Конспект урока по теме "Состав слова", 11 класс
методическая разработка по русскому языку (11 класс)
Конспект урока по теме "Состав слова", 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_russkomu.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Состав слова
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Цель: повторение основных терминов и понятий раздела.
Задачи:
● учащиеся должны знать что такое морфемика; названия и особенности основных морфем русского языка; какая часть слова называется основой слова; какие части слова могут входить в основу слова; признаки производной и непроизводной основы; признаки простой и сложной основы; порядок морфемного анализа слова
● развить умения находить значимые части слова; определять их роль в слове; находить основу слова; давать характеристику основе слова; уметь выполнять морфемный разбор слова; различать процессы слово- и формообразования
● формирование навыков анализа языкового материала; отработка орфографических навыков
Формы работы на уроке: работа с материалом учебника, конспектирование, самостоятельная работа, работа по вариантам, индивидуальная работа у доски.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Работа с теоретическим материалом.
1. Работа с учебником. Конспектирование материала параграфа.
Основные идеи:
- слова состоят из частей
- часть слова называется морфемой
- признаки морфемы:
- минимальная значимая часть слова,
- не подлежит дальнейшему членению,
- имеет определённое лексико-грамматическое значение.
2. По результатам изучения материала составляется сравнительная таблица:
Слово | Морфема | |
Строительный материал | для предложения | для слова |
Существуют | самостоятельно | в составе слова |
Значение | имеют самостоятельное лексическое значение | не имеют лексического значения, придают слову оттенки значения в комплексе, все вместе |
Свойство | являются частями речи | не являются частями речи, являются частью слова |
Следует обратить внимание, что части слова, т.е. морфемы – это те «кирпичики», из которых составляется слово, они не меняют своего написания в зависимости от того, в какое слово их поместили. Поэтому умение выделять морфемы в слове, соотносить части слова с их написанием – залог грамотного письма.
3. Работа с разделом «Корневые морфемы и аффиксальные». Выделение основных тезисов:
Корневая морфема:
- общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения;
- к корню присоединяются другие морфемы;
- в корне могут наблюдаться чередования;
- корень находят путём подбора родственных слов.
Аффиксальные морфемы:
- аффиксами называются все морфемы, кроме корневых: приставка (префикс), окончание (флексия), суффикс, соединительные гласные о и е (интерфиксы), и постфикс (-ся, -сь).
Аналитическая схема:
Аффиксы
Словообразующие Формообразующие
Служат для образования Служат для образования
новых слов форм слова
5. Работа с разделом «Основа слова». Выделение основных тезисов.
- основа – часть слова без окончания и формообразующего аффикса;
- производная основа – основа, включающая в себя кроме корня другие словообразующие аффиксы;
- непроизводная основа – основа, которая состоит только из корня;
- производная основа – основа от которой образовано слово;
- простая основа включает только один корень;
- сложная основа включает два и более корня;
- морфемный разбор – процесс выделения значимых частей слова.
- Первичное закрепление материала.
Задание 1:
Выпишите родственные слова, отметьте корни-омонимы (по вариантам):
- Носить, переносица, носильщик, поднос, носик, носовой, ноша, носище.
- Виновный, винный, повинный, виновник, винодел, винокур, невинный.
- Белый, беляк, белочка, белизна, беличий, белить, белила, набело.
- Наводнение, паводок, подводник, уводить, вода, переводчик, водитель.
Задание 2:
Запишите слова, укажите, какую роль играет выделенный аффикс: является он словообразующим или формообразующим. Для удобства заполнить таблицу.
Образец:
Формообразующие аффиксы | Словообразующие аффиксы |
Красивый ˃ красивее (суффикс –ее образует простую форму сравнительной степени прилагательного) | Автор ˃ соавтор (приставка со- образует новое слово) |
Читающий, читая, делопроизводство, докладчик, профессура, рассчитывать, пригород, земледелец, приамурский, подпилить, подписать, просил.
Задание 3:
Выделите морфемы в словах (проверка у доски):
Учительская, учительница, перечитать, разбежаться, пекарь, перестройка, выкрасить, переписать, пищевой, выключатель, велогонки, читал, сильнее.
Упражнение 63. стр. 46.
Найдите в словах синонимичные морфемы. Чем они различаются?
Изгнать – выгнать;
Ловчий – ловец;
Гордыня – гордость;
Жизнь – житие;
Рыбак – рыбарь;
Избрать – выбрать.
Задание 4 (по вариантам). Найдите в словах омонимичные морфемы. Укажите их значение:
ОБРАЗЕЦ: стула (окончание –а выражает значение род.п. ед.ч. сущ. м.р. 2-го скл.) – собака (окончание –а выражает значение им.п. ед.ч. сущ. ж.р. 1-го скл.); приспустить (приставка при- выражает значение неполноты действия) – припевать (приставка при- выражает значение сопутствующего действия).
- Прообраз – прокол; настольный – написать; приоткрыться – приблизиться; привязать – присвистывать; превознести – преградить.
- Писатель – двигатель – выключатель; докторша (простореч. женщина-доктор) – докторша (устар. жена доктора); стенка – закалка; писец – резец; секретарша – генеральша.
- Стола – стена; домище – поле; города – города; городишко – полюшко; топорище (ручка топора) – топорище (большой топор).
- Подведение итогов урока.
Ответить на вопросы:
- Перечислите морфемы, назовите их особенности.
- Какая часть слова называется основой?
- Какая основа называется производной, непроизводной?
- Как определить является ли основа простой или сложной?
- Какая основа называется производящей?
- Назовите порядок морфемного разбора слова.
- Чем различаются процессы словообразования и формообразования?
- Домашнее задание.
Материал § 15. Ответить на вопросы стр. 47, 49. упр. 62
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Слово о поэте."
Урок-исследование, урок-экскурсия. Защита творческих проектов. Использование ИКТ на уроках литературы....
Конспект урока письма в 3 классе специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Предлог. Написание предлогов раздельно со словами."
Данная работа представляет собой конспект урока по письму для 3 класса в коррекционной школе VIII вида учителя МБСКОУ "СКОШ №20 VIII вида" г.Перми Хохряковой С.А....
Конспект урока русского языка. 9 класс. Способы подчинительной связи слов в словосочетании
Конспект урока русского языка в 9 классе...
Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"
Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...
Конспект урока Тема: «Словарные слова. Слова с непроверяемым написание: сирень»
Для учащихся 3 класса...
Конспект урока русского языка "Слова среди слов"
Данный урок целесообразно проводить при повторении раздела "Лексика". Разные методы и формы работы будут интересны как сильному, так и слабому ученику. Можно проводить урок на элективных курсах ...