рабочая программа по русскому языку 10 класс (для учащихся V вида)
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Голованова Елена Викторовна

рабочая программа адаптирована к учащимся V вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_10_klass.docx52.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат V вида № 28

Рассмотрено                                                     Утверждено

на заседании МО учителей                              решением ПС учреждения

гуманитарного цикла                                      Протокол № ___ от______

Протокол №_____ от_______                         Приказ № ___ от_______

Руководитель МО______________                 И.О. директора __________

Рабочая программа

по русскому языку

10 класс

Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования

Срок реализации учебной программы 2013-2014 уч. г.

Разработала: Голованова Е.В.,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СКОШИ V вида № 28,

высшая квалификационная категория

Москва, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык (по своей специфике и социальной значимости) – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

          В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

          Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  • овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.  

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании программы предполагается реализовывать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • Овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
  • Формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
  • Освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

     В примерной программе реализован коммуникативно - деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в качестве знаний, но и в деятельностной форме.  

           Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

   В данной программе учитываются особенности контингента учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида.

          Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи - тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия.

     Наряду с задачами общеобразовательной школы в данном учреждении выдвигаются задачи коррекционной направленности:

  1. преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи;
  2. устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время.

 Коррекция нарушений речи и письма проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса, но в наибольшей степени на уроках русского языка, развития речи и литературы, а также вовнеурочное время на индивидуальных логопедических занятиях.

Учитывая особенности детей, программа основной школы по русскому языку распределена на шесть (5-10 классы) лет обучения. Каждый из разделов включает систематическую работу по формированию различных сторон речевой деятельности и преследует единую цель — наряду с выполнением общих учебных задач ликвидировать проявления речевой патологии.

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ И ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

В основе Рабочей программы лежат следующие документы:

  • Ст. 14, 32 Закона «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения
  • Учебник «Русский  язык 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений», авторы : Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова .М.: Просвещение, 2010).

КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

На изучение русского языка в коррекционной школе V вида отводится 910 часов. В программе для 10 класса данной школы отведено 140 часов.  Из них на контрольные диктанты и тесты отведено 20 часов.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

       Формы организации учебного процесса: работа с учебником, словарный диктант,  практикум, тест, тренировочные упражнения, опрос, работа  с текстам.

   

Учебник, реализующий рабочую программу:

    Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М. Русский язык. 9 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.

            Данное учебное пособие выбрано с учетом особенностей памяти, мышления, восприятия детей с ТНР. Оно содержит в доступной форме изложенный теоретический материал, практические задание представленные в нем, имеют разноуровневый характер, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Учебник легок в использовании: словарные слова помещены в рамочки, что облегчает знакомство с ними; условные обозначения, принятые в учебном пособии, позволяют свободно ориентироваться в нем; репродукции картин, которыми снабжен учебник, хорошего качества, что, дает возможность осуществлять коррекцию зрительного восприятия при работе с ним.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Основные содержательные линии.

        Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

         В примерной программе представлены две содержательные линии, изучение первой из них направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка», «Лексикология и фразеология».

       Все эти разделы выделены в данной программе в отдельный курс «Развитие речи» на основании вышеизложенных особенностей обучения детей с ТНР.

       Вторая содержательная линия включает разделы, входящие в курс «Русский язык», отражает устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».

          Третья содержательная линия представленная в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа, неразрывно связана с содержанием курсов как русского языка, так и развития речи.

Содержание программы 10 класса, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции.

          Раздел 1. Общие сведения о языке

1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.

Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Характеристика основных видов учебной деятельности: Осознать, что владение русским языком является важным показателем культуры человека, средством общения между людьми разных национальностей;  что русский язык - развивающееся явление.

Раздел 2. Фонетика и орфоэпия

  • Фонетика как раздел лингвистики.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

                Графика

  • Графика как раздел лингвистики.

                Морфемика и словообразование

  • Морфемика как раздел лингвистики.

Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Словообразовательный и морфемный словари.

Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и этиологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

                             Морфология

  • Морфология как раздел грамматики.

Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей.

Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Характеристика основных видов учебной деятельности: Активизировать знания в области фонетики и орфоэпии, морфемики, морфологии; синтаксиса словосочетания, простого и сложного предложений, синтаксиса, касающиеся прямой речи и диалога.

         Выполнять фонетический, морфемный, морфологический разборы слов, синтаксический разбор словосочетаний и предложений. Распознавать части речи, отличать их от членов предложения.  Отличать  словосочетание от слова и предложения, простое предложение с однородными членами  при обобщающем слове от сложного. Активизировать  изученные орфограммы;  обозначать условия выбора орфограмм, пользоваться орфографическими словарями.  

                  Раздел 3. Синтаксис

  • Синтаксис как раздел грамматики. Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи.
  • Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Характеристика основных видов учебной деятельности: Осознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями. Разграничивать и  сопоставлять разные виды сложных предложений (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные), определять средства синтаксической связи между частями сложного предложения.

      Понимать  смысловые отношения между частями сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, определять средства их выражения, составлять схемы.

Моделировать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения по заданным схемам и употреблять их в речи.

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, смысловые отношения между частями. Исправлять нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

       Определять  смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений. Моделировать и  употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми отношениями между частями. Анализировать  и характеризовать синтаксическую структуру сложных бессоюзных предложений.

       Определять  смысловые отношения между частями сложного предложения с разными видами связи, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений. Моделировать и  употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями между частями. Анализировать  и характеризовать синтаксическую структуру сложных предложений. Опознавать типы сложных предложений с разными видами связи.

Раздел 4. Орфография

       1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

      Характеристика основных видов учебной деятельности: Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Содержание, обеспечивающее   формирование культуроведческой компетенции

Раздел 1. Язык и культура

  • Взаимосвязь языка и истории, культуры народа. Русский речевой этикет.
  • Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Учебно-тематический план по русскому языку.

(140 часов - 4 урока в неделю)

Раздел

Кол. часов

1

Русский язык как развивающееся явление. Международное значение русского языка.

2

2

Повторение

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Прямая речь. Диалог. Цитаты. Фонетика. Фонетический разбор слова. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.                   Морфология. Морфологический разбор слова. Причастия и причастные обороты.   Деепричастия и деепричастные обороты. Орфография. Орфограммы.

8

Тест  по повторению ранее изученного.

2

3

Слова, грамматически не связанные с членами предложения.

Обращения. Вводные слова и предложения. Чужая речь. Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитаты.

24

Контрольный диктант  по повторению ранее изученного.

2

4

Сложное предложение и его виды.

Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, союзные слова. Бессоюзные и союзные предложения.

4

5

Сложносочиненное предложение, его грамматические особенности.

Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

8

Тест  по повторению ранее изученного.

2

6

Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.

6

Контрольный диктант  по повторению ранее изученного.

2

7

Сложноподчиненное предложение, его виды.

Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

30

Тест  по повторению ранее изученного.

Контрольный диктант  по повторению ранее изученного.

2

2

8

Бессоюзное сложное предложение, его грамматические особенности.

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

16

Тест  по повторению ранее изученного.

Контрольный диктант  по повторению ранее изученного.

 2

2

9

Сложное предложение с различными видами.

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.

8

Тест  по повторению ранее изученного.

2

10

Повторение.

14

Итоговый контрольный диктант.

2

Всего

140

 

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Обучающиеся должны знать определения основных изученных в 10 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 10 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями    и    навыками:

Знать:

  • Роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • Смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • Основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • Особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • Признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • Основные единицы языка, их признаки;
  • Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

Уметь:

  • Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • Объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

Аудирование и чтение

  • Адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • Читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

Говорение и письмо

  • Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • Создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • Владеть различными видами монолога и диалога;
  • Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • Соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • Развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • Удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;
  • Увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • Использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Астраханцева Т.С. Сборник тренировочных тестовых заданий по русскому языку для подготовки к итоговой аттестации выпускников 9-х классов: методическое пособие/– Самара: ООО «Офорт», 2010
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2010
  3. Воителева Т.М., Войлочкова К.А., Н.А. Герасимова Н.А.  и др. Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы /- М.: Дрофа, 2010
  4. Греков В.Ф.,Крючкова С.Е,  Чешко Л.А.  Пособие для занятий по русскому языку в старших классах /. – М.: Просвещение, 2010
  5. Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по русскому языку 9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2007
  6. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя.-М.; Просвещение, 2009        
  7. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 5-9 кл. М.ТЦ Сфера, 2010г.
  8. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2010
  9. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 классы. -М.: Вербум-М, 2010.
  10. Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум. Саратов, из-во «Лицей», 2010.
  11. Рыбченкова Л.М., Склярова В.Л. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл.: учебн. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / –М.: Дрофа, 2010
  12. Селезнева Л.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения. - М.: Дрофа, 2008
  13. Угроватова Т.Е. Русский язык: 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестаций. -М.: Просвещение, 2009

Материально-технические средства обучения

      Наглядные пособия:

  • печатные пособия (картинки, плакаты, портреты, графика, таблицы и т.д.);
  • проекционные материалы (видеофильмы, слайды, диски).

       К техническим средствам относятся: мультипроектор, видеомагнитофон, компьютер, телевизор.

Информационные ресурсы в сети Internet

www.wikippedia.ru

www.rubricon.ru

www.slovari.ru

www.gramota.ru

www.myfhology.ru

www.it-n.ru

rus.1september.ru

www.openclass.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для коррекционной школы 7 вида. 4 класс.

Программа предназначена для 4 класса, школы 7 вида....

рабочая программа по математике 5 класс для учащихся 7 вида

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике 5 класс,учебник Виленкин,для обучающихся 7 вида.(3 часа в неделю)...

Рабочая программа по математике 5 класс для учащихся 8 вида

Рабочая программа (учебник Н. Я. Виленкин) содержит пояснительную записку, требованияк учащимся, календарно-тематическое планироание....

Рабочая программа по русскому языку для коррекционной школы V вида, 5 класс.

Рабочая программа по русскому языку для коррекционной школы  V вида, 5 класс.Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований ф...

Рабочая программа по русскому языку для коррекционной школы V вида, 6 класс.

Рабочая программа  по русскому языку для коррекционной школы 5 вида, 6 класс.Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований ф...

Рабочая программа по русскому языку для коррекционной школы V вида, 7 класс

Рабочая программа  по русскому языку для коррекционной школы 5 вида, 7 классРазработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований фе...

Рабочая программа по русскому языку для коррекционной школы V вида, 8 класс.

Рабочая программа по русскому языку для коррекционной школы 5 вида, 8 класс.Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерал...