Урок русского языка в 7 классе Тема урока: Разряды наречий
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Цели урока:
- уточнить знания детей о наречии, их отличие от других частей речи;
- отработать умение определять разряды наречий по значению;
- грамотно применять наречия в речи;
- продолжать развивать устную и письменную речь;
- обогащать словарный запас учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7kl1.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе
Тема урока: Разряды наречий
Дата проведения
Цели урока:
- уточнить знания детей о наречии, их отличие от других частей речи;
- отработать умение определять разряды наречий по значению;
- грамотно применять наречия в речи;
- продолжать развивать устную и письменную речь;
- обогащать словарный запас учащихся.
Планируемые результаты
Личностные:
- формировать положительную мотивацию к обучению.
- развивать интерес к изучению русского языка.
- формировать интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждение, анализировать, сравнивать, группировать, формулировать выводы).
Метапредметные:
Умение:
- структурировать материал; сжато воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;
- уметь работать с различными источниками информации, включая электронные;
- видеть взаимосвязи русского языка и литературы;
- видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, давать определения понятиям;
- применять полученные знания, умения, навыки на межпредметном уровне;
- работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные:
Умение:
- группировать имена прилагательные по лексико-грамматическим признакам;
- проводить морфологический разбор прилагательных;
- обогащать словарный запас;
- развивать языковую интуицию.
Содержание урока
1.Организационный момент
Давайте поприветствуем, друг друга и подарим свои улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное - это доброе начало. Проверьте осанку. Помните: люди с правильной осанкой всегда хорошо выглядят, они подтянуты, стройны, аккуратны.
2.Сообщение темы и цели. Игра «Составь слово»
- Четвертая буква в слове кузНец
- Эта буква пишется в корне слова прилАгательное
- Этой буквы нет в японском языке, поэтому они говорят: «глоза, лис, ладуга, лыба» -Р
- Эта буква пишется в окончании слова в деревнЕ
- Первая мягкая шипящая буква в русском алфавите – Ч
- Эта буква пишется в корне слова собИрались
- Эта буква пишется в окончании слова борЕтся
- Какое слово у вас получилось? Правильно, наречие. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой части речи. А для начала небольшая ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ
- К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие? (к самостоятельным)
- Что наречие обозначает? (признак действия, признак другого признака)
- Вопросы? (Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? И др.)
- Главный морфологический признак? (неизменяемость)
- Каким словам чаще всего примыкает наречие? (к глаголу)
- Синтаксическая роль? (обстоятельство)
3.Устная работа
Учитель: Послушайте стихотворение и подсчитайте, сколько наречий употреблено в тексте (13 наречий)
Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым,
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым,
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно,
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.
Учитель: Прошу проверить себя (раздаточный материал)
Учитель: Как вы думаете, почему эти предложения записаны попарно?
В дали голубой замелькал парус.
Вдали послышался шум.
В начале лета было жарко.
Вначале разговор не клеился.
С начала весны установилась солнечная погода.
Сначала надо выучить правило.
Я шел на встречу с писателем.
Я шел навстречу ветру.
Учитель: Что нужно знать и о чем помнить, чтобы отличить наречие от похожих на них слов?
Учитель: Как называются слова одинаково звучащие, но разные по значению? (омонимы)
- 4. Исследовательская работа. Актуализация нового материала
Учитель: По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас попробуете догадаться сами.
(Учащиеся работают с таблицей. Они самостоятельно формулируют вопросы к наречиям, представленным в третьем столбике, записывают их и пробуют догадаться, к какому разряду могут относиться эти наречия).
Результат самостоятельной работы заполненная схема.
Физкультминутка. Игра “Волшебный мячик”.
- От глагола бежать один учащийся задаёт вопрос, кидает мячик, другой учащийся ловит мяч и отвечает на вопрос (ответ-наречие), затем он задаёт следующему учащемуся другой вопрос наречия и т. д.
- Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.
- Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.
- Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.
- Бежать (откуда?) издалека.
- Бежать (как?) быстро, медленно.
- Бежать (зачем?) специально.
- Бежать (почему?) с перепугу, со страха.
5. Упражнения на закрепление
Учитель: Разряд наречия – это и есть его постоянный морфологический признак. Ученые лингвисты отмечают, что наречий образа действия и меры и степени примерно 6 тысяч и их количество активно пополняется. А остальные группы включают чуть более 260 слов и их число почти не растет.
А теперь вы самостоятельно попробуете определить разряд наречий, но прежде вы должны заменить фразеологический оборот наречием.
Учитель: А сейчас пододвиньте к себе ноутбуки и выполните предложенное задание.(учащиеся работают с электронным модулем, учитель проверяет правильность выполнения).
Ещё одно творческое задание поможет вам лучше запомнить разряды наречий. У вас на столах есть карточки с русскими пословицами, но в них не хватает слов. Заполните, пожалуйста, карточки в соответствии с заданными вопросами. (проверка результатов индивидуальная и совместная)
- На одного сердит, а на другого (как?) косо глядит.
- Радости (как долго?) быстро забываются, а печали никогда.
- Не откладывай на завтра то, что можно сделать (когда?) сегодня.
- (где?) Дома и стены помогают.
- Едет не скоро, да (как?) споро.
- Все (с какой целью?) назло да наперекор, да людям в укор.
- На одном полозе (куда?) далеко не уедешь.
Учитель: Что нового мы узнали сегодня про наречие? За работу на уроке получают оценки следующие учащиеся…
Домашнее задание - §14 упр.206
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»
Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"
Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана с учетом требований адаптированной основной...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....