Конспект урока по теме "Состав слова", 11 класс
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Томилова Евгения Анатольевна

Конспект урока по теме "Состав слова", 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_russkomu.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Состав слова

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Цель: повторение основных терминов и понятий раздела.

Задачи:

    ●    учащиеся должны знать что такое морфемика; названия и особенности основных морфем русского языка; какая часть слова называется основой слова; какие части слова могут входить в основу слова; признаки производной и непроизводной основы; признаки простой и сложной основы; порядок морфемного анализа слова

    ●    развить умения находить значимые части слова; определять их роль в слове; находить основу слова; давать характеристику основе слова; уметь выполнять морфемный разбор слова; различать процессы слово- и формообразования

    ●    формирование навыков анализа языкового материала; отработка орфографических навыков

Формы работы на уроке: работа с материалом учебника, конспектирование, самостоятельная работа, работа по вариантам, индивидуальная работа у доски.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Работа с теоретическим материалом.

1. Работа с учебником. Конспектирование материала параграфа.

Основные идеи:

- слова состоят из частей

- часть слова называется морфемой

- признаки морфемы:

        - минимальная значимая часть слова,

        - не подлежит дальнейшему членению,

        - имеет определённое лексико-грамматическое значение.

2. По результатам изучения материала составляется сравнительная таблица:

Слово

Морфема

Строительный материал

для предложения

для слова

Существуют

самостоятельно

в составе слова

Значение

имеют самостоятельное лексическое значение

не имеют лексического значения, придают слову оттенки значения в комплексе, все вместе

Свойство

являются частями речи

не являются частями речи, являются частью слова

 Следует обратить внимание, что части слова, т.е. морфемы – это те «кирпичики», из которых составляется слово, они не меняют своего написания в зависимости от того, в какое слово их поместили. Поэтому умение выделять морфемы в слове, соотносить части слова с их написанием – залог грамотного письма.

3. Работа с разделом «Корневые морфемы и аффиксальные». Выделение основных тезисов:

Корневая морфема:

- общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения;

- к корню присоединяются другие морфемы;

- в корне могут наблюдаться чередования;

- корень находят путём подбора родственных слов.

Аффиксальные морфемы:

- аффиксами называются все морфемы, кроме корневых: приставка (префикс), окончание (флексия), суффикс, соединительные гласные о и е (интерфиксы), и постфикс (-ся, -сь).

Аналитическая схема:

Аффиксы

                     Словообразующие                                         Формообразующие

       

                 Служат для образования                              Служат для образования

                          новых слов                                                          форм слова

5. Работа с разделом «Основа слова». Выделение основных тезисов.

- основа – часть слова без окончания и формообразующего аффикса;

- производная основа – основа, включающая в себя кроме корня другие словообразующие аффиксы;

- непроизводная основа – основа, которая состоит только из корня;

- производная основа – основа от которой образовано слово;

- простая основа включает только один корень;

- сложная основа включает два и более корня;

- морфемный разбор – процесс выделения значимых частей слова.

  1. Первичное закрепление материала.

Задание 1:

Выпишите родственные слова, отметьте корни-омонимы (по вариантам):

  1. Носить, переносица, носильщик, поднос, носик, носовой, ноша, носище.
  2. Виновный, винный, повинный, виновник, винодел, винокур, невинный.
  3. Белый, беляк, белочка, белизна, беличий, белить, белила, набело.
  4. Наводнение, паводок, подводник, уводить, вода, переводчик, водитель.

Задание 2:

Запишите слова, укажите, какую роль играет выделенный аффикс: является он словообразующим или формообразующим. Для удобства заполнить таблицу.

Образец:

Формообразующие аффиксы

Словообразующие аффиксы

Красивый ˃ красивее (суффикс –ее образует простую форму сравнительной степени прилагательного)

Автор ˃ соавтор (приставка со- образует новое слово)

Читающий, читая, делопроизводство, докладчик, профессура, рассчитывать, пригород, земледелец, приамурский, подпилить, подписать, просил.

Задание 3:

Выделите морфемы в словах (проверка у доски):

Учительская, учительница, перечитать, разбежаться, пекарь, перестройка, выкрасить, переписать, пищевой, выключатель, велогонки, читал, сильнее.

Упражнение 63. стр. 46.

Найдите в словах синонимичные морфемы. Чем они различаются?

Изгнать – выгнать;

Ловчий – ловец;

Гордыня – гордость;

Жизнь – житие;

Рыбак – рыбарь;

Избрать – выбрать.

Задание 4 (по вариантам). Найдите в словах омонимичные морфемы. Укажите их значение:

ОБРАЗЕЦ: стула (окончание –а выражает значение род.п. ед.ч. сущ. м.р. 2-го скл.) – собака (окончание –а выражает значение им.п. ед.ч. сущ. ж.р. 1-го скл.); приспустить (приставка при- выражает значение неполноты действия) – припевать (приставка при- выражает значение сопутствующего действия).

  1. Прообраз – прокол; настольный – написать; приоткрыться – приблизиться; привязать – присвистывать; превознести – преградить.
  2. Писатель – двигатель – выключатель; докторша (простореч. женщина-доктор) – докторша (устар. жена доктора); стенка – закалка; писец – резец; секретарша – генеральша.
  3. Стола – стена; домище – поле; города – города; городишко – полюшко; топорище (ручка топора) – топорище (большой топор).

  1. Подведение итогов урока.

Ответить на вопросы:

  1. Перечислите морфемы, назовите их особенности.
  2. Какая часть слова называется основой?
  3. Какая основа называется производной, непроизводной?
  4. Как определить является ли основа простой или сложной?
  5. Какая основа называется производящей?
  6. Назовите порядок морфемного разбора слова.
  7. Чем различаются процессы словообразования и формообразования?

  1. Домашнее задание.

Материал § 15. Ответить на вопросы стр. 47, 49. упр. 62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Слово о поэте."

Урок-исследование, урок-экскурсия. Защита творческих проектов. Использование ИКТ на уроках литературы....

Конспект урока письма в 3 классе специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Предлог. Написание предлогов раздельно со словами."

Данная работа представляет собой конспект урока по письму для 3 класса в коррекционной школе VIII вида учителя МБСКОУ "СКОШ №20 VIII вида" г.Перми Хохряковой С.А....

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

Конспект урока русского языка "Слова среди слов"

Данный урок целесообразно проводить при повторении  раздела "Лексика". Разные методы и формы работы будут интересны как сильному, так и слабому ученику. Можно проводить урок на элективных курсах ...