Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Данная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 5 класса составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень) 5 класс, подготовленной Т.А. Ладыженской, М.Т.Барановым, Л.А. Тростенцовой (Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2018.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку 5кл. | 91.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Боргойская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю: Директор МБОУ «Боргойская СОШ» _______________ Б.В.Надмитова Приказ № ____ от «___» _________ 2020 г. | Согласовано: Зам директора по УВР ____________ Д.С.Цыремпилова «___»_______________ 2020 г. | Рассмотрено: на заседании МО протокол № ____ от «___» ________2020 г. ____________ С.А.Ванданова |
Рабочая программа по предмету
Русский язык
5 класс
2020-2021 учебный год
Рабочую программу составила: Б.В. Надмитова,
учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории
Аннотация
Данная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 5 класса составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень) 5 класс, подготовленной Т.А. Ладыженской, М.Т.Барановым, Л.А. Тростенцовой (Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2018.)
Рабочая программа представляет собою описание планируемых образовательных результатов освоения основной образовательной программы, содержание учебного предмета и тематический поурочный план с определением основных видов учебной деятельности.
В разделе "Планируемые образовательные результаты" определено, что русский язык как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
В разделе "Содержание учебного предмета" отражена система контроля, представленная на основе рекомендаций к организации учебного процесса в целом и к изучению конкретных разделов и тем (Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс: учеб. пособие для общеобразов. организаций / Н.Н. Соловьева М.: Просвещение, 2018; Тростенцова Л.А., Стракевич М.М., Ладыженская Н.В. и др. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс; 2)Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.-Москва «Просвещение», 2020)
В разделе "Тематический поурочный план" показано место курса ""Русский язык" в базисном учебном (образовательном) плане, где обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в 5 классе в объеме 175 часов (планирование рассчитано на 5 часов русского языка в неделю)
Данная рабочая программа целенаправленно и эффективно используется и реализуется учителем для подготовки и проведения уроков русского языка в 5 классе.
Целью данной рабочей программы учебного предмета «Русский язык» является организация и проведение занятий, направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа обеспечивается линией учебно-методического комплекта по русскому языку для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской, выпускаемой издательством «Просвещение».
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы.
Русский язык — язык русского народа. Он служит ему средством:
-общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве);
-хранения и передачи информации;
-связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык — один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком. Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и
общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся,
овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
-совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной
деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Новизна данной программы заключается в переходе от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, в усилении аналитического компонента учебной деятельности, в формировании коммуникативной культуры учащихся и развитии умений работать с различными типами информации и её источниками. Решить указанные задачи помогают как традиционные средства обучения, так и современные информационно-коммуникативные средства обучения, которые обеспечивают познавательную деятельность современного школьника.
Назначение программы:
- для обучающихся 5 класса образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МКОУ «Михайловская СОШ №1» программа определяет приоритеты в содержании русского языка для обучающихся 5 класса и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МКОУ «Михайловская СОШ №1» программа является основанием для определения качества реализации учебного курса «Русский язык» для обучающихся 5 класса.
Раздел 2. Общая характеристика курса
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка
составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях — территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
-отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
-сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и
речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка:
литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех обеспечен в том случае, если учитель, принимая во внимание особенности местного говора, будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.
Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся
пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.
Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразитель ному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан монотонно, невыразительно.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т. д.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма.
Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.
Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приёмы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнёзд однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного человека.
Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков
правописания. Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.
Особую важность приобретает контроль учителя за классными и домашними работами учащихся. Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию и коррекции умений и навыков школьников. Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их
к работе со справочной литературой. Постепенно переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и справочникам, учитель вырабатывает у учащихся привычку обращаться к этим пособиям в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной куль туры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаю тся фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в 8—9 классах.
Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах, сведения по стилистике и речеведению — в 5, 6 и 9 классах.
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.
В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в 9 классе.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1—4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. В остальных классах содержание работы на уроках повторения не регламентируется. Учитель использует их, учитывая конкретные условия преподавания. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи — пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются среди грамматического материала. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В конце программы каждого класса в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи. В программе указан годовой объём учебного времени по каждому классу, а также распределение количества часов по темам программы. Преподаватель, учитывая значимость мате- риала для формирования навыков грамотной письменной и устной речи, а также подготовленность учащихся и условия работы с данным классом, в указанное распределение может вносить свои коррективы.
Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы. Учитель должен реализовать её выполнение. Вместе с тем ему предоставляется право по своему усмотрению использовать пятую часть времени, не ослабляя, однако, изучение базовых знаний и работу по формированию умений и навыков. Для этого преподаватель располагает следующими возможностями: давать учащимся сходные и сложные темы обобщённо (в виде блоков); по-своему использовать материал повторения пройденного; увеличивать (за счёт повторения пройденного в сильных классах) количество работ по развитию связной речи.
Разные коллективы учащихся по-разному подготовлены к восприятию нового. Учитывая реальный объём знаний школьников и уровень владения умениями, а также значимость материала для их формирования, учитель сам распределяет время на программные темы того или иного класса.
Раздел 3. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном пане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение русского языка в 5-ом классе отводится 175 часов (из них 175 часов за счет части, формируемой участниками образовательного процесса).
Рабочая программа предусматривает обучение русскому языку в объёме 5 часов в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.
Программой предусмотрено проведение:
1) диктантов - 11 (из них контрольных - 5);
2) изложений - 10
3) сочинений - 16 (из них устных - 2)
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:
- проблемное обучения;
- технология использования в обучении игровых методов (ролевых, деловых) ;
- обучение к сотрудничеству (командная, групповая работа);
- информационно-коммуникационная технология;
- здоровьесберегающая технология.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Михайловская СОШ№1».
Промежуточная аттестация в соответствии с Уставом образовательного учреждения проводится в устной и письменной формах (контрольные работы и уроки развития речи). Формой контроля, предусмотренной курсом, является контрольный диктант, изложение и сочинение.
Раздел 4. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
-удержание и повышение учебной мотивации младших подростков за счет организации учебного сотрудничества с младшими школьниками;
- стремление и способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений;
- умение вступать в разновозрастное сотрудничество, как с младшими школьниками, так и со старшими подростками: уважительное отношение к младшим и умение слушать и слышать, вступать в коммуникацию со старшими подростками;
- умение осуществлять замысел будущей деятельности (проекта);
- отсутствие подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных);
- умение работать в позиции «взрослого» («учителя»): удержание точки зрения незнающего, помощь младшему школьнику занять новую точку зрения; организация для содержательной учебной работы группы младших школьников;
- понимание и учет в своей деятельности интеллектуальной и эмоциональной позиции другого человека
Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Учащийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Учащийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Учащийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Учащийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Учащийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других учащихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Учащийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Учащийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот
Смысловое чтение. Учащийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Учащийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Учащийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Учащийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Учащийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Учащийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений
Речь и речевое общение.
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения
Выпусник получит возможность научится:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность. Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Чтение
Выпускник научится:
понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научится:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности.
Говорение.
Выпускник научится:
создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственноэтические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научится:
• составлять тезисы выступления, конспекты;
• писать рефераты.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению
связного текста.
Выпускник получит возможность научится:
•создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (реферат, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты ( объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
•владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), официально-делового стилей, разговорной речи (сообщение, доклад как жанры научного стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи ( сообщение, доклад как жанры научного стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научится:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров ( реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; готовить выступление, принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научится:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования
Выпускник получит возможность научится:
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научится:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научится:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научится:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научится:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научится:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Раздел 5. Содержание учебного предмета «Русский язык», 5 класс (175ч)
№ п/п | Название раздела, | Количе ство часов (175) | Содержание учебного раздела | Контрольно - оценочная деятельность (виды и формы) | Источник формирования фондов оценочных средств для проведения контрольно - оценочной деятельности |
1 | Язык и общение | (2 ч + 1 ч) | Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи. | ||
2 | Повторение изученного в I—IV классах | (17 ч + 3 ч) | I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, у, а после шипящих. Разделительные ъ и ь. II. Части речи. Глагол: время, лицо, число, род (в прошедшем времени). Правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться в глаголах; раздельное написание не с глаголами. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Наречие (ознакомление). Раздельное написание предлогов с другими словами. III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста. | 1.Диктант 2.Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. Скребицкому) 3. Сочинение по картине. Описание картины (устно или письменно) (А. Пластов. "Летом") 4.Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1.Стр. 6 (Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс: учеб.пособие для общеобразов. организаций / Н.Н. Соловьева М.: Просвещение, 2018) 2. Упр.69 (стр. 36) (Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Москва «Просвещение», 2020, 1 часть ) 3. Упр. 110 (стр. 54) (Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ) 4. Стр. 9 (Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс: учеб.пособие для общеобразов. организаций / Н.Н. Соловьева М.: Просвещение, 2018) |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 23 ч + 7 ч | I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).Грамматическая основа предложения. Тире между под- лежащим и сказуемым. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространённые и распространённые предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и c союзами а, но, и. Обращение, знаки препинания при обращении. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном перед и, а, но, чтобы, потому что, хотя, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Тире в начале реплик диалога. Пунктуационный разбор простого предложения. II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изученного материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побуди- тельные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом. III. Диалог, этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение-повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине. | 1. Сжатое изложение (В.Катаев). 2. Устный анализ тем сочинений. Сочинение на тему по выбору 3. Сочинение по картине (Ф. Решетников. "Мальчишки") 4. Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» 5. Повторение. Сжатое изложение (По Е. Мурашовой) 6.Диктант с грамматическим заданием | 1.Упр. 149 (стр. 75) (Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений,1часть ) 2. Упр.161,162 (стр. 82) 3. Упр.236 (стр. 115)-1часть 4. Стр.25 (Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс: учеб.пособие для общеобразов. организаций / Н.Н. Соловьева М.: Просвещение, 2018) 5. Упр.269 (стр. 133) -1часть 6.Стр.28 (Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс: учеб.пособие для общеобразов. организаций / Н.Н. Соловьева М.: Просвещение, 2018) |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | 12 ч + 3 ч | I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Печатные и рукописные буквы; прописные и строчные. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Орфографический разбор. Орфографические словари. II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в раз- личных словарях (в том числе орфоэпических). III. Описание предмета, картины (натюрморта). Отбор языковых средств в зависимости от темы, задачи, адреса- та высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием. | 1.Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Паустовский. «Шкатулка» 2. Описание предмета. Сочинение-описание 3. Повторение. Описание предметов, изображенных на картине (Ф.Толстой. "Цветы, фрукты, птица")-устно 4. Диктант и проверочная работа | 1. Упр. 292, стр. 144 ( Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ) 2. Упр.313, с. 154 ( Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ) 3. Упр. 339, с. 165 ( Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ) 4. Стр. 42 (Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс: учеб.пособие для общеобразов. организаций / Н.Н. Соловьева М.: Просвещение, 2018) |
5 | Лексика. Культура речи | (6 ч + 2 ч) | I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. II. Умение пользоваться толковым словарём, словарём антонимов и др. Умение употреблять слова в свойствен- ном им значении. III. Сочинение-рассуждение. Подробное изложение от 3-го лица. Описание изображённого на картине. | 1. Сочинение по картине (И. Грабарь. "Февральская лазурь") 2. Подробное изложение (К.Паустовский. "Первый снег") | 1. Упр.390, с. 184 ( Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ) 2. Упр. 408, стр. 191 ( Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ) |
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи | (18 ч + 4 ч | I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках; бук- вы з и с на конце приставок. Правописание чередующих- ся гласных а и о в корнях -лаг- — -лож-, -раст- — -рос-. Буквы ё — о после шипящих в корне. Буквы и и ы после ц. II. Умение соблюдать правила орфографии в рамках изученного материала. Умение пользоваться орфографическими словарями. III. Рассуждение, его структура и разновидности. Рассуждение в повествовании. Письмо-повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение. | 1. Сочинение по личным впечатлениям в форме письма 2. Рассуждение. Сочинение-рассуждение 3.Выборочное изложение с изменением лица 4. Контрольный диктант по теме «Морфемика и орфография» 5.Сочинение по картине (П. Кончаловский. "Сирень в корзине") | Упр.425,стр.12(Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. ) 2. Упр.437, стр. 16 (учеб.,2 часть) 3. Упр.456, стр. 23 4. Стр.71 Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс: учеб.пособие для общеобразов. организаций / Н.Н. Соловьева М.: Просвещение, 2018) 5. Упр. 508, стр. 47, учеб. 2 часть ( Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ) |
7 | Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное Имя прилагательное Глагол | (17 ч + 4 ч) (10 ч + 4 ч) (29 ч + 6 ч) | I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевлённые и неодушевлённые (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Буквы о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Морфологический разбор имён существительных. II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определён неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать у имён существительных формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежа множественного числа (чулок, мест и т. д.). Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и устранения неоправданных повторений одних и тех же слов. III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение-повествование. Подробное изложение с из- менением лица рассказчика. I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Полные и краткие прилагательные. Морфологический разбор имён прилагательных. II. Умение правильно ставить ударение в краткой фор- ме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синони- мами для более точного выражения мыслей и для устра- нения неоправданных повторений одних и тех же слов. III. Описание животного. Структура данного жанра, его стилистические разновидности. Сочинение с описани- ем животного в рассказе (по плану). I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Не с глаголами. Неопределённая форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределённой форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола. Правописание чередующихся гласных е — и в корнях глаголов -бер- — -бир-, -дер- — -дир-, -мер- — -мир-, -пер- — -пир-, -тер- — -тир-, -стел- — -стил-. Время глагола: прошедшее, настоящее, будущее. Спряжение глагола. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Морфологический разбор глагола. II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мыслей, для устранения неоправданного повторения слов. III. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Рассказ на тему пословицы. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста. | 1. Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение 2.Сжатое изложение (Е. Пермяк. "Перо и чернильница") 3.Контрольный диктант по теме « Имя существительное.» 4.Изложение с изменением лица 5. Сочинение по картине (Г. Нисский. «На лодке. Вечер») 6. Диктант 7.Описание животного. Изложение (А. Куприн. "Ю-ю") 8.Описание животного на основе изображённого. Сочинение по фотографии «Камчатский бурый медведь» 9. Сочинение "Как я испугался" 10. Диктант и проверочная работа 11.Сочинение "Моё любимое животное" 12. Контрольный диктант по теме "Глагол" 13. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Савчук. "Шоколадный торт") 14.Употребление "живописного настоящего" в повествовании 15. Сочинение-рассказ по рисунку (О.Попович. "Не взяли на рыбалку") 16. Диктант и проверочная работа |
Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ) 2. Упр.553, стр.68 (учеб.,2 часть) 3. Стр.85 ( Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс: учеб.пособие для общеобразов. организаций / Н.Н. Соловьева М.: Просвещение, 2018) 4. Упр.587, стр. 81 ( Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ) 5. Упр.602, стр. 89 6.Стр.85 ( Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс: учеб.пособие для общеобразов. организаций / Н.Н. Соловьева М.: Просвещение, 2018) 7. Упр.629, стр. 103 ( Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ) 8. Упр. 643, стр.109 9.Упр.645, стр.111(Учебн.,2 ч) 10 Стр.119 ( Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс: учеб.пособие для общеобразов. организаций / Н.Н. Соловьева М.: Просвещение, 2018) 11. Упр. 632, стр. 105 (Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ) 12. Стр.119 ( Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс: учеб.пособие для общеобразов. организаций / Н.Н. Соловьева М.: Просвещение, 2018) 13. Упр. 739, стр. 153 (Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ) 14. Упр.737, стр. 150 15. Упр. 745, стр. 156 (Учеб., 2ч) 16. Стр.119 ( Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс: учеб.пособие для общеобразов. организаций / Н.Н. Соловьева М.: Просвещение, 2018) |
8 | Повторение и систематизация изученного в V классе | (5 ч + 2 ч) | 1.Сочинение на одну из тем по выбору | Упр.763,стр. 163 (Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч) |
Раздел 6. Тематический поурочный план учебного предмета «Русский язык», 5 класс (175ч)
№ п/п | Тема урока | Кол-во час ов | Примечание |
Язык и общение (2ч-+1ч) | |||
1 | Язык и человек. Общение устное и письменное. | 1 | |
2 | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | 1 | |
3 | Р/Р Стили речи | 1 | |
Вспоминаем, повторяем, изучаем (17ч+3ч) | |||
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | |
5 | Орфограмма. | 1 | |
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | |
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | |
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | |
9 | Буквы и, у, а после шипящих | 1 | |
10 | Разделительные ъ и ь | 1 | |
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | |
12 | Диктант | 1 | диктант 1 |
13-14 | Р/Р Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. Скребицкому) | 2 | изложение1 |
15 | Части речи. Глагол | 1 | |
16 | -Тся и -ться в глаголах. Личные окончания глаголов. | 1 | |
17 | Тема текста | 1 | |
18 | Имя существительное | 1 | |
19 | Имя прилагательное | 1 | |
20 | Р/Р Сочинение по картине. Описание картины (А. Пластов. "Летом") | 1 | сочинение1 |
21 | Местоимение | 1 | |
22 | Основная мысль текста | 1 | |
23 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | диктант 2 (контрольный) |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (23 ч+7ч) | |||
24 | Синтаксис. Пунктуация | 1 | |
25 | Словосочетание | 1 | |
26 | Разбор словосочетания | 1 | |
27 | Предложение | 1 | |
28 | Р/Р Сжатое изложение (В.Катаев) | 1 | изложение 2 |
29 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | |
30 | Восклицательные предложения | 1 | |
31 | Р/Р Устный анализ тем сочинений. Сочинение на тему по выбору | 1 | сочинение2 |
32 | Р/Р Устный отзыв о сочинении | 1 | |
33 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | |
34 | Сказуемое | 1 | |
35 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | |
36 | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения | 1 | |
37 | Дополнение | 1 | |
38 | Определение | 1 | |
39 | Обстоятельство | 1 | |
40 | Предложения с однородными членами | 1 | |
41 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | |
42 | Предложения с обращениями | 1 | |
43 | Письмо | 1 | |
44 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | |
45 | Р/Р Сочинение по картине (Ф. Решетников. "Мальчишки") | 1 | сочинение 3 |
46 | Пунктуационный разбор простого предложения | 1 | |
47 | Простые и сложные предложения | 1 | |
48 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | |
49 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | диктант 3 (контрольный |
50 | Прямая речь | 1 | |
51 | Диалог | 1 | |
52 | Р/Р Повторение. Сжатое изложение (По Е. Мурашовой) | 1 | изложение 3 |
53 | Диктант с грамматическим заданием | 1 | диктант 4 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15 ч) | |||
54 | Фонетика. Гласные звуки | 1 | |
55 | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи | 1 | |
56 | Согласные твердые и мягкие | 1 | |
57,58 | Повествование. Обучающее изложение с элементами описания(К.Паустовский. «Шкатулка») | 2 | изложение 4 |
59 | Согласные звонкие и глухие | 1 | |
60 | Графика | 1 | |
61 | Алфавит | 1 | |
62 | Описание предмета. Сочинение описание | 1 | сочинение 4 |
63 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 1 | |
64 | Двойная роль букв у,ё,ю,я | 1 | |
65 | Орфоэпия | 1 | |
66 | Фонетический разбор слова | 1 | |
67 | Повторение. Описание предметов, изображенных на картине (Ф.Толстой. "Цветы, фрукты, птица") | 1 | сочинение 5 |
68 | Диктант и проверочная работа | 1 | диктант 5 |
Лексика. Культура речи (8 ч) | |||
69 | Слово и его лексическое значение | 1 | |
70 | Однозначные и многозначные слова | 1 | |
71 | Прямое и переносное значение слов | 1 | |
72 | Омонимы | 1 | |
73 | Синонимы | 1 | |
74 | Сочинение по картине (И. Грабарь. "Февральская лазурь") | 1 | сочинение 5 |
75 | Антонимы | 1 | |
76 | Подробное изложение (К.Паустовский. "Первый снег") | 1 | изложение 5 |
Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч) | |||
77 | Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | 1 | |
78 | Окончание | 1 | |
79 | Основа слова | 1 | |
80 | Сочинение по личным впечатлениям в форме письма | 1 | сочинение 6 |
81 | Корень слова | 1 | |
82 | Рассуждение. Сочинение-рассуждение | 1 | сочинение 7 |
83 | Суффикс | 1 | |
84 | Приставка | 1 | |
85 | Выборочное изложение с изменением лица | 1 | изложение 6 |
86 | Чередование звуков. Беглые гласные | 1 | |
87 | Варианты морфем | 1 | |
88 | Морфемный разбор слова (п.81) | 1 | |
89 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | |
90 | Буквы з и с на конце приставок | 1 | |
91 | Буквы а - о в корне -лаг- - -лож- | 1 | |
92 | Буквы а - о в корне -раст- - -рос- | 1 | |
93 | Буквы е - ё после шипящих в корне | 1 | |
94 | Буквы и - ы после ц | 1 | |
95 | Повторение | 1 | |
96 | Контрольный диктант по теме «Морфемика и орфография» | 1 | диктант 6 (контрольный) |
97 | Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте | 1 | |
98 | Сочинение по картине (П. Кончаловский. "Сирень в корзине") | 1 | сочинение 8 |
Морфология. Орфография. Культура речи | |||
Имя существительное (17ч +4ч) | |||
99 | Имя существительное как часть речи | 1 | |
100 | Р/Р Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение | 1 | сочинение 9 |
101 | Имена существительные одушевленные и неодушевлённые | 1 | |
102 | Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных | 1 | |
103 | Род имён существительных | 1 | |
104 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | |
105 | Р/Р Сжатое изложение (Е. Пермяк. "Перо и чернильница") | 1 | изложение 7 |
106 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | |
107 | Три склонения имён существительных | 1 | |
108-109 | Падеж имён существительных | 2 | |
110 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 1 | |
111 | Контрольный диктант по теме "Морфология. орфография" | 1 | диктант 7 (контрольный ) |
112 | Работа над ошибками | 1 | |
113 | Р/Р Изложение с изменением лица | 1 | изложение 8 |
114 | Множественное число имён существительных | 1 | |
115 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 1 | |
116 | Повторение и проверочная работа | 1 | |
117 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | |
118 | Р/Р Сочинение по картине (Г. Нисский. «На лодке. Вечер") | 1 | сочинение 10 |
119 | Диктант | 1 | диктант 8 |
Имя прилагательное (10ч+4ч) | |||
120 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | |
121 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | |
122 | Описание животного. Изложение (А. Куприн. "Ю-ю") | 1 | изложение 9 |
123 | Прилагательные полные и краткие | 1 | |
124-125 | Р/Р Описание животного на основе изображённого на фотографии «Камчатский бурый медведь» | 2 | сочинение 11 |
126 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | |
127-128 | Сочинение «Как я испугался» | 2 | сочинение 12 |
129 | Повторение | 1 | |
130 | Диктант и проверочная работа | 1 | диктант 9 |
131 | Резервный урок | 1 | |
132-133 | Сочинение «Моё любимое животное» | 2 | сочинение 13 |
Глагол (29ч+ 6ч) | |||
134 | Глагол как часть речи | 1 | |
135 | Не с глаголами | 1 | |
136 | Рассказ | 1 | |
137 | Неопределённая форма глагола | 1 | |
138-139 | Правописание -тся и -ться в глаголах | 2 | |
140 | Виды глагола | 1 | |
141-143 | Буквы е - и в корнях с чередованием | 3 | |
144 | Невыдуманный рассказ (о себе) | 1 | |
145 | Контрольный диктант по теме "Глагол" | 1 | диктант 10 (контрольный) |
146 | Работа над ошибками, допущенными учащимися в диктанте | 1 | |
147 | Время глагола | 1 | |
148 | Прошедшее время | 1 | |
149 | Настоящее время | 1 | |
150 | Будущее время | 1 | |
151,152 | Спряжение глаголов | 2 | |
153-155 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 3 | |
156 | Морфологический разбор глагола | 1 | |
157,158 | Р/Р Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Савчук. "Шоколадный торт") | 2 | изложение 10 |
159-160 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного лица | 2 | |
161 | Употребление времён | 1 | |
162-163 | Употребление "живописного настоящего" в повествовании | 2 | сочинение 14 |
164 | Повторение | 1 | |
165,166 | Р/Р Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. "Не взяли на рыбалку") | 2 | сочинение 15 |
167 | Диктант и проверочная работа | 1 | диктант 11 |
168 | Резервный урок | 1 | |
Повторение и систематизация изученного (5ч+2ч) | |||
169 | Разделы науки о языке | 1 | |
170-171 | Р/Р Сочинение на одну из тем по выбор (упр. 763) | 2 | сочинение 16 |
172 | Орфограммы в приставках и в корнях | 1 | |
173 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 | |
174 | Употребление букв ъ и ь | 1 | |
175 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью | 1 |
Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.УМК по предмету:
1) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы : пособие для учителей общео бразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанс кий и др.]. — 12-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012
2)Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч, Москва «Просвещение», 2020
3)Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Бара- нов и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014.
4)Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс: учеб.пособие для общеобразов. организаций / Н.Н. Соловьева
М.: Просвещение, 2018
2. Дополнительная литература
1. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка
2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка
3. Г.Г. Граник."Секреты орфографии": Кн. для учащихся 5-7 кл. / -М.: Просвещение
4. Жуков В.П. Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка
5. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка.
6 Лекант П.А., Леденёва В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка
7. С.И. Ожегов. Современный толковый словарь русского языка. ООО «Издательство Мир и Образование», 2012
3. Интернет-ресурсы
1) http://www.rosuchebnik.ru -сайт корпорации «Российский учебник»
2) http://www.gramota.ru – справочно-иформацонный портал «Грамота. Русский язык для всех»
3) http://www.slovari.ru – электронные словари онлайн
4) http://www.gramma.ru – сайт «Культура письменной речи»
5) http://www.rusolimpiada.ru – официальный сайт «Международные олимпиады по русскому языку»
6) http://www.svetozar.ru – сайт «Светозар -открытая международная олимпиада школьников по русскому языку»
7) http://www.rosolymp.ru - Всероссийская олимпиада школьников.
Раздел 8. Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу учебного предмета "Русский язык" / Класс 5 класс / 2020 - 2021 уч. г.
Реквизиты приказа директора школы | Заменяемая тема | Уплотняемая тема | Новая тема | Количество часов | Период корректировки (неделя, месяц, четверть) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....