Разработка урока "Употребление синонимов"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Материал урока содержит упражнения на употребление синонимов в речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok_sinonimy_5_kl.rar | 905.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Р.Р. Употребление синонимов в речи (5 класс)
Цели урока:
образовательная: активизировать знания учащихся в области лексикологии, формировать умения самостоятельно подбирать синонимы к словам, составлять синонимический ряд, находить синонимы в тексте, правильно употреблять синонимы в речи
коррекционная: развивать речевую деятельность, память, логическое мышление на основе заданий и упражнений.
воспитательная: воспитывать бережное отношение к родному языку, культуре речи, интерес к изучению русского языка.
Ход урока:
Этапы урока | Содержание урока |
Оргмомент | СЛАЙД 1
Восьмое февраля Классная работа Употребление синонимов в речи |
Актуализация опорных знаний
| 1. Повторение теоретического материала. - Давайте вспомним, в каком разделе языка изучаются синонимы? (лексика) - Что называется лексикой? (весь словарный запас языка) -Что значит «лексическое значение слова»? (то, что это слово обозначает) - Что значит «грамматическое значение слова»? (это те категории, которые можно определить у разных частей речи, н: у сущ. – род, падеж, число, склонение) -Какие бывают слова по значению? (однозначные и многозначные, с прямым и переносным значением) - Какие слова называются омонимами? (слова, которые слышатся и пишутся одинаково, являются одной и той же частью речи, но имеют разное лексическое значение) - Какие слова называются синонимами? (слова одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению). СЛАЙД 2 Задание: Составьте слово, располагая буквы, начиная с самой большой: МНСЫНИИО СЛАЙД 3 (Синонимы) - А что называется синонимическим рядом? (группа слов, объединенных одним лексическим значением) |
Сообщение целей урока | Сегодня на уроке мы будем подбирать синонимы к словам, составлять синонимический ряд, находить синонимы в тексте, правильно употреблять синонимы в речи, развивать память, внимание и речевую деятельность. |
Тренировочные упражнения Устно Работа в тетрадях Запись в тетрадь Запись в тетради Работа на листах Устно
Релаксационная пауза Записать в тетрадь | СЛАЙД 4 Задание: Выделите лишнее слово в синонимическом ряду, объясните свой выбор. а) бой, битва, мир, война; сражение б) красный, алый, зеленый, багряный; цвет в) отвага, смелость, храбрость, доброта; бесстрашие г) удивляться, хотеть, поражаться; д) ключ, родник, источник, дождь. водоем -Что образуют оставшиеся слова? (синонимический ряд) - Какой частью речи могут быть синонимы? (сущ., прил., глагол) - А в синонимическом ряду синонимы одной части речи или нет? (да) - Найдите в одном из рядов слово-омоним. Какие значения этого слова вы знаете? (ключ) СЛАЙД 5 Задание:
СЛАЙД 6 - Прочитайте стихотворение, найдите синонимы, обозначающие действия, запишите их. Зябнет осинка, - Как называется группа слов-синонимов, объединенных общим значением СЛАЙД 7 Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет – синонимический ряд - Расположите слова в порядке ВОЗРАСТАНИЯ действия. Дрожит, зябнет, стынет, мерзнет Вывод: В синонимическом ряду слова отличаются по степени возрастания признака или действия СЛАЙД 8
Упражнение 1.
СЛАЙД 9 Самостоятельно
Вывод: В синонимическом ряду слова отличаются по степени возрастания или убывания признака или действия СЛАЙД 10 Упражнение 2. - Составьте и запишите словосочетания подобрав подходящие слова небольшой пылинка микроскопический ребёнок маленький зайчонок крошечный домик Вывод: Не смотря на то, что синонимы близки по значению, не с каждым словом их можно употребить. Все зависит от текста. СЛАЙД 11 (Проверка) СЛАЙД 12 Упражнение 3. Впишите в предложения подходящие по смыслу синонимы из синонимического ряда: отвага, храбрость, смелость. 1. При спасении утопающего мальчик проявил …(отвагу). 2. Нужно иметь … (смелость), чтобы признать свои ошибки. 3. Бойцы отряда пограничников были награждены медалями за … (храбрость). СЛАЙД 13 Задание Восстановите авторский текст, подобрав синоним в рифму. а) Золотистые копны соломы На токах на колхозных лежат. И ребята дорогой знакомой На занятия в школу (торопятся) (спешат) в) Я трудилась не напрасно И запомню навсегда, Хлеб вкуснее не от масла, Хлеб вкуснее от (работы) (труда) г) Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят, Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную (берегут) (хранят) СЛАЙД 14 Давайте немножко отдохнем, восстановим силы. Сделаем упражнение для глаз СЛАЙД 15 Упражнение 4. Употребите слова, данные в разделе «слова для справок» в подходящем значении. Замените выделенное в тексте слово его синонимом. Был холодный зимний день. Дул холодный ветер. Пошёл снег. Он падал на холодную землю. Озеро ещё не замёрзло, хотя вода в нём была холодной. Слова для справок: холодный, студёный, ледяной, морозный. |
Редакторская работа Вставить слова на листе № 1 - у доски, остальное самостоятельно (вписать в упражнение на листе) | СЛАЙД 16 - Перед вами предложения. Ваша задача, отредактировать их, вставив подходящие по смыслу слова, выбрав их из синонимического ряда - Работа по редактированию. Упражнение 5. Вставьте пропущенные слова. 1. Под ударом громадной волны теплоход заметно ... набок (наклонился, нагнулся, накренился). 2. Охотники в высоких сапогах очень устали и еле-еле ... по болоту (шагали, тащились, носились). 3. От сильного мороза пальцы мальчика ... , и он не мог развязать крепкий узел (остолбенели, оцепенели, окоченели). СЛАЙД 17 (Проверка) |
Домашнее задание | СЛАЙД 18 - Задание, подобное выполненному, будете делать дома § 68 Упражнение 357 |
Работа с учебником, запись в тетрадь | Упражнение 355 – по заданию + разбор слова по составу, работа с толковым словарем. |
Итог урока | СЛАЙД 19 - Итак, подведем итог урока. - С какой категорией слов мы сегодня работали? - Что такое синонимы? - Для чего в речи употребляются синонимы? (с помощью синонимов можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли) |
Аргументированное выставление оценок | СЛАЙД 20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Синонимы». Авторы УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.
Это первый урок по теме "Синонимы". Урок разработан в игровой форме, путешествие по острову "Лексика". К методической разработке прилагается электронная презентация....
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Синонимы».
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Синонимы». Авторы УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.Это первый урок по теме "Синонимы".Урок позволяет познакомить учащихся...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Синонимы.5 класс"
Тема: «Синонимы» (раздел «Лексика») (Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.)Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: формирование представлений о синон...
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ Синонимы, их функции. Фразеологические обороты
Разработка занятия, на котором используется игра Лото с синонимами...
Разработка и технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Синонимы"
Разработка содержит:1. Структура, этапы урока2. Технологическая карта урока с указанием деятельности учителя, учащихся и формируемых УУД3. Интерактивная игра (презентация) Материалы разработаны в...
Разработка урока. Расписание уроков. Глаголы-синонимы говорить.
План-конспект урока по английскому языку для 5 класса. Расписание уроков. Глаголы-синонимы говорить.Содержит приложение материалы для печати....
Разработка урока "Синонимы, омонимы, антонимы и паронимы. Их употребление"
Синонимы, омонимы, антонимы и паронимы. Их употребление....