Технологическая карта по русскому языку 5 класс "Употребление синонимов в речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока "Употребление синонимов в речи" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока "Употребление синонимов в речи" | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку
«Синонимы и их употребление в речи»
Подготовил:
учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ № 28
г. Ульяновска
Спас И. П.
Технологическая карта урока русского языка
Тема «Синонимы и их употребление в речи»
Класс: 5
Цель деятельности учителя: систематизировать раннее изученное о синонимах, их роль в речи; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью её обогащения; познакомить со словарем синонимов.
Тип урока – комбинированнй урок
Планируемые образовательные результаты:
- предметные : знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга и их связь с многозначными словами; функции синонимов в речи ; уметь определять лексические значения синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов – синонимов; цель использования в тексте; употреблять нужный синонимов зависимости от различных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов;
- метапредметные: способствовать осознанию цели учебной деятельности пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижения; способствовать к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка;
- личностные: осознание эстетической ценности языка, уважительное отношение к русскому языку, гордость за него, стремление к речевому самотворчеству.
Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, деятельностно – практический; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация.
Этапы урока, время | Решаемые задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащегося к усвоению изучаемого материала. | - Как и всякое сказочное путешествие , урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: предзакатное красное солнце озаряет большой зеленый луг, отбрасывая тени. На этом прелестном лугу расположился замок, но не простой, а полный знаний. Чтобы постичь эти знания, нам нужно попасть внутрь, а это не так просто. У нас будет проводник – русский медвежонок. Ему мы должны показать, с каким багажом мы отправляемся в путь. Покажем ему свои знания?Слайд 1 | Слушают. Выполняют предложенные действия. | Познавательный: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивный: планируют необходимые учебные действия. Коммуникативный6 работают в парах(обмен мнениями, учатся понимать позицию партнера и свою) |
2. Актуализация и пробное учебное действие. | Написание теста по теме «Проверяемая безударная гласная в корне» (привлечение лингвистического портфолио); подготовка к лингвистической дуэли, просмотр мультимедийной презентации по ходу беседы |
2. – На лингвистическую дуэль вызываются учащиеся, тема «Лексика». Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание преодолеть возникающие противоречия. | Написание теста, подготовка теоретического материала, заполнение листа оценки. (Индивидуальная, взаимопроверка по эталону.) | П.: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Р: принимают и сохраняют учебную задачу. К.: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Эврестическая беседа. | Проведение лингвистической дуэли. - Отправляемся в путешествие в страну Лексика. А название замка зашифровано, попробуем разгадать. Слайд 4. | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. (индивидуальная, групповая) | Л. : осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке и самоанализу своих действий. П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Р.: осознают недостаточность своих знаний. |
Физкультминутка. | ||||
4. Целеполагание и построение проекты выхода из затруднения. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащегося. Словесно – иллюстрационный рассказ. | Встречаем двух девочек у замка и слышим такой диалог…Слайд 5 - Понравились ли вам ответы ? (ответы однообразны, речь бедна). - Как разнообразить речь девочки? - Как называются такие слова? | Девочки читают по ролям. Формулируют цель учебной деятельности: продолжаем изучать лексику, поговорим о синонимах, систематизируем знания по этой теме. Будем учиться употреблять их в речи. - Использовать разные слова, но обозначающие то же самое: тот же предмет, то же действие, тот же признак. - Синонимы. | Л.: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха и неуспеха. П.: систематизировать знания. Р.: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. К.: строят высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных познавательных задач. |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащегося. СОР. | - Нас встречают первые жители замка. Бегемот и гиппопотам. 2 задание от Русского Медвежонка «Построй синонимичные ряды». Работаем в группах со словарями. | СОР со словом «бегемот» Выполняют работу в группах, назначается эксперт, который заполняет оценочные листы. | Л.: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. П.: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Р. : конструируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К.: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретной учебно-познавательной задачи. |
6. Первичное закрепление с комментированием | Обобщение и систематизация знаний. Выполнение разноуровневых упражнений в лингвистических портфолио. | 3 задание от Русского Медвежонка – «В шаге от успеха» (делимся на две команды (осн. подгруппа и сильная подгруппа)). Осн. группа : сопоставляет синонимы из двух колонок; Сильная группа: Используя синонимичный ряд к глаголу «упасть»: шлепнуться, грохнуться, рухнуть, составьте связный монолог. | Выполняют работу, проверяют по эталону, оценивают себя в оценочных листах. | Л.: адекватно оценивают свои действия. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Просмотр ММ презентации, сопровождающей ход урока. | 4 задание «Редактирование». Устраните речевые повторы. По нашей улице проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят автомобили. Слова для справок: величаво проплывают, едут, мчатся, проносятся. | Л.: оценивают содержание с нравственно- эстетической позиции. | |
8. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений. | Предлагает игру «снежный ком» | Активно включены в игровой момент. | П.: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Р.: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Заключительная беседа по вопросам. | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: подсчитайте свои баллы в листах оценки и поставьте итоговую оценку. Мониторинг итоговых оценок. | Отвечают на вопросы. Подсчитывают баллы и выставляют итоговую оценку. | П.: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Р.: оценивают свою работу. К. : строят небольшие монологические высказывания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка и развития речи.
Использование ЭОР на уроке русского языка и развития речи....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».
Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....
Разработка и технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Синонимы"
Разработка содержит:1. Структура, этапы урока2. Технологическая карта урока с указанием деятельности учителя, учащихся и формируемых УУД3. Интерактивная игра (презентация) Материалы разработаны в...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Синонимы"
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Синонимы". (с презентацией)...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Синонимы"
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Синонимы". Тип урока: открытие новых знаний.Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Синонимы"(5 класс)
Технологическая карта урока русского языка по теме "Синонимы" (5 класс) соотвествует ФГОС ООО. Запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготов...