Урок русского языка в 6 классе по теме "Обобщение изученного об имени прилагательном"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
Разработка урока и презентация. Материал к уроку подобран на основе информации о декоративно-прикладных промыслах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_derevyannaya_obobshchenie_po_teme_prilagatelnoe.doc | 135 КБ |
rus_derevyannaya1.ppt | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Ряжская средняя общеобразовательная школа №2»
План – конспект урока по русскому языку в
6 классе
Русь деревянная
Учитель русского
языка и литературы
Архипова Е.А.
Ряжск - 2012
Цель: повторение изученного по теме «Имя прилагательное».
Задачи:
- знакомство с народными промыслами;
- развитие кругозора;
- развитие орфографической зоркости;
- воспитание чувства патриотизма;
- формирование социальных компетенций.
Оборудование:
выставка книг о народных промыслах, наборы открыток, предметы народных промыслов, презентация, компьютер, проектор, экран.
Ход урока:
1. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы займёмся повторением по теме «Имя прилагательное».
Давайте вспомним всё, что мы знаем об этой части речи?
Что нового мы изучили о прилагательном в этом году?
Обо всём мы будем говорить на уроке. Но это будет не просто урок-повторение, а урок-путешествие в пространстве и времени по нашей родине – России.
Итак, в добрый путь!
2. Вступительное слово учителя.
- Откроем тетради, запишем число и классная работа. А тема нашего урока:
Русь деревянная.
- Посмотрите, уже в названии нашей темы мы встречаем орфограмму. Какую? (Ученики выделяют орфограмму и объясняют правописание)
Тема нашего урока таинственна и проста, как сама наша Родина.
Учитель читает стихи:
Здесь медленны реки,
Туманны озёра,
И всё уползает от беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
3. Синтаксическая пятиминутка.
- Выполним синтаксический разбор первого предложения из стихотворения.
- Чем выражено сказуемые?
- Объясните правописание нн в этих прилагательных. Графически отметьте.
4. Мы отправляемся в путешествие, а эпиграф его таков:
«Красоты небывалой виденье». (Р.Рождественский)
- Запишем эпиграф в тетради. (Учитель знакомит детей с правилами оформления эпиграфа)
- Скажите, а кто, по вашему мнению создаёт эту «небывалую красоту»?(Люди, народ)
5. Основная часть урока.
- Запишем под диктовку предложение:
Живут на обыкновенной русской земле необыкновенные люди, живут и жили люди, которые оставляют для других красоту.
- Выделяем орфограммы, объясняем правописание.
- А.М.Горький говорил: «Человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремиться вносить в свою жизнь красоту».
- Об этой красоте, оставленной для нас с вами, и поговорим. Не зря я упомянула имя А.М.Горького. Он родился именно в том городе, о котором мы будем говорить – в Нижнем Новгороде. Одно время этот город носил имя Горького.
- Давайте образуем от названия этого города название области:
Нижегородская область.
Именно здесь с древних времён расположились поселения, где люди занимаются деревянным промыслом. Запишем это словосочетание:
Деревянный промысел.
- А селения называются так: (записывают в столбик названия населённых пунктов):
Полхов Майдан
Крутец
Городец
Семёнов
Хохлома
- Образуйте от названий этих населённых пунктов прилагательные. Объясните их написание. Определите разряд прилагательных.
А теперь познакомимся с каждым из этих промыслов.
Полхов-Майданский промысел.
Рассказ учителя.
Художницы этого промысла используют мало цветов: синий, жёлтый, красный и чёрный. Запишите эти цвета. Определите разряд.
Но художницы смешивают краски и получают множество новых цветов:
Жёлтый с синим – получается сине-зелёный (запишем);
Жёлтый с красным – оранжевый; а если ещё добавить красного, получится малиновый, густо-розовый.
В этом селе делают матрёшки. Все элементы рисунка обводят чёрным цветом, а притыкиванием рисуют чёрносмородинные кисти. (Запишем это словосочетание и объясним правописание).
Запишем предложение:
Майданцы строго соблюдают старинные традиции.
Крутцовский промысел
(Объясните правописание суффикса)
Село Крутец расположено совсем рядом с Полховым Майданом. Запишите предложение:
В Крутце мастера совместили старинное с современным и получили интересное и оригинальное искусство.
- Выполните синтаксический разбор этого предложения.
- Как образовались существительные старинное и современное? (Переход одной части речи в другую)
- Подберите синоним к слову оригинальное.
Запишите предложение:
Старейший мастер крутцовского промысла – Егор Петрович Мешалкин.
Дети выполняют синтаксический разбор предложения, морфологический разбор прилагательного старейший.
Старейший – прилаг.
1. Мастер (какой?) старейший.
Н.ф. – старый.
2. Пост.пр.: качеств.; непост.пр.: простая превосходная степень, м.р., ед.ч., И.п.
3. Мастер (какой?) старейший.
6. Физкульминутка.
Мы весёлые матрёшки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пёстрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сёстры,
Ладушки, ладушки.
7. Продолжение о промыслах.
Городецкий промысел
Объяснение правописания суффикса прилагательного.
Рассказ о нём.
Но больший восторг вызывает Хохлома.
Хохломской промысел.
Этот промысел известен с 17 века.
Запишите предложение под диктовку:
Сверкающая золотом деревянная посуда возами распродавалась на Макарьевской и Нижегородских ярмарках. (Объясните правописание суффиксов)
Художники выработали только им присущую технологию. Она дошла до наших дней.
Запись под диктовку:
Берёзовые и липовые чашки, миски просушивают, покрывают жидкой глиной, промазывают льняным маслом, закаливают в печи, кроют олифой или лаком.
Потом покрывают серебряным порошком. По этому фону масляными красками наносят узоры, покрывают лаком и ставят в печь.
- Объясните правописание суффиксов.
- Найдите в тексте относительные прилагательные.
Сообщение учителя:
При определённой температуре лак желтеет и темнеет. А серебро «превращается» в золото.
Таинство превращения деревянной вещи в золотую совершилось.
8. Лексическая работа.
Ложки – ещё и музыкальный инструмент.
Вспомните, что такое фразеологический оборот?
Какие фразеологизмы возникли в речи мастеров?
9. Под диктовку:
В этом особом, прекрасном мире нет места некрасивому, несущественному, неинтересному.
- Объясните правописание не с прилагательными.
2 урок.
1. Учитель читает текст:
Русь деревянная… Деревянная? Но почему же? Каменная, железобетонная, кирпичная, крупноблочная, стальная! Стекло, алюминий, пластик.
Теперь наш рассказ о русской народной архитектуре, о её памятниках, о драгоценном наследии минувших веков и о безызвестных крестьянских зодчих, которые воздвигали удивительные здания.
В горделивых и величавых храмах, в избах, словно сошедших со страниц любимых сказок, русский крестьянин выражал своё представление о прекрасном. «Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания», - писал Гоголь.
2. Выборочно-распределительный диктант. (Разряды прилагательных, объяснение орфограмм)
3. Письмо по памяти.
Коль помянуть кого хотим
Мы не добром,
Честим его дела:
Топорная работа!
Но есть в Кижах собор.
Он срублен топором,
И меркнет перед ним
Любая позолота.
- Беседа по содержанию стихотворения.
- Словарная работа:
Подберите синоним к слову честим – ругаем; топорная работа – грубая работа; меркнет – тускнеет; позолота – золотая краска.
- Прочитайте текст повторно.
- Запишите текст по памяти.
4. Деревянное зодчество – архитектура.
Древних зодчих называли древодели.
Почему?
Почему для России характерны деревянные промыслы?
Посмотрите на храм в Кижах.
Онего сердито, и волны свежи, -
Но солнце из сини в туманной
Прорвалось – и встали в сияньи Кижи
Узором резьбы деревянной.
5. Запишите предложение:
Всё было деревянным: и посуда, и мебель, и утварь, и дома, и храмы.
- Составьте схему предложения.
- Устно охарактеризуйте предложение.
6. Работа с текстом.
Я вид.л Кижи ноч.ю, Кижи, залитые со.нцем, выделяющиеся своим силуэтом на фоне вечерн.. неба. Ни один памятник архитектуры (не)был изображён жив.писцами столько раз, сколько Кижи…
Кижи – это величав.. поступь петровск.. ратников.
Кижи – зав.щание потомкам, нака. любить свою стр.ну.
Кижи – это бе.смертная Древн.. Русь, художестве(н,нн)ое прошлое, ж.вущ.. в настоящем.
- Чтение текста вслух.
- Спишите текст, вставьте пропущенные буквы.
Проверка:
- Объясните правописание окончаний прилагательных;
- Суффиксов;
- Непроизносимых согласных;
- З,с на конце приставок;
- Не с глаголами;
- Объясните постановку тире в предложениях;
- Найдите сложное существительное, состоящее из двух корней.
- Произведите фонетический разбор слова свою;
- Произведите морфемный и словообразовательный разбор слова бессмертная.
7. Итог урока.
Рефлексия.
8. Домашнее задание: подбирать материал к сочинению «Описание игрушки».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в классе СКК по теме" Три склонения имени существительного"
Урок закрепления знаний по теме "Склонение имен существительных" в 7 классе КРО....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Урок русского языка 9 класс (II, VIII вида) ": Склонение имен прилагательных во множественном числе на -ЬИ"
Урок для коррекционной школыII, VIII вида...
Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...
урок русского языка 6 класс « Правописание сложных имен существительных»
Урок усвоения новых знаний...
открытый урок .русский язык 6 класс «Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные»
План-конспект урока«Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные» по русскому языку 6 класс...