Урок русского языка в 6 классе "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Шарипова Гульнара Анваровна

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_25.01.2016g.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Шарипова Гульнара Анваровна  - учитель русского языка и литературы         средней школы №16 г. Альметьевск Республики Татарстан.

6 класс (базовый уровень).

Предмет: Русский язык.

Тема урока: Дефисное и слитное  написание сложных прилагательных.

Цели урока:

  1. образовательная – закрепить знания о сложных прилагательных, формировать знания о слитном и дефисном написании сложных прилагательных;
  2. развивающая – развивать умения учеников применять теоретические знания на практике, логично и последовательно излагать свою мысль; развивать орфографическую зоркость; обогащать словарный запас учащихся;
  3. воспитательная - воспитывать ценностное отношение к слову, прививать бережное отношение к родной природе, содействовать  средствами урока формированию личностных качеств учащихся.

Тип урока: закрепление изученного.

Оборудование и наглядности урока: компьютер, проектор, иллюстративные материалы , слайды, карточки с текстом.

Ход урока.

1. Организационный момент. Приветствие, чуткое отношение к друг другу.

2. Актуализация знаний.

    1)Упражнение 330 ( 2 ученика)

    2)Фронтальный опрос (параграф 58)

3. Побуждение интереса. Мотивация учебной деятельности учащихся.  

    Запишите предложения, объясните знаки препинания.

Приятно пахла горько-сладкая полынь, и спокойно жужжали шмели над широко раскинувшимися лопухами.

Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

-  Какие прилагательные есть в этих предложениях? О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

4.  Первичное закрепление.

      - А сейчас закрепим полученные знания при помощи упражнений. Посмотрите на доску. Здесь даны сложные прилагательные. Устно объясните их написание и составьте с ними словосочетания «имя прилагательное + имя существительное».

        Двадцатиградусный  (мороз), юго – западный (ветер), длинноволосая (девочка), темно – красный (шарф), научно – фантастический (рассказ), журнально – газетный (столик).

   

    5.Включение в систему знаний и повторение.

      1) Лабораторная работа. Образовать от данных слов и словосочетаний сложные прилагательные. Объяснить  выбор слитного или  дефисного написания полученных  сложных прилагательных (по цепочке)     

  • садовый и огородный (инвентарь)
  • чугун лить (производство)

  • шашки и шахматы (турнир)

  • железная дорога (магистраль)

  • тёмный, зелёный (шарф)

  • север, запад (ветер)
  • садово-огородный (инвентарь) – сложн. пр.обр. от прилаг. с сочинит. св.;
  • чугунолитейное (производство) – сложн.пр. обр. от сл/соч. с подчинит. св.;
  • шахматно - шашечный (турнир) – сложн. пр.обр. от сл/соч. с сочинит. св.;
  • железнодорожная (магистраль)- сложн.пр. обр. от сл/соч. с подчинит. св.;
  • тёмно- зелёный (шарф )- сложн. пр. обозначает оттенок  цвета;
  • северо - западный  (ветер) – сложн.пр. обозначает сторону света.

   

    2) Игровой момент.

- А теперь проверим вашу внимательность. Перед вами сигнальные карточки двух цветов,  красные карточки обозначают написание сложных прилагательных через дефис, а зелёные – слитное написание. Я буду читать сложные прилагательные, а вы будете поднимать карточки соответствующего цвета.

        Белокаменная(з), серо – коричневый(к), мясо – молочный(к), добродушный(з), дальневосточный(з), глубоководный(з), грязелечебный(з), янтарно – желтый(к), самодельный(з), монголо – татарское(к).  

   

   3) ФИЗМИНУТКА (отдельно)

   

   4)Работа в парах с последующей взаимопроверкой. Распределительный диктант.

     -В первый столбик записать словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся через дефис, а во второй столбик записать словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся  слитно.)

     Словосочетания со сложными прилагательными для распределительного диктанта: многолетний план, разноцветная бумага, ватно-марлевая повязка, нефтеносная скважина, русско-немецкий словарь , станкостроительный завод, северо-западный округ, светло – зелёные лепестки.

   6. Взаимопроверка распределительного диктанта, самоконтроль по эталону

     (После завершения диктанта, ученики передают тетради соседу по плечу, проверяют карандашом словосочетания по записям в тетрадях, записанные в первый и второй столбики , оценивают:

 5 - нет ошибок, 4 – 1-2 ошибки, 3 – 3-5 ошибок.

Затем показать эталон на доске , правильное распределение словосочетаний по столбикам.)      

  Словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся через дефис

Словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся слитно

ватно-марлевая повязка

русско-немецкий словарь

северо-западный округ

 светло – зелёные лепестки.

многолетний план

разноцветная бумага

нефтеносная скважина

станкостроительный завод 

 

7. Творческое применение. Работа с текстом, объяснительный диктант.

Тихо в лесу. Светло-лиловые длинные тени лежат на сугробах. По нежно-голубому весеннему небу плывут лёгкие белоснежные облака. Вот по-весеннему попискивают, возятся шустрые черноголовые синички. Высятся на солнце медно-бронзовые стволы сосен.

- Назовите сложные прилагательные, объясните их написание.

- К какому стилю относится текст? (Художественный)

8. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

    (Параграф 58 повторить , упр.335 выполнить.)

9. Рефлексия(подведение итогов занятия), оценивание

     - Продолжите предложение ( запись на доске) :

    У меня получилось…

    Я научился…

     -Приведите примеры сложных прилагательных, которые пишутся слитно, через     дефис.

- Ребята, вам понравился урок? Мне было очень приятно поговорить с вами. Вы очень хорошо знаете русский язык, а значит и любите. Молодцы, все активно участвовали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения

Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....

Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н.  Цели урока: 1.   Образ...

Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"

На  уроке  отрабатывается  алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка"  урока - дидактический  материал  подобран из  книги В.Губарева...

Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное". Урок в форме игры №Что? Где?Когда?"...