Рабочая программа по русскому языку (6 класс)
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, основной программы основного общего образования и авторской программы для 5 – 9 классов. Авторы программы: М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова. На изучение предмета «Русский язык» в 6 классе отводится 6 ч. в неделю (204 ч в год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_r.doc | 189.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ермаковская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор школы
________________
Приказ от 31.08.2018 № 01-07/94-7
Рабочая программа
по русскому языку
в 6 классе
Составитель:
Позднякова Наталья Николаевна
учитель русского языка
СОГЛАСОВАНО
Методист
_______________
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
- основная образовательная программа основного общего образования МОУ Ермаковская СОШ,
Программа составлена в соответствии с УМК под ред.М.М. Разумовской
Планируемые результаты
Ученик научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
- проводить морфологический анализ слова;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- писать тексты разных жанров в рамках программы;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание программы
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной; научного стиля и устной научной речи; публицистического стиля и устной публичной; официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика (Повторение материала, изученного в 5 классе)
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование (Повторение материала, изученного в 5 классе)
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология (Повторение материала, изученного в 5 классе)
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий, имени числительного, местоимения).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис (Повторение материала, изученного в 5 классе)
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные). Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение. Сложные предложения. Типы сложных предложений.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
Тематическое планирование
Тема урока | Количество часов | Из них: | |||
Диктанты | Контрольные работы | Сочинения | Изложения | ||
Введение. Слово. Речь. Стили речи. | 3 | ||||
Повторение изученного в 5 классе | 64 | 2 | 2 | 1 | |
Причастие | 37 | 2 | 1 | 1 | |
Деепричастие | 24 | 2 | |||
Числительные | 20 | 1 | |||
Местоимение | 29 | 1 | 2 | 1 | |
Повторение изученного в 6 классе | 27 | 1 | 1 | ||
Итого | 204 | 7 | 4 | 4 | 3 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
дата | № | Тема урока |
| 1 | Слово – основная единица языка |
2 | Р.Р. Роль слова в жизни человека | |
3 | Р.Р. Речь. Стили и типы речи | |
4-5 | Орфография и пунктуация | |
6 | Употребление прописных букв | |
7 | Буквы Ъ и Ь | |
8-9 | Орфограммы корня | |
10 | Р.Р. Сочинение-описание по картине | |
11 | Орфограммы корня | |
12 | Написание о-ё после шипящих | |
13-14 | Правописание окончаний слов | |
15 | Р.Р. Типы речи. | |
16 | Слитное и раздельное написание. Не с глаголами, существительными, прилагательными | |
17 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение» | |
18 | Работа над ошибками | |
19 | Р.Р. Текст. | |
20 | Части речи и члены предложения | |
21 | Части речи и члены предложения | |
22 | Контрольная работа по теме «Повторение» | |
23 | Морфологические признаки имени существительного | |
24 | Образование сложных и сложносокращённых имён существительных | |
25-26 | Правописание сложных имён существительных | |
27 | Употребление имён существительных в речи | |
28 | Существительные и их синонимы и антонимы | |
29 | Существительные – поэтические обращения | |
30 | Написание и произношение имён существительных | |
31 | Р.Р. Стили речи. Разграничение деловой и научной речи | |
32 | Р.Р. Определение научного понятия. Научное рассуждение | |
33 | Морфологические признаки имени прилагательного | |
34-35 | Словообразование имён прилагательных | |
36 | Р.Р. Официально-деловой стиль речи | |
37-38 | Правописание сложных имён прилагательных | |
39 | Р.Р. Подготовка к написанию подробного изложения | |
40 | Р.Р. Написание подробного изложения | |
41-43 | Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных | |
44 | Р.Р Способы и средства связи предложений в тексте. | |
45-47 | Написание Н-НН в прилагательных | |
48 | Употребление имён прилагательных в речи | |
49 | Прилагательные и их синонимы и антонимы | |
50 | Произношение имён прилагательных | |
51 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание имён существительных и прилагательных» | |
52 | Анализ диктанта, работа над ошибками | |
53-54 | Р.Р. Употребление параллельной связи в тексте. Как исправить текст с неудачным повтором. | |
55 | Морфологические признаки глагола. | |
56-57 | Словообразование глаголов | |
58-60
| Написание приставок пре- и при- | |
61 | Буквы ы-и в корне после приставок | |
62-63 | Р.Р. Повествование художественного и разговорного стилей | |
64-65
| Употребление глаголов в речи. Произношение глаголов | |
66 | Р.Р. Повествование в рассказе | |
67 | Контрольная работа по теме «Глагол» | |
68-69
| Причастие как особая форма глагола. Признаки причастия | |
70-71 | Склонение причастий | |
72-74 | Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте | |
75-76 | Р.Р. Подготовка к написанию подробного изложения. Написание подробного изложения | |
77 | Знаки препинания при причастном обороте | |
78-81 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия. | |
82-83 | Р.Р. Сочинение-рассказ | |
84-87 | Полные и краткие причастия | |
88 | Морфологический разбор причастий | |
89
| Написание причастий | |
90 | Контрольная работа по теме «Причастие» | |
91-94 | Буквы Н-НН в причастиях | |
95
| Буквы Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных | |
96 | Буквы Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных | |
97-100 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | |
101 | Контрольная работа по теме «Причастие» | |
102-103 | Р.Р. Повествование делового и научного стилей | |
104 | Работа над ошибками контрольной работы по теме «Причастие» | |
105-106 | Что такое деепричастие. Признаки глагола и наречия у деепричастия | |
107-108 | Деепричастный оборот. Упражнение в нахождении и обособлении деепричастного оборота | |
109-110 | Правописание не с деепричастиями | |
111-112 | Правописание НЕ с причастиями деепричастиями | |
113-115 | Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий | |
116 | Диктант по теме «Деепричастие» | |
117 | Анализ ошибок. Употребление причастий и деепричастий в речи | |
118 | Употребление причастий и деепричастий в речи | |
119 | Р.Р.Описание места | |
120 | Р.р. Описание места | |
121 | Произношение глаголов, причастий, деепричастий | |
122-123 | Правописание причастий, деепричастий | |
124-125 | Обобщение по теме: «Причастие. Деепричастие». | |
126-127 | Диктант по теме «Деепричастие». Анализ диктанта, работа над ошибками. | |
128 | Р.Р. Описание состояния окружающей среды. | |
129 | Что обозначает имя числительное | |
130-131 | Простые, сложные и составные числительные. Их правописание | |
132 | Порядковые и количественные числительные | |
133-136 | Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание | |
137-138 | Склонение порядковых числительных | |
139 | Р.Р. Описание состояния окружающей среды. | |
140 | Морфологический разбор имени числительного | |
141-142 | Склонение и употребление собирательных числительных | |
143-144
| Употребление числительных в речи. Произношение числительных | |
145-146 | Р.Р. Соединение в тексте разных типов речи | |
147-148 | Диктант по теме «Имя числительное». Анализ диктанта, работа над ошибками | |
149 | Местоимение как часть речи | |
150 | Разряды местоимений | |
151-152 | Р.Р. Соединение в тексте описания предмета и описания места. Сочинение по картине (фотографии) «Кабинет Пушкина» | |
153-154
| Личные местоимения. Морфологический разбор местоимения. | |
155 | Возвратное местоимение СЕБЯ | |
156 | Притяжательные местоимения | |
| 157 | Указательные местоимения |
158-159 | Р.Р. Изложение. | |
160-161 | Определительные местоимения | |
162-163 | Вопросительно-относительные местоимения | |
164-166 | Отрицательные местоимения | |
167-169 | Неопределенные местоимения | |
170 | Написание отрицательных и неопределённых местоимений | |
171-172 | Употребление местоимений в речи. Произношение местоимений. Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение» | |
173-174 | Диктант по теме «Местоимение». Анализ диктанта, работа над ошибками | |
175-176 | Р.р. Соединение в тексте описания места и описания окружающей среды. Сочинение по картине И.И.Левитана «Лесной берег» | |
177 | Р.р. Анализ сочинений | |
178 | Повторение изученного в 6 классе. Фонетика. | |
179-180 | Повторение изученного в 6 классе. Лексика и фразеология | |
181-182 | Повторение изученного в 6 классе. Орфография. | |
183-184 | Повторение изученного в 6 классе. Орфография и пунктуация. | |
185 | Повторение. Речь, стили и типы | |
186-187 | Повторение изученного в 6 классе. Орфография и словообразование. | |
188-189 | Повторение изученного в 6 классе. Имена существительные и прилагательные | |
190 | Правописание суффиксов имён существительных и прилагательных | |
191-192 | Повторение изученного в 6 классе. Правописание глаголов | |
193
| Повторение изученного в 6 классе. Правописание имён числительных | |
194-195 | Повторение изученного в 6 классе. Не с разными частями речи | |
196 | Промежуточная аттестация (Диктант с грамматическим заданием) | |
197 | Анализ диктанта, работа над ошибками. | |
198 199 | Р.р. Соединение различных типов описания в текстах о природе. Изложение «Речкино имя» | |
200-201 | Защита проектов | |
202-203 | Р.р. Повторение по разделу «Текст» | |
204 | Резервный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...