Урок русского языка по теме "Союзы и союзные слова" 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок русского языка по теме "Союзы и союзные слова" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soyuzy_i_soyuznye_slova.ppt | 452 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Закрепить знания о сложноподчиненном и сложносочиненном предложениях, научиться различать подчинительные союзы и союзные слова. Развить умение видеть структуру сложного предложения, правильно строить схему к предложению, работать в паре, работать с информацией, систематизировать знания, умение слушать и понимать других. Сформировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Продолжи высказывание Сложносочинённые предложения (ССП) – это… Сложноподчинённые предложения (СПП) – это… Средствами связи в ССП являются… Средствами связи в СПП являются…
Средствами связи придаточного и главного предложений в СПП являются: Интонация; в главном предложении – указательные слова (тот, такой, там, туда, потому, оттого и т.д.); (указательные слова в главном предложении могут быть, а могут и не быть) в придаточном предложении – подчинительные союзы (что, чтобы, ибо, пока, когда, как, если и др.) или союзные слова (который, какой, кто, что, как, где, куда, откуда, когда и др.). Союзы и союзные слова – главные средства связи в сложноподчинённом предложении . Они обычно стоят в начале придаточного предложения и служат показателем границы между главным и придаточным. Исключение составляет союз-частица ли , который находится в середине придаточного предложения!
Подчинительные союзы , присоединяющие придаточные предложения, могут быть: простыми (одиночными): что, чтобы, если, как, словно, будто, ибо и др.; двойными: если ... то, так как ... то, когда ... то, хотя ...но, чем ... тем и др.; составными: потому что, прежде чем, в то время как, несмотря на то что, оттого что, вследствие того что, после того как, с тех пор как, для того чтобы и др.
Союзное слово может быть любым членом придаточного предложения. При определении роли союзного слова вопрос ставится уже в самом придаточном предложении непосредственно от того слова (или словосочетания), к которому относится союзное слово. Например: [Вот дом], (в котором (= в доме) мы жили раньше) - союзное слово (местоимение) в роли обстоятельства места: жили (где?) в придаточном определительном. [Вот дом], (который (= дом) построили в прошлом году) - союзное слово в роли прямого дополнения: построили (кого?/что?) в придаточном определительном. [Вот дом], (внешний вид которого (= дома) мне очень нравится) - союзное слово в роли несогласованного определения: внешний вид (чей?). [Вот дом], ( который (= дом) был построен в XIX веке) - союзное слово в роли подлежащего: (кто?/что?) дом.
Союзы Союзные слова 1. Не являются членами предложения, например: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину ( что – союз, не является членом предложения). 1. Являются членами придаточного предложения, например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (союзное слово что – подлежащее). 2. Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, ср.: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. – Он сказал: сестра не вернётся к ужину. 2. Поскольку союзное слово – член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла, например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу. 3. На союз не может падать логическое ударение. 3. На союзное слово может падать логическое ударение, например: Я знаю, что́ он будет делать завтра. 4. После союза нельзя поставить частицы же , именно . 4. После союзного слова можно поставить частицы же , именно , ср.: Я знаю, что же он будет делать завтра; Я знаю, что именно он будет делать завтра. 5. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоимённым наречием. 5. Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоимённым наречием, ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. – Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. – Я знаю: там он был вчера.
Обратите внимание! Что, как, когда, чем могут быть как союзами, так и союзными словами . Поэтому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами надо быть особенно внимательными.
Работа в паре: постройте схемы предложений, укажите средства связи, аргументируйте свой ответ. Когда нужно чёрта, так и ступай к чёрту! ( Гоголь ) Тот день, когда мы встретились впервые, я не забуду никогда. Служите мне, как вы ему служили ( Пушкин ) Я знаю, что он будет делать завтра.
2) Чем является союзом в двух случаях: а) в составе двойного союза чем... тем : Чем дальше в лес, тем больше дров; Чем ближе осень, тем грустнее на душе; б) в придаточных таких сложноподчинённых предложений, которые имеют в главной части прилагательное, наречие в сравнительной степени или слова иной, другой, иначе . Он оказался выносливее, чем мы думали. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться (Крылов).
Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который, какой, чей – союзные слова и не могут быть союзами ! Я знаю, где он прячется; Я знаю, куда он поедет; Я знаю, кто это сделал; Я знаю, почему он это сделал; Я знаю, зачем он это сказал; Я знаю, сколько времени у него ушло на ремонт квартиры; Я знаю, каким будет наш праздник; Я знаю, чей это портфель.
Работа в паре: постройте схемы предложений, укажите средства связи, аргументируйте свой ответ. Расскажи мне ту сказку, которую мама любила. Он вернулся в город, где провёл юность. Я тот, кого никто не любит ( Лермонтов ). Тишина такая, какая бывает только перед рассветом ( Лавренев). С тех пор она старалась всё делать так, чтобы её хвалили ( Панова ). Чем на мост нам идти, поищем лучше броду ( Крылов ).
Повторим изученное Средствами связи в СПП являются… Только подчинительными союзами могут быть… Только союзными словами могут быть… И союзными словами, и подчинительными союзами могут быть… Чтобы их различить, можно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков русского языка и литературы 7, 9 - 11 классов
Тематическое планирование уроков русского языка и литературы 7, 9 - 11 классов. Указаны использование ИКТ на уроках, уроки развития речи, контрольные работы, внеклассное чтение....
Календарно тематическое планирование уроков русского языка и литературы в 5-9 классах
В данном разделе представлены развернутые календарно тематические планирования уроков русского языка и литературы....
Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)
Данный урок был разработан для проведения урока во время педагогического конкурса "Учитель года -2010 "...
Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)
Данный урок имеет яркое илллюстративное и методическое оснащение, т.к. направлен не только на закрепление знаний, полученных учащимися по теме "Глагол", но и позволяет с помощью специальных заданий ра...
Разноуровневые задания на уроках русского языка и литерауры для учащихся 7 класса с нерусским (родным) языком обучения.
Разноуровневые задания можно использовать для всех учащихся. Тексты упражнений имеют большое воспитательное значение. все тексты взяты из произведений А. Костюнина. Данные тексты можно исп...
Конспект урока.Описание природы. Зима. Январь. ( интегрированный урок русского языка, ИЗО и музыки в 6 классе.)
Урок помогает обучить пейзажному описанию,развить творческие способности учащихся...
Презентация к выступлению на районном МО учителей русского языка и литературы "Разработка и применение заданий открытого типа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в условиях внедрения ФГОС"
Данная презентация отражает результаты работы по изучению личностно-ориентированных технологий в контексте внедрения ФГОС ООО...