Технологическая карта урока "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Щеголева Ирина Викторовна
Предмет: Русский язык
Класс: 6А
Тема: Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Цели и ожидаемый результат:
- Обучающие: обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных.
- Развивающие: отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных, создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы.
3. Воспитывающие: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности, воспитывать интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы и приёмы: фронтальная беседа, проблемный вопрос, опорная карточка, работа в группах (парах).
Оборудование к уроку: проектор, экран, визуализатор (документ-камера), раздаточный материал.
Технологии: ИКТ, проблемного и дифференцированного обучения, здоровьесберегающая.
Этап урока | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |
Личностные | Метапредметные | ||||
I. Мотивационный | Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке | Компьютерная презентация - Запишите в тетрадях число, классная работа. - Люди встречаются по разным причинам, мы сегодня встретились, чтобы открыть для себя что-то новое. Как это сделать? В процессе живого общения и совместной работы на уроке. Желаю Вам и себе удачи! | Запись в тетрадях | Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности | Принимать и сохранять учебную задачу |
Актуализация изученного | Систематизация полученных ранее знаний | - Какую большую тему вы сейчас изучаете? - А много ли вы знаете об этой части речи, вот сейчас мы и проверим. Цифровой диктант Если вы согласны с утверждением, поставьте цифру “1”, если нет-“0” Я утверждаю, что:
9. Сложное слово — слово, имеющее в своем составе два (и более) корня. - Теперь проверим, что у вас получилось. Поменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку. Сколько цифр поставлено правильно, столько и баллов. Поднимите руки те, у кого 8-9 баллов. Вы молодцы! | . Ответ: 010101001 Взаимопроверка. Учащиеся, набравшие 8-9 баллов, получили жетон. | Проявление познавательной активности | Развитие сенсорной сферы: - восприятия: слухового и зрительного; - памяти: словесно-логической, эмоциональной, наглядно-образной, моторной, долговременной, оперативной; - внимания: произвольного, непроизвольного, целенаправленного, организованного; |
II. Целевой | Перед вами стихотворение: Ученик шестого класса Краснощекий, ясноглазый, Изучая все предметы, Раскрывает их секреты: Древнерусскую культуру, Кисло-сладкую структуру, Ярко-красные узоры, Юго-западные горы. Это портрет шестиклассника, который получает знания из разных областей наук. Этот ваш портрет, ребята. - Посмотрите на стихотворение. Назовите прилагательные, которые использованы в нем. - Что в них общего? - На какие две группы можно их разделить? - Попробуйте сформулировать тему нашего занятия. - Запишите тему урока. - Предположите, почему одни сложные прилагательные пишутся слитно, а другие – через дефис? Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке и чему научиться? Это и будет цель нашего занятия. | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, цели деятельности. | Осознание необходимости в решении учебной задачи | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Развитие умения анализировать Развитие умения постановки цели своей деятельности | |
III.Содержательный | - Чтобы ответить на основной вопрос, обратимся к примерам из жизни. - Как вы думаете, почему прилагательные быстрый-быстрый, долгий-долгий, тихий-тихий, пишутся через дефис? Сформулируем 1-е правило. Уточним, что дефис – это орфографический знак, а тире – знак синтаксический, пунктуационный. - Вы все узнали флаг РФ. Какого он цвета? - А как уточнить оттенок, например, зеленого цвета, если он тёмный? - Если вы в сладкий чай положили кусочек лимона, какой вкус получится? Формулируем второе правило. - Как вы напишете названия промежуточных сторон света? - Как вы напишете географические названия – сложные существительные: Орехово-Зуево, Тянь-Шань? А прилагательные, образованные от них? - Вспомните, как пишутся названия двуязычных словарей? - Какие признаки обозначают при этом прилагательные, входящие в состав сложных? Можно ли между ними поставить союз И? - Такие прилагательные называются равноправными или равносильными. Как пишутся такие прилагательные? -Как вы думаете, как образовалось слово широкоплечий? Сформулируйте правило. - Итак, мы обозначили 5 условий слитного и дефисного написания прилагательных. Есть ли у вас вопросы? | Формулируют первое правило: «Через дефис пишутся прилагательные с повторяющимися основами» Формулируют второе правило: «Через дефис пишутся прилагательные, обозначающие цвета, вкусовые качества, а также их оттенки» Формулируют третье правило: «Через дефис пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный, северо-восточный, орехово-зуевский и т.д.» Называют прилагательные: англо-русский, русско-английский. Формулируют четвертое правило: «Сложное прилагательное, между частями которого можно вставить союз И, пишется через дефис» Из словосочетания «широкие плечи» Формулируют пятое правило: «Слитно пишутся сложные прилагательные, образованные на основе словосочетания» | Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Аргументация своего мнения. Высказывание своего мнения. Работа над формированием умений ориентироваться в полученной информации по ходу выполнения задания Развитие умения анализировать, сопоставлять | |
IV. Пауза отдыха. | Проявление внимания к здоровью детей, их работоспособности. | Физминутка А теперь проведём физминутку, не обычную, а филологическую, по теме урока. Я буду называть прилагательные. Услышите сложное прилагательное, которое пишется слитно, поднимаете руки и хлопаете в ладоши, через дефис – руки в стороны прямые, а если прилагательное несложное, ходите на месте. | Выполняют соответствующие упражнения Учащиеся, которые ни разу не ошиблись, получают жетон | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | Развитие сенсорной сферы: - восприятия слухового - памяти словесно-логической, эмоциональной, моторной, - внимания: произвольного, непроизвольного, целенаправленного |
V. Практический | Овладение способами действия по правилу, алгоритмическими предписаниями, инструкциями. Выполнение аналитико-синтетических упражнений частично-поискового типа. | 1. Работа в группах. - Предлагаю разделиться на несколько групп и составить опорную карточку по теме «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных». Это может быть таблица, схема в виде рисунка или кластер. Не забудьте привести примеры. 2. Распределительная работа - Распределите слова по столбикам слитно или через дефис: (громко)голосый, (весенне)летний, (золотисто)коричневый, (длинный)длинный, (каре)глазый, (физико)математический, (фруктово)ягодный, (бело)снежный, (приторно)сладкий, (северо)восточный, (Горно)Алтайская, (скоро)спелый. - Выполните самопроверку. 3. Комментированное письмо. - Молодцы. Справились с заданием блестяще. Теперь мы можем вернуться к нашему шестикласснику и объяснить написание сложных прилагательных. Выпишите из стихотворения сложные прилагательные и объясните их написание Ученик шестого класса Краснощекий, ясноглазый, Изучая все предметы, Раскрывает их секреты: Древнерусскую культуру, Кисло-сладкую структуру, Ярко-красные узоры, Юго-западные горы. | Составляют опорную карточку и устно защищают её у доски. Защита опорной карточки, выведенной на экран с помощью документ-камеры Учащиеся, защищавшие ОК, получили жетон Записывают слова в столбики, выполняют самопроверку. Учащиеся под руководством учителя объясняют написание слов. Учащиеся, набравшие 11-12 баллов, получили жетон Учащиеся записывают прилагательные и объясняют их написание: краснощекий (красные щеки), ясноглазый (долгий вяз-шея), древнерусскую (Древняя Русь), кисло-сладкий (оттенки вкуса), ярко-красный (оттенки цвета), юго-западные (от юго-запад- стороны света) Учащиеся, набравшие 6-7 баллов, получили жетон | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | Формирование умственных, учебных действий: анализа и синтеза - при анализе алгоритма действия, сравнения , обобщения и систематизации, постановку вопросов по изучаемой теме |
Домашнее задание. | Закрепить полученные знания и умения | Дифференцированное д/з - Выберите любой вариант домашнего задания: 1) Составить словарный диктант (20 слов). 2) Подготовить презентацию к теме урока. 3) Написать характеристику (на себя или любого литературного героя), используя сложные имена прилагательные. | Запись задания в дневник | Планировать самостоятельно необходимые действия; действовать по плану. | |
Контроль и самоконтроль знаний | Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. | Учитель оценивает учащихся по количеству жетонов и работе на уроке. | Учащиеся считают жетоны и сообщают о количестве учителю | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата | Высказывать и обосновывать свою точку зрения |
Рефлексия. | Соотносить цели и результаты своей деятельности. | - Вспомните, какую цель поставили на уроке? НА УРОКЕ УЗНАЛИ… БЫЛО ЛЕГКО… МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ… ЕЩЁ ХОЧУ УЗНАТЬ… | Отвечают на вопросы фронтально | Формулирование выводов по данной теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Правописание Н-НН в прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"
Данное занятие проводится в группе «Развитие речи и совершенствование знаний по русскому языку. 6 класс» как дополнительная образовательная услуга.Учащиеся получают возможность систематизировать знани...
Конспект урока «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» с презентацией.
Урок разработан для специального коррекционного класса VII вида . Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. ...
6 класс Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Презентация по теме:"Дефисное и слитное написание сложных прилагательных". 6 класс...
Технологическая карта урока "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс
Технологическая карта урока русского языка "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс...
Урок русского языка в 6 классе "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных".
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"...
Тест по теме «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» 6 класс
Тест по теме «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»...
Тест по теме "Правописание суффиксов прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"
Тест по теме: "Правописание суффиксов прилагательных .Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"...