Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Буквы и-ы после ц"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Андриенко Анна Викторовна

Данная разработка предполагает изучение материала на первом уроке в теме.  Цель занятия: освоение учащимися правила «Гласные И-Ы после Ц»; вырабатывание умения обосновывать выбор букв И или Ы в корнях, окончаниях, суффиксах слов после ц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_lazareva_a.v.doc287.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕМЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Методическая разработка урока

Лазарева Анна Викторовна,

 учитель русского языка и литературы

  МБОУ «Ремзаводская СОШ»

Павловского района

Павловск 2017

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Тема урока

« Буквы и-ы после ц» (слайд 1)

Место урока в теме

1-й урок

Тип урока

Открытие новых знаний

Формы

Индивидуальная, групповая

Приёмы

Фронтальный опрос, работа в парах, беседа, дифференцированные задания, распределительный диктант, выборочный диктант.

Цель урока

Освоение учащимися правила «Гласные И-Ы после Ц»; вырабатывание умения обосновывать выбор букв И или Ы в корнях, окончаниях, суффиксах слов после ц.

       

Задачи урока

      Предметные:

  1. Способствовать развитию навыка правописания букв и-ы после ц.

  2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале.

      Метапредметные:

  1. Познавательные УУД:

владеть приёмами отбора и систематизации материала;

анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать; преобразовывать информацию (текст правила) в алгоритм, действовать по алгоритму.

  2. Регулятивные УУД:

искать пути решения учебной задачи;

самостоятельно решать предложенные учебные задачи;

соотносить цели и результаты своей деятельности;

определять степень успешности работы.

  3. Коммуникативные УУД:  

строить связное монологическое высказывание;

представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

       Личностные :  

    1.  Формировать адекватную самооценку

    2.  Учить применять орфографические знания в повседневной жизни

    3. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Предполагаемый результат

Знать: орфограмму «Буквы И-Ы после Ц».

Исторические особенности слов с буквами И-Ы после Ц.

Уметь: находить орфограмму в тексте.

Составлять алгоритм и пользоваться им.

Применять изученную орфограмму для решения практических задач.

Оборудование

Доска, компьютер, индивидуальные листы самооценки, учебник, тетрадь, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку в программе Smart Nootebook 10.6.

ХОД УРОКА

Цель/задача

этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательные результаты, УУД

Оценивание/формы контроля

I этап: Организационный

Мотивация к учебной деятельности

1-2 мин.

- Здравствуйте, ребята!

Мы как всегда рады видеть друг друга 
и готовы к совместной творческой работе.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

Сегодня мы продолжим работу в нашей маленькой лингвистической лаборатории. За каждое выполненное задание вы будете получать определённое количество баллов. В конце урока за набранные баллы вы получите отметку.

(Слайд 2)

У вас на столах лежат три смайлика. Выберите тот, который отражает ваше настроение в данный момент.

-Всё ли готово к уроку?

Эмоциональный настрой на урок, доброжелательная обстановка.

  Включение в учебный процесс.  Мотивация к учебной деятельности.

II этап: Определение темы урока. Постановка целей и задач

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему  урока.

3-5 мин.

 (слайд 3)

Ребята, обратите внимание на слайд.  У каждого человека есть документ, который подтверждает его личность.  Сегодня я вам представляю документ звука. Вам нужно отгадать звук по «паспорту»: согласный, твердый непарный, глухой непарный - /Ц/.

-Обратите внимание на слова, записанные на доске:

Цирк, цифра, ножницы, спицы, синицы.

  - Что объединяет эти слова? А что в них различно?

  - Постарайтесь сформулировать цели  и задачи  урока.

 - Как вы сможете достичь этих целей? Что поможет нам?

(слайд 4 ) 

- У каждого на столе лежит лист самооценки. Запишите ФИ, тему урока. Каждый напишите цель, которую вы хотите достигнуть на уроке.

Угадывают звук – «ц». На доске при помощи инструмента "ластик" стирают цвет и появляется буква.

Объединяет: везде есть буква Ц.

Различно: после буквы Ц в одном случае буква И, а в другом буква Ы.

Выдвигают формулировки целей, обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Примерные ответы:

- Я узнаю, когда после Ц пишется И, когда Ы.

- Я научусь правильно писать слова с буквами И-Ы после Ц

- Я смогу применить знания в жизни, например, правильно решу упражнение и получу «5»

 - С изучения орфограммы. Поможет учебник.

Заполняют лист самооценки: ФИ, тема, цель.

Целеполагание  (Р)

Постановка вопросов  (К)

Самостоятельное формулирование цели, темы

(П – общеучебное)

Формулирование проблемы ( П)

 Беседа

III этап: Актуализация знаний

1.Лингвистическая разминка

3-5 мин.

- Ребята, давайте повторим прошлую тему.  Какую тему изучали на прошлом уроке?

 (слайд 5)

 - Задание: Найдите пары слов. Для этого определите орфограмму:

Предл…жение, изл…гать, выр…сти, зар…сли, выб…рать, заб…ру, з…ря, з…рька.

(слайд 6)

Повторим  синтаксический разбор предложения. Задание: Выделите грамматическую основу, начертите схему предложения:

- Полил сильный дождь, и земля быстро намокла.

- Что такое грамматическая основа предложения?

- Какие члены предложения мы выносим в схему?

- Ребята, если вы выполнили оба задания правильно или допустили одну – две ошибки, то поставьте себе в листах самооценки за домашнее задание 6 баллов. Если допустили больше двух ошибок, то поставьте себе 4 балла.

- Итак, ребята, что мы сейчас с вами повторили? Какие правила вспомнили?  

- Чередование корней, буквы о\ё после шипящих.

1 ученик работает с интерактивной доской. Находит пары к каждому слову, нажимая на прямоугольники, вставляет пропущенные буквы.

Учащиеся записывают слова, выделяют изученные орфограммы, группируют пары

1.Предложение, излагать (орфограммы : чередование корней лаг\лож)

2.Вырасти, заросли (чередование корней рос\раст\ращ)

3. Выбирать, заберу (чередование корней бер\бир, если после корня есть суффикс А, то пишем букву И)

4. Заря, зорька (чередование корней зор\зар, под ударением пишем О, без ударения А)

2. Записывают предложение, подчёркивают грамматическую основу предложения, чертят схему. Проверка по слайду.

- Это подлежащее и сказуемое.

- Главные

Заполняют лист самооценки.

- Мы повторили чередование корней, выполнили синтаксический разбор предложения.

Учебно-познавательная деятельность (планирование деятельности), коммуникативная

 (умение сотрудничать, анализировать, сравнивать, доказывать, отстаивать своё мнение).

Фронтальный опрос

IV этап: Изучение нового учебного материала

Побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности, формирование умения преобразовывать информацию

5 мин.

- Ребята, а сейчас мы будем работать в малых группах. Вы должны выбрать координатора, который будет назначать выступающего от группы.  (слайд 7)

- Ваша задача  систематизировать теоретический материал учебника  в виде схемы, составить  алгоритм действия.

При работе с теоретическим материалом сначала работает каждый индивидуально, затем обсуждают в группе, создают кластер.

Немного истории:

 В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Звук Ц со временем стал твердым. Разнообразие написания слов с Ц объясняется историческими причинами.

Слова – исключения:

Цыган

встал на цыпочки

и сказал цыплёнку:

«Цыц!»

- За данную работу каждый поставьте себе по 3 балла. Ведь кластер получился у каждого?

- Итак, ребята, кто попробует сделать вывод?

Выбирают координатора.

Учащиеся исследуют теоретический материал учебника на с.128, работая, обсуждают, находят пути решения задания, создают кластер.

На доске создают полученный кластер.

Возможные ответы:

В Словах  на – ция, в корне слова пишется буква И-,а в суффиксах прилагательных и окончаниях существительных  пишется буква Ы-.

И                                 Ы

 

   

         Исключения:                                   Цыган.                                                                       На цыпочках.      Цыкнул                 Цыплёнок                                        Цыц

Заполняют листы самооценки.

                

Прогнозирование (Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение версий и их обоснование

( П - моделирование)

Умение преобразовывать информацию в схему, алгоритм, т.е. анализировать, систематизировать.

Исследование, работа в малых группах

V этап: Физминутка 2 мин

Рисование в воздухе: Ребята, какое время года сейчас за окном? Это самое холодное время года. Давайте представим лето, солнце, возьмите самую яркую краску, самую лучшую кисть. Нарисуем цыплёнка, цыгана. Потрите ладошки, почувствуйте тепло. Улыбнитесь друг другу.  Садитесь.

VI этап: Первичное закрепление

Практическое применение полученного знания

6  мин.

- Ребята, давайте, используем на практике полученные знания.

(слайд 8)

Работа с интерактивной доской

- Выполним распределительный диктант.

Распределите слова на две группы в зависимости от написания Ы-И:

Ц…ферблат, ц…нга, спиц…,

Белолиц…й, куниц…н, ц…кнуть, конституц…я.

- За каждый правильный ответ поставьте себе по 1 баллу.

- Продолжаем закреплять полученные знания. Обратимся к следующему заданию (слайд 9) :

Запишите только те слова, в которых есть орфограмма И-Ы после Ц:

1.В свои висячие дворц.. летят хозяева скворц.. .

2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то – умница!

3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки.

- Ребята, если всё задание выполнено верно или допущена одна ошибка, то поставьте себе за этот вид работы 5 баллов. Если допущено две-три ошибки, то поставьте 4 балла.

- Скажите, что мы сейчас делали? Как нам такие упражнения могут помочь в дальнейшем?

Выполняют задание с проговариванием по алгоритму или схеме. Затем осуществляют самопроверку по слайду.

Для проверки нажать на цифры 2,3.

1группа слов: циферблат, цинга, конституция

2 группа слов:

спицы, белолицый, куницын, цыкнуть.

Учащиеся записывают слова, выделяют орфограмму. Делают вывод по изученному правилу.  Проверка: протащить слова через трубу.

- Работали над применением нового правила на практике.

Учебно-познавательная деятельность

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р);

оценка – оценивание качества и уровня усвоения (Р); коррекция.

Умение осознанно строить речевое высказывание (Л)

 Умение действовать по алгоритму

Индивидуальная работа

VII этап: Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой  в классе

Самостоятельное пошаговое выполнение заданий  нового типа на самопроверку по образцу.

8 мин.

- Ребята, теперь нам нужно проверить, как вы усвоили материал. Для этого сыграем в игру  «Отгадай словечко».

(слайд 10)

- Я буду читать определение слова, ваша задача назвать слова с орфограммой «Буквы Ы-И после ц:

1. Пятерка братьев неразлучна.

 Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

пилою, ложкой, топором.

2. Он циркач такой лихой,

 чертит круг одной ногой,

а другой проткнул бумагу,

 уцепился и – ни шагу.

Следующее задание:

2.Буквенный диктант.

Начертите десять клеточек по горизонтали. (см. на доску)

Впишите правильно нужную букву (Ы-И):

Циферблат, цитировать, цыплячий, лекция, Синицын, проказницы, революция, циклон, цыганские, акция

Прокомментируйте полученные ответы и поставьте баллы друг другу.

- Последнее задание.

(слайд 11) Составьте новое  слово. Выберите из данных слов:

Приставка от прилетел

Корень от земля

Суффикс от вилять

Окончание от решаешь

Постфикс от  светится

- За каждое из трех правильно выполненных  заданий поставьте себе по 1 баллу.

- Ребята, как вы справились с самостоятельной работой? Всё ли у вас получилось? Какой вывод вы можете сделать?

Самостоятельно выполняют задания нового типа, сравнивают с эталоном.

Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи.

Один ученик выходит к доске, берёт инструмент «лупа» и осуществляет проверку.

Комментируют, когда записывают слова.

Пальцы

Циркуль

И и ы и ы ы и и ы и

Поменялись тетрадями с соседом по парте. Взаимопроверка.

Один ученик у доски открывает получившееся слово (нужно убрать смайлики)

Приземляешься.

Отвечают на вопросы

Учебно-познавательная.

Умение работать самостоятельно по алгоритму, адекватно оценивать свою

Деятельность.

Самопроверка, взаимопроверка

VIII этап: Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Ребята, давайте проговорим критерии успешного выполнения домашнего задания 

  1. домашнее задание выполнено полностью;
  2. домашнее задание выполнено аккуратно;
  3. может объяснить: что делал, как делал, почему делал именно так;

может сообщить, какой результат у него получился.

3 мин

(слайд 12)

- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Вам предлагается несколько заданий на выбор.

1.Написать рассказ на тему

«В цирке», используя слова на орфограмму, которую изучали сегодня на уроке.

2.Составить кроссворд со словами «Буквы И-Ы после Ц»

3.Выполнить упражнения из учебника № 361,362.

Записывают домашнее задание. Выбирают задания соответствующего уровня, ориентируясь на рекомендации учителя.

Учебно-познавательная, информационная. Умение объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание.

Дифференциация заданий

IX этап: Рефлексия. Подведение итогов

Помочь учащимся осознать результаты деятельности

 2 мин.

(слайд 13)

- Давайте подведем итоги нашей работы.  Если суммарно у вас получилось 20-21 балл, то поставьте себе отметку «5»; если 18-19 баллов, то поставьте «4». Если у вас получилось меньше баллов, то нужно задуматься над тем, что было непонятно.

(слайд 14)

- Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы её?

(слайд 15)

- Продолжите одну из фраз:

- Я узнал…

- Я смог…

- Я научился…

- Я смог применить…

Учитывая свои баллы по шкале критериев, выставляют отметки.

Анализируют деятельность по достижению цели для себя (самооценка).

Узнать, когда после Ц пишется И, когда Ы.

- Научиться правильно писать слова с буквами И-Ы после Ц.

- Уметь применять знания в жизни.

Учебно-познавательная, коммуникативная. Анализ достижения цели. Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.

Ответы на вопросы:

- Я узнал…

- Я смог…

- Я научился…

- Я смог применить…

Лист самооценки ученика_____Ф.И._____________      по теме:

Условные обозначения:

C:\Users\user\Desktop\все получилось.jpg

C:\Users\user\Desktop\хоршо.jpg

C:\Users\user\Desktop\плохо.jpg

Задания

Оценка ученика

Оценка учителя

1.Проверка домашнего задания

 

2.Работа в группах

3. Индивидуальная работа

4.Самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...

Методическая разработка урока по русскому языку для 7 класса «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий»

Методическая разработка урока по русскому языку для 7 класса поможет учащимся познакомиться с условиями выбора написания букв о и е после шипящих на конце наречий; разноуровневые задания, направленные...

Методическая разработка урока по русскому языку 6 класс «Публичное выступление. Подготовка к созданию монолога-рассуждения»

Предлагаемая методическая разработка урока позволяет сформировать у шестиклассников представление об особенностях монолога-рассуждения, дать начальное представление о публичном выступлении. Тема...