Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка.
статья по русскому языку по теме

Ваврикова Наталья Геннадьевна

   Точная, грамотная и  выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения воспринимаются как признаки образованности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную деятельность человека.

     Орфографическая грамотность на всех этапах развития российской школы всегда была и остаётся очень важным компонентом подготовки обучающегося по русскому языку. Работа над ней ведётся на протяжении всего школьного курса обучения.

 Орфографические навыки приобретаются годами, из урока в урок, поэтому очень важно, как работает учитель, какие использует приёмы и методы, способствующие выработке устойчивых орфографических навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка

Ваврикова Наталья Геннадьевна, МКУ СОШ №5 г. Алзамай

Точная, грамотная и  выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения воспринимаются как признаки образованности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную деятельность человека.

     Орфографическая грамотность на всех этапах развития российской школы всегда была и остаётся очень важным компонентом подготовки обучающегося по русскому языку. Работа над ней ведётся на протяжении всего школьного курса обучения.

     Орфографические навыки приобретаются годами, из урока в урок, поэтому очень важно, как работает учитель, какие использует приёмы и методы, способствующие выработке устойчивых орфографических навыков.

     В методике разрабатывается идея обучения правописанию сознательным путём: на основе определённых знаний, с опорой на правила. Именно в русле этого направления сложился школьный курс орфографии. К сожалению, на практике мы убеждаемся, что знание правил не всегда ведёт к орфографической грамотности. Кто из учителей не слышал от своих учеников фразу: « Правила- то я все знаю, а вот писать грамотно не могу». Действительно, довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, умеют делать различные разборы, но при этом не умеют грамотно писать. Ученик знает почти все правила, а за контрольный диктант получает «2». Со временем у него снижается или вовсе пропадает интерес к русскому языку как к учебному предмету. Поэтому проблема орфографической грамотности  остаётся одной из центральных проблем обучения русскому языку.

Орфографическая грамотность обучающихся снижается с каждым годом, поэтому необходимо найти ответ на вопрос: какие приёмы, методы, формы работы помогут выстроить такую систему, при которой можно остановить темпы её снижения и направить этот процесс в противоположную сторону.

   

Несколько лет я работала по теме самообразования «Повышение качества обученности через формирование орфографической грамотности ».

В ходе работы были выявлены следующие проблемы:

1. Обучающиеся не знают правила и слова-исключения.

2. Обучающиеся правила знают, но применять их не могут.

3. Психологическая интерференция (сохранение запоминаемого материала ухудшается в результате

    наложения нового, сходного с ним; 90% правил создают почву для интерференции).

4. Обучающиеся не видят орфограммы в тексте, хотя отдельные слова с теми же орфограммами

    нередко пишут правильно.

5. Не все обучающиеся имеют желание работать систематически, а глагол «учиться» не случайно

    имеет в русском языке значение «учить себя». В процессе обучения важно активное отношение

    обучающегося к учению.

Работу по формированию орфографической грамотности было решено проводить по возможности на каждом уроке русского языка, особенно в 8-9 классах, где начинается изучение синтаксиса и пунктуации, а орфографических правил уже нет.

Ребята допускают ошибки на правила, изученные как в текущем учебном году, так и в прошлые, и в начальной школе, поэтому именно повторение даёт возможность не только воспроизводить ранее пройденный материал, но и совершенствовать приёмы умственной работы (опознавание, дифференциация смешиваемых написаний).

Уроки русского языка во всех классах начинаю с повторения различных орфограмм. Называем эту работу «Орфографическими пятиминутками». Слова для повторения выбираю либо на одно правило, либо на разные. Использую различные приёмы работы: всевозможные диктанты (объяснительные, предупредительные, выборочные, словарные, творческие, свободные, зрительные, графические, диктанты с постукиванием и др.), осложнённое списывание, тестовые задания, работу с сигнальными карточками, с перфокартами. Очень нравятся ребятам задания с самопроверкой и взаимопроверкой. В 5-6 классах провожу орфографические пятиминутки в игровой форме: «В лес за грибами», «Собери цветы в вазы», «Найди ошибки»,  соревнования с Незнайкой, «Помоги Пете Ошибкину» и др.

Игра «Помоги Пете Ошибкину»

1. В слове солёный Петя написал гласную А. «Проверочное слово сало», - объяснил он. Правильно ли

    это?

2. Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно заменить синонимом

    без не – отсутствовал». Прав ли он?

3. «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода», -

    услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?

В 2012 – 2013 учебном году в 5 классе урок начинала с письма Незнайки. Ребята получали письмо, в котором любимый всеми сказочный персонаж предлагал выполнить какое-либо задание по орфографии: помочь ему вставить пропущенные буквы, выбрать слова с какой-либо орфограммой, проверить написанный им текст и исправить ошибки, посоревноваться с ним или между собой, объяснить ничего не знающему герою какую-нибудь орфограмму, чтобы он не получил «2» и т.д. Пятиклассники с удовольствием выполняли задания и с нетерпением ждали следующего письма.

 

 Важную роль в формировании грамотного письма играет работа над ошибками. Провожу ее не только после написания диктантов, изложений и сочинений, но и после некоторых классных и домашних работ, в которых было допущено много ошибок. Иногда работа над ошибками выполняется обучающимися дома, иногда – в классе (коллективно, индивидуально, в парах, в группах). Называем мы такую деятельность «По следам ошибок».

     Практикую такой вид работы, как диктант с подготовкой. Слова, в которых обучающиеся могут допустить ошибки, пропускаю через различные упражнения. Отдельные предложения из диктанта выписываем и разбираем по членам предложения.

Работу по формированию орфографической грамотности провожу как со всем классом, так и с отдельными обучающимися. Сначала ребята выполняют входной тест по орфографии с целью выявления пробелов и определения круга орфограмм, над которыми необходимо работать в первую очередь. Затем ведётся систематическая индивидуальная работа. Так как не всегда удается заниматься в школе после уроков, иногда обучающиеся выполняют задания дома, а затем приносят работы на проверку и задают возникшие вопросы. Если имеются ошибки, совместно с учителем выполняется работа над ошибками.

С целью повторения, обобщения и систематизации орфографического материала применяю таблицы, включающие в себя одно или несколько орфографических правил. Этими таблицами обучающиеся пользуются на уроке или дома при выполнении индивидуальных заданий.

Также для индивидуальной работы готовлю карточки, включающие в себя не только упражнения по орфографии, но и сами правила, чтобы у ребят была возможность сначала повторить теоретический материал, а затем правильно выполнить предложенное задание.

                                                        «Спеши в школу как на игру. Она и есть такова». Ян Коменский

В своей работе использую разнообразные формы, приемы, методы. Помимо традиционных, общеизвестных, стараюсь найти или придумать что-то новое, интересное, необычное.

Выработка навыков правописания — процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет. Но это очень скучно! Вот и стараюсь построить работу так, чтобы она могла захватить ребят, удивить.

Были подготовлены задания для буквенно-графических диктантов, в результате правильного выполнения которых у обучающихся получается какой-либо графический рисунок (пятерка, геометрическая фигура). Также составлены упражнения, выполняя которые ребята получают слово, пословицу, поговорку или какое-либо предложение.

Приведу несколько примеров таких заданий.

1) Вставьте пропущенные буквы, прочитайте получившееся из них слово.

   

    1. б..рдовый     2. спор..смен     3. ил?юстрация     4. вел..колепный     5. яи..ница     6. ю(н, нн)ый     7. атм..сфера

     (отлично)

2) Вставьте пропущенные буквы и прочитайте пословицу. Объясните её значение.

№1

    1. Фотоап?арат, к..снулся, верё..ка, счас?ливый, р..сток, тер?аса, цветоч..к, сочинение написа(н, нн)о, он  

        держ..т, пр..добрый.

    2. Телеграм?а, справ.., моло..ьба, береч?.

    3. Ч..десный, груз..ик, зап..реть, песча(н, нн)ый, акац..я, объ..снение.

    (Повторение – мать учения)

№2

    1. ч..десный, килогра?м, сви..ой, ц..пленок, конве?ер.    

    2. гуси..ый, л..йтенант.    

    3. лес..ница, с..лдат, вес?ник.

    4. э..земпляр, мес?ный, тип..графия.    

    5. тра..вай, си..ий, б..рдовый, сапо?, девяност…

    6. сто.. (сена), атм..сфера, чу?ство, эк..номить, тер?аса, пр..рода, извес?ный.    

    7. б..гряный.    

    8. ус?ный, б..гатырь, прелес..ный.    

    9. ак?уратный, ус?ный, тр..ллейбус.    

    10. теграм?а, зелё..ый, п..ражение, пиро?, бахр..ма.    

    11. карни.., песча..ый, к..саться, по?скользнуться, р..форма, чес?ный.

    (Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает)

 

№3

    1. гардеро.., пр..дмет, и..желта-красный    

     2. препя..ствие, тел..грамма, тер?аса, фотоап?арат, проф?ессия, г..нерал, один?адцать, комп?ютер, сост..зание  

    3. ветре?ый, пр..зирать, фу..бол    

    4. ч..десно, переплёт..ик, д..вяносто, румя?ый, здоров..е, м..сной (бульон)

    (Без терпенья нет ученья)

3) Правописание приставок пре- и при- .

   

    Пре - вниз

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

    При - в сторону

   

    1. пр..вязать                                6. пр..поднять                                                                      

    2. пр..усадебный                        7. пр..длинный                                                                      

    3. пр..градить                             8. пр..рвать                                                                            

    4. пр..огромный                         9. пр..бежать                                                                              

    5. пр..возить                              10. пр..крепить                                                                      

4) Гласные О и Е после шипящих в суффиксах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

О

.

.

.

.

Е

.

.

.

.

.

.

    существительных.

    1. ореш..к                                        6. подуш..чка                                          

    2. замоч..к                                       7. медвеж..нок

    3. петуш..к                                      8. луж..к

    4. старич..к                                     9. кусоч..к

    5. человеч..к                                   10. горош..к

5) Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

1

2

3

4

5

6

7

8

Н

.

.

.

.

НН

.

.

.

.

     1. гуси(н, нн)ый                           5. торжестве(н, нн)ый                          

     2. стекля(н,нн)ый                         6. ледя(н, нн)ой

     3. ветре(н, нн)ый                          7. кухо(н, нн)ый

     4. тума(н, нн)ый                           8. кожа(н, нн)ый

6)  Выпишите «третье лишнее».

    а) снег та..т, он дыш..т, мы зна..м    б) кол..щий дрова, бор..щийся за правду, леч..щий детей

    в) зам..рать, выт..реть, забл..стел    

    г) (не)проверенная работа, (не)проверенная учителем работа, работа (не)проверена

    д) песча(н, нн)ый, комари(н, нн)ый, деревя(н,нн)ый

Часто на уроках использую мнемонические приемы – это попытка «открыть» ребятам «глаза и уши» с помощью мнемотехники  (греч. Mnemonіka – искусство запоминания), что дает возможность предотвратить разрушающее воздействие интерференции. Помимо повышения уровня запоминания орфографических правил мнемонические приемы помогают вызвать интерес к предмету со стороны учащихся, на уроках создают атмосферу увлеченности, делают интересным самый скучный материал, побуждают и самих ребят к подобным находкам и открытиям.

Мы в кратких прилагательных не пишем Ь,

В глаголах и наречиях нам без него никак.

А в УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ

Ь не пишем тоже.

Не выучил – не делай,

Не знаешь – не спеши.

С глаголами раздельно

Частицу НЕ пиши.

Разделительный твёрдый знак

Ищи после приставки,

Ищи после согласной.

Меня туда поставили

Перед особой гласной.

Особенных – четыре:

Я, Е, Ё и Ю.

Таких нет в целом мире! –

Я, Е, Ё и Ю!

Кое, либо, то, нибудь – чёрточку не позабудь!

Сделать орфографические правила русского языка интересными для учеников можно при помощи  сказок.  Оригинальная необычная сказка поможет красиво начать изучение орфографической темы, создать проблемные ситуации, послужит основой для повторения правила или тренировочного упражнения. А сказка, сочиненная самими учащимися, становится средством повышения уровня теоретической подготовки, формирования практических навыков, способствует поддержанию стабильного интереса к урокам русского языка, развитию творческих способностей ребёнка.

Также учащиеся создают различные творческие работы (сказки, рассказы, стихотворения) со словарными словами. Это позволяет лучше запомнить непроверяемые написания.

Я всегда мечтал быть спортсменом, но никогда не любил футбол. Мне нравилось гулять по лесу вдвоём с другом, надев рюкзаки, и беседовать о спорте. А ещё я всегда хотел посетить музей. (отрывок из рассказа ученицы 5 класса)

Нестандартные задания по орфографии ребята выполняют с удовольствием, можно сказать, что они способствуют повышению интереса к изучению русского языка.

Ученики не должны переставать удивляться. Они будут приходить на урок с хорошим настроением, будут стремиться к знаниям, потому что на каждом уроке они будет убеждаться, как это просто, интересно, что им все по силам. Не переставайте удивлять своих учеников - удивлять нестандартностью!

Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус и вызывает вполне здоровый аппетит. (Г.Е. Окулова.)

     Кроме того, помните о том, что работа над орфографической грамотностью обучающихся должна вестись целенаправленно и систематически на протяжении всех лет обучения русскому языку. И тогда положительный результат не заставит себя ждать.

1. Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами,

    разработки уроков. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Весёлые правила: Русский язык. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.







Resource id #1106

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.

Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....

Формирование орфографических навыков на уроке русского языка

Рекомендации по формированию орфографических навыков на уроке русского языка...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка ( презентация к докладу)

Презентация знакомит с некоторыми приёмами формирования орфографической зоркости. В наше  время  экзамен по русскому обязателен....

Использование алгоритмов как средство повышения орфографической грамотности на уроках русского языка».

Алгоритм-(программа) способ решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат.  А алгоритм на уроке русского   языка – это...

Доклад "Некоторые приёмы орфографической грамотности на уроках русского языка"

В докладе излагается как теоретический материал,так и некоторые практические задания по данной теме....

Проблема формирования орфографической грамотности на уроках русского языка в 5 классе и ее решение в свете ФГОС

В последние годы основные пробелы педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием процесса образования, направленным на развитие личности школьников. Формирование орфографического нав...

Использование алгоритмов как средство повышения орфографической грамотности на уроках русского языка

Использование алгоритмов как средство повышения орфографической грамотности на уроках русского языка...