Конспект урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Слово о поэте."
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Урок-исследование, урок-экскурсия. Защита творческих проектов. Использование ИКТ на уроках литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_nek.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25
с углубленным изучением отдельных
предметов»
Учитель русского языка и литературы
Платонова Елена Владимировна
«Н.А. Некрасов. Слово о поэте»
(урок литературы в 10 классе)
Цели урока: закрепление навыка самостоятельной работы с научными и научно-популярными текстами; усвоение теоретических понятий; развитие интереса к предмету.
Оборудование: учебники, подготовленные проекты, слайд-презентации, портреты поэта, аудиозаписи.
Ход урока
- Организационный момент.
- Слово учителя.
- Звучит стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной…»
Еду ли ночью по улице тёмной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день –
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнёт твоя тень!
Сердце сожмётся мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты – другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжёлой рукой;
Не покорилась – пошла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной…
Помнишь ли день, как, больной и голодный,
Я унывал, выбивался из сил?
В комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему.
Он не смолкал – и пронзительно звонок
Был его крик… Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребёнок…
Бедная! слёз безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Также глубоко и сладко заснём;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба –
Вместе свезут и положат рядком…
В разных углах мы сидели угрюмо.
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоём совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу.
И через час принесла торопливо
Гробик ребёнку и ужин отцу.
Голод мучительный мы утолили,
В комнате тёмной зажгли огонёк,
Сына одели и в гроб положили….
Это стихотворение, опубликованное в 1847 году, в журнале «Библиотека для чтения», сделало известным молодого поэта, который, несмотря на дворянское происхождение, в начале своего пути вел жизнь бедного человека, который был вынужден не только пробивать себе дорогу на литературном поприще, но и зарабатывать на хлеб насущный порой очень тяжелым трудом. Это о нем современник писал: «Натура у него была железная…»
Сегодня мы поговорим с вами о жизни и творчестве великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.
2. Учитель записывает на доске тему урока, даты рождения и смерти писателя и предоставляет слово группе исторического комментария, которая отвечает на вопросы:
- Свидетелем каких исторических событий был писатель?
- На какие годы падает расцвет его творчества?
- С кем из выдающихся людей Н.А. Некрасов общался?
Учащиеся называют целый ряд дат и событий, служащих ответом на первый вопрос.
Затем группа исторического комментария раскрывает содержание опорного конспекта «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки второй половины 19 века».
Работу группы дополняет слайд-презентация.
Вывод-обобщение старшеклассники записывают в тетради: «Николай Некрасов был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах Некрасова».
3. Учитель предоставляет слово группе биографов, которые рассказывают:
- о детстве, годах учебы и бедствий;
- о работе в «Современнике»;
- об основном периоде литературного творчества.
Параллельно с группой биографов работает группа любителей поэзии.
Учитель завершает работу группы биографов.
Слово учителя. Далеко не каждый из отечественных поэтов, по выражению критика Д.И. Писарева, «может быть уверен в том, что его знает и любит Живая Россия». Николай Алексеевич Некрасов, без сомнения, принадлежит к числу избранных: народ не просто признал и полюбил его поэзию, но в определенном смысле «присвоил» ее, вобрав в собственную песенно-лирическую стихию.
(Звучит песня «Коробушка» из некрасовской поэмы «Коробейники»)
Как заметил известный некрасовед Н.Н. Скатов, «Некрасов – народный поэт не только потому, что он говорил о народе, но потому, что им говорил народ».
Вывод-обобщение: «Поэт, прозаик, редактор-издатель и общественный деятель, Некрасов подчинил свою творческую жизнь высокой задаче служения России и ее народу».
4. Учитель предоставляет слово группе романтиков, которые рассказывают о роли женщин в жизни Н. А. Некрасова:
- Соавтор, любимая, друг (Авдотья Яковлевна Панаева);
- Фекла, ставшая Зинаидой (Зинаида Николаевна Некрасова).
Параллельно с группой романтиков работает группа любителей поэзии.
Работу группы дополняет слайд-презентация.
Вывод- обобщение: «По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту «прозу», которая «в любви неизбежна». В его стихах появился новый образ независимой героини».
5. Учитель предоставляет слово группе биографов, которые заканчивают свою работу сообщением о последних днях жизни Н.А. Некрасова.
6. Учитель предоставляет слово группе искусствоведов, которые проводят заочную экскурсию по некрасовским местам (Карабиха, Чудово).
Экскурсию сопровождает слайд-презентация.
7. Слово учителя.
С именем Некрасова связана целая эпоха русской поэзии. Его творчество - следующий, после Пушкина и Лермонтова, этап в ее истории. Когда-то в среде русской демократической интеллигенции шли ожесточенные споры: кто выше – Некрасов или Пушкин? Сегодня время расставило все на свои места. А именно: Пушкин не ровня Некрасову. Некрасов ударяет по сердцу читателя сильнее и пронзительнее Пушкина. Еще Бальмонт справедливо заметил, что Некрасов – это «поэт, который напоминает, что пока мы здесь дышим, есть люди, которые задыхаются. Конечно, нам проще, спокойнее не думать о задыхающихся вовсе». Вот почему одних поэтов, таких, например, как Пушкин, мы больше любим, а других, таких как Некрасов, больше уважаем. И это, наверное, справедливо.
Домашнее задание учитель предлагает на вариативной основе:
1. Составить хронологическую таблицу жизни и творчества Н.А. Некрасова.
2. Написать мини-сочинение «Моя встреча с Некрасовым».
Я не люблю иронии твоей,
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим, —
Нам рано предаваться ей!
Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!
И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска...
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны...
1850
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Урок "Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Понятие об эпитете".
Уроки литературы по творчеству Н.А.Некрасова в 5 классе...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино»
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино»...
Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.
Н.А. Некрасов...
Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»
Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...
Дистанционный урок литературы. 7 класс. Песни на слова русских поэтов ХХ века.
Предложен план самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения, названы электронные ресурсы к уроку....