"Синонимы и их употребление"
план-конспект урока по русскому языку

Пахомова Светлана Александровна

Синонимы и их разновидности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0017a8c8-13bc83bd.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Синонимы и их употребление»

Тип урока: объяснение нового материала.

Метод: частично-поисковый.

Цели:

  1. Познавательные: углубить знания учащихся о синонимах; познакомить учащихся с разновидностями синонимов.
  2. Практические: совершенствовать умение находить синонимы в речи; продолжить подготовку к ЕГЭ; расширить словарный запас учащихся; развивать устную монологическую речь.
  3. Развивающие: развивать логическое мышление на основе нахождения синонимов.

                                    Ход урока.

  1. Орг. момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
  2. Проверка домашнего задания. Пройти и посмотреть наличие выполненного домашнего задания.
  3. Подготовка к ЕГЭ. 
  1.  Орфоэпическая разминка:  каталог, баловать,  древко, документ, искра, йогурт, облегчить, бомбардировать, откупорить, свекла.
  2.  А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Деревья спали (?) и только солнце могло пробудить их от молодого зимнего сна.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  1.  Синтаксический разбор предложения: (Повест., невоскл., сложное, сложносочиненное).

IV. Объяснение нового материала: 

  1. Какие из следующих слов имеют схоже лексическое значение? Сгруппируйте их, пронумеровав.

Обыкновенный, препятствие, баталия, назойливый, боязливый, преграда, рядовой, сражение, надоедливый, заурядный, битва, несмелый, загвоздка, робкий, ординарный, навязчивый, побоище.

1 группа: обыкновенный, рядовой, заурядный, ординарный.

2 группа: препятствие, преграда, загвоздка.

3 группа: баталия, битва, сражение, побоище.

4 группа: назойливый, надоедливый, навязчивый.

5 группа:  боязливый, несмелый, робкий.

  1. Беседа:

- Как называются слова, входящие в одну группу? (Синонимы).

- Ознакомьтесь с  материалом учебника на стр.18(чтение параграфа §6). Что же такое синонимы? (Синонимы – это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению.)   

- Составьте схему, отразив в ней виды синонимов.

Синонимы

идеографические

(или смысловые)

Слова-синонимы, различающиеся оттенками значения: ходить – бродить – шагать – шествовать.

Стилистические

Слова-синонимы, обозначающие

одно и то же явление действительности, но употребляющиеся в разных стилях речи или имеющие разную стилистическую окраску: лоб (нейтр.) – чело (устар., поэтич.)

                                               

V.Закрепление изученного материала. Для закрепления изученной темы выполним

Упр.22.Доска. (Задание: подберите синонимы к словам.  Придумайте предложение со словами одного из синонимических рядов).

1. Красивый – очаровательный, симпатичный, миловидный, привлекательный, смазливый (разг.).

 2. Дружба – лад, мир, общение, приятельство, согласие, товарищество, братание (разг.).

3. Смеяться – хихикать, хохотать, грохотать, заливаться, покатываться (разг.).

 4. Множество – изобилие, многочисленность, ряд, обилие.

 5. Дефект – изъян, недостаток, недочёт, неисправность.

 6. Воспоминания – память, мемуары.

 7. Осторожность -  бережность, осмотрительность.

 8. Защитник – адвокат, заступник, покровитель.

 9. Торжественность – нарядность, пышность.

10. Победить – возобладать, выиграть, одолеть.

11. Близкий – родной, родственный, сродный.

Для одинокого человека собака – это самое родное и близкое существо, настоящий друг!

        Следующее упражнение вы выполните самостоятельно.

Упр.19. Самостоятельно. (Задание: из синонимов в скобках выберите нужный.)

1. Реконструкция завода будет (завершена, закончена) через год. 2. Очень важно (закончить, завершить) эту работу до начала снегопадов.

VI. Домашнее задание. 

VII. Итог урока. Итак, что мы сегодня узнали на уроке? (Сегодня на уроке мы узнали, что синонимы – это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению. Синонимы бывают идеографическими (или смысловыми) и стилистическими.)

Для чего нужны синонимы? (Синонимы делают нашу речь разнообразной, богатой, яркой и выразительной.)

VIII. Выставление оценок, их комментирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку 5 класс "Употребление синонимов в речи"

Технологическая карта урока "Употребление синонимов в речи" 5 класс...

Технологическая карта урока по теме: «Синонимы и их употребление в речи».

Цель деятельности учителя: систематизировать раннее изученное о синонимах, их роль в речи; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью её обогащения; познакомить со словарем синонимов....

Употребление синонимов

Синонимы - слова, принадлежащие к одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу - тождественны. Роль синонимов в русском языке велика. Они обогащают нашу речь....

Разработка урока "Употребление синонимов"

Материал урока содержит упражнения на употребление синонимов в речи...

Презентация к уроку русского языка в 10 классе по теме: "Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление"

Данная презентация может быть использована на уроке русского языка в 10 классе при подготвке занятия по теме: "Омонимы. Паронимы. Синонимы. Их употребление" и при повторении заданий ЕГЭ 4,5,...

Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Их употребление. Подготовка к тестированию в формате ЕГЭ. 10 класс

Презентация для подготовки к ЕГЭ (задание 5) и тестовые задания в формате ЕГЭ для закрепления материала....