому языку  6 класс...