Рабочая программа по русскому языку (7 класс)
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, основной программы основного общего образования и авторской программы для 5 – 9 классов. Авторы программы: М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова. На изучение предмета «Русский язык» в 7 классе отводится 4 ч в неделю (140 ч в год). На основании календарного учебного графика данная программа будет реализована за 136 часов за счет уплотнения темы «Повторение изученного в 7 классе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_r.docx | 81.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ермаковская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________
Приказ от 30.08.2019 № 01-07/ 89-3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК
7 КЛАСС
Составитель: Позднякова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО
Методист
______________
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (далее Программа) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, основной программы основного общего образования и авторской программы для 5 – 9 классов. Авторы программы: М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова. - М., Дрофа, 2014
На изучение предмета «Русский язык» в 7 классе отводится 4 ч в неделю (140 ч в год). На основании календарного учебного графика данная программа будет реализована за 136 часов за счет уплотнения темы «Повторение изученного в 7 классе».
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения русского (родного) языка:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
- представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструк-ций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира
Содержание учебного предмета
О языке
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка.
Речь
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Текст. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же.
Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение.
Типы речи: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека, рассуждения-размышления.
Язык. Правописание. Культура речи Закрепление и углубление изученного в 6 классе
Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация.
Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис.
Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.
Морфология. Орфография
Наречие
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная, превосходная.
Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н—нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов.
Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (слова состояния).
Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.
Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки.
Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев.
Культура речи. Правильное произношение употребительных наречий.
Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.
Служебные части речи. Предлог
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.
Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
Союз
Общее понятие о союзе.
Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.
Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений.
Культура речи. Правильное произношение союзов.
Частица
Общее понятие о частице.
Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные идр.).
Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения.
Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц.
Наблюдение за использованием частиц как средством выразительности речи.
Междометия и звукоподражательные слова
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета.
Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов. Трудные случаи разграничения языковых явлений. Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать — обижать и т.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов | Из них: | |
К/Р | Уроки развития речи | |||
1 | О языке | 2 | ||
2 | Повторение изученного в 5-6 классе | 43 | 4 | 11 |
3 | Наречие | 36 | 2 | 10 |
4 | Служебные части речи. Предлог | 10 | - | 4 |
5 | Союз | 13 | 1 | 3 |
6 | Частица | 16 | 1 | 3 |
7 | Междометия и звукоподражательные слова | 9 | - | 5 |
8 | Повторение | 7 | 1 | 1 |
Итого | 136 | 9 | 7 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Дата | Виды и формы контроля | Виды и формы учебной деятельности | |
О языке (2 ч.) | ||||||
1 | Изменяется ли язык с течением времени. | 1 | Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка» | Осознать роль русского языка в жизни общества, государства, в мире | ||
2 | Этимология как раздел о языке | 1 | Работа с текстом, этимологическим словарем; этимологический анализ слова как текст | Беседа, работа с лингвистическими текстами, словарная работа, работа с таблицей. | ||
Язык. Правописание. Культура речи. Закрепление и углубление изученного в 5-6 классах (8+4 р.р.) | ||||||
3 | Рр. Что мы знаем о стилях речи | 1 | Высказывание научного стиля. Стилистический разбор небольшого текста | Беседа, комментированное чтение, обсуждение по вопросам | ||
4 | Рр. Что мы знаем о типах речи | 1 | Высказывание научного стиля. Стилистический разбор небольшого текста | Беседа, комментированное чтение, обсуждение по вопросам | ||
5 | Фонетика и орфоэпия. Фонетический анализ слова. | 1 | Фонетический анализ небольшого текста Фонетический разбор слова Объяснительный диктант. | Эвристическая беседа, работа со словарями, грамматическое сообщение | ||
6 | Орфоэпическая норма. Звукопись как прием создания художественного образа. | 1 | Работа с текстами по определению приемов звукописи (аллитерация, ассонанс). | Эвристическая беседа, работа со словарями, грамматическое сообщение | ||
7 | Способы словообразования | 1 | Выборочный диктант с творческим заданием (добавление ласкательных суффиксов). | Эвристическая беседа, орфографическая разминка, выполнение тренировочных упражнений. | ||
8 | Словообразовательная цепочка. | 1 | Разбор слов по составу. Построение словообразовательных цепочек, восстановление их звеньев. | Эвристическая беседа, орфографическая разминка, выполнение тренировочных упражнений. | ||
9 | Контрольный диктант | 1 | Контрольный диктант | Письменная работа (написание текста под диктовку, выполнение грамматических заданий к нему) | ||
10 | Словообразовательные гнезда | 1 | Разбор слов по составу. Построение словообразовательных цепочек, восстановление их звеньев. | Эвристическая беседа, выполнение тренировочных упражнений, работа со словарём | ||
11 | Неморфологические способы образования слов | 1 | Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразовательных цепочек, восстановление их звеньев. | Эвристическая беседа, выполнение тренировочных упражнений, работа со словарём | ||
12 | Контрольная работа по словообразованию, морфемике, фонетике. | 1 | Тестирование | Письменная работа | ||
13 | Рр. Текст и его характеристика | 1 | Аналитическая работа с текстом | Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала | ||
14 | Рр. Полное изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №43 | 1 | Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №437 | Письменная работа. | ||
Правописание: орфография и пунктуация (24 + 7 р.р) | ||||||
15 | Правила употребление Ъ и Ь. | 1 | Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы | Разделительная функция ь и ъ. Условия написания разделительных ъ и ь. Приставка, корень слова | ||
16 | Правила употребление Ъ и Ь. | 1 | Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы | Разделительная функция ь и ъ. Условия написания разделительных ъ и ь. Приставка, корень слова | ||
17 | Буквы О и Ё после шипящих и ц. | 1 | Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами орфограммы | Словарная работа, объяснительный диктант | ||
18 | Буквы О и Ё после шипящих и ц. | 1 | Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы | Словарная работа, объяснительный диктант | ||
19 | Рр. Подготовка к изложению | 1 | Подготовка к изложению | Письменная работа. | ||
20 | Рр. Изложение | 1 | Творческая работа | Письменная работа. | ||
21 | Правописание приставок. | 1 | Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Распределительный диктант с взаимопроверкой. | Беседа, словарный диктант, изучение орфограммы, работа над закреплением, составление таблицы, фонетический разбор | ||
22 | Правописание приставок. | 1 | Творческая работа: составить словосочетания с орфограммой по теме, а затем небольшой текст. | Беседа, словарный диктант, изучение орфограммы, работа над закреплением, составление таблицы, фонетический разбор | ||
23 | Рр. Публицистический стиль | 1 | Тренировочные упражнения по алгоритму. | Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала | ||
24 | Орфограммы в корнях слов | 1 | Тематический тест. (15мин.) | Лингвистическое наблюдение, работа с текстом, комментированное письмо, морфемный разбор, блиц-опрос. | ||
25 | Орфограммы в корнях слов | 1 | Тренировочные упражнения по алгоритму. | Лингвистическое наблюдение, работа с текстом, комментированное письмо, морфемный разбор, блиц-опрос. | ||
26 | Орфограммы в суффиксах слов | 1 | Лингвистический рассказ Тренировочные упражнения по алгоритму. | Лингвистическое наблюдение, работа с текстом, комментированное письмо, морфемный разбор, блиц-опрос. | ||
27 | Орфограммы суффиксов. | 1 | Тренировочные упражнения по алгоритму. | Беседа, заучивание правила, практикум, выполнение тренировочных упражнений. | ||
28 | Рр. Языковые средства публицистики | 1 | Тренировочные упражнения по алгоритму. | Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала | ||
29 | Закрепление навыка написания н-нн в суффиксах | 1 | Тренировочные упражнения по алгоритму. | Беседа, заучивание правила, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги. | ||
30 | Контрольный диктант | 1 | Контрольный диктант | Письменная работа (написание текста под диктовку, выполнение грамматических заданий к нему) | ||
31 | Рр. Заметка в газету | 1 | Творческая работа | Письменная работа. | ||
32 | Орфограммы в окончаниях | 1 | Тренировочные упражнения по алгоритму. | Повторение сведений, рассуждение по образцу, тренировочное задание, подготовка к диктанту, объяснительный диктант, итог | ||
33 | Правописание суффиксов и окончаний | 1 | Контрольное списывание. | Беседа, заучивание правила, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги. | ||
34 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. | 1 | Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой | Беседа, заучивание правила, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги. | ||
35 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. | 1 | Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой | Беседа, заучивание правила, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги. | ||
36 | Рр. Сочинение в жанре заметки в газету | 1 | Творческая работа | Письменная работа. | ||
37 | Употребление дефиса | 1 | Тренировочные упражнения по алгоритму | Беседа, заучивание правила, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги. | ||
38 | Повторение изученного по теме «Правописание: орфография и пунктуация» | 1 | Работа в парах с блок-схемой по теме | Повторение сведений, рассуждение по образцу, тренировочное задание, подготовка к диктанту, объяснительный диктант, итог | ||
39 | Анализ сочинения | 1 | Тренировочные упражнения по алгоритму. | Анализ ошибок, выполнение работы над ошибками, работа со словарями. Письменная работа. | ||
40 | Словарное богатство русского языка. | 1 | Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов. | Работа со словарями. Письменная работа. | ||
41 | Словарное богатство русского языка. | 1 | Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов. | Работа со словарями. Письменная работа. | ||
42 | Грамматика: морфология и синтаксис. | 1 | Тренировочные упражнения по алгоритму. | Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала | ||
43 | Грамматика: морфология и синтаксис | 1 | Тренировочные упражнения по алгоритму | Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала | ||
44 | Рр. Публицистическое рассуждение | 1 | Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистическом стиле в парах. | Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала | ||
45 | Контрольный диктант | 1 | Контрольный диктант | Письменная работа (написание текста под диктовку, выполнение грамматических заданий к нему) | ||
Наречие (26+10 р.р.) | ||||||
46 | Наречие как часть речи. | 1 | Тренировочные упражнения по алгоритму | Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала | ||
47 | Рр. Сочинение-рассуждение публицистического стиля | 1 | Творческая работа | Письменная работа. | ||
48 | Какие слова являются наречиями. | 1 | Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями. | Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала | ||
49 | Разряды наречий по значению. | 1 | Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров. | Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала | ||
50 | Разряды наречий по значению. | 1 | Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров. | Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги. | ||
51 | Рр. Прямой порядок слов | 1 | Тренировочные упражнения по алгоритму. | Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала | ||
52 | Степени сравнения наречий. | 1 | Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
53 | Степени сравнения наречий. | 1 | Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений | Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги | ||
54 | Рр. Сочинение по картине «Материнство» | 1 | Творческая работа | Письменная работа | ||
55 | Образование наречий. | 1 | Лингвистическое рассуждение. | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант | ||
56 | Образование наречий. | 1 | Объяснительный диктант. | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант | ||
57 | Контрольная работа по теме «Наречие» | 1 | Тестирование | Работа с текстами, беседа, выполнение заданий на закрепление | ||
58 | Правописание наречий, образованных от имен существительных. | 1 | Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями. | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
59 | Правописание наречий, образованных от имен существительных. | 1 | Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями. | Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги. | ||
60 | Не в наречиях на –О, -Е. | 1 | Подбор к наречиям синонимов с приставкой НЕ-, лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределительный диктант: слитно или раздельно? | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
61 | Буквы Н - НН в наречиях на -О, -Е. | 1 | Образование наречий с Н и НН от прилагательных. Распределительный диктант. Работа с текстом. | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант | ||
62 | Буквы Н - НН в наречиях на -О, -Е. | 1 | Образование наречий с Н и НН от прилагательных. Распределительный диктант. Работа с текстом. | Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги. | ||
63 | Рр. Рассуждение-размышление. | 1 | Анализ текстов-рассуждений. Редактирование текста. Создание небольшого текста-рассуждения. | Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала | ||
64 | Рр. Изложение публицистического характера | 1 | Творческая работа | Письменная работа. | ||
65 | Буквы –О, -А на конце наречий. | 1 | Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант | ||
66 | Дефис в наречиях. | 1 | Комментированное письмо. Анализ текстов-рассуждений, части которого связаны с помощью наречий и наречий-вводных слов (во-первых, во-вторых) | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант | ||
67 | Дефис в наречиях. | 1 | Комментированное письмо. Анализ текстов-рассуждений, части которого связаны с помощью наречий и наречий-вводных слов (во-первых, во-вторых) | Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги. | ||
68 | РР. Описание состояния человека | Творческая работа | Письменная работа. | |||
69 | Не и ни в отрицательных наречиях. | 1 | Аналитическая работа с текстом. | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
70 | Не и ни в отрицательных наречиях | 1 | Аналитическая работа с текстом. | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
71 | РР. Подготовка к изложению | 1 | Подготовка к изложению. Составление плана | Письменная работа. | ||
72 | РР. Изложение «Поговорим о бабушках». | 1 | Творческая работа | Письменная работа. | ||
73 | Буква Ь на конце наречий после шипящих | 1 | Лингвистический рассказ | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
74 | Употребление наречий в речи. Произношение наречий. | 1 | Работа с текстами художественного стиля. Работа с орфоэпическим словарем. | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
75 | Употребление наречий в речи. Произношение наречий. | 1 | Работа с текстами художественного стиля. Работа с орфоэпическим словарем. | Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги. | ||
76 | Рр. Сочинение-рассуждение «Хочу» и «надо». | 1 | Творческая работа | Письменная работа. | ||
77 | Повторение и обобщение по теме «Наречие». | 1 | Редактирование текста. Творческое списывание. | Работа с текстами, беседа, выполнение заданий на закрепление | ||
78 | Повторение и обобщение по теме «Наречие». | 1 | Редактирование текста. Творческое списывание. | Работа с текстами, беседа, выполнение заданий на закрепление | ||
79 | Рр. Описание состояния человека (№1) | 1 | Аналитическая работа с фрагментами текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. | Письменная работа. | ||
80 | Контрольный диктант | 1 | Контрольный диктант | Письменная работа (написание текста под диктовку, выполнение грамматических заданий к нему) | ||
81 | Анализ диктанта | 1 | Анализ диктанта | Анализ ошибок, выполнение работы над ошибками, работа со словарями. Письменная работа. | ||
4. Служебные части речи. Предлог (6+4 РР.) | ||||||
82 | Предлог как часть речи. | 1 | Лингвистический рассказ. Распределительный диктант. Работа с текстом: синонимическая замена предлогов. | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
83 | Рр. Описание состояния человека | 1 | Составление текста-описания человека | Письменная работа. | ||
84 | Разряды предлогов. | 1 | Лингвистический рассказ Работа с текстом: синонимическая замена предлогов. | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
85 | Правописание предлогов. | 1 | Тест 15 мин. Творческое списывание. Морфологический разбор предлога. | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
86 | Правописание производных предлогов. | 1 | Тест 15 мин. Творческое списывание. Морфологический разбор предлога. | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
87 | Рр. Сочинение «Как я в первый раз…» | 1 | Творческая работа | Письменная работа. | ||
88 | Употребление предлогов в речи | 1 | Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание. | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
89 | Употребление предлогов в речи | 1 | Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста. | Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги. | ||
90 | Рр. Анализ сочинения-рассуждения. | 1 | Анализ сочинения-рассуждения. Рассуждение по поводу установления порядка слов в спокойной монологической речи. | Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала | ||
91 | Рр. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | 1 | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.473. упр.477, 478) | Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала | ||
Союзы (10+3 р.р.) | ||||||
92 | Союз как часть речи. | 1 | Составление предложений по схемам. | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
93 | Разряды союзов. | 1 | Составление предложений по схемам. Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе» | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
94 | Разряды союзов. | 1 | Составление предложений по схемам. | Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги. | ||
95 | Рр. Характеристика человека | 1 | Аналитическая работа с текстом | Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала | ||
96 | Правописание союзов. | 1 | Осложненное списывание | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
97 | Правописание союзов. | 1 | Тест | Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги. | ||
98 | Правописание союзов и омонимичных им слов. | 1 | Аналитичекая работа с текстом | Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги. | ||
99 | Рр. Характеристика человека | 1 | Аналитичекая работа с текстом | Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала | ||
100 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | 1 | Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении. | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
101 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | 1 | Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении. | Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги. | ||
102 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | 1 | Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении. | Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги. | ||
103 | Рр. Характеристика внешности человека | 1 | Лингвистическая игра: угадай по взгляду, какое у человека настроение | Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала | ||
104 | Контрольный диктант | 1 | Контрольный диктант | Письменная работа (написание текста под диктовку, выполнение грамматических заданий к нему) | ||
Частицы (13 + 3р.р) | ||||||
105 | Частица как часть речи. | 1 | Лингвистический рассказ по таблице. | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
106 | Разряды частиц. | 1 | Составление текста с употреблением в нем частиц. | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
107 | Рр. Сжатое изложение | 1 | Творческая работа | Письменная работа. | ||
108 | Правописание частиц. | 1 | Объяснительный диктант. Тест 15 мин. | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
109 | Правописание частиц. | 1 | Объяснительный диктант. Тест 15 мин. | Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги. | ||
110 | Употребление частиц не-ни в речи. | 1 | Составление текста с употреблением частиц. | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
111 | Различение частиц и приставок не-ни | 1 | Объяснительный диктант. Тест 15 мин. | Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги. | ||
112 | Рр. Описание внешности человека | 1 | Творческая работа | Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала | ||
113 | Контрольный диктант | 1 | Контрольный диктант | Письменная работа (написание текста под диктовку, выполнение грамматических заданий к нему) | ||
114 | Работа над ошибками | 1 | Работа над ошибками | Анализ ошибок, выполнение работы над ошибками, работа со словарями. Письменная работа. | ||
115 | Употребление частиц в речи. | 1 | Составление текста с употреблением частиц. | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
116 | Употребление частиц в речи. | 1 | Составление текста с употреблением частиц. | Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги. | ||
117 | Рр. Описание человека | 1 | Творческая работа | Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала | ||
118 | Произношение и употребление предлогов, союзов, частиц | 1 | Аналитическая работа с текстом | Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант, | ||
119 | Произношение и употребление предлогов, союзов, частиц | 1 | Аналитическая работа с текстом | Фронтальный опрос, беседа, работа с карточками, работа со схемой, выполнение упражнений. | ||
120 | Произношение и употребление предлогов, союзов, частиц | 1 | Аналитическая работа с текстом | Фронтальный опрос, беседа, работа с карточками, работа со схемой, выполнение упражнений. | ||
Междометия и звукоподражательные слова (4+5 р.р.) | ||||||
121 | Междометие. | 1 | Образование слов разных частей речи от междометий. | Изучение правила, фронтальный опрос, беседа, работа с карточками, работа со схемой, выполнение упражнений | ||
122 | Рр. Сочинение по картине, описание внешности человека | 1 | Творческая работа | Письменная работа. | ||
123 | Звукоподражательные слова. | 1 | Образование глаголов и прилагательных от звукоподражательных слов. | Фронтальный опрос, беседа, работа с карточками, работа со схемой, выполнение упражнений. | ||
124 | Омонимия частей речи | 1 | Аналитическая работа с текстом | Фронтальный опрос, беседа, работа с карточками, работа со схемой, выполнение упражнений. | ||
125 | Рр. Подготовка к сжатому изложению. | 1 | Характеристика человека на основе портрета с использованием опорных слов. | Составление плана, словарная работа, письменная работа | ||
126 | Рр. Сжатое изложение «О Чехове». | 1 | Сжатое изложение «О Чехове». | Письменная работа. | ||
127 | Повторение и обобщение изученного | 1 | Тестирование | Работа с текстами, беседа, выполнение заданий на закрепление | ||
128 | Рр. Характеристика человека. Подготовка к сочинению. | 1 | Подготовка к сочинению. | Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, составление плана, словарная работа, письменная работа | ||
129 | Рр. Сочинение «Знакомьтесь, - это я!» «Что за человек мой друг (подруга, сестра..) | 1 | Творческая работа | Письменная работа. | ||
Повторение и обобщение изученного (6+1р.р.) | ||||||
130 | Повторение изученного по фонетике и орфоэпии | 1 | Работа с орфоэпическим словариком при выполнении заданий; работа с орфоэпическим тренажером. | Фронтальный опрос, работа с карточками, работа со схемой, выполнение упражнений. | ||
131 | Повторение. Состав слова и словообразование. | 1 | Выполнение заданий по составу слова и словообразованию на основе повторительной презентации. | Фронтальный опрос, беседа, работа с карточками, работа со схемой, выполнение упражнений. | ||
132 | Повторение. Лексика и фразеология. | 1 | Аналитическая работа с текстом. Работа с толковым словарем | Фронтальный опрос, беседа, работа с карточками, выполнение упражнений. | ||
133 | Повторение. Грамматика, морфология и синтаксис. | 1 | Рассуждение на лингвистическую тему на основе схемы: №571. | Фронтальный опрос, работа с карточками, выполнение упражнений. | ||
134 | Итоговая тестовая работа по курсу русского языка и речи. | 1 | Задания в тестовой форме (УМК) | Работа с текстами, выполнение заданий на закрепление | ||
135 | Рр. Повторение по разделу «Речь». Стили и типы речи. | 1 | Аналитическая работа с текстом. | Эвристическая беседа, , исследование текстового материала | ||
136 | Орфография. Пунктуация. | 1 | Контрольное списывание с восстановление верных написаний слов и пропущенных знаков препинания. | Фронтальный опрос, работа с карточками, работа со схемой, выполнение упражнений. | ||
Всего | 136 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...