Элективный курс по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Алла Юрьевна Леонтьева

Курс "Культура устной и письменной речи" разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы. Курс направлен на овладения навыками устной и письменной речи, на развитие и совершенствование культуры письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Погорельская основная школа»

Рассмотрено и согласовано

на заседании экспертной группы

 Приказ

№ 123-0  от  21.08.2013 г.

по отделу образования

 

   Рабочая программа элективного курса

            предпрофильной подготовки

                  учащихся 9 класса

         «Культура устной и письменной речи»

Срок реализации программы – 1 год

(2019/2020 учебный год)

Разработала:

Леонтьева Алла Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Погорельская ОШ»

Погорелье: 2019 год

Пояснительная записка

В настоящее время компетенция специалиста в определённой области характеризуется не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также и развитыми социально-коммуникативными и собственно-коммуникативными способностями, обеспечивающими креативный (творческий) уровень профессиональной деятельности.

Курс «Культура устной и письменной речи» разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы. Этот курс направлен не только на овладение формами устной и письменной речи, но, прежде всего, на развитие и совершенствование культуры письма в целом. Понятие культуры речи и грамотной речи сегодня становятся понятиями не только узкометодическими, но и культурологическими. Социокультурная компетенция современного человека предполагает формирование грамотной, коммуникативно целесообразной речи. Низкая культура речевого поведения мешает человеческому общению и взаимопониманию.

                              Цели элективного курса:

  1. Повышения общей культуры ученика-читателя;
  2. Формирование умений строить речевое высказывание в письменной и устной форме;
  3. Знакомство учащихся с функциями текстовых языковых единиц;
  4. Обучение школьников умению оценивать целесообразность использования в речи единиц разных языковых уровней;
  5. Выработка умений правильного выбора и употребления языковых средств в соответствии с задачей речи;
  6. Формирование представлений о нормах устной и письменной речи разных стилей;
  7. Расширение активного словарного запаса учащихся.

                         Задачи элективного курса:

  1. Закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;
  2. Развитие речевого мастерства для подготовки к профессиональным ситуациям общения;
  3. Развитие информационных компетенций учащихся;
  4. Формирование практических умений в области стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах коммуникации (письменные, устные формы и жанры речи; монологический, диалогический, полилогический виды речи).

Продолжительность курса – 34 часа

Основные формы работы:

  • Групповая
  • Индивидуальная
  • Фронтальная

Формы и приёмы работы:

  • Анализ основных единиц языка с точки зрения соблюдения норм и функционально-стилистических качеств;
  • Работа с разными видами словарей;
  • Моделирование, конструирование текстов,
  • Различные виды конспектирования;
  • Учебное исследование;
  • Беседа;
  • Лекция учителя;
  • Составление обобщающих таблиц;
  • Практические занятия;
  • Учебный тренинг;
  • Тестирование.

Условиями реализации курса являются использование на занятиях:

  • Разных видов словарей и справочных материалов;
  • Художественной литературы;
  • Учебного пособия «Русский  язык. Репетитор»;
  • Учебного пособия «ЕГЭ. Русский  язык. Экспериментальная экзаменационная работа. 9 класс»;
  • Учебного пособия «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста».

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты обучения

 Ученик научится:

 1. Российской гражданской идентичности (патриотизму, уважению к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувству ответственности и долга перед Родиной, идентификации себя в качестве гражданина России, субъективной значимости использования русского языка и языков народов России, осознанию и ощущению личностной сопричастности к судьбе российского народа).

Осознанию этнической принадлежности, знанию истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);

Осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3. Пониманию  родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значению в процессе получения школьного образования; анализу общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способности обогащать свой словарный запас; формированию навыков анализа и оценки языковых явлений и фактов; умению пользоваться различными лингвистическими словарями. 4.Осознанию эстетической ценности  русского языка; уважительному отношению к родному языку, гордости за него; потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремлению к речевому самосовершенствованию.

  5.Получению достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способности к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.

  6. Формированию нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении). Ответственному отношению к учению; уважительному отношению к труду. Осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятию ценностей семейной жизни, уважительному и заботливому отношению к членам своей семьи.

7. Осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

 8. Формированию социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах (осознанию ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

9. Формированию ценностей здорового и безопасного образа жизни.

10. Развитию эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в понимании красоты человека).

11. Формированию  основ экологической культуры.

Ученик получит возможность научиться:

- Использовать в полной мере объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

- Оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью.

- Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;

4)проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;

6)осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

7) воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

Ученик получит возможность научиться:

1) систематизировать  научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

 3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Метапредметные  результаты обучения

 Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

 -  самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Ученик получит возможность научиться:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

- определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;

 - определять критерии правильности выполнения учебной задачи;

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

-  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

- смысловому чтению;

- формировать и развивать экологическое мышление, уметь применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

- развивать мотивацию к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Ученик получит возможность научиться:

 - подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выделять явление из общего ряда других явлений;

- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- излагать полученную информацию;

- подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- определять идею текста;

- преобразовывать текст;

- оценивать содержание и форму текста;

- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные работы;

- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

 - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Ученик получит возможность научиться:

- играть определенную роль в совместной деятельности;

- принимать позицию собеседника,  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);

- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

- создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

- использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные  под руководством учителя;

- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его;

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

- заполнять и дополнять таблицы, схемы.

Содержание программы

1. Введение (1ч.) Предмет и задачи элективного курса. История русской риторической науки. Учёные о тропах. Разграничение литературных стилей

2. Смысловая схема речи (2ч.) Традиции расположения содержания в описании, повествовании и рассуждении.

3. Виды речи (1ч.) Виды речевой деятельности. Виды речи: внешняя и внутренняя, монологическая и диалогическая.

4. Методика работы над речью (3ч.) Подготовка речи. Определение темы, вида, целевой установки. Работа с источниками (записи, конспекты, тезисы). Подробный план и краткий план. Смысловое сжатие речи.

 5. Композиция речи (3ч.) Начало речи. Его функции и структура. Главная часть. Роль логических элементов и аргументов. Заключение, его функции и структура.

 6. Словесное выражение речи (3ч.)  Норма и её виды. Выразительность речи: понятие тропа и фигуры.

7. Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи (1ч.) Стилистическая полифония речи.

8. Техника речи (2ч.) Темп, паузы, интонации. Скорость речи.

9. Основы мастерства беседы (1ч.) Типы беседы. Принципы поведения собеседников.

10. Письменная речь как текст (1ч.) Основные средства русской графики. Пунктуация.

11. Ритм письменной речи (1ч.) Связь ритма с абзацами и знаками препинания, передающими паузы.

12. Особенность письменной речи (2ч.) Композиция письменного высказывания. Жанр письменного текста. Средства связи предложений.

13. Чтение – восприятие готового письменного текста (3ч.) Два этапа чтения. Основные способы фиксации и сохранения информации. Выделение ключевых слов.

14. Виды изложения (3ч.)  Изложение с элементами сочинения. Сжатие текста. Сокращение текста.

15. Письменная речь как жанр (1ч.) Жанры письменной речи (информативные, воздействующие, этикетные).

16. Конспект (2ч.) Виды конспектов. Способы речевой фиксации. План. Правила конспектирования.

17. Реферат (1ч.) Цель реферата. Структура реферата.

18. Интерпретация текста (1ч.) Анализ художественного текста. Герменевтика как искусство толкования текста.

19. Лингвостилистический анализ текста (1ч.) Анализ по категориям текста.

20.  Заключительное занятие. Зачёт. (1ч.) Тест, мини-сочинение по предложенному тексту.

Учебно-тематическое планирование

                 ( Всего: 34 часа, 1 час в неделю)        

                 Название темы        

Всего часов

 В том числе

Формы контроля

1.

Введение. Предмет и задачи элективного курса. История русской риторической науки. Учёные о тропах. Разграничение литературных стилей.

1.

Беседа, лекция, конспектирование, анализ текста

Мини-сочинение

2.

Смысловая схема речи. Традиции расположения содержания в описании, повествовании и рассуждении.

2.

Беседа, исследование, анализ текста

Анализ текста

3.

Виды речи: внешняя и внутренняя, монологическая и диалогическая.

1.

Беседа, лекция, практикум

Таблица

4.

Подготовка речи. Определение темы, вида, целевой установки. Работа с источниками (записи, конспекты, тезисы).

3.

Беседа, лекция, конспектирование, анализ текста, учебный тренинг

Рецензирование, анализ текста

5.

Композиция речи. Начало, главная часть. Роль логических элементов и аргументов.

3.

Беседа, исследование, анализ текста, учебный тренинг, моделирование

Анализ текста, устное сообщение, мини-сочинение

6.

Словесное выражение речи. Норма и её виды. Выразительность речи: понятие тропа и фигуры.

3.

Беседа, исследование, анализ текста, работа со словарём

Рецензирование, тестирование, анализ текста

7.

Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи.

1.

Исследование, анализ текста

Таблица

8.

Техника речи. Темп, паузы, интонации. Скорость речи.

2.

Исследование, анализ текста, учебный тренинг

Анализ текста, интерпретация поэтического текста

9.

Основы мастерства беседы. Типы беседы.

1.

Беседа, учебный тренинг, моделирование

Устное сообщение

10.

Письменная речь как текст. Основные средства русской графики. Пунктуация.

1.

Исследование, анализ текста, работа со словарём

Анализ текста

11.

Ритм письменной речи. Связь ритма с абзацами и знаками препинания.

1.

Исследование, анализ текста, учебный тренинг

Мини-сочинение

12.

Особенность письменной речи. Композиция письменного высказывания. Жанр письменного текста. Средства связи предложений.

2.

 Исследование, анализ текста, работа со словарём, учебный тренинг

Анализ текста, интерпретация поэтического текста

13.

Два этапа чтения. Основные способы фиксации и сохранения информации. Выделение ключевых слов

3.

Беседа, лекция, конспектирование, анализ текста, учебный тренинг

Анализ текста, устное сообщение, мини-сочинение

14.

Виды изложения. Изложение с элементами сочинения. Сжатие текста. Сокращение текста

3.

Исследование, анализ текста, учебный тренинг

Рецензирование, анализ текста, мини-сочинение

15.

Жанры письменной речи

1.

Работа со словарём, лекция, практикум  

Устное сообщение

16.

Конспект. Виды конспектов. Способы речевой фиксации. План. Правила конспектирования

2.

Исследование, анализ текста, учебный тренинг, моделирование

Анализ текста, конспект

17.

Реферат. Цель реферата. Структура реферата

1.

Конспектирование, лекция,  практикум  

Устное сообщение, таблица

18.

Интерпретация текста. Анализ художественного текста

1.

Анализ текста, учебный тренинг, работа со словарём

Интерпретация поэтического текста, анализ текста

19.

Лингвостилистический анализ текста

1.

Исследование, анализ текста, практикум

Устное сообщение, анализ текста

20.

Заключительное занятие. Зачёт

1.

  Практикум

Тестирование, мини-сочинение

Итого:

  • Беседа – 8;
  • Лекция – 6;
  • Работа со словарём – 5;
  • Исследование – 11;
  • Конспектирование – 4;
  • Моделирование – 4;
  • Учебный тренинг – 10;
  • Анализ текста – 15;
  • Практикум  - 5.

         

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Всего часов

Дата (планируемая)

Дата (фактическая)

1.

Введение. Предмет и задачи элективного курса. История русской риторической науки. Учёные о тропах. Разграничение литературных стилей

1ч.

2.

Смысловая схема речи. Традиции расположения содержания в описании  

1ч.

3.

Традиции расположения содержания в повествовании и рассуждении

1ч.

4.

Виды речи: внешняя и внутренняя, монологическая и диалогическая

1ч.

5.

Подготовка речи. Определение темы, вида, це-левой установки  

1ч.

6.

Работа с источниками (записи, конспекты, тезисы)

1ч.

7.

Подробный план и краткий план. Смысловое сжатие речи

1ч.

8.

Композиция речи. Начало, главная часть, заключение. Начало речи. Его функции и структура  

1ч.

9.

 Главная часть. Роль логических элементов и аргументов  

1ч.

10.

 Заключение, его функции и структура

1ч.

11.

 Словесное выражение речи. Норма и её виды  

1ч.

12.

Норма и её виды

1ч.

13.

Выразительность речи: понятие тропа и фигуры

1ч.

14.

Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи

1ч.

15.

Техника речи. Темп, паузы, интонации

1ч.

16.

Скорость речи. Тембр, высота, диапазон голоса

1ч.

17.

Основы мастерства беседы. Типы беседы

1ч.

18.

Письменная речь как текст. Основные средства русской графики. Пунктуация

1ч.

19.

Ритм письменной речи. Связь ритма с абзацами и знаками препинания

1ч.

20.

Особенность письменной речи. Композиция письменного высказывания  

1ч.

21.

Жанр письменного текста. Средства связи предложений

1ч.

22.

Два этапа чтения. Основные способы фиксации и сохранения информации.  

1ч.

23.

Основные способы фиксации и сохранения информации

1ч.

24.

Два этапа чтения. Выделение ключевых слов

1ч.

25.

Виды изложения. Сжатие текста. Сокращение текста

1ч.

26.

Изложение с элементами сочинения

1ч.

27.

Сжатое изложение

1ч.

28.

Жанры письменной речи

1ч.

29.

Конспект. Виды конспектов. Способы речевой фиксации

1ч.

30.

План. Правила конспектирования

1ч.

31.

Реферат. Цель реферата. Структура реферата

1ч.

32.

Интерпретация текста. Анализ художественного текста

1ч.

33.

Лингвостилистический анализ текста

1ч.

34.

Заключительное занятие. Зачёт (Тестирование, мини-сочинение по предложенному тексту)

1ч.

                   Литература для учащихся:

  1. Зинина Е.А.  «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста», М.: Дрофа, 2006.
  2. Куманяева А.Е., Никулина М.Ю., Сычёва В.П. «ЕГЭ. Русский  язык. Экспериментальная экзаменационная работа. 9 класс»; М.: Экзамен, 2006.
  3. Тураев С.В. «Краткий словарь литературоведческих терминов», М.: Просвещение,2000.
  4. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. «Лингвистический словарь», М.: Просвещение, 1987.
  5. Цыбулько И.П., Львова С.И. «Русский язык. Репетитор», М.: Эксмо, 2008.

                  Литература для учителя:

  1. Безымянная О.М., Лукьянов С.А. «Методика работы над изложениями», М.: Глобус, 2006.
  2. Сергеев Ф.П. «Речевые ошибки и их предупреждение», Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Шамшина Г.С., Хорт О.А. «Сочинение и изложение в выпускном классе. Методика подготовки учащихся», Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Иванова-Лукьянова Г.Н. «Чтение вслух с опорой на пунктуацию», М.: Русский язык, 1998.
  5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи», М.: Международные отношения, 1993.
  6. Скороход Л.К. «Словарная работа на уроках русского языка», М.: Просвещение, 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Элективный курс по русскому языку "Практикум по русскому языку" для 11 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...

Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"

Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

  Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ.    Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

ГИА – это новая форма итогового контроля,  определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна  в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...

Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...