Проблема формирования орфографической грамотности на уроках русского языка в 5 классе и ее решение в свете ФГОС
статья по русскому языку (5 класс)

Бережанская Людмила Андреевна

В последние годы основные пробелы педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием процесса образования, направленным на развитие личности школьников. Формирование орфографического навыка - процесс сложный, требующий многих, разных по характеру действий. Проблемы формирования практической грамотности на уроках русского языка по-прежнему актуальны.

В моей статье я хочу рассказать о проблемах формирования практической грамотности на уроках русского языка в пятых классах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение..................................................................................................................2

2. Основная часть………………………………………………………....…………3

2.1.Основы формирования орфографических навыков на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов…………………………………..…..…..3

  1. Работа по формированию орфографической грамотности.…….3

2.1.2. Предварительная работа………………………………….…….....5

2.1.3. Развитие орфографической зоркости……………….…...……..…8

2.1.4. Работа над орфографическим правилом……………………..…11

2.1.5. Графическое обозначение орфограммы…………………..…….16

 2.2. Контроль орфографической грамотности…………………………...17

3. Заключение…..………………………………………………………………....18

Список литературы………………………………………………………………..21

1. ВВЕДЕНИЕ

В моей исследовательской работе я хочу рассказать о проблемах формирования практической грамотности на уроках русского языка в школе.

В последние годы основные пробелы педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием процесса образования, направленным на развитие личности школьников. Для целенаправленного и систематического развития интеллекта, самостоятельности обучающихся на протяжении последних лет применялись современные педагогические технологии, направленные на активизацию и интенсификацию познавательного процесса, на повышение качества знаний и в итоге – на саморазвитие личности. Но ориентация на максимум усвоения учебного материала привела к заметной перегрузке обучающихся: уровень требований для большинства из них стал непосильным. Как следствие – снизился интерес к учебе и уверенности в себе. Поэтому проблемы формирования практической грамотности на уроках русского языка по-прежнему актуальны, что и определило выбор темы исследования.

В моей работе я рассматриваю следующее направление: развитие орфографической грамотности на уроках русского языка в 5 классе.

Цель исследования – на основе анализа деятельности обучающихся на уроках русского языка выявить основные проблемные стороны и предпринять попытку дать предложения по совершенствованию лингвистической компетенции обучающихся с акцентом на развитие орфографической грамотности.

В соответствии  с целью, были поставлены следующие задачи исследования:

- воспитывать устойчивый интерес к русскому языку как предмету;

- сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи;

- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение;

- пользоваться языком в жизни как основным средством общения;

- формировать умение переносить знания из области лингвистики в другие области знаний.

Объектом исследования являлся пятый класс.

Информационной базой исследования стал собственный опыт, полученный во время работы.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1.Основы формирования орфографических навыков на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов

2.1.1.Работа по формированию орфографической грамотности

В школе формируются следующие виды орфографических умений и навыков:

- нахождение в слове орфограмм;

-написание слов с изученными орфограммами;

- обоснование орфограмм;

- нахождение и исправление ошибок.

Профессор М.Р. Львов выделяет этапы формирования орфографического навыка:

 1. Создание учебной ситуации, вызывающей потребность проверить орфограмму. Обучающийся ставит перед собой цель, осознает задачу.

2. Поиск способа выполнения действия.

 3. Составление алгоритма выполнения действия по правилу.

4. Выполнение действия по алгоритму.

5. Повторное, многократное выполнение действия по алгоритму в изменяющихся условиях. Постепенное «свертывание» алгоритма.

6. Появление элементов автоматизма, дальнейшее усиление автоматизма в результате многократного выполнения упражнений.

7. Автоматизм написания орфограмм.

Орфография в школе связывает в практических действиях знания обучающихся по всем разделам курса русского языка: фонетике, графике, орфоэпии, составу слова и словообразованию (морфемике), морфологии, лексике.

Авторский коллектив учебников под редакцией П.А. Ладыженской, Н.М. М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой осуществил переработку программы учебников. В данной программе предусмотрено развитие навыков правописания обучающихся, повышение уровня их грамотности, овладение умениями и навыками разного рода речевой деятельности.

В 5 классе при изучении раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи» обучающиеся должны усвоить ряд правил, связанных с написанием:

- безударных гласных в корне слова;

- проверяемых согласных в корне слова:

- непроизносимых согласных в корне слова;

- и, у, а после шипящих;

- разделительные Ъ и Ь;

- з и с на конце приставок;

- букв ё и о после шипящих в корне;

- букв ы - и после ц;

- з, с на конце приставок;

- чередующихся гласных о и а в корне - лаг - - - лож -;

- чередующихся гласных о и е в корне - рос - - - раст-;

-буквы е - и в корнях с чередованием;

- о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных;

- не с глаголами;

- тся, - ться в глаголах;

- ь в глаголах во 2 лице единственного числа.

Программа соответствует принципам научности, системности, доступности.

2.1.2. Предварительная работа

В начале 5 класса выявляю, насколько у обучающихся сформированы дидактические умения и навыки, в какой степени они знакомы с орфограммами. Провожу входную контрольную работу и анализирую ее:

Дата написания: 18.09.2019 г.

Класс: 5-1.

Тема: Повторение.

Число обучающихся в классе: 31 человек.

Писали работу: 28 человек.

Диктант:

написали на  «5» - 6 человек (21%);

«4»  - 5 человек (18%);

«3» - 7 человек (25%);

«2» - 10 человек ( 36%).

СОУ(степень обученности учащихся) - 64%;

% качества (на «4» и «5») -39%;

% успеваемости (на «3»-«4») - 64%.

Грамматическое задание:

написали на  «5» - 4 человека (14,5%);      

«4» - 5 человек (18%) - выполнено 2/3 задания;

«3» - 13человек (46,5%) - выполнено 1/2 задания;

«2» - 6 человек (21%) - выполнено менее ½ задания.

СОУ - 79;

% качества - 32,5 %;

% успеваемости - 9%.

п/п

Характер   ошибок

Фамилия, имя  ученика

Орфографические

Орфографические (повторяющиеся)

Пунктуационные

Пунктуационные (повторяющиеся)

Грамматическое задание

Оценка   за  диктант

Оценка  за грамматическое задание

Ученик

3

2/3

3

4

Ученик

8

2

1

1/2

2

3

Ученик

1

1

менее ½

4

2

Ученик

не

бы

ло

Ученик

2/3

5

4

Ученик

4

1/2

3

3

Ученик

15

3

менее ½

2

2

Ученик

3

1

3

5

Ученик

не

бы

ло

Ученик

3

1/2

3

3

Ученик

1

1/2

5

3

Ученик

12

2

1

1/2

2

3

Ученик

3

1/2

3

3

Ученик

6

2

1/2

2

3

Ученик

2

2/3

4

4

Ученик

5

1

1/2

2

3

Ученик

1

1/2

4

3

Ученик

5

5

Ученик

8

1/2

2

3

Ученик

12

1

менее ½

2

2

Ученик

1

1/2

4

3

Ученик

1

4

5

Ученик

21

5

2

менее ½

2

2

Ученик

16

1

1/2

2

3

Ученик

4

1

менее ½

3

2

Ученик

7

1

менее ½

2

2

Ученик

не

бы

ло

Ученик

5

5

Ученик

3

2

1/2

3

3

Ученик

2/3

5

4

Ученик

2/3

5

4

Общее количество

ошибок

139

12

15

Затем делаю выводы и планирую работу над ошибками с обучающимися.

Входная работа по русскому языку в 5-1 классе ставила перед собой цели: подвести итоги повторения изученных в 4 классе тем: «Орфография», «Синтаксис и пунктуация»; проверить усвоение изученного материала: орфограмм в корне слова, раздельное написание предлогов с другими словами, пунктуационное оформление простых и сложных предложений, предложений с однородными членами.

Больше всего было ошибок:

  • безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (с наслАждением – 15 человек, плЕскаться -2 человека, лЕтят-2 человека, сторОны, залЕзаем);
  • безударный гласный в корне слова, не проверяемый ударением (пЕсок – 3 человека, беззАботном - 4 человека, кАмыш - 4 человека, товарИщем - 2 человека, мАлины -2 человека);
  • чередующийся гласный в корне (рАстут -4 человека, зарОсли -2 человека);
  • падежные окончания имен существительных (в деревнЕ - 3 человека, у бабушкИ -3 человека);
  • правописание имен существительных 2 скл. (камыш – с «ь»-3 человека);
  • правописание имен существительных мн. числа с основой на шипящий (туч -с «ь»- 3 человека); 
  • слитное и раздельное написание (во_все – 2 человека, без/заботном – 2 человека, по_утрам – 2 человека, за/гораем-2 человека, рас/ходятся);
  • безударные личные окончания глаголов (расскажЕм -8 человек; перестанЕм-5 человек, прячУтся -2 человека, станЕм);
  • правописание проверяемых согласных в корне слова (уЗкой -3 человека);
  • «ь» в глаголах 2-ого лица единственного числа (разбежишЬся -11 человек);
  • тся, ться в глаголах (плескатЬся – 2 человека, возитЬся -3 человека, расходятся).

Пунктуация:

в предложении  Деревня расположилась на берегу узкой, но глубокой речки перед союзом «НО» не поставили запятую 7 человек.

Анализ работы показал, что обучающиеся в целом с работой справились (64% успеваемости). Однако следует обратить внимание на ошибки, допущенные обучающимися в контрольной работе.

           Практика показывает, что в большинстве случаев понятие «орфограмма» сформировано в начальной школе недостаточно. На следующем уроке выполняется работа над ошибками.

2.1.3. Развитие орфографической зоркости 

Очень важно научить ученика учиться. Важной для меня всегда была информация, что от услышанного в памяти остается 10%, от зрительного восприятия – 50%, от практической деятельности – 90% информации.

 Первым этапом реализации заявленной проблемы является ввод понятия и выполнение учебных упражнений, позволяющих осознать данное понятие на практическом уровне в условиях зрительного предъявления текста и на слух. 

Умение обнаружить орфограмму связано с понятием «орфографическая зоркость».

Орфографическая зоркость формируется постоянно. В процессе выполнения разнообразных упражнений, например, письмо:

 - орфографическое проговаривание;

- списывание текста;

- обучающие диктанты:

а) предупредительный;

б) объяснительный;

в) «Проверяй себя»;

г) словарный диктант, связанный с запоминанием графического образа слова.

Ставится задача: «С чего следует начать работу по формированию орфографической зоркости, так необходимой для достижения грамотного письма?»

Я думаю, прежде всего, необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Фонетические трудности связаны с наличием в слове ассимилятивных явлений -- озвончения и оглушения (например, косьба, подбирать), мягких согласных (например, сучок), безударности гласного звука (например, дружок, но: овражек). Надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове, приучить ребенка к самоконтролю. Словообразовательные трудности определяются сложностью структуры слова, наличием морфологических чередований (например, роса, орошение) и утратой структурных связей с исходными словами (например, поглощать, снегирь).

Итак, например, письмо с проговариванием.

Ученик диктует предложение, произнося каждое слово по слогам, называя слог и гласную в нем. Это помогает обучающимся развить навык самопроверки, например:

а) С какой буквы пишу слово?

б) Есть ли в слове орфограмма?

в) Как приставки пишутся со словами?

в) Есть ли в слове другие орфограммы? Какие? Назови.

Или письмо с комментированием, помогающее детям избежать возможных ошибок и содействующее наиболее прочному усвоению материала. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы. Обучающиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учеников, затем постепенно включаются и все остальные.

Письмо по памяти также воспитывает трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль. Письмо по памяти способствует развитию как орфографической зоркости, так и концентрации внимания, зрительной памяти, мышления, что позволяет детям видеть орфограммы в словах и, используя знания правил, писать грамотно, что является основной целью обучения русскому языку.

 Игровые моменты на уроке привлекают внимание детей к определенной орфограмме и создают условия для мотивации учения.

Например, игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова:

Лес, лестница, лесничий.

Смешной, смешать, смешить.

Или игра «Назови ошибку». Выпиши слова, обозначающие предметы, определи склонение:

Игрушка, дом, речка, вошла, ученик.

Стол, солнце, железный, окно, маяк.

Анализ таких диктантов, проводимых по разным темам, заставляет задуматься над развитием орфографической зоркости. Такой анализ дает возможность выявить слабоуспевающих учеников по русскому языку и установить причины их неуспеваемости. Вот некоторые из них:

- незнание правил;

- знание правила, но неумение его применять;

- дети мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;

- плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;

- дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими.

Почему же нужна специальная работа над орфографической зоркостью?

Она нужна, потому что «орфографическая слепота», неумение обнаруживать «ошибкоопасные» места - одна из важнейших причин орфографических ошибок. Не замечая мест, где требуется применение правил, обучающиеся, даже зная правила, естественно, не обращаются к ним и пишут наугад, часто неверно.

2.1.4. Работа над орфографическим правилом

Прежде всего, важно подготовить обучающихся к восприятию орфографического правила.

Орфографическое правило - это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы.

Важнейшие темы по орфографии в 5 классе: правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях; правописание согласных - звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных; чередование гласных в корне слова; употребление заглавных букв; перенос слова; слитное, раздельное и дефисное написание.

В конце 5 класса обучающиеся должны владеть следующими орфограммами: о - е после шипящих в корне, чередующихся а - о, е - и в корнях типа -раст - -рос- - ращ-, - лаг - - - лож-; - мер - - - мир-; - тер --- тир-; знать неизменяемые приставки ( в - , на - , с - и т.д.), приставки на з и с (раз - рас - ; из - - ис -); безошибочно писать буквенные сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ и ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами.

Рассмотрим пример, как устанавливается и объясняется правило правописания о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Например, тема «Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных». Учитель может предложить обучающимся определить ударение в словах. К этому времени обучающиеся уже знают перечень шипящих согласных, умеют выделять в тексте имена существительные, а в существительных - окончания, правильно определять ударение в слове.

 Итак, рассмотрим написание слов: товарищем, врачом, полотенцем, свинцом.

После подготовительной работы, которая проводилась на уроке, посвященном данной теме, учитель приступает к анализу заголовка, названия орфографической темы. Учитель подчеркивает, что в названии данной темы указывается, по каким признакам выделяется орфограмма и по каким признакам выбирается нужное правило. «Если в слове, - говорит учитель, имеется гласный о - е после шипящего и ц, это означает, что в данном случае нужно применять орфографическое правило. А чтобы узнать, какое орфографическое правило надо применять в данном случае, необходимо установить, в какой части слова находится гласный, который следует за шипящим или ц; если гласный следует за шипящим или ц в окончании, то следует выяснить, к какой части речи относится слово. Правило, которое будет изучаться на уроке, касается правописания гласных о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных». Тема записывается на доске и в тетрадях обучающихся: «Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных».

То есть учитель сопоставляет данную формулировку с названием орфографической темы и выделяет общую часть: «после шипящих и ц в окончаниях существительных». Эта общая часть помогает выяснить, в каком случае («после шипящих и ц») и какое правило («в окончаниях существительных») необходимо выбрать. А чтобы применить выбранное правило, надо определить ударение в слове (это, как уже говорилось, опознавательный и «выборочный» этапы анализа).  Дети отвечают: «Под ударением пишется –о-, без ударения - е – »  - «заключительный» этап анализа. Затем формируется правило. Дети открывают учебник русского языка на странице 76, читают правило №18.

«Итак, - говорит учитель, - данное орфографическое правило помогает установить, когда («после шипящих и ц»), где, в какой части слова («в окончаниях существительных»). Как следует применять («под ударением пишется о, без ударения - е). Чтобы это правило было руководством к действию, необходимо запомнить его формулировку».

Так происходит знакомство с формулировкой орфографического правила. Заметим, учитель переходит к объяснению орфографического правила, прежде всего организуя проблемную ситуацию, «столкновение» с трудностью. Затем записываются название темы, и учитель анализирует этот заголовок с точки зрения наличия в нем опознавательных, «выборочных» и «заключительных» признаков орфограммы. Далее подвергается анализу специально подобранный с учетом вариантов орфограммы дидактический материал, затем формируется правило. Эта формулировка соотносится с заголовком.

Одним из условий формирования орфографических навыков является изучение орфографических правил. Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом, ученик должен:

- обнаружить орфограмму (опознавательный этап анализа);

установить, какое орфографическое правило необходимо принять в данном случае (выборочный этап анализа);

- решить вопрос о конкретном написании (заключительный этап анализа).

Приведу пример в работе над орфограммами.

Условия формирования орфографического навыка:

- знание правила является теоретической базой (инструкция решения орфографической задачи дана в орфографическом правиле);

 - знание приемов применения правила - рассуждение на основе алгоритма - способствует усвоению орфограммы;

-  различные виды упражнений вырабатывают орфографические навыки.      Знание правила - это первый этап в формировании орфографического навыка; а различные виды упражнений, позволяющие закрепить правило, - третий. Второй этап, который чаще всего отсутствует на уроке. Это применение правила на основе алгоритма. 

Алгоритм - это совокупность действий для решения задачи. Нередко ученик, хорошо запоминающий правила, не может применить его на практике. Тогда развернутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности следует выполнять, помогает осмыслить это правило. Таким образом, действия, направленные на выработку орфографических навыков, становятся вполне осознанными, а значит, и более эффективными.    

Как применить правило на практике, как совместно с обучающимися составить алгоритм, покажу на примере темы «Правописание безударных окончаний имен существительных». По ходу изучения правила выводится таблица (учебник русского языка под редакцией П.А. Ладыженской, Н.М. М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, страница 47, упражнение 99)

Падежи

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Род. п.

-и (-ы)

-

Дат. п.

-

Предл. п.

Беседа с обучающимися

-Рассмотрим таблицу «Окончания –е  и  -и у существительных в единственном числе»

- Как определить, какое окончание нужно написать у существительного?

- Надо определить падеж, посмотреть окончание по таблице.

- Достаточно ли определить только падеж, если, например, в дательном падеже пишутся окончания -е и -и?

- Нужно знать склонение.

- Как определить склонение существительных?

- По роду.

- Откройте учебник на странице 45, упражнение 96. Рассмотрите таблицу. Расскажите по ней о том, какие существительные относятся к 1-ому, 2-ому, 3-ему склонению. Приведите примеры.

Склонение

Род

В им. п. ед. ч. оканчивается

1-е

женский

мужской

на –а, -я

2-е

мужской

средний

на согласный;

на –о, -е

3-е

женский

на согласный с ь на конце

- В чем еще нужно быть уверенным?

- Что это имя существительное, что орфограмма в окончании, что окончание безударное.

При ответах всё выписывается на доску снизу вверх в той последовательности, как говорили дети. После записи рядом вывешивается готовый алгоритм. Предлагаем детям сравнить.

В результате сравнения ученики делают вывод, что готовый алгоритм ответа и есть то, что они составили в совместной работе.

Используя алгоритм, дети сами ведут себя по пути рассуждения, объясняя правописание -е и -и в безударных окончаниях имен существительных, например: «Листья на сирени стали скручиваться. Как лечить сирень?»

Образец ответа ученика: «На сирени. Не знаю, что писать, -е или -и. Это гласный. Смотрю, в какой части слова орфограмма: сирень, сирени, сиренью, меняется окончание. Узнаю, ударное оно или безударное (слово произносится вслух, делается вывод, что окончание безударное). Это существительное, значит орфограмма - безударные окончания -е и -и в именах существительных. По роду определяю склонение существительного (сирень - ж.р., 3-е скл.,). Ставлю вопрос от главного слова к зависимому, определяю падеж (стали скручиваться на чем? Где? Предложный падеж). По таблице вспоминаю, какое окончание имеют существительные 3-го склонения в предложном падеже. Пишу окончание -и».

На уроках русского языка в 5 классе всегда уделяется достаточно внимания поэтапной отработке сложных орфографических правил. При решении орфографически задач постоянно ставятся вопросы: «Какую букву надо проверить при письме и почему?», «Как вы это будете делать?», «Что надо сделать, чтобы написать верно?»

На разных этапах уроков русского языка может быть использовано электронное сопровождение в виде презентации.  Что я применяю в своей практике? Я применяю электронное сопровождение в виде презентаций. Презентации отражают не только основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила, но и содействуют решению задач конкретного урока. Заранее созданная презентация заменяет классную доску для фиксации внимания обучающихся на каких-либо иллюстрациях при объяснении нового материала или, наоборот, как итоговый продукт серии уроков.  С помощью презентаций предоставляется возможность организовать индивидуальный контроль в рамках одного урока.

2.1.5. Графическое обозначение орфограммы

Чтобы решить орфографические задачи, уметь обозначать орфограммы, необходима «грамматическая база», умение видеть орфограммы. Всё это взаимосвязано и взаимообусловлено. Мало знать правило, уметь на его основе составлять алгоритмы решения, нужно помнить при этом, что любой алгоритм начинается с определения места, где возникла орфографическая задача. Поэтому большое значение уделяется графическому обозначению орфограммы. Графическое обозначение орфограммы - это фиксация пути рассуждения по применению правила на практике на основе алгоритма, это письменное решение орфографической задачи, по сути дела, это письменный орфографический разбор.

Приведу несколько примеров.

Находился в самолете - 2-е скл., П.п.

Побежал по травке - 1-е скл., Д.п.

Смотрим, в какой морфеме орфограмма. В данном случае – в окончании. Значит, выделяем окончание.

Или, например, возьмем слово «дуб» и если писать согласно правилу «Написание глухих согласных в корне слова», здесь орфограмма в корне слова, на конце слова слышится звук «п». Буква «Б» здесь в слабой позиции. Если изменить форму слова и применить множественное число, то мы получим слово «дубы», где орфограммы уже нет и беспокоится уже не о чем. Соответственно делаем вывод, что обозначить орфограмму нужно в букве «б», подчеркиваем ее, выделяем корень.

Еще есть задания, ориентирующие обучающихся на поиск разнообразных вариантов выполнения заданий. Например, при изучении темы «Правописание – тся и – ться в глаголах» основным приемом является постановка вопроса к глаголу. Но в определенных случаях (особенно в безличных конструкциях) вопрос звучит искусственно. Поэтому объясняю обучающимся, что вопрос – это только прием, помогающий выбрать правильное написание. Формы –тся и –ться дифференцируют на письме личную форму глагола (3 лицо) -тся и неопределенную –ться, где -ть будет окончанием. Отрабатывается навык, который приводит к выбору разнообразных вариантов выполнения заданий, обязательно выделяются окончания.

2.2. Контроль орфографической грамотности

Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей обучащихся, благотворно влияют на психическое состояние школьников. У ребят возникает чувство удовлетворенности после каждого верно выполненного задания. Появляется уверенность в своих силах, что способствует развитию мыслительной деятельности, сохранению здоровья школьников. Но процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений.

Контроль повышения орфографической грамотности является одним из этапов работ. Он состоит из текущего и итогового контроля.

Текущий контроль – самая оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Текущий контроль сопровождает процесс формирования новых знаний и умений, когда еще рано говорить о том, что они сформированы. Учитель своевременно может выявить недостатки, установить их причины и подготовить материалы, позволяющие  устранить недостатки, исправить ошибки.

Текущий контроль нацелен на отслеживание «порций», из которых складывается целое (тема). В силу этого такой вид контроля является закрепительно-контролирующим. Он предусматривает определенные методы, приемы, формы работы (самостоятельное выполнение упражнений, небольшие тесты, индивидуальная работа по карточкам, сочинения-миниатюры, осложненное списывание текста, в форме устного опроса, фронтальной беседы в процессе изучения темы (является элементом многих уроков, прежде всего комбинированных) и др.).

Итоговый контроль проводится после изучения темы или в конце определенного этапа обучения (четверть, полугодие, год). Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. 

Итоговый контроль – это диктанты, изложения, сочинения, тесты. Для контроля в последние годы использую возможности информационных технологий. Ученики, работая над тестами с использованием компьютера, имеют возможность сразу увидеть оценку своей работы. Для проверки знаний я использую тесты на печатной основе. Год от года они становятся разнообразнее, качественнее.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все вышесказанное составило предпосылки работы, направленной на решение проблемы повышения орфографической грамотности обучающихся 5-х классов на уроках русского языка.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что многие из вышеназванных приемов не новы, возможно, и не универсальны. Все дело в том, что формирование орфографического навыка - процесс сложный, требующий многих, разных по характеру действий. Я думаю, что универсальных приемов обучения орфографии нет. Кроме того, обучение - это сложный психологический процесс, и каждый обучающийся по-своему воспринимает его.

Современная школа сегодня неоднозначна и противоречива: ставит высокие цели и задачи, но не всегда учитывает способности и возможности общества (отдельной семьи, самого ученика). Говорить о современных технологиях и методических системах можно бесконечно долго, но всё решается на месте (в конкретной школе, классе, семье, с конкретным учителем и учеником). Мне представляется, что здесь нужен системный подход, использование различных приемов и видов деятельности, так как проблема орфографической грамотности обучающихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Причины этого: дети мало читают, они не приучены думать над языковыми фактами, не знают истории родного языка. А школьная безграмотность переходит в безграмотность студенческую и неминуемо в безграмотность дипломированных специалистов.

Нелегко школьникам дается весь процесс письменного выражения своих мыслей. Но всем ясно, что нашу жизнь сегодня невозможно даже представить себе без письменной речи. Письменная речь воплощает в себе все, чем богата жизнь: она приносит и новые знания, и опыт мудрости, и добрый привет близких людей, находящихся в разлуке с нами. Благодаря письменной речи человеческий опыт не пропадает, а копится и передается из поколения в поколение. Иначе человеческая культура не могла бы развиваться.

        И мы не можем уйти никуда от прискорбного факта, что уровень орфографической грамотности в последние годы заметно снижается, что показывают результаты тестирования. Из года в год итоговая аттестация показывает, что слабые знания у учеников не только по орфографии, но и по другим разделам курса русского языка.

        Сплошная безграмотность не должна и не может никого успокаивать. Богатство русского языка, его огромная роль в жизни нашей страны обязывает всех россиян, особенно обучающихся средних общеобразовательных учреждений, постоянно совершенствовать свои знания, умения, навыки по родному языку.

Важно, чтобы будущий выпускник школы глубоко осознавал, что от него (и, конечно, от учителя) зависит, насколько он (ученик) овладеет бесценными богатствами родного языка. Это владение позволит нашим будущим выпускникам найти свое место в жизни, т.к. в настоящее время особенно ценится умение свободно и уважительно общаться с разными людьми в самых различных обстоятельствах. Умение легко овладевать языком специальности, профессии.

Исходя из изложенного, можно сказать, что сегодня учитель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки, а также формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы обучающихся, повышать темп урока.

Вся работа по родному языку отражается на становлении личности ученика, т.к. помогает становлению навыков самовыражения, самоконтроля, интеллектуальных и творческих способностей.

Постоянное использование алгоритмов позволяет построить систему работы по усвоению способов действий. Алгоритмы позволяют

лучше осмысливать теоретический материал, применять его на практике, формировать обобщенные орфографические умения и навыки.

 И тогда учитель может максимально приблизиться к решению этой проблемы.

        Грамотность обучающихся должна сочетаться с овладением основами научных знаний о родном языке, умением пользоваться им на практике. Ведь ещё Максим Горький писал: «Какое это счастье — быть грамотным!»

     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 29.12.2017 г) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»

3. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программа по русскому языку  «Русский язык» 5 – 9 классы. М: «Просвещение», 2011г.

4. Бельская А.С. Практический материал по русскому языку. 4 класс. Издательство «Народная  асвета», 1977г.

5. Горький М. Детство. В людях. Мои университеты. Издательство: АСТ, 2017 г.

6. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991

7. Граник Г.Г., Борисенко Н.А., Шишкова С.В. Как учить русскому языку и литературе современных школьников? Школьный учебник сегодня. Издательство: Нестор-История, 2018г.

8. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л: «Просвещение»,1990г.

9. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М: «Просвещение»,1981г.

10. Костяева Т.В., Рыбченкова Л.М. Проверочные материалы по русскому языку. Для 5-8 классов средней школы. М: «Просвещение»,1991г.

11. Купалова А.Ю., Костяева Т.А., Леденева В.В. Дидактические материала по русскому языку. 5 класс. М: «Просвещение», «Учебная литература». 1997г.

12. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Григорян Л.Т. Русский язык. Учебник для 5 класса средней школы. М.: Просвещение,1990г.

13. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2013г.

14. Левонтина И.Б. Русский со словарем. Издательство: Corpus, 2016 г.

15. Леденева В.В., Халикова Н.В.. Русский язык (5-7классы). Тесты.М: «Дрофа», 1998г.

16. Панов М.В. И все-таки она хорошая. М: Наука, 1964г.

17. Платонов К.К., Голубев Г.Р. Психология. М.: Высшая школа, 1977г.

18. Пташкина В.Н., Виноградова К.Е.Урок в современной школе. «Игровые технологии на уроках русского языка». Издательство: Учитель, 2011г.

19. Славкин В.,Галаева О. Русский язык. Справочник школьника. М.Филологическое общество «СЛОВО», 1995г.

20. Халикова Н.В., Леденева В.В.. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5-7 классы». М.: Дрофа, 2000г.

21. Чеснокова Л.Д., Букаренко С.Г., Дроботова Л.Л. На берегах лингвинии. М: «Просвещение», 1996г.



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение..................................................................................................................2

2. Основная часть………………………………………………………....…………3

2.1.Основы формирования орфографических навыков на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов…………………………………..…..…..3

  1. Работа по формированию орфографической грамотности.…….3

2.1.2. Предварительная работа………………………………….…….....5

2.1.3. Развитие орфографической зоркости……………….…...……..…8

2.1.4. Работа над орфографическим правилом……………………..…11

2.1.5. Графическое обозначение орфограммы…………………..…….16

 2.2. Контроль орфографической грамотности…………………………...17

3. Заключение…..………………………………………………………………....18

Список литературы………………………………………………………………..21

1. ВВЕДЕНИЕ

В моей исследовательской работе я хочу рассказать о проблемах формирования практической грамотности на уроках русского языка в школе.

В последние годы основные пробелы педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием процесса образования, направленным на развитие личности школьников. Для целенаправленного и систематического развития интеллекта, самостоятельности обучающихся на протяжении последних лет применялись современные педагогические технологии, направленные на активизацию и интенсификацию познавательного процесса, на повышение качества знаний и в итоге – на саморазвитие личности. Но ориентация на максимум усвоения учебного материала привела к заметной перегрузке обучающихся: уровень требований для большинства из них стал непосильным. Как следствие – снизился интерес к учебе и уверенности в себе. Поэтому проблемы формирования практической грамотности на уроках русского языка по-прежнему актуальны, что и определило выбор темы исследования.

В моей работе я рассматриваю следующее направление: развитие орфографической грамотности на уроках русского языка в 5 классе.

Цель исследования – на основе анализа деятельности обучающихся на уроках русского языка выявить основные проблемные стороны и предпринять попытку дать предложения по совершенствованию лингвистической компетенции обучающихся с акцентом на развитие орфографической грамотности.

В соответствии  с целью, были поставлены следующие задачи исследования:

- воспитывать устойчивый интерес к русскому языку как предмету;

- сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи;

- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение;

- пользоваться языком в жизни как основным средством общения;

- формировать умение переносить знания из области лингвистики в другие области знаний.

Объектом исследования являлся пятый класс.

Информационной базой исследования стал собственный опыт, полученный во время работы.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1.Основы формирования орфографических навыков на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов

2.1.1.Работа по формированию орфографической грамотности

В школе формируются следующие виды орфографических умений и навыков:

- нахождение в слове орфограмм;

-написание слов с изученными орфограммами;

- обоснование орфограмм;

- нахождение и исправление ошибок.

Профессор М.Р. Львов выделяет этапы формирования орфографического навыка:

 1. Создание учебной ситуации, вызывающей потребность проверить орфограмму. Обучающийся ставит перед собой цель, осознает задачу.

2. Поиск способа выполнения действия.

 3. Составление алгоритма выполнения действия по правилу.

4. Выполнение действия по алгоритму.

5. Повторное, многократное выполнение действия по алгоритму в изменяющихся условиях. Постепенное «свертывание» алгоритма.

6. Появление элементов автоматизма, дальнейшее усиление автоматизма в результате многократного выполнения упражнений.

7. Автоматизм написания орфограмм.

Орфография в школе связывает в практических действиях знания обучающихся по всем разделам курса русского языка: фонетике, графике, орфоэпии, составу слова и словообразованию (морфемике), морфологии, лексике.

Авторский коллектив учебников под редакцией П.А. Ладыженской, Н.М. М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой осуществил переработку программы учебников. В данной программе предусмотрено развитие навыков правописания обучающихся, повышение уровня их грамотности, овладение умениями и навыками разного рода речевой деятельности.

В 5 классе при изучении раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи» обучающиеся должны усвоить ряд правил, связанных с написанием:

- безударных гласных в корне слова;

- проверяемых согласных в корне слова:

- непроизносимых согласных в корне слова;

- и, у, а после шипящих;

- разделительные Ъ и Ь;

- з и с на конце приставок;

- букв ё и о после шипящих в корне;

- букв ы - и после ц;

- з, с на конце приставок;

- чередующихся гласных о и а в корне - лаг - - - лож -;

- чередующихся гласных о и е в корне - рос - - - раст-;

-буквы е - и в корнях с чередованием;

- о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных;

- не с глаголами;

- тся, - ться в глаголах;

- ь в глаголах во 2 лице единственного числа.

Программа соответствует принципам научности, системности, доступности.

2.1.2. Предварительная работа

В начале 5 класса выявляю, насколько у обучающихся сформированы дидактические умения и навыки, в какой степени они знакомы с орфограммами. Провожу входную контрольную работу и анализирую ее:

Дата написания: 18.09.2019 г.

Класс: 5-1.

Тема: Повторение.

Число обучающихся в классе: 31 человек.

Писали работу: 28 человек.

Диктант:

написали на  «5» - 6 человек (21%);

«4»  - 5 человек (18%);

«3» - 7 человек (25%);

«2» - 10 человек ( 36%).

СОУ(степень обученности учащихся) - 64%;

% качества (на «4» и «5») -39%;

% успеваемости (на «3»-«4») - 64%.

Грамматическое задание:

написали на  «5» - 4 человека (14,5%);      

«4» - 5 человек (18%) - выполнено 2/3 задания;

«3» - 13человек (46,5%) - выполнено 1/2 задания;

«2» - 6 человек (21%) - выполнено менее ½ задания.

СОУ - 79;

% качества - 32,5 %;

% успеваемости - 9%.

п/п

Характер   ошибок

Фамилия, имя  ученика

Орфографические

Орфографические (повторяющиеся)

Пунктуационные

Пунктуационные (повторяющиеся)

Грамматическое задание

Оценка   за  диктант

Оценка  за грамматическое задание

Ученик

3

2/3

3

4

Ученик

8

2

1

1/2

2

3

Ученик

1

1

менее ½

4

2

Ученик

не

бы

ло

Ученик

2/3

5

4

Ученик

4

1/2

3

3

Ученик

15

3

менее ½

2

2

Ученик

3

1

3

5

Ученик

не

бы

ло

Ученик

3

1/2

3

3

Ученик

1

1/2

5

3

Ученик

12

2

1

1/2

2

3

Ученик

3

1/2

3

3

Ученик

6

2

1/2

2

3

Ученик

2

2/3

4

4

Ученик

5

1

1/2

2

3

Ученик

1

1/2

4

3

Ученик

5

5

Ученик

8

1/2

2

3

Ученик

12

1

менее ½

2

2

Ученик

1

1/2

4

3

Ученик

1

4

5

Ученик

21

5

2

менее ½

2

2

Ученик

16

1

1/2

2

3

Ученик

4

1

менее ½

3

2

Ученик

7

1

менее ½

2

2

Ученик

не

бы

ло

Ученик

5

5

Ученик

3

2

1/2

3

3

Ученик

2/3

5

4

Ученик

2/3

5

4

Общее количество

ошибок

139

12

15

Затем делаю выводы и планирую работу над ошибками с обучающимися.

Входная работа по русскому языку в 5-1 классе ставила перед собой цели: подвести итоги повторения изученных в 4 классе тем: «Орфография», «Синтаксис и пунктуация»; проверить усвоение изученного материала: орфограмм в корне слова, раздельное написание предлогов с другими словами, пунктуационное оформление простых и сложных предложений, предложений с однородными членами.

Больше всего было ошибок:

  • безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (с наслАждением – 15 человек, плЕскаться -2 человека, лЕтят-2 человека, сторОны, залЕзаем);
  • безударный гласный в корне слова, не проверяемый ударением (пЕсок – 3 человека, беззАботном - 4 человека, кАмыш - 4 человека, товарИщем - 2 человека, мАлины -2 человека);
  • чередующийся гласный в корне (рАстут -4 человека, зарОсли -2 человека);
  • падежные окончания имен существительных (в деревнЕ - 3 человека, у бабушкИ -3 человека);
  • правописание имен существительных 2 скл. (камыш – с «ь»-3 человека);
  • правописание имен существительных мн. числа с основой на шипящий (туч -с «ь»- 3 человека); 
  • слитное и раздельное написание (во_все – 2 человека, без/заботном – 2 человека, по_утрам – 2 человека, за/гораем-2 человека, рас/ходятся);
  • безударные личные окончания глаголов (расскажЕм -8 человек; перестанЕм-5 человек, прячУтся -2 человека, станЕм);
  • правописание проверяемых согласных в корне слова (уЗкой -3 человека);
  • «ь» в глаголах 2-ого лица единственного числа (разбежишЬся -11 человек);
  • тся, ться в глаголах (плескатЬся – 2 человека, возитЬся -3 человека, расходятся).

Пунктуация:

в предложении  Деревня расположилась на берегу узкой, но глубокой речки перед союзом «НО» не поставили запятую 7 человек.

Анализ работы показал, что обучающиеся в целом с работой справились (64% успеваемости). Однако следует обратить внимание на ошибки, допущенные обучающимися в контрольной работе.

           Практика показывает, что в большинстве случаев понятие «орфограмма» сформировано в начальной школе недостаточно. На следующем уроке выполняется работа над ошибками.

2.1.3. Развитие орфографической зоркости 

Очень важно научить ученика учиться. Важной для меня всегда была информация, что от услышанного в памяти остается 10%, от зрительного восприятия – 50%, от практической деятельности – 90% информации.

 Первым этапом реализации заявленной проблемы является ввод понятия и выполнение учебных упражнений, позволяющих осознать данное понятие на практическом уровне в условиях зрительного предъявления текста и на слух. 

Умение обнаружить орфограмму связано с понятием «орфографическая зоркость».

Орфографическая зоркость формируется постоянно. В процессе выполнения разнообразных упражнений, например, письмо:

 - орфографическое проговаривание;

- списывание текста;

- обучающие диктанты:

а) предупредительный;

б) объяснительный;

в) «Проверяй себя»;

г) словарный диктант, связанный с запоминанием графического образа слова.

Ставится задача: «С чего следует начать работу по формированию орфографической зоркости, так необходимой для достижения грамотного письма?»

Я думаю, прежде всего, необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Фонетические трудности связаны с наличием в слове ассимилятивных явлений -- озвончения и оглушения (например, косьба, подбирать), мягких согласных (например, сучок), безударности гласного звука (например, дружок, но: овражек). Надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове, приучить ребенка к самоконтролю. Словообразовательные трудности определяются сложностью структуры слова, наличием морфологических чередований (например, роса, орошение) и утратой структурных связей с исходными словами (например, поглощать, снегирь).

Итак, например, письмо с проговариванием.

Ученик диктует предложение, произнося каждое слово по слогам, называя слог и гласную в нем. Это помогает обучающимся развить навык самопроверки, например:

а) С какой буквы пишу слово?

б) Есть ли в слове орфограмма?

в) Как приставки пишутся со словами?

в) Есть ли в слове другие орфограммы? Какие? Назови.

Или письмо с комментированием, помогающее детям избежать возможных ошибок и содействующее наиболее прочному усвоению материала. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы. Обучающиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учеников, затем постепенно включаются и все остальные.

Письмо по памяти также воспитывает трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль. Письмо по памяти способствует развитию как орфографической зоркости, так и концентрации внимания, зрительной памяти, мышления, что позволяет детям видеть орфограммы в словах и, используя знания правил, писать грамотно, что является основной целью обучения русскому языку.

 Игровые моменты на уроке привлекают внимание детей к определенной орфограмме и создают условия для мотивации учения.

Например, игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова:

Лес, лестница, лесничий.

Смешной, смешать, смешить.

Или игра «Назови ошибку». Выпиши слова, обозначающие предметы, определи склонение:

Игрушка, дом, речка, вошла, ученик.

Стол, солнце, железный, окно, маяк.

Анализ таких диктантов, проводимых по разным темам, заставляет задуматься над развитием орфографической зоркости. Такой анализ дает возможность выявить слабоуспевающих учеников по русскому языку и установить причины их неуспеваемости. Вот некоторые из них:

- незнание правил;

- знание правила, но неумение его применять;

- дети мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;

- плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;

- дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими.

Почему же нужна специальная работа над орфографической зоркостью?

Она нужна, потому что «орфографическая слепота», неумение обнаруживать «ошибкоопасные» места - одна из важнейших причин орфографических ошибок. Не замечая мест, где требуется применение правил, обучающиеся, даже зная правила, естественно, не обращаются к ним и пишут наугад, часто неверно.

2.1.4. Работа над орфографическим правилом

Прежде всего, важно подготовить обучающихся к восприятию орфографического правила.

Орфографическое правило - это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы.

Важнейшие темы по орфографии в 5 классе: правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях; правописание согласных - звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных; чередование гласных в корне слова; употребление заглавных букв; перенос слова; слитное, раздельное и дефисное написание.

В конце 5 класса обучающиеся должны владеть следующими орфограммами: о - е после шипящих в корне, чередующихся а - о, е - и в корнях типа -раст - -рос- - ращ-, - лаг - - - лож-; - мер - - - мир-; - тер --- тир-; знать неизменяемые приставки ( в - , на - , с - и т.д.), приставки на з и с (раз - рас - ; из - - ис -); безошибочно писать буквенные сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ и ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами.

Рассмотрим пример, как устанавливается и объясняется правило правописания о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Например, тема «Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных». Учитель может предложить обучающимся определить ударение в словах. К этому времени обучающиеся уже знают перечень шипящих согласных, умеют выделять в тексте имена существительные, а в существительных - окончания, правильно определять ударение в слове.

 Итак, рассмотрим написание слов: товарищем, врачом, полотенцем, свинцом.

После подготовительной работы, которая проводилась на уроке, посвященном данной теме, учитель приступает к анализу заголовка, названия орфографической темы. Учитель подчеркивает, что в названии данной темы указывается, по каким признакам выделяется орфограмма и по каким признакам выбирается нужное правило. «Если в слове, - говорит учитель, имеется гласный о - е после шипящего и ц, это означает, что в данном случае нужно применять орфографическое правило. А чтобы узнать, какое орфографическое правило надо применять в данном случае, необходимо установить, в какой части слова находится гласный, который следует за шипящим или ц; если гласный следует за шипящим или ц в окончании, то следует выяснить, к какой части речи относится слово. Правило, которое будет изучаться на уроке, касается правописания гласных о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных». Тема записывается на доске и в тетрадях обучающихся: «Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных».

То есть учитель сопоставляет данную формулировку с названием орфографической темы и выделяет общую часть: «после шипящих и ц в окончаниях существительных». Эта общая часть помогает выяснить, в каком случае («после шипящих и ц») и какое правило («в окончаниях существительных») необходимо выбрать. А чтобы применить выбранное правило, надо определить ударение в слове (это, как уже говорилось, опознавательный и «выборочный» этапы анализа).  Дети отвечают: «Под ударением пишется –о-, без ударения - е – »  - «заключительный» этап анализа. Затем формируется правило. Дети открывают учебник русского языка на странице 76, читают правило №18.

«Итак, - говорит учитель, - данное орфографическое правило помогает установить, когда («после шипящих и ц»), где, в какой части слова («в окончаниях существительных»). Как следует применять («под ударением пишется о, без ударения - е). Чтобы это правило было руководством к действию, необходимо запомнить его формулировку».

Так происходит знакомство с формулировкой орфографического правила. Заметим, учитель переходит к объяснению орфографического правила, прежде всего организуя проблемную ситуацию, «столкновение» с трудностью. Затем записываются название темы, и учитель анализирует этот заголовок с точки зрения наличия в нем опознавательных, «выборочных» и «заключительных» признаков орфограммы. Далее подвергается анализу специально подобранный с учетом вариантов орфограммы дидактический материал, затем формируется правило. Эта формулировка соотносится с заголовком.

Одним из условий формирования орфографических навыков является изучение орфографических правил. Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом, ученик должен:

- обнаружить орфограмму (опознавательный этап анализа);

установить, какое орфографическое правило необходимо принять в данном случае (выборочный этап анализа);

- решить вопрос о конкретном написании (заключительный этап анализа).

Приведу пример в работе над орфограммами.

Условия формирования орфографического навыка:

- знание правила является теоретической базой (инструкция решения орфографической задачи дана в орфографическом правиле);

 - знание приемов применения правила - рассуждение на основе алгоритма - способствует усвоению орфограммы;

-  различные виды упражнений вырабатывают орфографические навыки.      Знание правила - это первый этап в формировании орфографического навыка; а различные виды упражнений, позволяющие закрепить правило, - третий. Второй этап, который чаще всего отсутствует на уроке. Это применение правила на основе алгоритма. 

Алгоритм - это совокупность действий для решения задачи. Нередко ученик, хорошо запоминающий правила, не может применить его на практике. Тогда развернутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности следует выполнять, помогает осмыслить это правило. Таким образом, действия, направленные на выработку орфографических навыков, становятся вполне осознанными, а значит, и более эффективными.    

Как применить правило на практике, как совместно с обучающимися составить алгоритм, покажу на примере темы «Правописание безударных окончаний имен существительных». По ходу изучения правила выводится таблица (учебник русского языка под редакцией П.А. Ладыженской, Н.М. М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, страница 47, упражнение 99)

Падежи

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Род. п.

-и (-ы)

-

Дат. п.

-

Предл. п.

Беседа с обучающимися

-Рассмотрим таблицу «Окончания –е  и  -и у существительных в единственном числе»

- Как определить, какое окончание нужно написать у существительного?

- Надо определить падеж, посмотреть окончание по таблице.

- Достаточно ли определить только падеж, если, например, в дательном падеже пишутся окончания -е и -и?

- Нужно знать склонение.

- Как определить склонение существительных?

- По роду.

- Откройте учебник на странице 45, упражнение 96. Рассмотрите таблицу. Расскажите по ней о том, какие существительные относятся к 1-ому, 2-ому, 3-ему склонению. Приведите примеры.

Склонение

Род

В им. п. ед. ч. оканчивается

1-е

женский

мужской

на –а, -я

2-е

мужской

средний

на согласный;

на –о, -е

3-е

женский

на согласный с ь на конце

- В чем еще нужно быть уверенным?

- Что это имя существительное, что орфограмма в окончании, что окончание безударное.

При ответах всё выписывается на доску снизу вверх в той последовательности, как говорили дети. После записи рядом вывешивается готовый алгоритм. Предлагаем детям сравнить.

В результате сравнения ученики делают вывод, что готовый алгоритм ответа и есть то, что они составили в совместной работе.

Используя алгоритм, дети сами ведут себя по пути рассуждения, объясняя правописание -е и -и в безударных окончаниях имен существительных, например: «Листья на сирени стали скручиваться. Как лечить сирень?»

Образец ответа ученика: «На сирени. Не знаю, что писать, -е или -и. Это гласный. Смотрю, в какой части слова орфограмма: сирень, сирени, сиренью, меняется окончание. Узнаю, ударное оно или безударное (слово произносится вслух, делается вывод, что окончание безударное). Это существительное, значит орфограмма - безударные окончания -е и -и в именах существительных. По роду определяю склонение существительного (сирень - ж.р., 3-е скл.,). Ставлю вопрос от главного слова к зависимому, определяю падеж (стали скручиваться на чем? Где? Предложный падеж). По таблице вспоминаю, какое окончание имеют существительные 3-го склонения в предложном падеже. Пишу окончание -и».

На уроках русского языка в 5 классе всегда уделяется достаточно внимания поэтапной отработке сложных орфографических правил. При решении орфографически задач постоянно ставятся вопросы: «Какую букву надо проверить при письме и почему?», «Как вы это будете делать?», «Что надо сделать, чтобы написать верно?»

На разных этапах уроков русского языка может быть использовано электронное сопровождение в виде презентации.  Что я применяю в своей практике? Я применяю электронное сопровождение в виде презентаций. Презентации отражают не только основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила, но и содействуют решению задач конкретного урока. Заранее созданная презентация заменяет классную доску для фиксации внимания обучающихся на каких-либо иллюстрациях при объяснении нового материала или, наоборот, как итоговый продукт серии уроков.  С помощью презентаций предоставляется возможность организовать индивидуальный контроль в рамках одного урока.

2.1.5. Графическое обозначение орфограммы

Чтобы решить орфографические задачи, уметь обозначать орфограммы, необходима «грамматическая база», умение видеть орфограммы. Всё это взаимосвязано и взаимообусловлено. Мало знать правило, уметь на его основе составлять алгоритмы решения, нужно помнить при этом, что любой алгоритм начинается с определения места, где возникла орфографическая задача. Поэтому большое значение уделяется графическому обозначению орфограммы. Графическое обозначение орфограммы - это фиксация пути рассуждения по применению правила на практике на основе алгоритма, это письменное решение орфографической задачи, по сути дела, это письменный орфографический разбор.

Приведу несколько примеров.

Находился в самолете - 2-е скл., П.п.

Побежал по травке - 1-е скл., Д.п.

Смотрим, в какой морфеме орфограмма. В данном случае – в окончании. Значит, выделяем окончание.

Или, например, возьмем слово «дуб» и если писать согласно правилу «Написание глухих согласных в корне слова», здесь орфограмма в корне слова, на конце слова слышится звук «п». Буква «Б» здесь в слабой позиции. Если изменить форму слова и применить множественное число, то мы получим слово «дубы», где орфограммы уже нет и беспокоится уже не о чем. Соответственно делаем вывод, что обозначить орфограмму нужно в букве «б», подчеркиваем ее, выделяем корень.

Еще есть задания, ориентирующие обучающихся на поиск разнообразных вариантов выполнения заданий. Например, при изучении темы «Правописание – тся и – ться в глаголах» основным приемом является постановка вопроса к глаголу. Но в определенных случаях (особенно в безличных конструкциях) вопрос звучит искусственно. Поэтому объясняю обучающимся, что вопрос – это только прием, помогающий выбрать правильное написание. Формы –тся и –ться дифференцируют на письме личную форму глагола (3 лицо) -тся и неопределенную –ться, где -ть будет окончанием. Отрабатывается навык, который приводит к выбору разнообразных вариантов выполнения заданий, обязательно выделяются окончания.

2.2. Контроль орфографической грамотности

Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей обучащихся, благотворно влияют на психическое состояние школьников. У ребят возникает чувство удовлетворенности после каждого верно выполненного задания. Появляется уверенность в своих силах, что способствует развитию мыслительной деятельности, сохранению здоровья школьников. Но процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений.

Контроль повышения орфографической грамотности является одним из этапов работ. Он состоит из текущего и итогового контроля.

Текущий контроль – самая оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Текущий контроль сопровождает процесс формирования новых знаний и умений, когда еще рано говорить о том, что они сформированы. Учитель своевременно может выявить недостатки, установить их причины и подготовить материалы, позволяющие  устранить недостатки, исправить ошибки.

Текущий контроль нацелен на отслеживание «порций», из которых складывается целое (тема). В силу этого такой вид контроля является закрепительно-контролирующим. Он предусматривает определенные методы, приемы, формы работы (самостоятельное выполнение упражнений, небольшие тесты, индивидуальная работа по карточкам, сочинения-миниатюры, осложненное списывание текста, в форме устного опроса, фронтальной беседы в процессе изучения темы (является элементом многих уроков, прежде всего комбинированных) и др.).

Итоговый контроль проводится после изучения темы или в конце определенного этапа обучения (четверть, полугодие, год). Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. 

Итоговый контроль – это диктанты, изложения, сочинения, тесты. Для контроля в последние годы использую возможности информационных технологий. Ученики, работая над тестами с использованием компьютера, имеют возможность сразу увидеть оценку своей работы. Для проверки знаний я использую тесты на печатной основе. Год от года они становятся разнообразнее, качественнее.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все вышесказанное составило предпосылки работы, направленной на решение проблемы повышения орфографической грамотности обучающихся 5-х классов на уроках русского языка.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что многие из вышеназванных приемов не новы, возможно, и не универсальны. Все дело в том, что формирование орфографического навыка - процесс сложный, требующий многих, разных по характеру действий. Я думаю, что универсальных приемов обучения орфографии нет. Кроме того, обучение - это сложный психологический процесс, и каждый обучающийся по-своему воспринимает его.

Современная школа сегодня неоднозначна и противоречива: ставит высокие цели и задачи, но не всегда учитывает способности и возможности общества (отдельной семьи, самого ученика). Говорить о современных технологиях и методических системах можно бесконечно долго, но всё решается на месте (в конкретной школе, классе, семье, с конкретным учителем и учеником). Мне представляется, что здесь нужен системный подход, использование различных приемов и видов деятельности, так как проблема орфографической грамотности обучающихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Причины этого: дети мало читают, они не приучены думать над языковыми фактами, не знают истории родного языка. А школьная безграмотность переходит в безграмотность студенческую и неминуемо в безграмотность дипломированных специалистов.

Нелегко школьникам дается весь процесс письменного выражения своих мыслей. Но всем ясно, что нашу жизнь сегодня невозможно даже представить себе без письменной речи. Письменная речь воплощает в себе все, чем богата жизнь: она приносит и новые знания, и опыт мудрости, и добрый привет близких людей, находящихся в разлуке с нами. Благодаря письменной речи человеческий опыт не пропадает, а копится и передается из поколения в поколение. Иначе человеческая культура не могла бы развиваться.

        И мы не можем уйти никуда от прискорбного факта, что уровень орфографической грамотности в последние годы заметно снижается, что показывают результаты тестирования. Из года в год итоговая аттестация показывает, что слабые знания у учеников не только по орфографии, но и по другим разделам курса русского языка.

        Сплошная безграмотность не должна и не может никого успокаивать. Богатство русского языка, его огромная роль в жизни нашей страны обязывает всех россиян, особенно обучающихся средних общеобразовательных учреждений, постоянно совершенствовать свои знания, умения, навыки по родному языку.

Важно, чтобы будущий выпускник школы глубоко осознавал, что от него (и, конечно, от учителя) зависит, насколько он (ученик) овладеет бесценными богатствами родного языка. Это владение позволит нашим будущим выпускникам найти свое место в жизни, т.к. в настоящее время особенно ценится умение свободно и уважительно общаться с разными людьми в самых различных обстоятельствах. Умение легко овладевать языком специальности, профессии.

Исходя из изложенного, можно сказать, что сегодня учитель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки, а также формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы обучающихся, повышать темп урока.

Вся работа по родному языку отражается на становлении личности ученика, т.к. помогает становлению навыков самовыражения, самоконтроля, интеллектуальных и творческих способностей.

Постоянное использование алгоритмов позволяет построить систему работы по усвоению способов действий. Алгоритмы позволяют

лучше осмысливать теоретический материал, применять его на практике, формировать обобщенные орфографические умения и навыки.

 И тогда учитель может максимально приблизиться к решению этой проблемы.

        Грамотность обучающихся должна сочетаться с овладением основами научных знаний о родном языке, умением пользоваться им на практике. Ведь ещё Максим Горький писал: «Какое это счастье — быть грамотным!»

     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 29.12.2017 г) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»

3. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программа по русскому языку  «Русский язык» 5 – 9 классы. М: «Просвещение», 2011г.

4. Бельская А.С. Практический материал по русскому языку. 4 класс. Издательство «Народная  асвета», 1977г.

5. Горький М. Детство. В людях. Мои университеты. Издательство: АСТ, 2017 г.

6. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991

7. Граник Г.Г., Борисенко Н.А., Шишкова С.В. Как учить русскому языку и литературе современных школьников? Школьный учебник сегодня. Издательство: Нестор-История, 2018г.

8. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л: «Просвещение»,1990г.

9. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М: «Просвещение»,1981г.

10. Костяева Т.В., Рыбченкова Л.М. Проверочные материалы по русскому языку. Для 5-8 классов средней школы. М: «Просвещение»,1991г.

11. Купалова А.Ю., Костяева Т.А., Леденева В.В. Дидактические материала по русскому языку. 5 класс. М: «Просвещение», «Учебная литература». 1997г.

12. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Григорян Л.Т. Русский язык. Учебник для 5 класса средней школы. М.: Просвещение,1990г.

13. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2013г.

14. Левонтина И.Б. Русский со словарем. Издательство: Corpus, 2016 г.

15. Леденева В.В., Халикова Н.В.. Русский язык (5-7классы). Тесты.М: «Дрофа», 1998г.

16. Панов М.В. И все-таки она хорошая. М: Наука, 1964г.

17. Платонов К.К., Голубев Г.Р. Психология. М.: Высшая школа, 1977г.

18. Пташкина В.Н., Виноградова К.Е.Урок в современной школе. «Игровые технологии на уроках русского языка». Издательство: Учитель, 2011г.

19. Славкин В.,Галаева О. Русский язык. Справочник школьника. М.Филологическое общество «СЛОВО», 1995г.

20. Халикова Н.В., Леденева В.В.. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5-7 классы». М.: Дрофа, 2000г.

21. Чеснокова Л.Д., Букаренко С.Г., Дроботова Л.Л. На берегах лингвинии. М: «Просвещение», 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка.

 Точная, грамотная и  выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения воспринимаются как признаки о...

Использование алгоритмов как средство повышения орфографической грамотности на уроках русского языка».

Алгоритм-(программа) способ решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат.  А алгоритм на уроке русского   языка – это...

Доклад "Некоторые приёмы орфографической грамотности на уроках русского языка"

В докладе излагается как теоретический материал,так и некоторые практические задания по данной теме....

Педагогический проект «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе»

Изучение русского языка является одной из важнейших задач системы образования в целом. Овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной  - практическая цель обучени...

Использование алгоритмов как средство повышения орфографической грамотности на уроках русского языка

Использование алгоритмов как средство повышения орфографической грамотности на уроках русского языка...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...

Пособие с упражнениями, направленными на формирование читательской грамотности на уроках русского языка (5 класс)

Пособие содержит задачи, направленные на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 5 классов...