Разработка урока "Употребление синонимов"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Неживенко Наталья Викторовна

Материал урока содержит упражнения на употребление синонимов в речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_sinonimy_5_kl.rar905.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Р.Р. Употребление синонимов в речи (5 класс)

Цели урока:

образовательная:         активизировать знания учащихся в области лексикологии, формировать умения самостоятельно подбирать синонимы к словам, составлять синонимический ряд, находить синонимы в тексте, правильно употреблять синонимы в речи

коррекционная:        развивать речевую деятельность, память, логическое мышление на основе заданий и упражнений.

воспитательная:        воспитывать бережное отношение к родному языку, культуре речи, интерес к изучению русского языка.

Ход урока:

Этапы

урока

Содержание урока

Оргмомент

СЛАЙД 1

  1. Эмоциональный настрой.

  1. Запись в тетради числа, вида работы, темы урока.

                   Восьмое  февраля  

                        Классная работа

                   Употребление синонимов в речи

Актуализация опорных знаний

 

1. Повторение теоретического материала.

- Давайте вспомним, в каком разделе языка изучаются синонимы? (лексика)

- Что называется лексикой? (весь словарный запас языка)

-Что значит «лексическое значение слова»? (то, что это слово обозначает)

- Что значит «грамматическое значение слова»? (это те категории, которые можно определить у разных частей речи, н: у сущ. – род, падеж, число, склонение)

-Какие бывают слова по значению? (однозначные и многозначные, с прямым и переносным значением)

- Какие слова называются омонимами? (слова, которые слышатся и пишутся одинаково, являются одной и той же частью речи, но имеют разное лексическое значение)

- Какие слова называются синонимами? (слова одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению).

СЛАЙД 2

Задание:

Составьте слово, располагая буквы, начиная с самой большой:

МНСЫНИИО

СЛАЙД 3 (Синонимы)

- А что называется синонимическим рядом?

 (группа слов, объединенных одним лексическим значением)

Сообщение целей урока

Сегодня на уроке мы будем  подбирать синонимы к словам, составлять синонимический ряд, находить синонимы в тексте, правильно употреблять синонимы в речи,  развивать память, внимание и  речевую деятельность.

Тренировочные упражнения

Устно

Работа в тетрадях

Запись в тетрадь

Запись в тетради

Работа на листах

Устно

 

Релаксационная пауза

Записать в тетрадь

СЛАЙД 4

Задание:

Выделите лишнее слово в синонимическом ряду, объясните свой выбор.

а) бой, битва, мир, война;                                сражение

б) красный, алый, зеленый, багряный;           цвет

в) отвага, смелость, храбрость, доброта;      бесстрашие

г) удивляться, хотеть, поражаться;                

д) ключ, родник, источник, дождь.                водоем                                    

-Что образуют оставшиеся слова? (синонимический ряд)

- Какой частью речи могут быть синонимы? (сущ., прил., глагол)

- А в синонимическом ряду синонимы одной части речи или нет? (да)

- Найдите в одном из рядов слово-омоним. Какие значения этого слова вы знаете? (ключ)

СЛАЙД 5

Задание:

  1. Распознать синонимы, образовать синонимический ряд

СЛАЙД 6

- Прочитайте стихотворение, найдите синонимы, обозначающие действия, запишите их.

      Зябнет осинка,
     
Дрожит на ветру,
   
Стынет на солнышке,
     
Мерзнет в жару.
     Дайте осинке
     Пальто и ботинки,
     Надо согреться
     Бедной осинке.

- Как называется группа слов-синонимов, объединенных общим значением

СЛАЙД 7

Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет – синонимический ряд

- Расположите слова в порядке ВОЗРАСТАНИЯ действия.

Дрожит, зябнет, стынет, мерзнет

Вывод: В синонимическом ряду слова отличаются по степени возрастания  признака или действия

СЛАЙД 8

  1. Расположите синонимы в синонимическом ряду по степени УБЫВАНИЯ признака (действия).

Упражнение 1.   

  1. Образец: Прекрасный, хороший, великолепный, отличный.

СЛАЙД 9

Самостоятельно

  1. Небольшой, микроскопический,  маленький, крошечный.
  2. Улыбаться, хохотать, смеяться.
  3. Приплёлся, пришёл, примчался.
  4. Храбрый, бесстрашный, смелый, отважный.

Вывод: В синонимическом ряду слова отличаются по степени возрастания или убывания признака или действия

СЛАЙД 10

Упражнение 2.

- Составьте  и запишите словосочетания подобрав подходящие слова

небольшой                                      пылинка

микроскопический                       ребёнок

 маленький                                     зайчонок

крошечный                               домик

Вывод:  Не  смотря на то, что синонимы близки по значению, не с каждым словом их можно употребить. Все зависит от текста.

СЛАЙД 11 (Проверка)

СЛАЙД 12

Упражнение 3. Впишите  в предложения подходящие по смыслу синонимы из синонимического ряда: отвага, храбрость, смелость.

1. При спасении утопающего мальчик проявил …(отвагу).

2. Нужно иметь … (смелость), чтобы признать свои ошибки.

3. Бойцы отряда пограничников были награждены медалями за … (храбрость).

СЛАЙД 13

Задание

Восстановите авторский текст, подобрав синоним в рифму.

а) Золотистые копны соломы

На токах на колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу (торопятся)       (спешат)

в) Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда,

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от (работы)                      (труда)

г) Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят,

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную (берегут)                       (хранят)

СЛАЙД 14

Давайте немножко отдохнем, восстановим силы. Сделаем упражнение для глаз

СЛАЙД 15

Упражнение 4. 

Употребите слова, данные в разделе «слова для справок» в подходящем значении. Замените выделенное в тексте слово его синонимом.

Был холодный зимний день.  Дул холодный ветер.  Пошёл снег. Он падал на холодную землю.  Озеро ещё не замёрзло, хотя вода в нём была холодной.

Слова для справок:  холодный, студёный, ледяной, морозный.

Редакторская работа

Вставить слова на листе

№ 1  - у доски, остальное самостоятельно (вписать в упражнение на листе)

СЛАЙД 16

- Перед вами предложения. Ваша задача, отредактировать их, вставив подходящие по смыслу слова, выбрав их из синонимического ряда

- Работа по редактированию.

Упражнение 5.  Вставьте пропущенные слова.

1. Под ударом громадной волны теплоход заметно ... набок (наклонился, нагнулся, накренился).

 2. Охотники в высоких сапогах очень устали и еле-еле ... по болоту (шагали, тащились, носились).

 3. От сильного мороза пальцы мальчика ... , и  он не мог развязать крепкий узел (остолбенели, оцепенели, окоченели).

СЛАЙД 17 (Проверка)

Домашнее задание

СЛАЙД 18

- Задание, подобное выполненному, будете делать  дома

 § 68 Упражнение 357

Работа с учебником, запись в тетрадь

Упражнение 355 – по заданию

+ разбор слова по составу, работа с толковым словарем.

Итог урока

СЛАЙД 19

- Итак, подведем итог урока.

- С какой категорией слов мы сегодня работали?

- Что такое синонимы?

- Для чего в речи употребляются синонимы? (с помощью синонимов можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли)

Аргументированное выставление оценок

СЛАЙД 20

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Синонимы». Авторы УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.

Это первый урок по теме "Синонимы". Урок разработан в игровой форме, путешествие по острову "Лексика". К методической разработке прилагается электронная презентация....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Синонимы».

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Синонимы». Авторы УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.Это первый урок по теме "Синонимы".Урок позволяет познакомить учащихся...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Синонимы.5 класс"

Тема: «Синонимы» (раздел «Лексика») (Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.)Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: формирование представлений о синон...

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ Синонимы, их функции. Фразеологические обороты

Разработка занятия, на котором используется игра Лото с синонимами...

Разработка и технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Синонимы"

Разработка содержит:1. Структура, этапы урока2. Технологическая карта урока с указанием деятельности учителя, учащихся и формируемых УУД3. Интерактивная игра (презентация) Материалы разработаны в...

Разработка урока. Расписание уроков. Глаголы-синонимы говорить.

План-конспект урока по английскому языку для 5 класса. Расписание уроков. Глаголы-синонимы говорить.Содержит приложение материалы для печати....

Разработка урока "Синонимы, омонимы, антонимы и паронимы. Их употребление"

Синонимы, омонимы, антонимы и паронимы. Их употребление....