Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова.
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

       Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no1.docx44.35 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс, русский язык.

                              Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова.

Цель: повторение особенностей понятия «орфограмма», а также того, какие основные шаги необходимо предпринять для объяснения орфограмм, стоящих в разных частях слова; развитие творческого и логического мышления; воспитание уважения к русскому языку как к системе, все элементы которой связаны.

Задачи:

- повторить, что такое орфограмма;

- вспомнить, как  определить и объяснить орфограмму;

- актуализировать ранее полученные знания и умения для объяснения орфограмм, стоящих в разных частях слова;

- акцентировать внимание на связи между разными разделами  языкознания.

Планируемые образовательные результаты.

I.ПРЕДМЕТНЫЕ:

  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текста.
  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • адекватное восприятие текста на слух;
  • умение воспроизводить в устной и письменной форме текст с заданной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;
  • соблюдение в практике письма основных правил орфографии;
  • умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • освоение базовых понятий о взаимосвязи основных разделов лингвистики;
  • использование элементов различных видов анализа слова.

II. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Регулятивные.

1.Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

2.Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учёта характера ошибок.

3.Приобретение навыка саморегуляции, то есть способность подавлять негативные (или слишком бурные) эмоции при получении оценки.

4.Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

5.Умение высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать полученную информацию.

6.Совершенствование навыков смыслового чтения, включая умение определять тему, ключевые слова, устанавливать логичес-кую последовательность изложения мысли.
Познавательные.

1.Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи.

2.Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

3.Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников. 4.Умение использовать знаково-символические средства.

5.Умение осознанно строить своё высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответ-ствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

 
Коммуникативные.

1.Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем.

2.Умение слушать и вступать в диалог.

3.Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

4.Умение интегрироваться в группу сверстников и осуществлять продуктивное взаимодействие.

5.Владение монологической и диалогической формами речи.

6.Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять  при необходимости другую.

ЛИЧНОСТНЫЕ.

1.Уважительное отношение к русскому языку.

2.Стремление к речевому самосовершенствованию.

3.Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей

и чувств в процессе речевого общения.

4.Стремлениек объективной самооценке.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений (урок повторения).

Информационные ресурсы: 

http://gramota.ru/

http://www.slovorod.ru/der-tikhonov/tih-s.htm

https://gufo.me/dict/ozhegov

https://udarenieru.ru/index.php?word=on&morph_word

Оборудование:

1.Учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М.,   Глазков А.В]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014.

2.Компьютер.

3.Презентация.

1) Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я решила подобрать такое высказывание философа Ошо:

«Проблема перестает быть проблемой, как только ты заметил ее и представил в виде ступеней из вопросов». Как выдумаете, в чем суть этого высказывания? Не стоит бояться трудностей. Решение придет, если внимательно рассмотреть проблему со всех сторон. После этого она уже не покажется такой уж трудной.

СЛАЙД 3.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

СЛАЙД 4.

Детьми было получено «поломанное» стихотворение-подсказка. Требовалось его восстановить, выучить наизусть, объяснить правописание выделенных орфограмм в таких словах: меняем, однокоренное, оглянитесь, задержитесь.

*Оглянитесь! Не споткнитесь!

Орфограмма? Задержитесь!

С частью речи разберитесь!

С местом в слове и ударением определитесь!

Бывает, что соседний звук – это  орфограммы коварный друг!

Но мы с вами не унываем!

Если нужно, форму слова меняем

Или однокоренное  подбираем!

Не всегда орфограммы проверяются!

Иногда они просто запоминаются!

А еще бывает, друзья,

Если не узнаешь смысл слова,

Написать его правильно нельзя!

Например, ловец душ – это хитрое слово «туш(ь)».

Этот стишок вспоминаем!

Когда орфограмму видим,

Его применяем!

Возможный вариант ответа учащегося:

1) Прочтение восстановленного текста наизусть.

2) Это стихотворение помогает понять, как найти и  объяснить орфограмму: нужно определить, к какой части речи относится рассматриваемое слово, назвать, в какой части слова находится орфограмма, далее необходимо понять, не влияют ли на правописание слова соседние с орфограммой звуки, нужно ли подбирать проверочное слово, не влияет ли смысл слова и ударение на правописание орфограммы.

3) МеняЕм- окончание глагола 1 лица множественного числа настоящего времени –Ем, а не –Им, потому что глагол относится к I спряжению (менЯТЬ – концовка инфинитива не на –ИТЬ, среди исключений этого глагола нет).

ОднокореННое – удвоение –НН– в прилагательном происходит, потому что первая –н– оканчивает корень –корен–, а вторая

–н– является суффиксом прилагательного.

Оглянитесь- приставка о- в глаголе, приставка а- в русском языке встречается только в словах со смыслом отрицания.

ЗадЕржИтесь-глагол, безударный -е- пишем в корне, потому что проверочное слово «дЕржит», -и- в суффиксе (https://udarenieru.ru/index.php?word=on&morph_word) пишем, потому что после шипящих пишем не Ы, а И (-жи-, -ши-).

Ребята, все ли орфограммы из данных слов были вам известны? Нет, в слове «оглянитесь» орфограмму «написание приставки о-  помог объяснить справочный материал сайта http://gramota.ru/    .

3)Определение темы. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, давайте попробуем определить, какой же будет тема сегодняшнего урока.

Каким было ключевое слово в рассматриваемом стихотворении-подсказке? Орфограмма.

Как вы думаете, почему были выбраны именно указанные 4 слова с орфограммами для их объяснения? Наверное, эти слова были выбраны, потому что орфограммы в них находятся в разных частях слов.

Был ли новым для вас этот материал? Нет.

Молодцы! Давайте попробуем понять, с чем же связана тема сегодняшнего нашего урока? Тема сегодняшнего нашего урока связана с повторением правописания орфограмм в разных частях слова.

Правильно. А для чего вообще нужны уроки повторения? Да и нужны ли вообще? Уроки повторения нужны, чтобы вспомнить изученный материал, который пригодится, чтобы стать основой нового багажа знаний. А еще чтобы получить возможность лучше понять то, что, возможно, было усвоено не лучшим образом.

Итак, записываем в тетрадях:

Дата.

Классная работа.

Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова.

СЛАЙД 1.

Давайте определим цель и задачи урока. Для этого продолжите данные предложения:

Предметной целью урока является ПОВТОРЕНИЕ…того, какие основные шаги нужно предпринять для объяснения орфо-грамм, стоящих в разных частях слова.

Задачи урока:

-вспомнить, что такое орфограмма и как она определяется;

-применить ранее изученные правила для объяснения орфограмм, стоящих в разных частях слова.

СЛАЙД 2.

4) Актуализация опорных знаний учащихся.

СЛАЙД 5.

Какие вы знаете значимые части слова? Приставка, корень, суффикс, окончание.

Как иначе называются значимые части слова? Морфемы.

Является ли основа слова морфемой? Нет. Основа включает в себя все морфемы, кроме окончания.

Очень часто возникают трудности при морфемном разборе слов. Какие словари в этом случае приходят на помощь? Морфемные словари.

Как связаны умение записывать слово в фонетической транскрипции и умение правильно определить место в слове, являющее-ся орфограммой?

Места в слове, которые отличаются при обычной записи  и при транскрибировании, и являются орфограммами, то есть требуют применения определенного правила для грамотного написания.

Но всегда ли так бывает?

В домашнем стихотворении-подсказке упоминается слово «туш(ь)». Запишите его в фонетических скобках.

  • [т у ш]

И где же в нем орфограмма? Почему слово названо «хитрым» и «ловцом душ»? От чего зависит орфограмма в данном случае?

5) Применение знаний и умений в проблемной ситуации.

Чтобы объяснить правописание слова [т у ш], обратимся вначале к толковому словарю.

«Толковый словарь русского языка»  С.И.  Ожегова, Н.Ю.Шведовой.

СЛАЙД 6.

Туш (сущ. м. р.) - короткое торжественное музыкальное приветствие

И.п. туш

Р.п. тушА

Д.п. тушУ

В.п. туш

Т.п. тушЕм

П.п. (на, при, о, в) тушЕ

СЛАЙД 7.

Тушь (сущ. ж. р.)

1. Черная (или цветная) акварельная краска.
2. Плакатная краска.
3. Жидкость, употребляемая чертежником.
4. Акварельная краска.
5. Краска для ресниц.

И.п. тушЬ

Р.п. тушИ

Д.п. тушИ

В.п. тушЬ

Т.п. тушЬю

П.п. (на, при, о, в) тушИ

Обратите внимание на то, что в данных словах орфограммы отличаются и в окончаниях словоформ!

Составьте предложения со словами «туш», «тушь»  так, чтобы они стояли в форме Т.п. , например, чтобы проиллюстрировать орфограммы в их окончаниях.

* Президента встретили громким тушЕм.

* Учитель попросил нарисовать рамку рисунка именно тушЬю.

Мы увидели, что перед нами два разных слова. Почему же слово «тушь» пишется с мягким знаком? Потому что на конце существительных 3 склонения в форме И. п, оканчивающихся на шипящий, пишется ь.

А почему в слове «туш» нет Ь? Потому что на конце существительных мужского рода в форме И.п ,оканчивающихся на шипящий, ь не пишется.

Что общего у данных орфограмм в рассматриваемых словах? Они находятся в корнях слов, а также имеют «коварного» соседа – шипящий звук «ш».

Помните, ребята, что с шипящими всегда связаны орфограммы. Какие? Например, «ча/ща», «чу/щу», «жи/ши», «о, е, ё после шипящих и ц».

А почему же тогда в слове «душ» (ловец душ) нет ь? Потому что существительное стоит не в форме И.п.

6, 7) Обобщение и систематизация знаний, сопровождаемые контролем усвоения, обсуждением допущенных ошибок и их коррекцией при необходимости.

Ребята, давайте проверим, насколько внимательно вы находите орфограммы тексте.

СЛАЙД 8.

Для начала прочтите текст упражнения 11. Определите его тему, тип и стиль.

Тема: в тексте идет речь о том, как проходило «прощание с летом» в семье рассказчика.

Тип: повествование.

Стиль: художественный.

Актуально ли содержание отрывка рассказа К. Паустовского? А чем ваши семьи занимаются дождливыми осенними вечерами?

Общее задание для всех: объединиться в группы, рассказать хором стихотворение-подсказку об орфограммах;

на его основе сделать общие рекомендации о том, какие шаги нужно предпринять, для того чтобы обнаружить и объяснить орфограмму.

Капитаны команд выбирают номер группы и соответствующее номеру группы задание.

СЛАЙД 11.

Группа № 1.

В тексте домашнего задания найти и выписать слово, которому подходит такая характеристика: существительное, содержащее в корне  орфограмму «правописание парных по глухости - звонкости согласных». Выпишите из текста упражнения 11 все слова, имеющие такую же орфограмму. Объясните правописание указанных слов.

СЛАЙД 12.

Группа № 2.

В тексте домашнего задания найти и выписать слово, к которому подходит такая характеристика: глагол, содержащий в приставке  орфограмму «правописание приставок, оканчивающихся на парные по глухости-звонкости согласные». Выпишите из текста упражнения 11 все слова, имеющие такую же орфограмму. Объясните их правописание.

СЛАЙД 13.

Группа № 3.

В тексте домашнего задания найти и выписать слово, к которому подходит такая характеристика: глагол, содержащий в окончании  орфограмму «безударный –е– или –и– в личных окончаниях глаголов». Выпишите из текста упражнения 11 два  слова, имеющие такую же орфограмму. Объясните их правописание.

СЛАЙД 14.

Группа № 4.

В тексте домашнего задания найти и выписать слово, к которому подходит такая характеристика: прилагательное из двух основ, содержащее   орфограмму «удвоение согласных на стыке морфем». Выпишите из текста упражнения 11 все  слова, имеющие такую же орфограмму. Объясните их правописание.

                                                                     

                                                       Упражнение № 11 (параграф № 2).

   Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.

   Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная вода хлестала в окна.

   Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал…

   Лучше всего было по вечерам. Мы затапливали печи. Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стрехах* и на старой гравюре – портрете художника Брюллова.

    Ярко горели лампы, и все пел и пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид. Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно – может быть, оттого, что стекла запотевали и не было видно одинокой березовой ветки, день и ночь стучавшей в окно.

    После чая мы садились у печки и читали. В такие вечера приятнее всего было читать очень длинные и трогательные романы Чарльза Диккенса или перелистывать тяжелые тома журналов «Нива» и «Живописное обозрение» за старые годы.

    По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. Приходилось вставать и закутывать его теплой шерстяной тряпкой. Фунтик благодарил сквозь сон, осторожно лизал руку и, вздохнув, засыпал. Темнота шумела за стенами плеском дождя и ударами ветра, и страшно было подумать о тех, кого, может быть, застигла эта ненастная ночь в непроглядных лесах.

 Стрехи* - соломенные крыши.    

СЛАЙД 9.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Орфограмма в корне? Стой!

В суффиксе? Звук «о» пропой!

Коль в приставке, дважды «хлоп».

Меж морфем? Ногою «топ».

В окончаньи? Обернись.

Орфограмм нет? Улыбнись!

Примеры слов: берег, дружок, сшил, рассвет, ходит, мама.

Образцы гупповых ответов.

СЛАЙД 10.

Как найти и определить орфограмму в слове?

Проще всего записать слово в фонетических скобках и сравнить то, что получилось, со словом, записанным привычным образом. Места, отличающиеся в двух формах записи, показывают орфограмму. Часто орфограмма зависит от того, в какой части речи находится и к какой морфеме принадлежит. Поэтому определяем часть речи и делаем морфемный разбор слова. Если возникают трудности с морфемным разбором, обращаемся к морфемным словарям. Ставим ударение, чтобы определить, есть ли безударные гласные, ведь это почти всегда орфограммы. Далее применяем правило, подходящее для каждого конкретного случая. Помним, что иногда орфограмма зависит и от смысла слова. Если сомневаемся, что знаем лексическое значение слова, обращаемся к толковому словарю.

 

СЛАЙД 15.

Группа № 1.

В тексте домашнего задания найти и выписать слово,  которому подходит такая характеристика: существительное, содержащее в корне  орфограмму «правописание парных по глухости - звонкости согласных».

*Друг-[к]

Выпишите из текста упражнения 11 все слова, имеющие такую же орфограмму.

*Дождь-[т'], инвалид-[т] (самовар-инвалид).

Объясните правописание указанных слов.

*Данные слова – существительные, содержащие в корне  орфограмму «правописание парных по глухости - звонкости согласных». Проверяем орфограмму, меняя форму слова: друг[к] –друГа, дождь[т'] -дожДи, инвалид[т] – инвалиДы. Можно подобрать и однокоренные слова. Главное, чтобы сомнительный согласный перестал быть сомнительным: друг[к] –друЖок (г//ж), дождь[т'] -дожДик, инвалид[т] – инвалиДный.

СЛАЙД 16.

Группа № 2.

В тексте домашнего задания найти и выписать слово, к которому подходит такая характеристика: глагол, содержащий в приставке  орфограмму «правописание приставок, оканчивающихся на парные по глухости-звонкости согласные».

*РаЗберитесь.

 Выпишите из текста упражнения 11 все слова, имеющие такую же орфограмму.

*РаЗмыло.

 Объясните их правописание.

*Данные глаголы имеют приставки раз- («правописание приставок, оканчивающихся на парные по глухости-звонкости согласные»). Мы пишем раЗ- , а не раС-, потому что корень  начинается на звонкий согласный : [б] в корне –бер- и [м] в корне

 –мыл-. Перед глухими согласными, начинающими корни, мы бы написали раС- : раСставить, раСсмотреть.

СЛАЙД 17.

Группа № 3.

В тексте домашнего задания найти и выписать слово, к которому подходит такая характеристика: глагол, содержащий в окончании  орфограмму «безударный –е–или –и– в личных окончаниях глаголов».

*ВыбираЕм.

Выпишите из текста упражнения 11 два  слова, имеющие такую же орфограмму.

*УходИт, садилИсь.

 Объясните их правописание.

*Правописание орфограммы «безударный –е– или –и– в личных окончаниях глаголов» зависит от спряжения глаголов.

ВыбираЕм- пишем –Е– в окончании глагола, потому что он относится к I спряжению (выбирАТЬ: в инфинитиве концовка

не –ИТЬ, среди исключений нет).

УходИт, садилИсь- пишем –И– в окончании глаголов, потому что они относятся ко II спряжению (уходИТЬ, садИТЬся: инфинитивы на   –ИТЬ, среди исключений нет).

СЛАЙД 18.

Группа № 4.

В тексте домашнего задания найти и выписать слово, к которому подходит такая характеристика: прилагательное из двух основ, содержащее  орфограмму «удвоение согласных на стыке морфем».

*ОднокореННое.

 Выпишите из текста упражнения 11 все  слова, имеющие орфограмму «удвоение согласных на стыке морфем».

*ДлиННые.

 Объясните их правописание.

*В данных прилагательных происходит удвоение согласного (-нн-), потому что эта орфограмма находится на стыке корня и суффикса:  однокореННое (-корен- + -н-), длинные (длин- +-н-).

Продукты групповых работ схематически фиксируются маркерами на ватманах и прикрепляются к доске во время ответа команды.

7)Оценивание 

Оценивают свою работу сами ребята, далее комментирует и оценивает работу команд учитель.

8) Информация о домашнем задании.

СЛАЙД 19.

Составить рекомендации (5 пунктов) о том, как с пользой провести холодный дождливый вечер с семьей. В тексте рекомендаций использовать пять слов, в которых будут орфограммы находиться в разных значимых частях слова. Сделать морфемный и орфографический разбор этих слов.Воспользоваться при выполнении задания орфографическим http://www.slovorod.ru/der-tikhonov/tih-s.htm и морфемным http://www.slovorod.ru/der-tikhonov/tih-s.htm

https://udarenieru.ru/index.php?word=on&morph_word

 словарями, а также справочными материалами сайта http://gramota.ru/ 

9) Рефлексия.

СЛАЙД 20.

Синквейн «Орфограмма».

Орфограмма.

Хитрая, многоликая.

Останавливает, запутывает, требует.

Правописание нуждается в проверке.

Сомнение.

СЛАЙД 21.

Беседа.

Что было особенно трудным? Что не вызвало трудностей? Что понравилось? Что было уже известным? Что стало открытием?

Ребята, расскажите, материал из каких разделов языкознания нам сегодня пригодился?

1) Фонетика. Фонетическая транскрипция помогает распознать орфограммы в слове.

2) Морфемика. Часто, чтобы объяснить орфограмму, нужно знать, в какой морфеме она находится.

3) Морфология. Объясняя орфограмму,нужно уметь определить, к какой части речи относится рассматриваемое слово.

4) Грамматика.Чтобы объяснить правописание слова, часто нужно, например, уметь определить или изменить форму слова.

5) Лексикология. Иногда правописание слова зависит от его значения.

6) Орфография. Именно орфография изучает правописание слов.

Какой же вывод можно сделать? Все разделы  языкознания тесно связаны, поэтому нужно быть очень внимательными, изучая или повторяя очередную лингвистическую тему.

А какие словари могут пригодиться, если есть необходимость найти и объяснить орфограмму? Орфографический, морфемный, толковый.

Взаимоопрос учащихся по теме урока.

СЛАЙД 22.

Ребята, помните слова Ошо, что «проблема перестает быть проблемой, как только ты заметил ее и представил в виде ступеней из вопросов». И тогда никакая орфограмма вам не будет страшна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Суффикс - значимая часть слова

      Суффикс – значимая часть слова Цели урока:Познавательные:повто...

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Технологическая карта урока-исследования "Заглядываем в сердце слова" (Почему корень-значимая часть слова?)

Данный урок является первым приповторении темы "Корень слова в 5 классе"...

Презентация к уроку на тему"Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова."

Презентация к уроку на тему"Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова."...

Конспект урока по русскому языку на тему «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» (5 класс)

Тема урока: «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: Познакомить с понятием «морфема». Дат...

Презентация дистанционного урока по теме "Суффикс - значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса" 3 класс (коррекционный)

Цель:Создать условия для формирования знаний о роли суффикса в речи.Задачи урока:  • Образовательные: дать знания о роли суффикса в речи; отрабатывать умения образовывать однокоренные слова ...