Презентация к уроку на тему"Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Презентация к уроку на тему"Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p_no1.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

5 класс. Повторение . Правописание орфограмм в значимых частях слова. Презентацию составила Юрченко Алена Ивановна- учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 43» г. Симферополя

Слайд 2

Цель : повторение особенностей понятия «орфограмма», а также того, какие основные шаги необходимо предпринять для объяснения орфо -грамм , стоящих в разных частях слова; развитие творческого и логи - ческого мышления; воспитание уважения к русскому языку как к систе-ме , все элементы которой важны и связаны . Задачи: - повторить , что такое орфограмма; - вспомнить , как определить и объяснить орфограмму; - актуализировать ранее полученные знания и умения для объяснения орфограмм, стоящих в разных частях слова; - акцентировать внимание на связи между разными разделами языкознания.

Слайд 3

Проблема перестает быть проблемой, как только ты заметил ее и представил себе в виде ступеней из вопросов. Ошо .

Слайд 4

Проверка домашнего задания Оглянитесь! Не споткнитесь! Орфограмма? Задержитесь! С частью речи разберитесь! С местом в слове и ударением определитесь! Бывает, что соседний звук – Э то орфограммы коварный друг! Но мы с вами не унываем! Если нужно, форму слова меняем Или однокоренное подбираем! Не всегда орфограммы проверяются! Иногда они просто запоминаются! А еще бывает, друзья, Если не узнаешь смысл слова, Написать его правильно нельзя! Например, ловец душ – это хитрое слово «туш(ь)». Этот стишок вспоминаем! Когда орфограмму видим, Его применяем! Было получено « поломанное» стихотворение-подсказка . Требовалось его восстановить , выучить наизусть, объяснить правописание выделенных орфограмм в таких словах : меня е м, однокоре нн ое, о глянитесь, зад е рж и тесь.

Слайд 5

Актуализация опорных знаний Какие вы знаете значимые части слова? Как иначе называются значимые части слова? Является ли основа слова морфемой? Очень часто возникают трудности при морфемном разборе слов. Какие словари в этом случае приходят на помощь? Как связаны умение записывать слово в фонетической транскрипции и умение правильно определить место в слове, являющееся орфограммой ? В домашнем стихотворении-подсказке упоминается слово «туш(ь)». Запишите его в фонетических скобках . И где же в нем орфограмма? Почему слово названо «хитрым» и «ловцом душ »? От чего зависит орфограмма в данном случае?

Слайд 6

Толковый словарь в помощь Туш (сущ. м. р . ) - короткое торжественное музыкальное п риветствие . И.п . туш Р.п . тушА Д.п . тушУ В.п . туш Т.п. тушЕм П.п . (на, при, о, в) тушЕ

Слайд 7

Толковый словарь в помощь И.п . тушЬ Р.п . тушИ Д.п . тушИ В.п . тушЬ Т.п. тушЬю П.п . ( на, при, о, в) тушИ Тушь (сущ. ж. р. ) 1. Черная (или цветная) акварельная краска. 2. Плакатная краска. 3. Жидкость, употребляемая чертежником. 4. Акварельная краска. 5. Краска для ресниц.

Слайд 8

К упражнению № 11

Слайд 9

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА . Орфограмма в корне? Стой! В суффиксе? Звук «о» пропой! Коль в приставке, дважды «хлоп». Меж морфем? Ногою «топ». В окончаньи ? Обернись! Орфограмм нет? Улыбнись ! Примеры слов: бер е г , друж о к, с шил, ра сс вет , ход и т , мама.

Слайд 10

Как найти и определить орфограмму в слове ? Проще всего записать слово в фонетических скобках и сравнить то, что получилось, со словом, записанным привычным образом. Места, отличающиеся в двух формах записи, показывают орфограмму . Часто орфограмма зависит от того, к какой части речи принадлежит слово и в какой морфеме находится орфограмма. Поэтому определяем часть речи и делаем морфемный разбор слова. Если возникают трудности с морфемным разбором, обращаемся к морфемным словарям . Ставим ударение , чтобы определить, есть ли безударные гласные, ведь это почти всегда орфограммы. Далее применяем правило , подходящее для каждого конкретного случая. Помним, что иногда орфограмма зависит и от смысла слова. Если сомневаемся, что знаем лексическое значение слова, обращаемся к толковому словарю . Правописание можно проверить по орфографическому словарю.

Слайд 11

Группа № 1. В тексте домашнего задания найти и выписать слово , к которому подходит такая характеристика: существительное, содержащее в корне орфограмму «правописание парных по глухости - звонкости согласных». Выпишите из текста упражнения 11 все слова, имеющие такую же орфограмму. Объясните правописание указанных слов.

Слайд 12

Группа № 2. В тексте домашнего задания найти и выписать слово , к которому подходит такая характеристика: глагол, содержащий в приставке орфограмму «правописание приставок, оканчивающихся на парные по глухости-звонкости согласные». Выпишите из текста упражнения 11 все слова, имеющие такую же орфограмму. Объясните их правописание.

Слайд 13

Группа № 3. В тексте домашнего задания найти и выписать слово, к которому подходит такая характеристика: глагол, содержащий в окончании орфограмму «безударный – е– или – и– в личных окончаниях глаголов». Выпишите из текста упражнения 11 два слова, имеющие такую же орфограмму. Объясните их правописание.

Слайд 14

Группа № 4. В тексте домашнего задания найти и выписать слово , к которому подходит такая характеристика: прилагательное из двух основ, содержащее орфограмму «удвоение согласных на стыке морфем». Выпишите из текста упражнения 11 все слова, имеющие такую же орфограмму. Объясните их правописание.

Слайд 15

Образец ответа для группы № 1. В тексте домашнего задания найти и выписать слово, которому подходит такая характеристика: существительное, содержащее в корне орфограмму « правописание парных по глухости - звонкости согласных». *Дру г -[к] Выпишите из текста упражнения 11 все слова, имеющие такую же орфограмму. *Дож д ь-[т'], инвали д- [т] (самовар-инвалид). Объясните правописание указанных слов. *Данные слова – существительные, содержащие в корне орфограмму «правописание парных по глухости - звонкости согласных». Проверяем орфограмму, меняя форму слова: дру г [к] – друГа , дож д ь[т'] - дожДи , инвали д [т] – инвалиДы . Можно подобрать и однокоренные слова. Главное, чтобы сомнительный согласный перестал быть сомнительным: дру г [к] – друЖок (г//ж), дож д ь[т'] - дожДик , инвали д [т] – инвалиДный .

Слайд 16

Образец ответа для группы № 2. В тексте домашнего задания найти и выписать слово , которому подходит такая характеристика: глагол, содержащий в приставке орфограмму «правописание приставок, оканчивающихся на парные по глухости-звонкости согласные». * РаЗберитесь . Выпишите из текста упражнения 11 все слова, имеющие такую же орфограмму. * РаЗмыло . Объясните их правописание. *Данные глаголы имеют приставки раз- («правописание приставок, оканчивающихся на парные по глухости-звонкости согласные»). Мы пишем раЗ - , а не раС -, потому что корень начинается на звонкий согласный : [б] в корне – бер - и [м] в корне –мыл-. Перед глухими согласными, начинающими корни, мы бы написали раС - : раСставить , раСсмотреть .

Слайд 17

Образец ответа для группы № 3. В тексте домашнего задания найти и выписать слово, к которому подходит такая характеристика: глагол, содержащий в окончании орфограмму «безударный – е – или – и – в личных окончаниях глаголов». * ВыбираЕм . Выпишите из текста упражнения 11 два слова, имеющие такую же орфограмму. * УходИт , садилИсь . Объясните их правописание. *Правописание орфограммы «безударный –е – или –и – в личных окончаниях глаголов» зависит от спряжения глаголов. ВыбираЕм - пишем –Е – в окончании глагола, потому что он относится к I спряжению ( выбирАТЬ : в инфинитиве концовка не –ИТЬ, среди исключений нет). УходИт , садилИсь - пишем –И – в окончании глаголов, потому что они относятся ко II спряжению ( уходИТЬ , садИТЬся : инфинитивы на – ИТЬ, среди исключений нет).

Слайд 18

Образец ответа для группы № 4. В тексте домашнего задания найти и выписать слово, которому подходит такая характеристика: прилагательное из двух основ, содержащее орфограмму «удвоение согласных на стыке морфем». * ОднокореННое . Выпишите из текста упражнения 11 все слова, имеющие орфограмму «удвоение согласных на стыке морфем». * ДлиННые . Объясните их правописание. *В данных прилагательных происходит удвоение согласного (- нн -), потому что эта орфограмма находится на стыке корня и суффикса: однокореННое (- корен - + -н-), длинные (длин- +-н-).

Слайд 19

Домашнее задание Составить рекомендации (5 пунктов) о том, как с пользой провести холодный и дождливый вечер с семьей. В тексте рекомендаций использовать пять слов, в которых орфограммы будут находиться в разных значимых частях слова. Сделать морфемный разбор этих слов и объяснить в них указанные орфограммы. Воспользоваться при выполнении задания орфографическим http://gramota.ru/ и морфемным http:// www.slovorod.ru/der-tikhonov/tih-s.htm словарями , а также справочными материалами сайт http ://gramota.ru/

Слайд 20

Рефлексия Синквейн « Орфограмма ». Орфограмма . Хитрая, многоликая. Останавливает, запутывает, требует. Правописание нуждается в проверке. Сомнение . ВЗАИМООАПРОС по теме урока.

Слайд 21

Ребята, расскажите, материал из каких разделов языкознания нам сегодня пригодился? Как именно? 1)Фонетика. Фонетическая транскрипция помогает распознать орфограммы в слове. 2) Морфемика . Часто , чтобы объяснить орфограмму, нужно знать, в какой морфеме она находится. 3)Морфология . Объясняя орфограмму , нужно уметь определить , к какой части речи относится рассматриваемое слово. 4)Грамматика. Чтобы объяснить правописание слова, часто нужно, например, уметь определить или изменить форму слова. 5)Лексикология. Иногда правописание слова зависит от его значения. 6)Орфография. Именно орфография изучает правописание слов.

Слайд 22

ПОМНИ! Проблема перестает быть проблемой, как только ты заметил ее и представил себе в виде ступеней из вопросов. Ошо . ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Повторение изученного по теме "Причастие""

Презентация предназначена для повторения изученного по теме "Причастие" в 7 классе, но может быть использована для подготовки к ГИА и ЕГЭ....

Презентация к уроку по теме "Глагол. правописание глаголов"

урок-повторение по теме "глагол" в вечерней школе...

Урок русского языка в 5 классе "Суффикс - значимая часть слова"

Цели урока:Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме...

Методическая разработка урока в 5 классе по ФГОС «Суффикс – значимая часть слова»

С целью здоровьесбережения чередуются различные формы работы: устные задания – с письменными, коллективные – с самостоятельными. На уроке есть место и индивидуальной работе учащихся, и раб...

Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова.

     Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова....

Презентация + конспект урока по теме "Повторение и обобщение в 5 классе по теме глагол"

Данный материал подходит для учащихся 5 классов во время изучения глагола на этапе обощения и повторения....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Морфема- наименьшая часть слова"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Морфема- наименьшая часть слова"...