Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Их употребление. Подготовка к тестированию в формате ЕГЭ. 10 класс
методическая разработка по русскому языку (10 класс)
Презентация для подготовки к ЕГЭ (задание 5) и тестовые задания в формате ЕГЭ для закрепления материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_russkiy_yazyk_15.09.2021.pptx | 562.01 КБ |
zadanie_10_russkiy_yazyk_15.09.2021.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Омонимы — это слова, одинаковые по написании или произношению, но различные по значению: (дробь — шарики для стрельбы, дробь — число): очки в красивой оправе – набрать очки в игре; сушка одежды – вкусная сушка. Омографы пишутся одинаково, но звучат по-разному и имеют различное значение мука́ (пшеничная) — му́ка (переживание) Омофоны одинаково звучащие слова, но имеющие разное написание и значение труд — трут; изморось — изморозь Омоформы совпадают в написании и звучании в некоторых грамматических формах дуло из окна — дуло ружья; острая пила — пила сок
Синонимы — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, но тождественные или близкие по значению. Падение снега в ветреную погоду: метель, пурга, вьюга, буран. Семантические различаются только оттенками значения и образуют семантический ряд Бой — битва, сеча, сражение Стилистические обозначая одно и то же явление действительности, имеют разную сферу употребления печальный ( нейтр .) — кручинный (нар.-поэт.). Абсолютные разные слова обозначают одно и то же и не имеют ни семантических, ни стилистических различий бегемот — гиппопотам; потому что — так как
Контекстуальные синонимы — это слова, сближение которых по значению происходит только в условиях определенного контекста. Вне этого контекста они не являются синонимами. В большинстве случаев контекстуальные синонимы имеют экспрессивную окраску. Заставить человека считать свою единственную, неповторимую жизнь бессмысленной невозможно.
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (правда – ложь, добрый – злой, говорить – молчать). Контекстные антонимы или контекстуальные антонимы - это слова, противоположные по значению лишь в конкретной ситуации, в определенном контексте. Например: ум и сердце; таланты и поклонники; солнце и луна . Они сошлись. Волна и камень, С тихи и проза, лед и пламень Н е столь различны меж собой. (А.С . Пушкин)
В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Мне пришлось ПРИМИРИТЬСЯ со случившимся. У него был КОНСКИЙ завод и какая-то фабрика. К сожалению, в представленном нам докладе было больше субъективных оценок, чем ФАКТОВ. Гниение вызывается ГНИЛОСТНЫМИ бактериями. В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород. Ответ:_____________
Приставочные паронимы максимально похожи по написанию и звучанию. Их лучше всего запомнить: Одеть (кого-то) – НАдеть (на себя); ПРОверка (процесс установления правильности че г о-либо ) – ПОверка (сверка достоверности фактов, перекличка); Уплатить (внести деньги, возмещая что-либо) – Оплатить (внести деньги за товар или услугу ).
2. Суффиксальные паронимы: Суффиксы - (и)ЧН- ый и -(и)ЧЕСК- ий . Прилагательные на - ЧЕСКий обозначают прямую соотнесенность к какой-либо области деятельности, предмету, а однокоренные прилагательные на - Чный имеют значение «не относящийся напрямую к данному предмету (области), но обладающий некоторыми его признаками»: экономический – экономичный; гигиенический – гигиеничный; артистический – артистичный; технологический – технологичный; дипломатический – дипломатичный; демократический – демократичный.
2. Суффиксальные паронимы: Суффиксы -Н- и -СК-. Прилагательные на - СКий часто образованы от слов, имеющих значение лица, и толкуются через эти слова (в отличие от прилагательных на - Ный ): зрительский – относящийся к зрителям (ср. зрительный); исполнительский – относящийся к исполнителям (ср. исполнительный); воинский – относящийся к воинам (ср. военный); горский – относящийся к горцам (ср. горный).
2. Суффиксальные паронимы: Суффиксы -ЯН- /-ЕНН- и -ИСТ- . Прилагательные на -ЯН- /- ЕННый обозначают «сделанный из какого-либо материала, а прилагательные на - ИСТый имеют общее значение «содержащий какой-либо материал (частично )»: глиняный – глинистый; каменный – каменистый. Суффиксы -УЩ- /-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ-. Эти суффиксы обозначают признак предмета, совершающего действие (причастия действительного залога): красочный (мир) – красящий (маркер).
Есть паронимы с очень узкой сочетаемостью: преходящая слава (минутная, временная, быстро проходящая), высотные дома (многоэтажные ). Порой каждый из паронимов обладает не одним, а несколькими значениями: 1) представить сотрудника; 2 ) представить отчёт; 3) представить себе картину – 1) предоставить отпуск; 2) предоставить кредит; 3) предоставить возможность оправдаться . 5 . Есть паронимы, указывающие на разное отношение к явлению, которое они называют: зачинатель – основоположник чего-то хорошего, положительного, а зачинщик – отрицательного.
Алгоритм выбора правильного ответа в задании 5 ЕГЭ: 1. Внимательно прочитайте каждое предложение. 2. Подумайте, нет ли здесь предложения, в котором явно выражено неправильное употребление паронима. 3. Определите лексическое значение этого паронима. Подумайте, есть ли лексическая сочетаемость этого слова с другими словами предложения. 4. При затруднении определите лексическое значение каждого выделенного слова. 5. Обязательно обращайте внимание на приставки, суффиксы выделенных слов. Вспомните о дополнительных значениях, вносимых морфемами в слова .
Паронимы – это результат сложившейся языковой практики, они трудно поддаются классификации. Мы говорим: ледовая арена, ледовый завал, но ледяная вершина, ледяная глыба. Словарь паронимов можно найти на сайте ФИПИ: www.fipi.ru
В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Мне пришлось ПРИМИРИТЬСЯ со случившимся. У него был КОНСКИЙ завод и какая-то фабрика. К сожалению, в представленном нам докладе было больше субъективных оценок, чем ФАКТОВ. Гниение вызывается ГНИЛОСТНЫМИ бактериями. В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород. Ответ:_____________ КОННЫЙ
Вековой – то, что живет очень долго, века. Вековой дуб – дуб, живущий века. Вековые традиции – традиции, бытующие очень давно (век, века). Вечный – бесконечность во времени и постоянство. Вечный огонь – огонь, горящий бесконечно долго.
В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Радость ОХВАТИЛА душу путешественника. Её постигло НЕСТЕРПИМОЕ горе. Это происшествие оказалось ЕДИНИЧНЫМ. ОДЕТЬ куклу доверили самой младшей из сестёр. Его считали человеком замкнутым и СКРЫТЫМ . Ответ:_________________ СКРЫТНЫМ
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЕ К УРОКУ
Задание предназначены для самоконтроля, отправлять на проверку учителю не надо.
- Класс: 10
- Предмет: русский язык
- Тема по планированию: «Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Их употребление. Подготовка к тестированию в формате ЕГЭ»
- Ведущий: Анна Владимировна Галкина
- Словарь паронимов: https://doc.fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-ege/Slovarik_paronimov.pdf
- В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Ф.И. Шаляпин был необыкновенно АРТИСТИЧНЫМ как на сцене, так и в жизни.
Один из этапов развития ГУМАНИЗМА связан с эпохой Возрождения.
Суд постановил ВЫПЛАТИТЬ пострадавшим компенсацию в размере трёх месячных окладов.
Он постоянно нарушал ДИПЛОМАТИЧНЫЙ этикет, разговаривая с послами.
Учитель попросил ребят ДОПОЛНИТЬ ответ их одноклассника.
Ответ:_________________
2. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В прошлом году ДИПЛОМАНТОМ конкурса стал Сергей Иванов.
КОРЕННЫЕ жители села издавна ловили рыбу на этой реке.
Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой ПОЧТЕННОЙ дамы, и что же?
Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему ЕДИНСТВЕННОМУ сыну.
Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.
Ответ:_________________
3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Ступени были вогнуты посередке, как в храме, истёртые почти ВЕКОВОЙ беготней мальчиков.
Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.
Для предотвращения негативных последствий засухи были приняты ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ меры.
АДРЕСАНТКА сообщила, что раньше никoгдa не писала в газету, но теперь поняла, отчего человек берется за перо: писать — значит, общаться.
В северных графствах против короны восстал могущественный АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ клан Перси — их также прозывали «королями Севера».
Ответ:_________________
4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В своей повести писательница с большим юмором рассказала о РОМАНТИЧЕСКИХ мечтах юного бездельника.
Марью Дмитриевну знала ЦАРСТВЕННАЯ фамилия, знала вся Москва и весь Петербург.
У меня в памяти остался лишь небольшой ОТРЫВОК из этого стихотворения.
Косуля — очень ПУГЛИВОЕ животное, и встретить его удается очень редко.
В зале играла РИТМИЧНАЯ и зажигательная музыка, однако танцующих было мало.
Ответ:_________________
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Анализ таких важных исторических событий должен быть всенепременно ФАКТИЧНЫМ и должен строиться только на фактах.
Обращение получило практически мгновенный ОТКЛИК: десятки людей готовы были приютить «потеряшку».
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ стиль — разновидность литературного языка: один книжных стилей речи, использующийся в сфере политики, общественной, экономической и культурной жизни общества, в средствах массовой информации
Уголовным кодексом предусмотрена статья за ОТКЛОНЕНИЕ от уплаты налогов.
ГАРМОНИЧНОЕ развитие личности — ведущая цель системы отечественного образования и воспитания, направляющая ее на создание условий для всестороннего целостного непротиворечивого развития личности учащегося.
Ответ:_________________
6. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Многие из людей страдают от БЕЗОТВЕТСТВЕННОЙ любви, не понимая, почему их отвергают.
Всё это могло быть ловким трюком, рассчитанным на то, что сотрудник войдёт в доверие к врагам и начнёт ДВОЙНУЮ игру.
ВЕЧНОЙ красою сияет природа и удивляет нас своим величием.
Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.
Его инициатива нашла широкий ОТКЛИК в читательской аудитории.
Ответ:_________________
Ответы к заданию:
- дипломатический
- практичной
- действенные
- царская
- уклонение
- безответной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе"Синонимы,антонимы,омонимы"
Урок-объяснение нового материала...
Презентация к уроку руского языка в 5 классе "Синонимы, антонимы, омонимы"
Презентация составлена учащейся 5 класса , демонстрирует правила и иллюстрации, подобранные к ним....
Проверочная работа по теме "Лексика" 5 класс. Синонимы, антонимы, омонимы.
Проверочная работа по теме "Лексика" 5 класс. Синонимы, антонимы, омонимы....
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Синонимы. Антонимы. Омонимы».
План-конспект урока русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой с применением мультимедийной презентации по теме: "Синонимы. Антонимы.Омонимы"...
Задания к теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.»
Задания к теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.»...
Презентация к уроку русского языка в 10 классе по теме: "Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление"
Данная презентация может быть использована на уроке русского языка в 10 классе при подготвке занятия по теме: "Омонимы. Паронимы. Синонимы. Их употребление" и при повторении заданий ЕГЭ 4,5,...