Педагогический проект «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе»
учебно-методическое пособие по русскому языку (5 класс)
Изучение русского языка является одной из важнейших задач системы образования в целом. Овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной - практическая цель обучения русскому языку. Поэтому формирование орфографической грамотности – составной части общей языковой культуры - является залогом точности выражения мыслей и взаимопонимания между людьми. Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько у ученика развита способность ставить перед собой орфографические задачи. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. умение «видеть» орфограммы, обнаруживать их в словах и определять их типы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 56.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Формирование орфографической зоркости
на уроках русского языка в 5 классе».
Срок реализации проекта – 1 год.
Выполнила
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Красноармейская ООШ»
Эртильский район
Засыпкина Жанна Александровна
2023 - 2024 уч. г.
План.
- Обоснование необходимости проекта.
- Цели и задачи проекта.
- Участники проекта.
- Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных задач.
- Рабочий план реализации проекта.
- Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.
- Оценка эффективности реализации проекта.
- Оценка рисков.
- Дальнейшее развитие проекта.
- Список использованной литературы.
- Обоснование необходимости проекта.
Изучение русского языка является одной из важнейших задач системы образования в целом. Овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной - практическая цель обучения русскому языку. Поэтому формирование орфографической грамотности – составной части общей языковой культуры - является залогом точности выражения мыслей и взаимопонимания между людьми. Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько у ученика развита способность ставить перед собой орфографические задачи. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. умение «видеть» орфограммы, обнаруживать их в словах и определять их типы. Учёные, психологи, учителя ищут причины недостаточной орфографической зоркости, чтобы принять действенные меры по улучшению положения.
Например, после изучения правила о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, ученик успешно справляется с заданием по изученному правилу (вставляет в слова пропущенные буквы), но допускает ошибки непосредственно в тексте, с которым работает. Как можно объяснить эту ситуацию? Только отсутствием орфографической зоркости. Чтобы правильно вставить пропущенную букву, ученику необходимо решить уже предложенную орфографическую задачу, а чтобы правильно написать слова в тексте, с которым он работает, необходимо сначала самому поставить эту задачу перед собой, т.е. найти орфограмму.
Именно поэтому умение быстро обнаруживать орфограммы в тексте и определять их типы, т.е. орфографическая зоркость, является важнейшим базовым орфографическим умением, формированию которого нужно уделять большое внимание.
Проблемой формирования грамотности начали интересоваться уже очень давно. Поэтому в основу проблемного опыта легли труды ученого 19 века Федора Ивановича Буслаева, а также труды современников: методиста Тамары Петровны Сальниковой, написавшей учебник по методике преподавания грамматики правописания и развития речи, и методиста Михаила Ростиславовича Львова, написавшего учебник по методике преподавания русского языка в начальных классах, хрестоматию по методике русского языка и словарь-справочник по методике преподавания русского языка, а так же элементы технологии Ю.А. Поташкиной .
Эту проблему подробно рассматривали в своих трудах многие лингвисты, психологи и методисты (Ф.И. Буслаев, Н.Ф. Бунаков, И.И. Срезневский, В.Л. Шереметевский, Ц.П. Балталон, В.Ф. Флеров, К.Д. Ушинский, Г.М. Дьячко и др.) Из учёных 20 века можно назвать следующих: лингвисты (И.О. Ильинская, М.В. Панов, С.М. Кузьмина и др.), психологи (Д. Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Г.Г. Граник, П.С. Жедек, В.В. Репкин и др.), методисты (Н.Н. Алгазина. М.Т. Баранов, М.Р. Львов).
Как пишет М.Р. Львов, «отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма».
Поэтому важно прежде всего научить детей ставить перед собой орфографические задачи, т.е. работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости. Нужно отметить, что оптимальным путём обучения орфографии является такой, при котором орфографический навык формируется первоначально как система осознанных действий. В результате специальных упражнений происходит их сокращение и автоматизация. Сознательное владение орфографией включает в себя умение выделять орфограммы, относить каждую определённому правилу и писать её в соответствии с правилом, т.е. орфографическую зоркость. Психологи, лингвисты и методисты подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от развития у учащихся способности обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилу. Эта способность должна закладываться в процессе обучения в начальных классах. Однако, за время обучения в 1-4 классах у большинства детей не формируется орфографическая зоркость, процент «видения» орфограмм у учащихся 5 классов в начале сентября (по данным диагностики) колеблется в пределах 30%-50%.
Таким образом, считаю, что проблема формирования орфографической зоркости в 5 классе является актуальной, что и определило выбор темы моего проекта.
- Цели и задачи проекта.
Цель: создание системы организации образовательного процесса, способствующей формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе.
Задачи:
- Отработка навыка применения правила на практике:
- уметь ставить орфографические задачи, то есть находить орфограммы;
- определять тип орфограммы и относить ее к определенному правилу, то есть выбрать правило;
- применять правило, то есть правильно выполнить алгоритм решения орфографической задачи;
- осуществлять орфографический самоконтроль.
- Осуществление ежедневного контроля за качеством подготовки домашнего задания и выполнением работы над ошибками (информационный бюллетень «Как правильно выполнять домашнее задание по русскому языку»); систематическая работа над ошибками, что способствует актуализации цепи правильных знаний и затормаживанию неверных, привлечение родителей к решению данной проблемы.
- Пробуждение интереса к проблеме формирования орфографической зоркости с помощью творческих нестандартных заданий. Выполнение достаточного количества упражнений для автоматизации орфографических действий и формирования орфографического навыка.
- Участники проекта.
Учитель русского языка и литературы, 5 класс МКОУ «Красноармейская ООШ», родители.
- Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленной цели.
Задача 1. Отработка навыка применения правила на практике:
- уметь ставить орфографические задачи, то есть находить орфограммы;
- определять тип орфограммы и относить ее к определенному правилу, то есть выбрать правило;
- применять правило, то есть правильно выполнить алгоритм решения орфографической задачи;
- осуществлять орфографический самоконтроль.
Процесс решения орфографической задачи проходит несколько ступеней.
Первая ступень - учебная ситуация, которая порождает потребность проверить орфограмму. Ученик ставит перед собой цель, осознает задачу.
Вторая ступень - поиск способа решения орфографической задачи: опора на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт.
Третья ступень - составление алгоритма выполнения действия по правилу. Планирование действия по этапам.
Четвертая ступень - выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану - поэтапно.
Пятая ступень - повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму - в изменяющихся условиях и вариантах, с постепенным "свертыванием" алгоритма.
Шестая ступень появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.
Весь этот цикл, по мнению Жедека П.С., не завершается в начальных классах, его относительное завершение относится к окончанию средней школы. Но и при достижении автоматизма контроль сознания не исключается: взрослый, пишущий, практически без ошибок, всегда контролирует свое письмо, при необходимости обращается к словарю, к правилу, к смыслу.
Одним из условий успешного формирования орфографического навыка является развитие орфографической зоркости - умения обнаруживать в словах, сочетаниях слов, текстах орфограммы. Орфографическая зоркость предполагает также способность обнаруживать ошибки. Орфографическая зоркость развивается в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем. При систематической отработке это умение автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и распознавание орфограмм.
Эффективное овладение учащимися комплексом орфографических умений:
- ставить орфографические задачи, то есть находить орфограммы;
- определять тип орфограммы и относить ее к определенному правилу, то есть выбрать правило;
- применять правило, то есть правильно выполнить алгоритм решения орфографической задачи;
- осуществлять орфографический самоконтроль, возможно лишь с учётом следующих факторов орфографической зоркости: зрительного, слухового, рукодвигательного, орфографического проговаривания.
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4. Орфографическое проговаривание. Проговаривание так, как надо писать.
Задача 2. Осуществление ежедневного контроля за качеством подготовки домашнего задания и выполнением работы над ошибками (информационный бюллетень «Как правильно выполнять домашнее задание по русскому языку»); систематическая работа над ошибками, что способствует актуализации цепи правильных знаний и затормаживанию неверных, привлечение родителей к решению данной проблемы.
Домашнее задание — задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного выполнения после уроков. Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер.
Можно выделить следующие виды домашнего задания:
1. По способу выполнения
- устные
- письменные
- предметно - практические
2. По процессам усвоения
- на восприятие нового материала
- на осмысление усвоенного материала
- на укрепление полученного материала
- на применение имеющихся знаний
3. По учебным действиям
- исполнительные
- творческие
4. По степени индивидуализации
- общие
- дифференцированные
- индивидуальные
Классификации видов домашних заданий по различным критериям могут быть довольно разнообразны. Нас же в данной ситуации привлекает не то, к какой из категорий относится то или иное домашнее задание, а то, на- сколько качественно оно выполнено, и каким образом можно осуществить мониторинг качества выполнения.
Для выявления трудностей, связанных с подготовкой домашнего задания неплохо провести среди учащихся анкетирование. Содержание анкеты предлагается.
Анкета
1. Сколько времени ты готовишь домашнее задание?
2. Всегда ли ты его выполняешь?
3. Если нет, назови причину:
а) не понимаешь материал;
б) не успеваешь выполнить;
в) лень;
г) неинтересные и однотипные
д) другие причины.
4. На каком этапе урока задается домашнее задание чаще всего?
5. Домашнее задание анализируется или нет? Даются рекомендации по его выполнению?
6. Если ты не понимаешь материал ДЗ, то обращаешься:
а) к учителю;
б) к родителям;
в) к товарищу;
г) не пытаешься разобраться.
После обработки результатов анкеты учителю легче будет разобраться, в чём трудности у ученика в процессе приготовления домашнего задания. И уже с учётом результатов анкеты нужно выпустить информационный бюллетень «Как правильно выполнять домашнее задание по русскому языку». Результаты анкетирования обязательно довести до сведения родителей, чтобы работа по контролю за выполнением домашнего задания проводилась и со стороны учителя, и со стороны родителей. Для стимулирования качества выполнения домашнего задания можно ежедневно выставлять оценки за выполнение домашнего задания в именной бланк каждого ученика. В конце каждой недели проводить «Мониторинг качества домашнего задания по русскому языку». Можно устроить соревнование между рядами. Данная форма работы помогает формировать навыки взаимовыручки, взаимопомощи. Формируется чувство коллективизма, понимание своей значимости в достижениях и результатах работы всего класса или группы. Искореняется чувство ненужности, одиночества, безразличие окружающих к достижениям ученика. У обучающихся развивается спортивный интерес к достижению лучших результатов. Ежедневная проверка тетрадей с домашним заданием и наличие в них работы над ошибками – ещё один важный шаг к повышению грамотности у учащихся.
Задача 3. Пробуждение интереса к проблеме формирования орфографической зоркости с помощью творческих нестандартных заданий. Выполнение достаточного количества упражнений для автоматизации орфографических действий и формирования орфографического навыка.
На уроках русского языка необходимо использовать приёмы, в наибольшей степени способствующие развитию орфографической зоркости, которые в то же время являются интересными и увлекательными для пятиклассников.
1. Списывание.
Алгоритм списывания:
- Внимательно прочитай предложение.
- Повтори его, не заглядывая в текст.
- Подчеркни в предложении все орфограммы.
- Прочитай предложение орфографически.
- Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
- Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
- Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Чтобы вызвать желание и поддержать заниматься списыванием дома, можно предложить (по желанию) выписать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Детям и родителям можно рекомендовать «устное списывание», заключающееся в следующем: в течение 10-15 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из этого текста орфоэпически, а ребёнок диктует это слово уже орфографически. Ошибки анализируют вместе.
Время для списывания желательно отводить на каждом уроке, иногда оно может сводиться к написанию одного предложения. Списывание может дополняться грамматическими заданиями.
- Выборочное списывание.
Выборочное списывание является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам, поэтому данной форме работы необходимо уделить особое внимание.
Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.
2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
5. Спиши слова определённой части речи.
6. Выпиши словосочетания.
3. Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
Комментированное письмо - это вид упражнения, который включает в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается орфографическая зоркость. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.
Например:
Роща.
За рекой дубовая роща. Мы часто гуляем в роще. Звонко поют чижи. Цветут ландыши. Как они душисты! Берегите эти цветы. Не рвите их.
4. Письмо с орфографическим проговариванием.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята заинтересовываются и начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. целесообразно при выполнении любых упражнений, в которых немало многосложных слов с изученными орфограммами.
Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому в «памяти» движений остаётся память движений речевого аппарата.
Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию. При самостоятельной записи учениками учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.
- Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
6. Какографические упражнения (умышленное ошибочное написание).
Обычно хорошо принимается учениками. Работают с интересом. Данная работа предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
7. Скоростное письмо.
Ученики 5 класса с интересом относятся к заданиям такого рода. Самым эффективным приёмом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
- Совместное чтение текста с учителем хором. (Орфоэпическое).
- Самостоятельное чтение хором.
- Коллективное объяснение орфограмм.
- Подсчёт количества предложений в тексте.
- Чтение по предложениям.
- Орфографическое чтение.
- По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.)
- Подсчитать количество записанных слов, цифру вынести на поля.
- Проверка написанного.
- Письмо по памяти.
Проводится с целью закрепления правописания слов с различными орфограммами, заполнение которых основано на зрительном восприятии. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько строк (стихотворный или прозаический), объясняют все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на ещё не изученные правила. Заранее подготовленный текст самостоятельно записывается учащимися. После записи проводится проверка: дети сличают текст с написанным на доске. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, умение видеть «опасные» места.
Например:
Я не бегаю к врачу-
Я сама его лечу.
(С. Михалков)
Наши птицы, наши звери
Нас уже не узнают.
(С. Михалков)
Письмо по памяти проводится по следующей схеме:
1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании.
4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5. Запись.
6. Проверка.
9. Диктанты.
· Объяснительно – предупредительные диктанты
Применяются с целью закрепления полученных орфографических навыков. Методика его проведения состоит в том, что учитель читает текст по предложениям или предложение. Вызванный ученик повторяет предложение и объясняет, как надо писать слова. Затем дети записывают в тетрадь. Слова и части слов, написание которых объяснялось, подчёркиваются. Можно записывать текст на доске одновременно с записью в тетрадях. Ценность этого диктанта в том, что учащиеся воспринимают текст на слух, выделяют трудные в орфографическом написании слова и решают, как нужно их писать. Этот вид диктанта лучше всего использовать на начальном этапе изучения правила.
Например:
Красив зимний наряд леса.
В лесу журчат звонкие ручейки.
· Выборочный диктант
Ставит целью отработать правописание слов на изучаемое правило. Этот вид ценен тем, что при его проведении можно за короткое время повторить и закрепить большой по объёму материал. При выборочном диктанте учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определённой орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Диктант можно усложнить дополнительными заданиями.
· Свободный диктант
Это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.
Например:
Свободный диктант «Весна».
Учитель сообщает детям, что они сегодня будут писать свободный диктант.
«Я сейчас прочту вам начало рассказа, а вы мне скажете, о каком времени года говорится в нем».
Чтение учителя:
«Солнце долго остается на небе и греет все сильнее и сильнее. Оно поднимается все выше и выше на небе».
( О весне).
«Да, правильно, рассказ называется «Весна».
Запись заглавия «Весна» и чтение текста диктанта по предложениям учителем.
- «Солнце весной долго остается на небе и греет все сильнее и сильнее. Оно поднимается все выше и выше».
- «Снег начинает таять, вода бежит ручьями. Весенний дождь смывает последний снег, и все кругом начинает зеленеть».
- «На деревьях начинают лопаться почки и развертываются первые нежные листочки. На ветвях старых берез и тополей появляются грачи. Они первыми прилетели к нам с юга и начинают поправлять старые гнезда».
- «За ними прилетают жаворонки, и песнь их звенит высоко в небе над полями. Скоро соловей начнет свою звонкую песню».
- «Ласточки, скворцы, дрозды, кукушки появляются стайками один за другим и населяют поля, леса и рощи».
- «Хлопотливые муравьи, пестрые ласточки, неуклюжие жуки и тысячи других насекомых выходят на свет».
Учитель: «О чем говорится в рассказе?» ( Об изменениях в природе весной).
Учитель читает второй раз текст диктанта по отрывкам. В каждом отрывке слова разбираются орфографически. Учащиеся называют слова, в написании которых они затрудняются. Учитель объясняет их написание и некоторые записывают на доске.
Учитель читает третий раз текст по отрывкам, учащиеся записывают один отрывок за другим ,проверяют свои работы и сдают их учителю.
· Самодиктант
1. Вид зрительного письма, при котором текст воспринимается зрительно, иногда подвергается анализу, запоминается, затем записывается по памяти и проверяется самим учащимся по ключу (первоначальному тексту).
2. Вид тестового самоконтроля, заключающийся в записи по памяти небольших текстов.
Варианты самодиктанта.
1. Текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;
2. Проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3 – 5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий ее выбора, подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем – самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.
· Зрительно-слуховые диктанты
Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.
Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
«Проверяю себя».
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
Словарный диктант.
- Орфографические минутки
Оригинальные, нешаблонные вопросы и задания, занимательные задачи орфографических минуток не только пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся, но и являются также существенным условием сохранения материала в памяти. Орфографические минутки занимают до 10 минут урока, однако помогают освежить в памяти огромный, необходимый на уроке материал. Орфографическая минутка становится ещё и связующим звеном в уроке, обеспечивая плавный переход от одного этапа урока к другому. Орфографическая минутка проводится в начале урока во время или после каллиграфической минутки, или в конце урока на этапе закрепления изученного материала. Учитель имеет реальную возможность с первых минут урока создать особую эмоциональную атмосферу и, тем самым, побудить учеников к активной деятельности в течение всего урока, и активной самостоятельной поисковой деятельности. Таким образом, языковые минутки способствуют и пробуждению любви к родному языку, изучаемому предмету. Её виды разнообразны. Предполагается работа, как с отдельными словами, так и со связными текстами.
Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха.
- Рабочий план реализации проекта.
Дата | Место проведения мероприятия | Наименование мероприятия | Ответственный за выполнение |
Подготовительный этап | |||
Сентябрь | МКОУ «Красноармейская ООШ» | Изучение лингвистической, психолого-педагогической, методической литературы. Родительское собрание по данной теме. | Засыпкина Жанна Александровна |
Констатирующий этап. | |||
Октябрь - декабрь | МКОУ «Красноармейская ООШ» | На основе орфографических упражнений, тестирования, педагогического наблюдения был выявлен общий уровень сформированности орфографической грамотности на начало реализации проета; были определены задачи и подготовлено методическое обеспечение исследования, разработана комплексная система работы по формированию орфографической зоркости. Родительское собрание «Контроль за выполнением домашнего задания со стороны родителей». | Засыпкина Жанна Александровна |
Формирующий этап | |||
Январь - апрель | МКОУ «Красноармейская ООШ» | Комплексная система работы по формированию орфографической зоркости, апробация гипотетических предположений. Родительское собрание «Формирование орфографической зоркости у учащихся. Наши успехи». | Засыпкина Жанна Александровна |
Заключительный этап. | |||
Май | МКОУ «Красноармейская ООШ» | Подведение итогов, обработка результатов диагностирования, выводы по проекту. Родительское собрание «Итоги и анализ работы по теме.» | Засыпкина Жанна Александровна |
- Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.
Краткосрочные результаты:
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости даёт хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные.
Долгосрочные результаты:
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства становится любимым предметом. И это немаловажно, дети начинают относиться к урокам русского языка с большим интересом. Но данная работа должна вестись систематически на каждом уроке русского языка как в начальной школе, так в дальнейшем среднем и старшем звене школы.
- Оценка эффективности реализации проекта.
Критерии эффективности реализации проекта позволяют выявить:
- успешность проекта, его значимость для отдельного класса и для общеобразовательного учреждения в целом (массовость проекта, удовлетворённость участников проекта своей деятельностью);
- развитие индивидуальности личности ребёнка (владение предметными компетенциями в соответствии с темой проекта, индивидуальные достижения детей в рамках проекта);
- развитие индивидуальности личности учителя.
Массовость проекта.
Показатели | Способ оценивания |
Вовлечённость учащихся в проект | Количество учащихся, принимающих участие в проекте |
Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми | Количество родителей, принимающих участие в проекте |
Удовлетворённость участников проекта своей деятельностью.
Показателями эффективности мероприятий проекта являются позитивные отзывы педагогов, учащихся и родителей. Оценка производится на основе диагностики и мониторинга деятельности учащихся, на основе экспресс – опросов педагогов, ведущих в данном классе и родителей.
Развитие индивидуальности личности ребёнка.
Ребёнок успешно овладевает предметными компетенциями в соответствии с темой проекта, что мотивирует его дальнейшее обучение, получает возможность самореализации, проверки своей силы по данному вопросу (теме); ученику нравится видеть свой результат сразу, анализировать свои ошибки и ошибки товарищей, вместе работать над улучшением результата. Формируются навыки взаимовыручки, взаимопомощи, чувство коллективизма, понимание своей значимости в достижениях и результатах работы всего класса или группы. У обучающихся развивается спортивный интерес к достижению лучших результатов. Повышается качество знаний, степень обученности учеников.
Развитие индивидуальности личности ребёнка.
При работе над проектом учителю приходится изучить массу интересной методической литературы, что, несомненно, способствует дальнейшему профессиональному росту учителя. В процессе реализации проекта учитель переходит на новые формы работы, предпочтение отдаёт современным технологиям обучения русскому языку; у учителя возникает чувство профессиональной удовлетворённости, появляется возможность творческого самовыражения, потребность в обмене опытом, потому что хочется поделиться своими достижениями, и, конечно, повышается педагогический авторитет.
Необходимо сказать, что оценку эффективности реализации проекта по всем критериям, изложенным мной выше, можно дать лишь по результатам постоянных диагностических работ, мониторинга, опросов.
- Оценка рисков.
Вероятно, помешать успешной реализации проекта может отсутствие мотивации, незаинтересованность учеников, ради которых, собственно, и затевался проект. Думаю, в данной ситуации преподавателю русского языка и родителям необходимо приложить все усилия, чтобы заинтересовать детей. Для этого от учителя требуется предлагать детям творческие нестандартные задания, а родителям проявлять внимание к процессу обучения ребёнка, совместно разбирать какие-то трудные ситуации. Я думаю, что это реально, в силах и компетенции родителей, так как речь идёт о программе 5 класса.
Участники | Риски | Пути преодоления |
Руководитель проекта (Засыпкина Ж.А.) | Трудности во взаимодействии с участниками проекта (отсутствие мотивации). | Консультирование участников проекта, мотивация. |
Учащиеся. | Перегрузка. | - проект осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки ребёнка; - реализация проекта осуществляется в совместной деятельности и индивидуальной работе с учётом интересов детей.
|
Родители. | Низкая компетентность родителей в данном вопросе. | Педагогическое консультирование. |
- Дальнейшее развитие проекта.
Мне думается, что тема моего проекта актуальна всегда. На основании диагностики, проводимой в течение года (срок реализации проекта), можно спрогнозировать дальнейшую судьбу проекта, внести какие-то коррективы, дополнения, изменения. Трудно научить детей грамотно писать, но это одна из важнейших задач, стоящих перед учителем русского языка. Не получается у того, кто ничего не делает. Надеюсь, что реализация данного проекта даст свои благоприятные результаты, и мы сможем продолжить работу в данном направлении уже на новом уровне.
- Список используемой литературы:
- Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных// Бетенькова Н.М. – М.: Просвещение, 2011. – 320 с.
- Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся. // Булохов В.Я. – М.: Просвещение, 2012. – 224 с.
- Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучении фонетике, орфоэпии, графике и орфографии//– Жедек П.С. - Томск: Пеленг, 2012. – 356 с.
- Львов М.Р. Правописание в начальных классах. // Львов М.Р. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.
- Тоцкий П.С. Орфография без правил.// Тоцкий П.С. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
- Шклярова Т.В. Как научить вашего ребенка писать без ошибок. // Шклярова Т.В.– М.: Грамотей, 2012. – 252 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.
Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....
Учебно - педагогический проект "Подготовка к олимпиаде по русскому языку"
Учебный проект способствует развитию индивидуального потенциала учащихся, формированию умений ставить задачи и принимать решения. Предназначен для подготовки к олимпиаде по русскому языку в форме изло...
Особенности формирования УУД на уроках английского языка в классах педагогической поддержки в условиях реализации требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО
Презертация теоретического материала и практические упражнения...
«Педагогические приемы формирования УУД на уроках русского языка»
На сегодняшний день эта тема актуальна в связи с внедрением стандартов второго поколения при формировании УУД. Что такое УУД? В широком смысле – это умение учиться. УУД ...
Обобщение педагогического опыта «Словарная работа на уроках русского языка» учителя русского языка и литературы
Обобщение педагогического опыта«Словарная работа на уроках русского языка»учителя русского языка и литературы...
Педагогический проект "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"
Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы - один из способов сделать занятия увлекательными и эффективными....